6 декабря, понедельник
Екатеринбург
Екатеринбург
Войти

Лучшие хорроры XXI века: «Антихрист», «Монстро», «28 дней спустя» Самая антигуманная хоррор-драма, самая безупречная хоррор-аллегория и другие

Лучшие хорроры XXI века: «Антихрист», «Монстро», «28 дней спустя»

В прокат вышел «Прочь» — один из самых коммерчески успешных и критически обласканных фильмов этого года, который уже останется в истории кинематографа как самый прибыльный режиссерский дебют (кассовые сборы превысили бюджет в 40 раз!), основанный на оригинальном материале. Как ни странно, подобные хвалебные эпитеты уже в который раз за последние пару лет достаются не очередной гуманистической драме с оскаровским уклоном, а представителю традиционно низкого жанра фильма ужасов.

Сегодня люди по всему миру засматриваются малобюджетными хоррорами вроде австралийского «Бабадука», а сиквел крайне успешного «Заклятия» собирает даже больше своего предшественника, пока в независимом кино такие ленты, как «Ведьма», «Глаза моей матери» или недавний британский инди-хит «В тени» получают высочайшие оценки критиков и колесят по международным кинофестивалям под дружные аплодисменты. Проще говоря, хоррор переживает свой ренессанс на наших глазах, оставаясь самым плодовитым и остро реагирующим на резкие изменения действительности сегментом киноиндустрии. The Village решил вспомнить, каких еще успехов добивался жанр за последние 17 лет.

Главный зомби-хоррор — «28 дней спустя» (2002)

В 2002 году Дэнни Бойл и пока еще только писатель Алекс Гарленд представили зрителям то, что в мире видеоигр называется survival horror. Главный герой картины (Киллиан Мёрфи) просыпается в опустошенном Лондоне и обнаруживает, что старой доброй Англии пришел конец, а на ее территории теперь живут толпы инфицированных вирусом ходячих мертвецов — слово «зомби», к вящему удовольствию продюсеров, в фильме не произносят. Вместе с тем именно этот популяризированный Ромеро поджанр хоррора и переосмысливают наглые англичане, меняя по ходу дела законы физики: привычные современному глазу «быстрые» зомби были придуманы как раз создателями «28 дней спустя».

Самая антигуманная хоррор-драма — «Антихрист» (2009)

Главный провокатор мирового кино, Ларс фон Триер снял «Антихриста» в период тяжелейшей затяжной депрессии — и это ощущается в каждом кадре самого страшного фильма в целом улыбчивого и склонного к ехидному юмору датчанина. Начиная от известного черно-белого пролога и заканчивая откровенно садистскими приемами, которыми персонажи — потерявшие ребенка муж и жена (бесстрашные Уиллем Дефо и Шарлотта Генсбур) — пытаются искупить свое прошлое, «Антихрист» пронизан болью и нечеловеческой тьмой смыслов, которые Триер заложил в основу картины. Присужденный фильму в Каннах специальный антиприз экуменического жюри в этом плане лишь подтверждает тезис режиссера о том, что наш мир создан вовсе не Богом.

Лучшая готическая история — «Другие» (2001)

В свое время ставшая настоящим хитом как родного испанского, так и мирового кинопроката, нестандартная мистическая история Алехандро Аменабара имеет как минимум два повода для просмотра: оригинальная повесть конца XIX века в основе и Николь Кидман в одной из лучших своих ролей. Будем честными, в XXI веке сложно найти другую ленту, которая бы так умело сочетала почти незримый психологизм и нарочито приглушенное повествование с хитрыми сюжетными манипуляциями в духе Шьямалана. «Багровый пик» по сравнению с этим — лишь красочная декорация.

Безупречная хоррор-аллегория — «Оно» (2014)

Хоррор часто становился завуалированным источником для трансляции разнообразных идей: то, что вампиры — живое воплощение страха эпидемии, знали еще до появления кинематографа. Однако именно серебряный экран помог прежде консервативному искусству аллегории достичь максимальной аудитории и разнообразия — на этом поле и работает «Оно» Дэвида Роберта Митчелла. По факту это напряженный триллер о преследовании, на деле — забирающаяся под кожу страшилка о том, что всегда стоит надевать презерватив.

Лучшая хоррор-комедия — «Зомби по имени Шон» (2004)

Еще до «Реальных упырей» и «Добро пожаловать в Zомбилэнд» начинающие выдумщики Пегг и Райт первыми пришли к идее, которая наверняка будоражила умы фанатов долгими беспокойными ночами: что получится, если смешать два абсолютно противоположных жанра — комедию и хоррор. На выходе у находчивых британцев получилась одна из самых удачных пародий на наследие Джорджа Ромеро и определенно лучшая лента в их импровизированной трилогии «Корнетто» — будоражащая и уморительная история о крепкой мужской дружбе на фоне зомби-апокалипсиса.

Главный блокбастер среди хорроров — «Заклятие» (2013)

Можно поспорить, какой из трех главных проектов Джеймса Вана оказал наибольшее влияние на жанр хоррора. Пожалуй, «Пила» здесь выйдет победителем. Тем не менее именно «Заклятие», растерзавшее мировой бокс-офис летом 2013-го, сделало имя режиссера известным даже тем, кто до этого плевался при словах «фильм ужасов», и вместе с сиквелом укрепилось в качестве самых кассовых хорроров в истории после «Изгоняющего дьявола». В «Заклятии» Ван не просто доводит свои фирменные «бу-приемы» до совершенства, но и впервые замахивается на не свойственную жанру эпичность повествования — черта, которую до этого вводил в канон лишь легендарный Спилберг в 1975 году.

Самый бесстыдный хоррор — «Кровавая жатва» (2003)

«Новая экстремальность» — так попытались оправдать кинокритики творившееся на французских экранах безумие на заре XXI века. Одним из главных экспонатов этого трансгрессивного течения наряду с «Полой X» Каракса и «Интимом» Шеро стала «Кровавая жатва» — дерзкий и одновременно дикий сплэттер, который по ходу действия оборачивается изобретательной смысловой матрешкой. То, с каким упоением тогда еще юный и наглый Александр Ажа («Зеркала», ремейк «У холмов есть глаза») передирает с американской классики, наслаивает друг на друга сюжеты и беззастенчиво льет кровь на ошарашенных от происходящего зрителей, до сих пор вызывает неподдельный щенячий восторг.

Лучший found footage хоррор — «Монстро» (2008)

Главный эффект ленты Мэтта Ривза заключался в его абсолютной неожиданности как с точки зрения сюжета, так и в смысле внезапного появления в кинопрокате. Фильм о нападении гигантского ящероподобного монстра на Нью-Йорк не только держался в строжайшем секрете во время производства (спасибо Джей Джей Абрамсу), но и встречал пришедших в кинотеатр зрителей дрожащей ручной камерой и перепуганными лицами малоизвестных актеров, которые «снимали» происходящее буквально с места событий. В полной мере повторить вирусный успех «Ведьмы из Блэр» Ривзу, конечно, уже не удалось — к понятию found footage культовый проект прочно приучил еще в 1999 году. Но у «Монстро» есть ключ, который ломает все замки на пути к сердцу зрителя, как бы хорошо тот ни был осведомлен о формальной стороне вопроса: эмоциональная история в его основе рвет душу похлеще любого плотоядного кайдзю.

Хоррор как интеллектуальная игра — «Хижина в лесу» (2011)

Один из самых расхожих сюжетов хоррора — история о группе студентов, методично уничтожаемых маньяком — в руках маститых деконструкторов Джосса Уидона и Дрю Годдарда превратилась в самый замысловатый слэшер в киноистории. Режиссеры здесь умело тасуют жанровые клише со скоростью чемпионов по сбору кубика Рубика, по ходу дела насмехаясь над вековыми традициями хорроров с их заржавевшими механизмами. То, как изящно этот лихо сконструированный балаган в финальной части выруливает в замысел поистине титанических масштабов, не оставит равнодушным ни преданных фанатов жанра, ни его начинающих почитателей — эта вечеринка для всех!

Лучший оммаж классике — «Студия звукозаписи „Берберян“» (2011)

Режиссер Питер Стриклэнд задумывал эту скромную ленту как остроумную дань чести итальянскому джалло, однако вышло у него ничуть не хуже своих кумиров. В центре сюжета — сюрреалистическая история звукозаписывающего британского инженера (бенефис Тоби Джонса из четвертого сезона «Шерлока»), постепенно сходящего с ума во время работы над озвучанием в итальянской студии. Помимо того что Стриклэнд добивается поистине жутковатого эффекта буквально на ровном месте (без единого маньяка или монстра в кадре), это еще и единственный в мире хоррор, в котором самая страшная сцена заключается в расчленении арбузов.

Лучший слэшер — «Спуск» (2005)

В забытом всеми ужастике середины прошлого десятилетия британский постановщик средней руки Нил Маршалл («Псы-воины») совершил тихую революцию в поджанре слэшер, выпустив на экраны фильм, где вместо сексапильных 20-летних девчонок за выживание боролись мускулистые и отважные женщины за тридцать. Мощнейший эффект «Спуска» заключался еще в том, что компьютерным причудам при создании кровожадных антагонистов верный традициям Маршалл предпочел рукотворный грим и банальный прием неожиданности. И не прогадал: тот ужас, с которым героиням приходится столкнуться в глубинах неисследованных пещер Аппалачей, надолго отвадит смелых зрителей от экстремального туризма.


Текст: андрей писков Обложка: КиноПоиск

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Внутренняя империя: 20 лучших документальных фильмов о режиссерах
Внутренняя империя: 20 лучших документальных фильмов о режиссерах «Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста», «История(и) кино», «Один день из жизни Андрея Арсеньевича» — фильмы о тех, кто снимал фильмы
Внутренняя империя: 20 лучших документальных фильмов о режиссерах

Внутренняя империя: 20 лучших документальных фильмов о режиссерах
«Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста», «История(и) кино», «Один день из жизни Андрея Арсеньевича» — фильмы о тех, кто снимал фильмы

«Сериал ставит целью социальные перемены»: Смотрим финал Girls с социологом Анной Шадриной
«Сериал ставит целью социальные перемены»: Смотрим финал Girls с социологом Анной Шадриной Как образ матери меняется в культуре и почему такие сценарии невозможны в России
«Сериал ставит целью социальные перемены»: Смотрим финал Girls с социологом Анной Шадриной

«Сериал ставит целью социальные перемены»: Смотрим финал Girls с социологом Анной Шадриной
Как образ матери меняется в культуре и почему такие сценарии невозможны в России

Красота по-американски: 20 современных режиссеров из США, за которыми надо следить
Красота по-американски: 20 современных режиссеров из США, за которыми надо следить Важные кинодеятели, приходящие на смену поколению Нового Голливуда и режиссерам независимого кино 90-х
Красота по-американски: 20 современных режиссеров из США, за которыми надо следить

Красота по-американски: 20 современных режиссеров из США, за которыми надо следить
Важные кинодеятели, приходящие на смену поколению Нового Голливуда и режиссерам независимого кино 90-х

Смотрим дома: Лучшие фильмы 2016-го, которые можно увидеть в майские каникулы
Смотрим дома: Лучшие фильмы 2016-го, которые можно увидеть в майские каникулы Страшные и захватывающие, невероятные и правдивые, остроумные и симпатичные — подборка кинокартин от Алисы Таёжной
Смотрим дома: Лучшие фильмы 2016-го, которые можно увидеть в майские каникулы

Смотрим дома: Лучшие фильмы 2016-го, которые можно увидеть в майские каникулы
Страшные и захватывающие, невероятные и правдивые, остроумные и симпатичные — подборка кинокартин от Алисы Таёжной

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

Как перестать выбрасывать еду

Первая полоса

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов И действительно ли покупатели обращают на них внимание
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
И действительно ли покупатели обращают на них внимание

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать

Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду

Как перестать выбрасывать еду

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага

Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект
Кто водит москвичей по крышам И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес
Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект

Кто водит москвичей по крышам
И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес

Открытия этой осени: 10 новых кафе и ресторанов Екатеринбурга
Открытия этой осени: 10 новых кафе и ресторанов Екатеринбурга
Открытия этой осени: 10 новых кафе и ресторанов Екатеринбурга

Открытия этой осени: 10 новых кафе и ресторанов Екатеринбурга

«Работа в госучреждениях — это активизм»
«Работа в госучреждениях — это активизм» Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии
«Работа в госучреждениях — это активизм»

«Работа в госучреждениях — это активизм»
Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии

20 фильмов зимы

20 фильмов зимыОт возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

20 фильмов зимы

20 фильмов зимы От возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года? Первые мысли после прослушивания пластинки
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Первые мысли после прослушивания пластинки

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

Страшно красиво: Гид по капромантизму в Екатеринбурге

Страшно красиво: Гид по капромантизму в ЕкатеринбургеЛокальный постмодернизм с бетонными саркофагами

Страшно красиво: Гид по капромантизму в Екатеринбурге

Страшно красиво: Гид по капромантизму в Екатеринбурге Локальный постмодернизм с бетонными саркофагами

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Ростислав Крымов в «Мизантропе», а Дима Гулс с коллекцией винила в «Мелодии»
Ростислав Крымов в «Мизантропе», а Дима Гулс с коллекцией винила в «Мелодии» И чемпионат по стрельбе корковыми пробками в «Нельсон Совине»
Ростислав Крымов в «Мизантропе», а Дима Гулс с коллекцией винила в «Мелодии»

Ростислав Крымов в «Мизантропе», а Дима Гулс с коллекцией винила в «Мелодии»
И чемпионат по стрельбе корковыми пробками в «Нельсон Совине»

14 концертов зимы в Екатеринбурге

14 концертов зимы в Екатеринбурге«Обе Две» и новогодняя ночь с «Курарой»

14 концертов зимы в Екатеринбурге

14 концертов зимы в Екатеринбурге «Обе Две» и новогодняя ночь с «Курарой»

Мультилуг и тематические кластеры: Как будет выглядеть Парк Маяковского после реконструкции
Мультилуг и тематические кластеры: Как будет выглядеть Парк Маяковского после реконструкции
Мультилуг и тематические кластеры: Как будет выглядеть Парк Маяковского после реконструкции

Мультилуг и тематические кластеры: Как будет выглядеть Парк Маяковского после реконструкции

Кто такие слэш-люди
Спецпроект
Кто такие слэш-люди Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий
Кто такие слэш-люди
Спецпроект

Кто такие слэш-люди
Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий

Точки под малый бизнес и лодкошеринг: Что хорошего (может быть) в концепции набережной у Динамо
Точки под малый бизнес и лодкошеринг: Что хорошего (может быть) в концепции набережной у Динамо Спросили архитектурное бюро Strelka CA
Точки под малый бизнес и лодкошеринг: Что хорошего (может быть) в концепции набережной у Динамо

Точки под малый бизнес и лодкошеринг: Что хорошего (может быть) в концепции набережной у Динамо
Спросили архитектурное бюро Strelka CA

Подпишитесь на рассылку