Протест, дети и бездомные: Что нужно знать о творчестве Паши 183 Гид по масштабной ретроспективе символа российского уличного искусства в Музее стрит-арта

Протест, дети и бездомные: Что нужно знать о творчестве Паши 183

С 17 ноября по 28 февраля в Музее стрит-арта в Петербурге пройдет выставка московского уличного художника Павла Пухова, работавшего под псевдонимом Паша 183. Она займет все три этажа здания котельной и будет построена в формате ретроспективы: выставка расскажет обо всех наиболее значимых проектах художника за всю его — к несчастью — очень короткую жизнь (в 2013 году в возрасте 29 лет Паша 183 скоропостижно скончался, о причинах смерти достоверных сведений нет).

В России персональные, а тем более ретроспективные выставки уличных художников все еще большая редкость, даже профильный Музей стрит-арта проводит нечто подобное впервые. Но интересна выставка, разумеется, не только этим. Паша 183 — в некотором смысле символ российского уличного искусства. За год до смерти он получил широкую известность за рубежом, благодаря ряду публикаций в западных изданиях (в их числе — The Guardian, The Huffington Post, The Telegraph). Это неожиданное признание привлекло к художнику больше внимания и со стороны российских культурных институций, однако крупных галерейных или музейных проектов при жизни он реализовать не успел, а кажется, и не очень хотел, оставаясь верным идеалам уличного искусства и сохраняя полную анонимность.

Во всех видеодокументациях и редких интервью художник появлялся исключительно в маске. Это, похоже, стало основной причиной, по которой зарубежные издания, а после и российские СМИ начали называть его «русским Бэнкси». Такое прозвище вызвало негативную реакцию в сообществе уличных художников, некоторые даже увидели в этом попытку Бэнкси создать некое международное движение своих последователей, другие обратили историю в шутку, предложив впредь называть Бэнкси «английским Пашей». Сам британец посвятил Паше 183 свою работу «P183 R.I.P.»

Одна из немногих работ, сделанная Пашей 183 в специально предназначенном для этого месте, — инсталляция «Стены не спят» — находится как раз в Музее стрит-арта. Большинство же его проектов сохранились лишь в форме документации. Именно фото- и видеоархивы стали основой нынешней выставки. Кроме них, в музее покажут сохранившиеся авторские холсты, трафареты, личные вещи, а также реконструированные граффити, арт-объекты и инсталляции.

The Village выбрал несколько показательных работ, которые можно будет увидеть на выставке, и на их основе рассказывает о творческих поисках Паши 183.

«Паша 183. Ретроспектива»

Когда: 17 ноября — 28 февраля

Где: Музей стрит-арта (ш. Революции, 84)

Стоимость: 400 рублей

pasha183

Рок-музыка

Портрет Виктора Цоя, 2003

Как и большинство уличных художников, Паша 183 начинал как граффити-райтер. В 13 лет, проходя мимо Стены Цоя на Старом Арбате, исписанной посланиями поклонников группы «Кино», он так вдохновился, что принялся расписывать цитатами из любимых песен стены домов в своем районе. Позднее к текстовым граффити добавились и полноценные портреты любимых музыкантов, которые Паша 183 делал по фотографиям: в основном это были герои рок-сцены — Виктор Цой, Константин Кинчев, Гарик Сукачев, Михаил Горшенев, Юрий Шевчук и другие. Такие портреты Паша 183 продолжал делать на протяжении всей жизни, но со временем не только на стенах домов, но и на обычных холстах.

«Машина времени», 2012

Интересно, что цитаты из песен он позднее использовал и для своих концептуальных проектов. Например, стихи из песни Андрея Макаревича «Паузы» были ключом к инсталляции 2012 года «Машина времени»: тогда художник установил в центре Екатеринбурга старый советский шкаф, в который поместил фигуру ребенка, как бы играющего в ручье времени.

Критика консьюмеризма

«Аленка» (God Save the Queen), 2006

В 2014 году Музей стрит-арта перевез в Петербург с заброшенной стройки в пригороде Москвы «Аленку» — одну из самых цитируемых работ художника — гигантскую бетонную плиту весом 4,5 тонны, на которой Паша 183 повторил картинку с обертки популярной марки шоколада. «Аленку» художник рисовал много раз (на выставке, например, будет сразу несколько реплик). В некотором смысле образ голубоглазой девочки с обертки шоколада стал таким же узнаваемым элементом его творчества, как «Девочка с воздушным шаром» у Бэнкси, — символ детской наивности, противостоящий консьюмеризму и потребительству. «Каждый человек с детства вынужден учиться себя продавать, так построена жизнь в современном мире. Каждый из нас, как „Аленка“, продается вопреки своей воле. Но все же Аленка в моем понимании — самый светлый человечек на земле, вечно наивный и вечно бескорыстный», — так Паша 183 описывал суть проекта.

«Индустрия», 2009

Другая программная работа — «Индустрия», масштабный мурал, созданный в рамках проекта «Стена» на «Винзаводе» в Москве — говорит о тех же нравственных противоречиях современного общества, но уже в лоб: закованный в колодки граффитист в балаклаве с долларами в руках должен был символизировать личные страхи художника, связанные с необходимостью делать выбор между материальным успехом и личными желаниями: «Я считаю, что человек настоящий только тогда, когда он может отказаться от чего-то большего в пользу чего-то меньшего, но более важного и нужного».

Протест

Инсталляция «Буханка», современная реконструкция

«Наверное, протестное искусство мне все же ближе, потому что я в принципе воспитан на сопротивленческой идеологии. Я скорее анархист — не признаю никакой власти», — так Паша 183 описывал свои политические взгляды. В своих работах он почти не обращался к каким-то сиюминутным информационным поводам и вообще сторонился новостей, точно его улепетывающий от телевизора Карлсон в работе «Свобода», но при этом зачастую умудрялся умело отражать дух времени. Показательна в этом смысле работа «Правда на правду», реализованная в 2011 году в Москве (на выставке можно будет увидеть ее видеодокументацию). Формально она была посвящена 20-летию Путча 1991 года, но наклеенные изображения омоновцев на дверях станции метро «Красные ворота», сквозь «строй» которых в течение нескольких часов свободно проходили москвичи,   буквально предвосхитили события массовых мирных протестов конца 2011 года.

«Правда на правду», 2011

Многие «протестные работы» Паши 183 можно и вовсе рассматривать в контексте самоидентификации. Свой проект «Буханка» — нарезанный ломтями полицейский автомобиль (эту инсталляцию в музее реконструировали специально для выставки) — художник сопровождает комментарием: «Полицейская машина — потому как скорую помощь жалко, а эту — нет». Другой пример: масштабное граффити «Поджигателям мостов посвящается», которое легко принять за форменное анархистское высказывание, в реальности говорит скорее о выходе из зоны комфорта: «Вряд ли кто-то из нас сейчас, достигнув успеха, связей, денег, славы, способен отказаться от всего этого. Сжечь мосты и порушить все свои достижения ради новой, неведомой, возможно, безрассудной и нелогичной жизни или смерти. Эта инсталляция посвящается тем, кто вышел за пределы собственных пыльных закоулков и создал новый мир».

Дети и ангелы

«Ангел», современная реконструкция

Мурал «Ангел» — изображение спящего бездомного с табличкой «Подайте на билет домой» и пробивающимися за потрепанным пальто крыльями. Уличных бродяг — грязных, жалких, ничтожных — Паша 183 буквально идеализировал и уподоблял святым: «В наше время очень много бездомных людей, которые иногда выглядят совершенно ужасно, но при этом они лишены тех пагубных раздражителей, которые уродуют людей. Это те люди, которые и живут по законам космоса, как блаженные».

Близкий по значению образ — дети, которые возникают в граффити и инсталляциях художника постоянно. Начиная с уже упомянутой «Аленки» и заканчивая условной серией с железными заборами: например, в работе «Предновогоднее» девочка в праздничном платье развешивает елочные игрушки на колючую проволоку, а в инсталляции «Детский мир» мальчик режет кусачками проволочную сетку и украшает ее бумажными ветряными мельницами.

Подземная Москва

«Выход найден», 2013

Необычная техника — light art — родилась из диггерских прогулок Паши 183 по московским подземельям. В городском коллекторе в районе Митино он заметил, как его фонарь проецирует на стену капли воды, которые собрались на стекле. Так родилась идея сделать переносной проектор, с помощью которого художник создавал световые граффити в подземных шахтах: так в заброшенных бомбоубежищах и коллекторах появились светящиеся изображения поезда-призрака, Красной площади, Сталина, гигантских часов, красоток с обложек старых журналов. Позднее в доработанном виде проектор перекочевал в привычное городское пространство. Одной из самых удачных была серия про Африку: тень слона на брандмауэре в московском дворе или улыбающиеся лица африканских женщин на фасаде другого дома были сродни экспериментальным фильмам сюрреалистов. Замечательной в своей простоте была инсталляция, вдохновленная «Алисой в Стране чудес». В арке жилого дома художник установил проектор с датчиком движения: когда кто-нибудь входил в подворотню, он срабатывал, и на стене появлялось изображение улыбающегося Чеширского Кота.

Город

«Очки», макет инсталляции

Городской пейзаж и сам по себе неоднократно становился героем работ Паши 183. Композиции, для которых зачастую вообще не требовалось никаких специальных материалов, — одновременно и самые недолговечные, и, пожалуй, самые эмоционально тонкие произведения художника. Лишенные очевидной смысловой нагрузки, но обращенные напрямую к образам и фантазиям детства, они отчасти напоминают работы Эрика Булатова, созданные вне соц-артовской тематики. Слово «осень», выложенное опавшими листьями под окном, или фонарный столб, превращенный в душку очков простым рисунком на снегу, — несмотря на всю свою примитивность, именно эти проекты первыми всплывают в голове при упоминании имени Павла Пухова. Реконструировать их невозможно, выставлять фотографии — бессмысленно: это тот редкий случай, когда искусству вполне достаточно пересказа. В идеале — пересказа из уст дворовой старушки: «Пашка-то наш что опять учудил! Вот ведь заняться нечем...»

Инсталляцию «Очки», впрочем, в музее покажут: крохотный макет с уличным фонарем размером с шариковую ручку специально для выставки изготовил художник-кукольник.


Фотографии: Музей стрит-арта

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Главные уличные художники Петербурга
Главные уличные художники Петербурга Команда HoodGraff, проект «Явь», Миша Маркер и Павел Мокич — о Данииле Хармсе и Даниле Багрове, обидах и победах, принципах и инцидентах
Главные уличные художники Петербурга

Главные уличные художники Петербурга
Команда HoodGraff, проект «Явь», Миша Маркер и Павел Мокич — о Данииле Хармсе и Даниле Багрове, обидах и победах, принципах и инцидентах

Как муралы помогают продавать недвижимость и любить страну
Как муралы помогают продавать недвижимость и любить страну Сколько зарабатывают на стрит-арте художники Нью-Йорка и Москвы
Как муралы помогают продавать недвижимость и любить страну

Как муралы помогают продавать недвижимость и любить страну
Сколько зарабатывают на стрит-арте художники Нью-Йорка и Москвы

Художник Покрас Лампас — про «Порт Севкабель»
Художник Покрас Лампас — про «Порт Севкабель» А также про Васильевский остров, клуб «Клуб», «Лахта-центр» и Петербург как город будущего
Художник Покрас Лампас — про «Порт Севкабель»

Художник Покрас Лампас — про «Порт Севкабель»
А также про Васильевский остров, клуб «Клуб», «Лахта-центр» и Петербург как город будущего

«Бездомные стигматизированы»: Директор «Ночлежки» — о попытке открыть прачечную в Москве
«Бездомные стигматизированы»: Директор «Ночлежки» — о попытке открыть прачечную в Москве Большое интервью с Григорием Свердлиным
«Бездомные стигматизированы»: Директор «Ночлежки» — о попытке открыть прачечную в Москве

«Бездомные стигматизированы»: Директор «Ночлежки» — о попытке открыть прачечную в Москве
Большое интервью с Григорием Свердлиным

Тэги

Новое и лучшее

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

От айфона до iHerb: Как сейчас заказать из-за рубежа одежду, технику и витамины

На границе с Финляндией у туристов изымают евро. На границе с Эстонией — не пропускают с валютой

Сыновьям Пескова и Мишустина позвонили с предложением явиться в военкомат

Первая полоса

На границе Эстонии и России — гуманитарная катастрофа. Беженцы из Украины сутками стоят там в очередях

Дмитрий Озерков покинул пост заведующего современным искусством в Эрмитаже

«Я остаюсь и не хочу умирать»

«Я остаюсь и не хочу умирать»

«Я остаюсь и не хочу умирать»

«Я остаюсь и не хочу умирать»

Число уголовных дел за уклонение от службы с весны достигло десятилетнего максимума

К Земле приближается астероид. Его диаметр достигает полкилометра

Более 180 человек получили повестки на КПП «Верхний Ларс»

«Экспресс»: Как смешать Гайдая и Гая Ричи и снять фильм в современной Черкесии?
«Экспресс»: Как смешать Гайдая и Гая Ричи и снять фильм в современной Черкесии? Авантюрная комедия от режиссёра «Лалай-балалай»
«Экспресс»: Как смешать Гайдая и Гая Ричи и снять фильм в современной Черкесии?

«Экспресс»: Как смешать Гайдая и Гая Ричи и снять фильм в современной Черкесии?
Авантюрная комедия от режиссёра «Лалай-балалай»

В сеть слили данные клиентов и сотрудников DNS

Билеты из России в безвизовые страны подешевели. Рассказываем, какие цены теперь

Рэпер Walkie покончил с собой из-за мобилизации

Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда
Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда Выступление Путина ждали как последнюю серию «Игры престолов»
Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда

Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда
Выступление Путина ждали как последнюю серию «Игры престолов»

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

«Я уезжаю прямо сейчас»

«Я уезжаю прямо сейчас»

«Я уезжаю прямо сейчас»

«Я уезжаю прямо сейчас»

Автобус LuxExpress из Петербурга в Финляндию задержался на 7 (!) часов

Режиссер Михаил Бородин – о «Продуктах 24», гольяновских рабах и возвращении в Узбекистан
Режиссер Михаил Бородин – о «Продуктах 24», гольяновских рабах и возвращении в Узбекистан
Режиссер Михаил Бородин – о «Продуктах 24», гольяновских рабах и возвращении в Узбекистан

Режиссер Михаил Бородин – о «Продуктах 24», гольяновских рабах и возвращении в Узбекистан

Теперь в кафе Les прощаются с любимыми. Репортаж The Village
Теперь в кафе Les прощаются с любимыми. Репортаж The Village Три утра Музея Москвы во время мобилизации
Теперь в кафе Les прощаются с любимыми. Репортаж The Village

Теперь в кафе Les прощаются с любимыми. Репортаж The Village
Три утра Музея Москвы во время мобилизации

Айтишникам начали приходить инструкции по получению брони от мобилизации. Но есть нюанс

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь Собирать виноград, слушать джаз и помогать беженцам
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Собирать виноград, слушать джаз и помогать беженцам

Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне
Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне Нагиев у Невзорова, дебют Бекмамбетова об Афгане и Охлобыстин в антивоенном фильме (бывало и такое)
Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне

Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне
Нагиев у Невзорова, дебют Бекмамбетова об Афгане и Охлобыстин в антивоенном фильме (бывало и такое)

Монголия выдаст виды на жительство всем россиянам, которые об этом попросят

«Просыпайся, бабушка, мне уже не стыдно». Как устроена русская ура-патриотическая поэзия

«Просыпайся, бабушка, мне уже не стыдно». Как устроена русская ура-патриотическая поэзия

«Просыпайся, бабушка, мне уже не стыдно». Как устроена русская ура-патриотическая поэзия

«Просыпайся, бабушка, мне уже не стыдно». Как устроена русская ура-патриотическая поэзия

Росавиация продлила ограничение полетов на юг до 10 октября — уже в 35 раз

В России заблокировали музыкальный сервис SoundCloud

Что делать в Белграде? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Что делать в Белграде? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь Бороться с колониальным мышлением и слушать панк
Что делать в Белграде? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь

Что делать в Белграде? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Бороться с колониальным мышлением и слушать панк

Две истории мобилизации на работе: техник из Пулкова и электрик из московского метро
Две истории мобилизации на работе: техник из Пулкова и электрик из московского метро Эти мужчины не воевали, но их уже отправляют на границу с Украиной
Две истории мобилизации на работе: техник из Пулкова и электрик из московского метро

Две истории мобилизации на работе: техник из Пулкова и электрик из московского метро
Эти мужчины не воевали, но их уже отправляют на границу с Украиной

Границу с Грузией запретили пересекать пешком, на велосипедах и самокатах

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию
«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию
«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

Полицейским запретили выезжать из страны — Baza и 47news

Apple перевезла большинство российских сотрудников в Кыргызстан — «Ведомости»

Мы публикуем стихи Артема Камардина
Мы публикуем стихи Артема Камардина Андеграундного поэта пытали полицейские, он арестован
Мы публикуем стихи Артема Камардина

Мы публикуем стихи Артема Камардина
Андеграундного поэта пытали полицейские, он арестован

Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?
Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему? «Приехали и все время плачут»
Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?

Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?
«Приехали и все время плачут»

Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего
Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего
Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего

Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

За что прокуратура Петербурга хочет признать «Весну» экстремисткой организацией

На студента составили протокол о «дискредитации» за слово «могилизация»

В ереванском баре Tuf начали продавать матрасы и подушки для переехавших по френдли-прайсу

InLiberty набирает учеников в онлайн-школу «Сделай сам» — для тех, кто занимается или хочет заниматься соцпроектами

Никита Михалков попросил отсрочку для участников съемок «нравственных» и «общественно значимых» фильмов

Хроники мобилизации в России, день девятый. Что произошло

«Мир кубиков» заменит Lego в России

Финляндия закроет въезд для российских туристов 30 сентября

Что делать в Ереване? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Что делать в Ереване? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь Есть кимчи, помогая Армении, и слушать стендап
Что делать в Ереване? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь

Что делать в Ереване? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Есть кимчи, помогая Армении, и слушать стендап

Бывшие журналисты «Эха Москвы» запустят новое медиа

Центр Москвы перекроют 30 сентября из-за митинга в поддержку референдумов

Мобилизация в России, день восьмой. Что произошло

На фоне мобилизации продуктовым магазинам опять рекомендовали не штрафовать поставщиков. Так уже делали после 24 февраля

Как найти жилье в Ереване
Как найти жилье в Ереване А там вообще осталось что снимать? Квартира или дом? Что с отоплением? Подписывать ли договор?
Как найти жилье в Ереване

Как найти жилье в Ереване
А там вообще осталось что снимать? Квартира или дом? Что с отоплением? Подписывать ли договор?

В США пообещали политическое убежище уклонистам от мобилизации

Латвия объявила режим ЧС на границе с Россией из-за мобилизации

Госбанки Турции отказались от использования системы «Мир»

Срочно в Турцию
Срочно в Турцию Экстренный гид по эмиграции
Срочно в Турцию

Срочно в Турцию
Экстренный гид по эмиграции

Срочно в Кыргызстан
Срочно в Кыргызстан Экстренный гид по эмиграции
Срочно в Кыргызстан

Срочно в Кыргызстан
Экстренный гид по эмиграции

Срочно в Сербию
Срочно в Сербию Экстренный гид по эмиграции
Срочно в Сербию

Срочно в Сербию
Экстренный гид по эмиграции

Улицу в Москве назвали в честь Жириновского

«Пограничники знали фамилии и места каждого»: Пятерых петербуржцев не выпустили в Беларусь

Коммунальщики и полиция ломают двери в подъездах, чтобы вручить повестки. Об этом написал депутат, но позже удалил пост

Turkish Airlines отменила все рейсы в Сочи, Ростов, Екатеринбург и Минск до 31 декабря 2022 года