Марина Погодина

гендиректор детского интернет-магазина «Мамагазин»

   

Выбор ниши

О диверсификации бизнеса «Объединённых спиртовых заводов» топ-менеджеры компании приняли решение весной 2013 года. В то время я входила в совет директоров компании «Арзамасспирт», входящей в группу. Встал вопрос: в какой сфере работать. По словам экспертов, рынок электронной коммерции в России в тот момент рос бешеными темпами и увеличивался на 30–40 % в год. Мы стали более пристально смотреть на эту отрасль, анализировать, что в ней происходит. Поняли сразу, что электроника уже забита: огромные игроки поделили рынок между собой, маржа всего порядка 3–5%, и работать можно только при большом обороте. В одежду тоже зайти тяжело. Смотрели на рынок спортивных, медицинских, детских товаров и продуктов для животных. Но решили не идти по пути сверху вниз: обозначить сферу, создать интернет-магазин и показать клиентам — пользуйтесь. А запланировали обратный путь: узнать у потенциального клиента, что ему интересно, а уже потом воплотить это в жизнь. Так мы запустили большое маркетинговое исследование совместно с известным маркетологом из Дании Мартином Линдстромом.

Цель первого этапа заключалась в том, чтобы выявить у потенциальных покупателей потребность: какого интернет-магазина им не хватает. Для этого в июне 2013 года наш директор по маркетингу Виталий и Мартин отправились в поездку по восьми городам России. Просто приезжали и стучались в двери к потенциальным клиентам. Люди были настроены дружелюбно: не отказывали, многие угощали чаем и кофе. Виталий задавал вопросы о том, где и что они покупают, как часто заказывают через интернет, что хотели бы видеть в интернет-магазине. Всё это выясняли во время двухчасовой беседы.