3 июля, воскресенье
Москва
Войти

Постковидное искусство: Главные выставки весны и все не в онлайне Романтизм в России и Германии, Пепперштейн, ВХУТЕМАС и еще несколько интересных событий в музеях

Постковидное искусство: Главные выставки весны и все не в онлайне

Мы все истосковались по выставкам за последний год — большим, настоящим, в светлых красивых пространствах музея, а не пиксельным и комнатным. Благо этой весной в Москве будет на что сходить. Надеемся, что вы сделали прививки, прежде чем решили пойти в музей.

«Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена»

«Билл Виола. Путешествие души»


Когда

2 марта — 1 июня 

Где

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 

Билл Виола — такой же классик видео-арта, как любимые им Микеланджело и Караваджо — классики искусства высокого Возрождения и барокко. Виолу называют «Рембрандтом видео-арта», и он многое сделал, чтобы этот медиум признали «высоким» искусством. Настолько много, что его показывали как в христианских храмах, так и в храмах искусства, то есть музеях: от Национальной галереи в Лондоне до Эрмитажа. В коллекции последнего в 2018 году появилось видео Виолы «Море безмолвия». Видеополотна художника производят на зрителя впечатление, сравнимое с тем, что испытывал человек Средневековья, попадая в готический собор. Видео «Нантский триптих» 1992 года смотреть тяжело физически: на трех экранах параллельно идут проекции с рожающей женщиной, девушкой, которую держит мужчина, и умирающей престарелой матерью.

Первая персональная выставка Виолы в российском музее — самая ожидаемая этой весной — в нашей стране его знают и любят с 90-х годов. Привезут более 20 работ последних 14 лет, например, повествование о страдальцах, испытавших силу всех четырех стихий «Мученики», созданное для лондонского собора Святого Павла.

«Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена»


Когда

26 марта — 4 июля

Где

Музей современного искусства «Гараж»

Прошлой весной художник Джошуа Ситарелла провел несколько конференций на стриминг-сервисе Twich, посвященных пандемической реальности, и ввел термин «эпоха коронацена». Это понятие взяли на вооружение кураторы «Гаража» для выставки, задуманной как раз во время режима самоизоляции. У проекта две задачи: помощь российским художникам и творческим коллективам, а также исследование обширной и интригующей территории художественных спекуляций, то есть умозрительных рассуждений о возможном. Участников отобрали по результатам open call’а, а саму выставку кураторы мыслят как динамическую платформу для презентации широкого спектра прогнозов, прозрений и сценариев, обращенных не только в будущее, но и к возможным версиям прошлого или настоящего. Ограничений нет: можно спекулировать на темы альтернативной экономики или теории заговора, новых форм занятости или биополитики. Среди участников: группа «МишМаш», Кирилл Савченков, Genda Fluid, группа АРXIV (Москва), кооператив «Техно-Поэзия» и коллектив «Что делать».

Франциско Инфанте, Нонна Горюнова. «Артефакты». «К ночи» 


Когда

26 февраля — 15 апреля

Где

Alina Pinsky Gallery

Уютный галерейный спин-офф грандиозной выставки «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России» в Новой Третьяковке, которая продлится до 10 мая. Один из ее главных героев — Франсиско Инфанте, основатель группы художников-кинетистов и инженеров «Арго», создатель кинетических и световых объектов, ленд-арта, абстрактных холстов и фотографий. Все эти произведения объединяет одно — интерес к исследованию бесконечности космоса и структуры Вселенной. По просторам интернета гуляет байка (а может, и нет), что мобиль, успокаивающий нервы, из квартиры Самохвалова в «Служебном романе» создал как раз Инфанте.

«Артефакты» — инсталляцию под открытым небом — художник впервые создал в 1968 году вместе со своей женой Нонной Горюновой, затем проект перерос в одноименный цикл. Инфанте и Горюнова используют и развивают свой художественный метод: выбирают единственную идеальную точку съемки для вручную сконструированных инсталляций, чтобы создавать зрительные метафоры — артефакты. На выставке в галерее Алины Пинской показывают как абстрактные холсты Франсиско Инфанте 60-х годов — диалог с русским авангардом, — так и новые «Артефакты» из серии «К ночи» 2020 года.

«ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет»

«ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет» 


Когда

26 февраля — 23 мая

Где

Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

В 2020 году исполнилось 100 лет со дня создания Высших художественно-технических мастерских — знакового творческого института страны, который определил путь дизайнерского образования в России XX века. В честь юбилея в Москве открылось уже три выставки, самая крупная — «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда« в Музее Москвы. Грубо говоря, ВХУТЕМАС — это советский Баухас, эти школы и возникли практически одновременно. Но, в отличие от немецкого собрата, в московском институте лидирующие позиции занимал именно архитектурный факультет. Именно ему и тем, кто там учился и преподавал, а также самим методам инновационной архитектурной пропедевтики посвящен проект в Музее имени Щусева.

В единое повествование кураторы сложили более 200 предметов: от эскизов Центрального телеграфа Щусева и павильона Жолтовского на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке до абстракций Любови Поповой, которая вела пропедевтический курс «Цвет» на пару с архитектором Александром Весниным.

Андрей Сяйлев. «Магазин Коллекционер»


Когда

3 марта — 2 мая

Где

Cube Moscow, PA Gallery

Андрей Сяйлев уже много лет умело препарирует визуальное воплощение русской низовой шопинг-культуры — бренд продуктов питания «Каждый день», обертки макдачных бургеров или кассовая лента из «Ашана». Свой новый проект «Магазин Коллекционер» Андрей покажет в галерейном кластере Cube Moscow на одном из этажей отеля The Ritz-Carlton — вблизи очагов элитного потребления.

Объекты искусства художник представит в качестве товаров под единой торговой маркой крупного гипермаркета: шарик с надписью «Московский воздух» или свитшот с надписью «Флаг страны» — все в характерных желто-синих тонах. Сам сайт проекта оформлен в духе «маргинального дизайна»: кричащие баннеры «хит продаж», набранные растянутым шрифтом Arial, и раздражающая бегущая строка «Искусство. Дешево». Несмотря на визуальную трэшовость, шарфы и платья с принтом — чековой лентой в «белом кубе», кажутся идеальным товаром, как вещи Balenciaga и Vetements в ЦУМе. Сяйлев показывает отношения искусства и капитала в форме игры, где главный предмет отношений художественной системы — дорогостоящий символ благосостояния — растворяется в пародии на тиражное искусство для всех.

Василий Кононов-Гредин. «Русская смерть»


Когда

22 апреля — 11 июня

Где

Музей Art 4 

Василий Кононов-Гредин родился в северном городе Уржуме в Кировской области в семье православного священника, многие его родственники были репрессированы и сосланы в лагеря. «Вся христианская традиция основана на мысли о смерти, а пространство храма — это пространство тотальной инсталляции, в которой я вырос», — рассказывает художник. Проект «Русская смерть», как и популярная книга «Археология русской смерти» исследователя Сергея Мохова, посвящен значению и ритуалам смерти в нашей культуре. Материал Кононов-Гредин собирает в этнографических экспедициях по деревням Русского севера, в которые ездит с 17 лет. Он исследует заброшенные деревни Архангельской области, дома, в которых медленно прорастает лес, превращает старинные иконы и полуразрушенные иконостасы в инсталляции, пишет холсты по старым фотографиям со сценами сельских похорон или охоты на медведя. В прошлом году в петербургском Манеже на выставке «Немосква не за горами» художник подвесил под потолком объект «Фонтан» с застывшей «ледяной» водой — так он переосмыслил феномен городского фонтана в провинции, а получилась идеальная метафора смерти.

Лорен Гринфилд. «Одержимые успехом»

Лорен Гринфилд. «Одержимые успехом» 


Когда

27 апреля — 27 июня

Где

Мультимедиа Арт Музей

Фотограф Лорен Гринфилд за свою карьеру создала несколько скандальных фотоисторий: во «Времени вперед» исследовала проблему ранней потери невинности, в проектах «Время девочек», «Анорексия», «Дети + деньги» и «Королева Версаля» изучала эволюцию молодежной культуры, гендера и культа потребления. В 1992 году Лорен заинтересовалась феноменом богатства и его влияния на быт и привычки человека. 25 лет она документировала труды и дни комьюнити сверхбогатых людей в Нью-Йорке, Лас-Вегасе, Москве, Шанхае и других «местах силы», где возможен шопинг за закрытыми дверями бутиков и доставка сумок за 10 тысяч долларов на дом. Бизнес-вумен в квартире, обставленной мебелью Versace; бывший управляющий хедж-фондом, некогда владевший замком в Люксембурге; стриптизерша клуба Magic City, в первую же неделю заработавшая 20 тысяч долларов; московская светская дива Илона Столье в свитере с надписью «I’m luxury». Проект Гринфилд — это guilty pleasure для тех, кто скучает по «жирным нулевым» и втайне пересматривает шоу с Пэрис Хилтон и «Блондинку в шоколаде» с Ксенией Собчак образца докризисного 2007 года. Кстати, в начале своей фотоэпопеи Лорен сделала фотографию 12-летней Ким Кардашьян на школьной вечеринке в Лос-Анджелесе — до премьеры реалити Keeping Up with the Kardashians оставалось еще 15 лет.

«Охотники за искусством»


Когда

21 апреля — 29 августа

Где

Музей русского импрессионизма 

Есть расхожее заблуждение, что в советское время искусство приобретали разве что ушлые спекулянты, которые за бесценок скупали шедевры авангарда или иконы. Это, конечно, миф, который развеет выставка «Охотники за искусством». В музее покажут 14 частных коллекций 1950–1980-х годов, которые собирали на «одну зарплату» университетские профессора, инженеры, врачи и переводчики-синхронисты. В антикварных лавках и у таких же любителей искусства они покупали работы Константина Коровина, Александра Бенуа, Казимира Малевича, Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева и Кузьмы Петрова-Водкина. Наглядную историю советского коллекционирования по кусочкам собирали в партнерстве с петербургской KGallery, которая специализируется на выставках искусства XX века из частных собраний. Выставки Кустодиева, Серебряковой или Сомова в галерее на Фонтанке собирали толпы посетителей, а по уровню вещей не уступали музейным проектам.

«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии»


Когда

23 апреля — 22 августа

Где

Новая Третьяковка на Крымском Валу

Совместный проект Третьяковки и Государственных художественных собраний Дрездена — коробочка с тройным дном. Сначала зрителю предлагают ожидаемый диалог живописи немецкого и русского романтизма: Каспар Давид Фридрих и Александр Иванов, Филиппа Отто Рунге и Алексей Венецианов, философские пейзажи и новый язык религиозного искусства, взаимовлияния и проникновения. Известный факт: поэт и наставник цесаревича Василий Жуковский дружил с Каспаром Давидом Фридрихом, чьи картины украшали личные покои императорской семьи. За этим первым, очевидным, уровнем кураторского повествования спрятан второй. На нем эксперименты со светом и цветом от Джеймса Тарелла соседствуют с фотографиями Вольфганга Тильманса, а видео-арт Гвидо ван дер Верве с работами перформансиста Андрея Кузькина. Эстетика и философия романтизма, по мнению кураторов, не имеют якоря во времени и пространстве. Третье дно — дизайн экспозиции, который доверили американскому архитектору-деконструктивисту Даниэлю Либескинду, спроектировавшему Еврейский музей в Берлине.

Видения звезд. Дебют творческого дуэта ППСС в составе Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски


Когда

17 февраля — 4 апреля

Где

Фонд культуры «Екатерина»

Павел Пепперштейн и его муза и подруга Соня Стереостырски собрали на трех этажах площадки фонда «Екатерина» парадную галерею портретов звезд популярной культуры. Свое место там нашли Филипп Киркоров в головном уборе из перьев и страз, Алла Пугачева в образе Медузы горгоны, Игорь Николаев и Дэвид Боуи, Вера Брежнева и Жанна Агузарова. «Список этих иконических персонажей мы составляли достаточно произвольно, руководствуясь своего рода капризом, но тем не менее этот каприз достаточно симптоматичен. Мы попытались проследить определенный узор, то есть создать экспериментальную планкарту на теле коллективного бессознательного», — объясняют художники. Если вы вдруг захотите познакомить свою бабушку с историей современного русского искусства, то эта выставка — отличная точка входа, благо портрет Иосифа Кобзона на «Видении звезд» тоже имеется.

Фотографии: обложка – Музей современного искусства «Гараж» / Владимир Абих, 1 – Музей современного искусства «Гараж», 2 – Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева, 3 – Мультимедиа Арт Музей / Lauren Greenfield / INSTITUTE

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Музыкальный критик оценивает 30 самых популярных песен в России прямо сейчас
Музыкальный критик оценивает 30 самых популярных песен в России прямо сейчас Rauf & Faik, «Король и Шут» (!) и другие хиты, которые слушает вся страна
Музыкальный критик оценивает 30 самых популярных песен в России прямо сейчас

Музыкальный критик оценивает 30 самых популярных песен в России прямо сейчас
Rauf & Faik, «Король и Шут» (!) и другие хиты, которые слушает вся страна

Кирилл Иванов рассказывает о том, как записывались все десять альбомов «СБПЧ»
Кирилл Иванов рассказывает о том, как записывались все десять альбомов «СБПЧ»
Кирилл Иванов рассказывает о том, как записывались все десять альбомов «СБПЧ»

Кирилл Иванов рассказывает о том, как записывались все десять альбомов «СБПЧ»

Куда улететь на мартовские праздники за 10 тысяч рублей и дешевле
Куда улететь на мартовские праздники за 10 тысяч рублей и дешевле
Куда улететь на мартовские праздники за 10 тысяч рублей и дешевле

Куда улететь на мартовские праздники за 10 тысяч рублей и дешевле

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Идея была моя, но сделал это не я»

Первая полоса

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

Слово редакции
Слово редакции Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****
Слово редакции

Слово редакции
Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове» Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Мошенники рассылают письма от имени The Village Рассказываем, что об этом известно
Мошенники рассылают письма от имени The Village

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Рассказываем, что об этом известно

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

«С точки зрения искусства это убийство»
«С точки зрения искусства это убийство» Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»
«С точки зрения искусства это убийство»

«С точки зрения искусства это убийство»
Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»

«Идея была моя, но сделал это не я»
«Идея была моя, но сделал это не я» Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование
«Идея была моя, но сделал это не я»

«Идея была моя, но сделал это не я»
Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды Мы с ними поговорили
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
Мы с ними поговорили

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности» Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время ***** Исследование социологини Кати Дегтяревой
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Исследование социологини Кати Дегтяревой

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут» Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум» И готовы ли платить дальше
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
И готовы ли платить дальше

Подпишитесь на рассылку