Что смотреть на «Меридианах Тихого» во Владивостоке Куратор кинопрограмм фестиваля Андрей Василенко — о том, какие фильмы нельзя пропускать

15-й международный кинофестиваль «Меридианы Тихого» откроется во Владивостоке в субботу, 9 сентября. В программе фестиваля 16 программ. Они представляют фильмы молодых кинематографистов Азиатско-Тихоокеанского региона, нашумевшие фестивальные хиты текущего сезона, масштабную селекцию современной документалистики и несколько ретроспектив.
Главная площадка кинофестиваля — кинотеатр «Океан IMAX», где в течение шести дней будут проходить показы. Образовательная программа состоится в музее Арсеньева и магазине Ikra. Расписание событий доступно на сайте фестиваля.
Кинокритик и куратор кинопрограмм фестиваля Андрей Василенко специально для «The Village Владивосток» объясняет, какие картины нельзя пропустить во время «Меридианов».
Андрей Василенко: Среди самых ожидаемых фильмов — «Квадрат» Рубена Эстлунда, триумфатора последнего Каннского кинофестиваля, «По ту сторону надежды» последнего гуманиста современности Аки Каурисмяки, новые ленты корейского визионера Хон Сан Су и большая программа экспериментального кино «Движение вперед». Также в конкурсе покажут фильм «Теснота» молодого режиссера Кантемира Балагова и новую ленту Бориса Хлебникова «Аритмия».
Программа «Конкурс»
Фильмы молодых режиссеров, которые только начинают свою карьеру в США, Китае, Японии, Филиппинах, Колумбии и других странах
«Коламбус»
(реж. Kogonada / 2017 / США)
Дебютная лента известного критика и теоретика кино, работающего под псевдонимом Kogonada, который прославился своими видеоэссе, составленными из отрывков киношедевров, и сотрудничеством с журналом «Sight And Sound».
Режиссер рассказывает о паре молодых людей Кейси и Джин, отягощенных семейными проблемами и вынужденными вернуться в маленький провинциальный городок. Герои находят спасение друг в друге и созерцании архитектурных шедевров модернизма родного города Коламбус. Kogonada аккумулировал свой опыт эссеиста и сконструировал несколько стерильное повествование, существующее в пограничном пространстве между любовной историей и визуальным исследованием городской среды.
«Король»
(реж. Найлз Аталла / 2017 / Чили, Франция)

Пронизанная подлинным духом эксперимента историческая драма, повествующая о судьбе известного французского путешественника — эксцентричного авантюриста Орели-Антуанде Тунана. В середине позапрошлого века он отправился в Южную Америку и основал в Аракунии — территории на границе между Аргентиной и Чили — собственное государство, обретя у местных индейцев популярность и практически сакральный статус. Основанный на реальных событиях, фильм представляет собой пример неординарной реконструкции прошлого, в которой исторические факты мгновенно трансформируются в мифологическое повествование.
«Теснота»
(реж. Кантемир Балагов / 2017 / Россия)
Дебют Кантемира Балагова — собравший уже целую россыпь призов на больших фестивалях, включая награду ФИПРЕССИ в Каннах — экзистенциальная драма, поднимающая ряд актуальных социальных вопросов. Трагическая судьба Илы — кавказской Антигоны, вынужденной выбирать между жизнью, согласно собственным усмотрениям, и репрессивной реальностью традиционного уклада, который предписывает женщине второстепенную роль в жизни общества. Трагический эпизод из жизни героини, символизирующий инициацию и вхождение во взрослую жизнь, обретает черты многоуровневого высказывания о сущности постсоветской империи, где на обломках пресловутого «конца истории» формируется новая реальность.
«Пейзажи Янцзы»
(реж. Сюй Синь / 2017 / Китай)

Новая лента бескомпромиссного китайского документалиста, дебютировавшего в 2010 году с фильмом «Карамай» — масштабного полотна, посвященного трагическим событиям — пожару в Зале Дружбы в 1994 году. Тогда погибло более трехсот человек, большинство из которых были дети.
Новый фильм Сюй Синя — портрет современного Китая — беспристрастный рассказ о жизни простых рабочих, которые трудятся в ужасных условиях, обеспечивая галопирующее развитие китайской экономики. Цена «экономического чуда» метафорически представлена путешествием по легендарной реке, известному символу Поднебесной, проникнутому безысходностью и картинному безразличию к конкретным людям во имя «великих» целей и формального государственного процветания.
Программа «Панорама»
Лучшие фильмы года, взбудоражившие зрителей и критиков по всему миру
«9 пальцев»
(реж. Ф. Дж. Оссанг / 2017 / Франция, Португалия)
После своего постапокалиптического опуса «Пушки Дхармы» Ф. Дж. Оссанг — режиссер, который черпает вдохновение в жанровом кинематографе первой половины прошлого столетия, оставаясь верным заветам авангардного кино — представляет свой новый фильм «9 пальцев». На этот раз он ступает на территорию нуарного детектива, стараясь в несколько хулиганской манере препарировать основы известного жанра.
В основе фильма — упоительное наблюдение за приключениями Маглуара — загадочной личности, по неизвестной причине скрывающейся от полицейских и бандитов на гигантском корабле, в трюме которого перевозят радиоактивное вещество. «9 пальцев» строится по принципу захвата ситуации с разных ракурсов, игривой фиксации, помноженной на воспроизводстве стилистических упражнений. Сквозь них в конце концов проявляется сама сущность нуара — жанра, где очарование атмосферой оказывается первоочередным по сравнению с сюжетными коллизиями.
«По ту сторону надежды»
(реж. Аки Каурисмяки / 2017 / Финляндия, Германия)
Злоключения сирийского беженца Халеда, вынужденного покинуть родину и столкнувшегося с машиной европейской бюрократии. Таков фабульный остов нового фильма Аки Каурисмяки — непримиримого критика современности, сохраняющего от фильма к фильму яркий гуманистический посыл вкупе с непревзойденным остроумием. Его герой обретает понимание не в лице официальных властей — чиновников, способных лишь действовать согласно предписаниям, но среди чудаковатых неудачников — владельца кафе и его сотрудников. Именно эти нелепые люди оказываются по-настоящему сострадающими и готовыми помочь ближнему.
«Вестерн»
(реж. Валешка Гризебах / 2017 / Германия)
Один из самых ярких фильмов последнего Каннского кинофестиваля, незаслуженно проигнорированный жюри программы «Особый взгляд», знаменует очередной виток внимания аудитории к современному кино Германии. В центре сюжета — группа рабочих, которые приезжают в отдаленную болгарскую деревню на границе с Грецией, чтобы построить новые коммуникационные сети. Гризебах отказывается от конвенционального сюжетного постороения фильма и конструирует ситуации взаимодействия между местными жителями и пришельцами, которые зачастую окрашены очевидным непониманием и латентной конфликтностью.
«Квадрат»
(реж. Рубен Эстлунд / 2017 / Щвеция / Франция / Дания / Германия)
Заслуженно отмеченный главным призом в Каннах фильм непримиримого критика современного общества, шведского режиссера Рубена Эслунда. «Квадрат» — жесткое, саркастичное высказывание о неолиберальном порядке, где норма прибыли, как главная ценность, растворяется в потоке абсурда. Эстлунд использует мир современного искусства как эмблематичного явления, на котором изъяны современности зияют особенно выразительно. Его герой Кристиан — успешный куратор музея современного искусства — неожиданно попадает в неприятную ситуацию, и вся ценностная картина этого «баловня судьбы» начинает рушиться, открывая ему возможность пересмотреть взгляды на окружающую действительность.
Программа «Движение вперед»
Специальная программа, которая представляет режиссеров и художников, исследующих границы кинематографической репрезентации и экспериментирующих с повествовательными и драматическими структурами
El Mar La Mar
(реж Дж. П. Снядецки и Джошуа Боннета / 2017 / США)
Поэтико-антропологический очерк El Mar La Mar — новая лента Дж. П. Снядецки и Джошуа Боннета — сотрудников Harvard Sensory Etnograhy Lab подразделения Гарвардского университета, где осваивают новые режимы производства знания на стыке конвенциональных научных разработок и художественных практик. На этот раз художники-антропологи наблюдают за опаленными и измученными мексиканскими эмигрантами, пытающимися пересечь границу с США в пустыне Сонора, создавая неповторимый, сюрреалистический образ открытого пространства, который становится носителем актуального политэкономического высказывания.
Tetragrammaton
(реж. Клим Козинский / 2017 / Россия, Украина, Израиль)
Фильм-комикс, собранный из восьми эпизодов, в которых разыгрываются воображаемые встречи супергероев-философов с Богом. Такая ироничная фантасмагория предлагает зрителю оригинальный взгляд на сокровищницу мировой мысли, как на пространство интеллектуальной игры, лишенное квазиинтеллектуального, пафосного занудства, с которым ассоциируется философский дискурс.
«Открытки с линии перемирия»
(реж. Себастиан Мец / 2017 / Германия)

Сюрреалистический обзор путешествия режиссера по Ближнему Востоку, в котором автор в пяти главах представляет свои размышления о сути арабо-израильского конфликта. Продолжительные панорамы пустынных ландшафтов изящно рифмуются с обрывками диалогов между местными жителями, их воспоминаниями и мнениями о самом продолжительном противостоянии прошлого и текущего столетия, которое представляется неразрешимым.
«Бит»
(реж. Кейван Кареми / 2016 / Иран)

Тягучая атмосфера, пронизанная необъяснимым оцепенением, — действие фильма разворачивается в воображаемом мире, где нет места никаким формам именования. Нет названий районов, улиц и даже городов, люди лишены имен. Одинокий адвокат живет в небольшой квартире, которая служит ему одновременно офисом. Однажды к нему врывается незнакомый человек, чтобы передать пакет. Эта встреча изменит жизнь главного героя.
Программа «Документальное кино. Образы современности»
Панорама современности, сотканная из необычных событий и человеческих судеб, — выдающихся и трагических
«Город солнца»
(реж. Рати Онели / 2017 / Грузия, США, Катар, Нидерланды)

Депрессивное социальное пространство бывшего шахтерского города как метафора изменений в современном мире. Город исчез из актуального экономического контекста. Его жители вынуждены влачить жалкое существование в декорациях процветания, которое безвозвратно осталось в прошлом. Герои фильма продолжают заниматься своими любимыми делами: кто-то ставит театральные постановки, кто-то занимается спортом — старые друзья регулярно собираются, чтобы обменяться новостями и сохранить такие зыбкие социальные связи.
«Миссис Фан»
(реж. Ван Бин / 2017 / Китай, Франция, Германия)

Новый фильм самого прославленного исследователя человеческой природы — китайского документалиста Ван Бина, премьера которого состоялась в рамках престижной выставки «Документа», а затем получила главный приз фестиваля в Локарно. Ван Бин, словно изощренный историк, уже на протяжении двадцати лет составляет своеобразный летописный свод китайского социума, портретируя самых несчастных жителей Поднебесной. «Миссис Фан» — скрупулезная, местами излишне детализированная документация угасания главной героини, которая страдает от болезни Альцгеймера — кинематографическое воплощение безразличия и слома этических парадигм.
«Машины»
(реж. Рахул Джайн / 2016 / Индия, Германия, Финляндия)

Эстетизированный репортаж о буднях рабочих текстильной фабрики в одном из индийских городов, где до сих пор цивилизованные нормы организации труда просто невозможно представить. Режиссер фокусируется на самом факте рутинизированного труда — движении тел, выполняющих определенные команды. Он указывает на дегуманизирванную сущность эксплуатации и последующее обретение рабочими политического сознания, которое является залогом борьбы за эмансипацию.
«Переписка»
(реж. Рита Азеведу Гомеш / 2016 / Португалия)

Фильм-коллаж, посвященный переписке двух португальских поэтов, Софии де Мелло Брейнер и Жоржи де Сена, долгие годы жившего в изгнании. Поэтизированный диалог, исполненный ностальгическим настроением, построен на стихотворных посланиях и полон завораживающим лирическим флером. Сквозь цитаты и обрывки этого диалога проявляются стремления авторов понять, что же такое подлинное освобождение, и оставаться близкими друг другу до последнего вздоха.
Программа «Школа. Профи»
Подборка документальных фильмов о значимых персонах и явлениях в истории мирового кино
«Дэвид Линч: жизнь в искусстве»
(реж. Джон Нгуйен / 2016 / США, Дания)
Легендарный американский режиссер, создатель культовых фильмов и сериала «Твин Пикс», приглашает зрителей в очень личное путешествие по раннему периоду его жизни. Беззаботное детство в маленьком американском городке, темные улицы Филадельфии. Следуя за Линчем и его воспоминаниями о тех событиях жизни, начинаешь понимать некоторые аспекты уникального творческого метода режиссера, приоткрывая завесу тайны, покрывающей его удивительные фильмы.
«Синема Нуво»
(реж. Эрик Роша / 2016 / Бразилия)

Фильм-эссе о самом ярком эпизоде в истории кинематографа Латинской Америки второй половины прошлого столетия, которое является первым исследованием латиноамериканского кинематографа того времени. Многочисленные интервью с ведущими режиссерами эпохи — Нельсоном Перейра Дос Сантоса, Глаубером Роша, Леоном Хиршмана, Хоакимом Педро де Андраде, Руя Герра и другими — эффектно миксуются с эпизодами культовых картин.
«Кино, Мануэль де Оливейра и я»
(реж. Жуан Ботелью / 2016 / Португалия)

Портрет классика мирового кино — португальского гения Мануэля де Оливейра, создавшего незабываемые образы и поразительные сюжеты —снятый его коллегой. Исполненный восхищением и самыми теплыми чувствами к герою, этот фильм — настоящее признание в любви к автору, с которым ассоциируется португальский кинематограф.
«Трилогия Марка Раппопорта»
(реж. Марк Раппопорт / 2016 / Франция)



Три короткометражные ленты выдающегося французского исследователя Марка Раппопорта — настоящие искусствоведческие изыскания, затрагивающие самые неожиданные сюжеты истории мирового кино.
Текст: Андрей Василенко
Обложка: кадр из фильма «По ту сторону надежды»