Bite вместо борща: Как в BioFoodLab приобщают своих сотрудников и простых горожан к правильному питанию

Bite вместо борща: Как в BioFoodLab приобщают своих сотрудников и простых горожан к правильному питанию

Сейчас сторонникам здорового образа жизни не нужно далеко ходить за продуктами: в ближайшем магазине у дома найдутся хлебцы без глютена, печенье без сахара, веганский сырок «Б. Ю. Александров» и «Немолоко» от «Садов Придонья». Но в 2012 году на российском рынке таких продуктов катастрофически не хватало. Одним из первых стал как раз батончик Bite из орехов и сухофруктов, который выпускала компания BioFoodLab. Ее основательница Елена Шифрина задумывала батончики как альтернативу снекам из супермаркета и потому решила сделать Bite из простых ингредиентов, полный список которых смог бы запомнить даже ребенок.

Торговые сети встретили новый продукт настороженно: правильное питание тогда считалось прерогативой небольшого сообщества зожников, а цена на батончики была достаточно высокой. Продавать Bite решились разве что в премиальных супермаркетах «Глобус гурмэ». Спустя восемь лет батончики можно найти на полках магазинов всех ценовых сегментов — от «Азбуки вкуса» до «Пятерочки», а линейка продуктов BioFoodLab выросла в несколько раз: помимо снеков в ней появились ореховые напитки, печенье, конфеты, мармелад и многое другое. Мы поговорили с Еленой Шифриной о том, как в BioFoodLab популяризируют правильное питание и почему в Bite не добавляют протеин из насекомых.

BioFoodLab


Год запуска

2011

Наименований товаров

Более 150

Экспорт

в 14 стран

Объем производства

1,5 млн единиц в месяц


Точек продаж в России

20 000

Первый перекус

Самую первую партию батончиков Bite основательница компании BioFoodLab Елена Шифрина лично продала в парке Горького на маркете выходного дня. «В тот же день в пять утра нам пришла партия из Петербурга. Мы с технологом разгрузили коробки и прямиком с вокзала поехали в парк», — вспоминает она. Елена — выпускница лондонской Regent’s Business School, в прошлом модель, нефтетрейдер и финансовый советник в банке — провела шесть часов на жаре, торгуя новыми здоровыми батончиками. «Тогда у меня были деньги, чтобы не только нанять человека, но и вообще не выходить в парк Горького, а открыть какой-нибудь корнер. Но мне хотелось увидеть, кто наши покупатели, буквально дотронуться до них. Это было весело — попробовать самостоятельно продать наш продукт по соседству с такими же молодыми предпринимателями. Товары некоторых из них я до сих пор вижу на полках магазинов», — говорит Елена.

Стартап по производству батончиков из сухофруктов и орехов появился в 2011 году как дипломный проект: Елена Шифрина училась на программе MBA в «Сколково», и в качестве выпускной работы студенты должны были придумать свой бизнес и подготовить аргументы в защиту его конкурентного преимущества. Идею производить здоровые снеки на защите оценили, но серьезно заниматься ими Елена начала только через несколько месяцев, увидев, как бывшие однокурсники один за другим запускают уже реальные проекты. Шифрина ушла с работы в банке, зарегистрировала компанию BioFoodLab и наняла первого сотрудника — технолога.

 Выпускница лондонской бизнес-школы и бывшая модель провела шесть часов на жаре, торгуя новыми здоровыми батончиками

Над рецептурой батончиков основательница BioFoodLab и технолог начали работать вдвоем — смешивали разные сухофрукты, изучали похожие продукты других производителей. «В Америке я попробовала батончик Kind, и он мне понравился. У меня получилось сделать такой же, но без добавленного сахара он оказался уже не таким вкусным. Так что этот продукт я в итоге не стала запускать», — вспоминает Елена. В интервью она признавалась, что на создание Bite ее вдохновил тоже продукт из США — батончики, которыми студентов «Сколково» угощали в Массачусетском технологическом институте.

Для первых батончиков выбрали пять вкусов и рецептов, все без добавления сахара и консервантов. Первую партию заказали у стороннего производителя — на кондитерской фабрике в Петербурге. Елена говорит, что батончики получились неплохие, но с очень маленьким срокам годности — всего три-четыре недели. Технологию удалось доработать, но, для того чтобы выпускать новые батончики, пришлось купить собственное оборудование. Его разместили на одном из заводов, уже в Московском регионе. На запуск компании BioFoodLab ушло 5 миллионов рублей — половину выделил фонд Venture Angels, а половину составили собственные средства Елены Шифриной.

Сделали сами

Но на новом заводе оборудование BioFoodLab тоже не задержалось. Выяснилось, что для других заказчиков он производил похожие батончики, используя уникальную технологию Bite. Так что в 2014 году компания прекратила сотрудничество с недобросовестным исполнителем, и у BioFoodLab появилась собственная фабрика. Сейчас почти все продукты BioFoodLab выпускают на своем производстве в подмосковных Химках. На одном этаже делают мучную продукцию — печенье, хлебцы и крекеры (все строго без глютена), на другом — батончики. Только 15–20 % продукции выпускают на сторонних площадках. Например, ореховые напитки производят в Испании.

«Наверное, на том заводе и сейчас продолжают делать эти батончики, но к успеху они так и не пришли, — говорит Елена. — В этом случае была кража интеллектуальной собственности. Но если кто-то запускает здоровый продукт в России, я считаю их не конкурентами, а последователями. Мы быстро придумываем новые продукты и линейки, так что нас невозможно скопировать и обогнать».

Простили в BioFoodLab и еще одного последователя. В 2016 году на Kickstarter появился ролик переехавшего в США украинца Степана Кученюка. Он предлагал инвесторам вложиться в производство полезных и вкусных батончиков из сухофруктов и орехов, которые не просто подходят для перекуса, но еще и должны избавлять от лени и улучшать метаболизм. Назывался инновационный продукт «Мегабайт», а коричневая обертка с ярким акцентом подозрительно напоминала упаковку Bite. Проект Степана одобрения не встретил: из намеченных 20 тысяч он собрал всего 92 доллара. Но зато вместо претензии или судебного иска от BioFoodLab он получил только ироничное видео: Степану предложили не стесняться и скопировать вообще все продукты компании.

Место на полке

Сейчас BioFoodLab выпускает 1,5 миллиона единиц продукции в месяц и распространяет их по 20 тысячам торговых точек в России, а также отправляет на экспорт в 14 стран. Но начинали в компании со скромных объемов — продавали по 500 батончиков в месяц. В 2011 году еда без глютена, сахара и усилителей вкуса считалась прерогативой спортсменов и обеспеченных людей. «Массового запроса тогда не было, и когда мы начали выходить на рынок и договариваться с большими сетями, нам говорили, что здоровый образ жизни и Россия — это вообще несовместимые понятия», — рассказывает Шифрина.

«У любого нового товара или явления есть ранние последователи — компании, которые первыми реагируют на тренды. Это точно не про магазины бюджетного сегмента. Им нужно доказать, что продукт будет продаваться хорошо, — говорит Елена Шифрина. — Потому мы начали с тех, кто готов рисковать. А потом вышла годовая статистика с нашей маржинальностью и объемом продаж, и тогда даже недорогие сети захотели видеть у себя наш продукт». Первым Bite появился в сети «Глобус гурмэ» и книжном магазине «Республика», где также были представлены напитки и снеки. Но постепенно батончики начали продавать еще и в «Перекрестке», «Пятерочке», «Магните», «Азбуке вкуса», «Ленте», фитнес-клубах и аптеках.

 Когда мы начали договариваться с большими сетями, нам говорили, что здоровый образ жизни и Россия — это вообще несовместимые понятия

По данным прошлогоднего исследования Nielsen, потребление растительного молока, продуктов без ГМО и товаров для веганов в России растет двух-трехзначными темпами. Елена Шифрина уверена, что запрос на правильное питание видят все ретейлеры, независимо от ценового сегмента, потому полки для таких продуктов появляются даже в магазинах площадью 50–100 квадратных метров. «Раньше нам говорили: „Мы не знаем, куда ставить ваш продукт. Это же не бакалея. Единственное место, где мы можем вас поставить, — секция продуктов для диабетиков“. Сейчас супермаркеты делают отдельные стойки и полки со здоровым питанием, потому что потребителю нужен этот сегмент. Человек не хочет искать по всему магазину товары без консервантов или глютена, читать все составы. Он может просто взять все нужное в одном отделе и быть уверенным в этих продуктах», — считает предпринимательница.

Bite часто называют дорогим продуктом: батончик весом 45 граммов в разных местах стоит от 70 до 100 рублей, а это почти в два раза дороже обычного шоколадного батончика. Но Елена Шифрина считает, что цена Bite обоснована себестоимостью ингредиентов, в то время как производители массовых снеков просто делают большую наценку: «Если посмотреть, что входит в состав шоколадки, окажется, что она тоже стоит дорого. Там много сахара, а его цена — 30 рублей за килограмм». Для тех, кто хочет правильно питаться и экономить, у BioFoodLab есть облегченная, 30-граммовая версия Slim Bite за 50 рублей. Окончательно разрушить репутацию батончиков как исключительно премиального, а потому недоступного продукта должна недавно запущенная коллаборация с «Пятерочкой»: там появились два эксклюзивных вкуса Bite, похожих на традиционные десерты.

Мухи отдельно

Несмотря на то что россияне перекусывают не слишком часто (Елена рассказывает, что, по данным исследований, россиянин перекусывает всего 1,8 раза за день, а американец — семь раз), в BioFoodLab решили расширить линейку снеков. После успешно запущенных 11 товарных наименований в компании увеличили ассортимент в несколько раз. Помимо батончиков Bite, появилась еще и детская линейка Bitey, крекеры и хлебцы без добавленного сахара и глютена, альтернативное молоко, продукты с высоким содержанием протеина Cyber и те самые бюджетные (и низкокалорийные) батончики Slim Bite.

Основательница говорит, что считает BioFoodLab даже не продуктовой, а модной компанией: здесь также следят за трендами, изучают отчеты западных агентств и стараются моментально реагировать на все тренды. В компании хотят замечать новые ингредиенты, способные изменить рынок, еще до того, как продукты с ними массово окажутся на полках магазинов. Так, в 2013 году пришла мода на суперфуды, и линейку батончиков пополнили еще несколько — с семенами чиа и полезными ягодами. Два года назад, опять же, под влиянием общемирового тренда, в BioFoodLab изменили рецептуру Bite — добавили в батончики растительный протеин.

Но один ингредиент, несмотря на свою популярность, в продуктах Bite все же вряд ли окажется. «Сейчас есть тренд — протеин из насекомых. В такие компании многие инвестируют, и к нам приходит много поставщиков протеина из жуков», — рассказывает Елена. Когда она была ментором в конкурсе стартапов Forbes, одни из участников как раз продвигали свою ферму по размножению мух. «Оказывается, это один из самых высококачественных протеинов, и этими мухами кормят коров и свиней. Они набирают массу, и мясо становится очень хорошим», — вспоминает предпринимательница. Но попробовать инновационный ингредиент она так и не решилась. Пока всем поставщикам протеина из насекомых в BioFoodLab отказывают, но не только из-за недоверия к мухам и жукам — просто с ними продукты перестанут быть веганскими.

 Конечно, мы никому не запрещаем есть все, что нравится. Но если кто-то придет на обед в офис с борщом со сметаной, мы его немного пожурим

Личным примером

Миссию BioFoodLab Елена Шифрина обозначила очень серьезно: сделать здоровый продукт доступным для любого человека в России, независимо от его места проживания или дохода. «Я понимаю, какие проблемы бывают у людей в регионах и как они отличаются от московских. Но у покупателя должен быть выбор независимо от того, где он живет. В любом городе продаются шоколадные батончики и газированные напитки с сахаром, значит, там должен быть и Bite», — уверена предпринимательница. При этом она считает, что для популяризации здорового образа жизни недостаточно просто поставить продукты на полки всех магазинов — нужно еще и рассказать людям, как они могут улучшить качество жизни за счет питания и спорта.

В этих вопросах в BioFoodLab решили начать с себя. В 2013 году в офисе появились тренировки по йоге для всех заинтересованных сотрудников. Компания не только поддерживает беговое сообщество (например, в 2013 году батончиками Bite угощали участников Московского марафона), но и агитирует своих сотрудников приобщаться к бегу. У BioFoodLab есть беговая команда из сотрудников, которые вместе тренируются на улице в теплое время года. Состоит в ней и Елена Шифрина. Она уверяет, что бег — дело добровольное, а тех, кто не в форме, в коллективе не осуждают и не критикуют.

Относительно питания в компании тоже есть правила. Главное — если хочешь съесть какой-нибудь снек, то это может быть только Bite. С обедами все не так строго, но нездоровую пищу на корпоративной кухне не приветствуют. «Конечно, мы никому не запрещаем есть все, что нравится. Но если кто-то придет на обед в офис с борщом со сметаной, мы его немного пожурим», — говорит Елена.

Share
6
скопировать ссылку

Читайте также:

Как Fitmost заменяет горожанам абонементы в фитнес-клуб
Как Fitmost заменяет горожанам абонементы в фитнес-клубСервис для тех, кто хочет заняться собой разными способами
Как Fitmost заменяет горожанам абонементы в фитнес-клуб

Как Fitmost заменяет горожанам абонементы в фитнес-клуб Сервис для тех, кто хочет заняться собой разными способами

Botavikos: Как бренд натуральной косметики попал на полки «Вкусвилла» и в Европу
Botavikos: Как бренд натуральной косметики попал на полки «Вкусвилла» и в ЕвропуСарафанное радио вместо рекламы, свои корнеры и запуск франшизы
Botavikos: Как бренд натуральной косметики попал на полки «Вкусвилла» и в Европу

Botavikos: Как бренд натуральной косметики попал на полки «Вкусвилла» и в Европу Сарафанное радио вместо рекламы, свои корнеры и запуск франшизы

«Самокат»: Сервис быстрой доставки продуктов, который появился раньше «Яндекс.Лавки»
«Самокат»: Сервис быстрой доставки продуктов, который появился раньше «Яндекс.Лавки»А потом стал продавать продукты под своей маркой в обеих столицах
«Самокат»: Сервис быстрой доставки продуктов, который появился раньше «Яндекс.Лавки»

«Самокат»: Сервис быстрой доставки продуктов, который появился раньше «Яндекс.Лавки» А потом стал продавать продукты под своей маркой в обеих столицах

Как делают шоколад Mojo Cacao
Как делают шоколад Mojo CacaoБез молока, сахара и даже заявленного в названии печенья
Как делают шоколад Mojo Cacao

Как делают шоколад Mojo Cacao Без молока, сахара и даже заявленного в названии печенья

Комментарии

6 комментариев
Показать все

ну всухомятку батончик заточить всяко полезнее, доооо

калорийность борща в 100гр приблизит 50 ккл, батончик Байт 330, оооочень полезно....спешу купить, спасибо за рекламу

Комментировать

Тэги

Сюжет

Люди

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok

«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого

Бар «Союз» на Маросейке, кафе WIP в особняке на Яузе и крабовые бранчи с шампанским в Wine & Crab

Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть

Remy 2.0 и множество десертов: Gentle Cafe на Тверском бульваре

Первая полоса

Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok
Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok
Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok

Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok

«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого
«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого
«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого

«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого

Бар «Союз» на Маросейке, кафе WIP в особняке на Яузе и крабовые бранчи с шампанским в Wine & Crab
Бар «Союз» на Маросейке, кафе WIP в особняке на Яузе и крабовые бранчи с шампанским в Wine & Crab
Бар «Союз» на Маросейке, кафе WIP в особняке на Яузе и крабовые бранчи с шампанским в Wine & Crab

Бар «Союз» на Маросейке, кафе WIP в особняке на Яузе и крабовые бранчи с шампанским в Wine & Crab

Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть
Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно естьЧто смотреть, слушать и читать на этой неделе
Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть

Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть Что смотреть, слушать и читать на этой неделе

Remy 2.0 и множество десертов: Gentle Cafe на Тверском бульваре
Remy 2.0 и множество десертов: Gentle Cafe на Тверском бульваре
Remy 2.0 и множество десертов: Gentle Cafe на Тверском бульваре

Remy 2.0 и множество десертов: Gentle Cafe на Тверском бульваре

Праздники — всё: Как провести первую неделю после каникул
Праздники — всё: Как провести первую неделю после каникулПока главный вопрос — откроют ли музеи
Праздники — всё: Как провести первую неделю после каникул

Праздники — всё: Как провести первую неделю после каникул Пока главный вопрос — откроют ли музеи

20 пар обуви на зиму
20 пар обуви на зимуРассказываем, в каких ботинках переживать гололед, слякоть и сугробы
20 пар обуви на зиму

20 пар обуви на зиму Рассказываем, в каких ботинках переживать гололед, слякоть и сугробы

«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять название
«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять названиеНет, это не постирония
«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять название

«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять название Нет, это не постирония

«У меня БАС — болезнь, из-за которой я могу двигать только глазами»
«У меня БАС — болезнь, из-за которой я могу двигать только глазами»Как учительница математики из-за болезни потеряла способность ходить и говорить, но нашла новую работу
«У меня БАС — болезнь, из-за которой я могу двигать только глазами»

«У меня БАС — болезнь, из-за которой я могу двигать только глазами» Как учительница математики из-за болезни потеряла способность ходить и говорить, но нашла новую работу

«Я заработал на биткоине»
«Я заработал на биткоине»Квартиры в Москве и Нью-Йорке, сочный бургер и провальный криптопроект — на что счастливчики потратили свои доходы
«Я заработал на биткоине»

«Я заработал на биткоине» Квартиры в Москве и Нью-Йорке, сочный бургер и провальный криптопроект — на что счастливчики потратили свои доходы

Где пить коктейли: 7 новых (и не очень) мест Москвы
Где пить коктейли: 7 новых (и не очень) мест Москвы
Где пить коктейли: 7 новых (и не очень) мест Москвы

Где пить коктейли: 7 новых (и не очень) мест Москвы

Батенька, да вы эйджист!
Батенька, да вы эйджист!Проверьте, как много стереотипов о возрасте у вас есть
Батенька, да вы эйджист!

Батенька, да вы эйджист! Проверьте, как много стереотипов о возрасте у вас есть

5 инстаграм-дневников о ремонте петербургских квартир
5 инстаграм-дневников о ремонте петербургских квартирСтарый фонд, советские дома и новостройка
5 инстаграм-дневников о ремонте петербургских квартир

5 инстаграм-дневников о ремонте петербургских квартир Старый фонд, советские дома и новостройка

Как записывают аудиокниги
Как записывают аудиокнигиРасстановка сложных ударений, «50 оттенков серого» голосом бабушки и нецензурные междометия чтецов
Как записывают аудиокниги

Как записывают аудиокниги Расстановка сложных ударений, «50 оттенков серого» голосом бабушки и нецензурные междометия чтецов

30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски
30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски
30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски

30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски

«Я год не покупала новую одежду»
«Я год не покупала новую одежду»Предпринимательница Дарья Лисиченко рассказала о своем челлендже и его итогах
«Я год не покупала новую одежду»

«Я год не покупала новую одежду» Предпринимательница Дарья Лисиченко рассказала о своем челлендже и его итогах

6 российских марок одежды и аксессуаров для собак (и кошек)
6 российских марок одежды и аксессуаров для собак (и кошек)
6 российских марок одежды и аксессуаров для собак (и кошек)

6 российских марок одежды и аксессуаров для собак (и кошек)

Как выгоднее покупать на AliExpress, Ozon и Wildberries
Как выгоднее покупать на AliExpress, Ozon и WildberriesИнсайдеры — о хитростях работы маркетплейсов
Как выгоднее покупать на AliExpress, Ozon и Wildberries

Как выгоднее покупать на AliExpress, Ozon и Wildberries Инсайдеры — о хитростях работы маркетплейсов

Что покупать в новой коллекции Uniqlo U
Что покупать в новой коллекции Uniqlo UНачинаем год с пополнения базы гардероба
Что покупать в новой коллекции Uniqlo U

Что покупать в новой коллекции Uniqlo U Начинаем год с пополнения базы гардероба

«Я пропустил 2020 год»
«Я пропустил 2020 год»Как сотрудника ФБК выкрали из квартиры перед Новым годом, отправили служить на Новую Землю без связи, и он не увидел ничего. Вообще
«Я пропустил 2020 год»

«Я пропустил 2020 год» Как сотрудника ФБК выкрали из квартиры перед Новым годом, отправили служить на Новую Землю без связи, и он не увидел ничего. Вообще

Подпишитесь на рассылку