«Свежий слой»: художники и куратор о выставке-исследовании Уличные художники рассказывают о параллелях с народным творчеством и нижегородской культурной идентичности

В ГЦСИ «Арсенал» открылась выставка-исследование «Свежий слой». Цель экспозиции – найти связи и параллели между работами современных уличных художников Нижнего Новгорода и народным декоративно-прикладным искусством. Для Арсенала это первая выставка, которая полностью состоит из работ только нижегородских художников. Подготовка исследования велась три года. В итоге на экспозиции, которая занимает весь второй этаж музея, представлены работы молодых городских художников и отобранные куратором Анной Нистратовой объекты народного творчества: книги, иконы, предметы быта. Выставка продлится до 27 августа, после чего отправится в Пермский музей современного искусства ПЕРММ, возможно, тур и продлят. Художники подчеркивают, что экспозиция в процессе будет дополняться.

Фотографии
Илья Большаков
Анна Нистратова — московский независимый куратор, но за последние несколько лет много работала с Нижним Новгородом: возглавляла галерею уличного искусства «Толк» и привлекала нижегородских художников для участия на московских выставках. Исследуя музеи Нижегородской области, она обратила внимание на уникальные коллекции народного искусства. «Чем больше я смотрела, на основе сначала чисто визуального анализа мне стали приходить в голову какие-то параллели, я стала видеть похожие вещи. Правда, возможно, не для всех они такие похожие». Всего выставляется девять художников — активных участников нижегородского стрит-арт-движения, которое, по словам Анны Нистратовой, отличается от всего, что есть в России и мире: «В Нижнем Новгороде стрит-арт из вандализма превратился в оберег, потому что люди рисуют тут на домах, чтобы их сохранить».



справа – Андрей Оленев. Пальто, 2017


куратор
выставки
Поскольку мы эту выставку делаем больше трех лет, за это время у каждого из художников произошли творческие изменения, которым я рада. Рада, насколько они все выросли. Мне было интересно наблюдать за ними именно потому, что, на мой взгляд, показанные на выставке вещи часто были сделаны неосознанно, в них проступает что-то совершенно неожиданное. Было любопытно проанализировать эту историю, и художники сами не знали, какие параллели я буду проводить. Они даже иногда недоумевали, но тем не менее я надеюсь, что связи эти станут более понятны — там все довольно лихо. Например, коллекционер крестьянского искусства, который предоставил часть экспонатов, сказал: «Откуда ваши художники могли видеть крестьянское искусство? Как это вообще может быть? Все это культ карго и новый патриотизм». Но это не так. В Нижнем Новгороде сохранилось много старых вещей, архитектуры, которая держится из последних сил.




художник
Народная, традиционная культура на самом деле гораздо сложнее, чем казалось вначале, когда только формировалась задача сделать эту выставку. И когда мы стали проводить исследование с обращением к разным музеям и историческим справкам, то всем стало ясно, не только куратору, но и художникам, мне, по крайней мере, что это очень непростой вопрос, и сделать какой-то сложный, претендующий на статус исследования рисерч довольно тяжело. Многие вещи получилось недостаточно глубоко копнуть, да, в принципе, наверное, это и не нужно было — это ведь художественная выставка в первую очередь. Но я бы не стал замыкаться на основной идее, что стрит-арт-художники унаследовали практику ремесленников, знака равенства там нет. Для меня лично стрит-арт — это медиа. Просто способ передачи каких-то своих мыслей, и я всегда это искусство именно с такой точки зрения рассматривал. Есть идея — нужно ее воплотить, сегодня это стрит-арт, завтра — инсталляция, послезавтра — скульптура. Почему нет?



художник
Я начал осознавать связь с прикладным искусством, когда появилась идея этой выставки. Практически сразу открылся очередной секрет, почему я делаю именно так, а не иначе. Эта выставка подтолкнула к осознанию своей причастности не столько к традиции, сколько к движению, что мужчина должен уметь что-то делать руками.




художник
Есть несколько подходов. Первый — это кураторская работа, когда куратор имеет уникальное знание и уникальный опыт; используя свои интеллектуальные возможности, проводит параллель между одним искусством и другим, делая универсальное заключение: давайте-ка на это посмотрим, потому что все немножко связано. С другой стороны, есть какой-то локальный контекст, который художники, работающие на улице, как бы должны подразумевать или как-то им интересоваться. Но это большой вопрос, потому что каждый художник развивается по-своему. Кто-то может заниматься только эстетикой, и для него важны образы, а не сама внутренность этого носителя. Он может себя отождествлять с какими-то народными промыслами, но тем не менее не залезает в глубину этих вещей. Конечно же, с одной стороны, на выставке есть какие-то искусственные связи, которые держатся именно на основе собственных кураторских заключений. С другой — есть именно привязка к контексту: если художник родился, живет и работает в этом месте, скорее всего, этот контекст на него влияет — и художник так или иначе себя в нем находит.