19 сентября, воскресенье
Москва
Войти

Торговая площадь революции: Как меняется «Ашан» Свежие мидии и товары «Каждый день», дизайнерская форма сотрудников и интерьеры, напугавшие пенсионеров

Торговая площадь революции: Как меняется «Ашан»

Первый российский «Ашан» открылся в 2002 году в подмосковных Мытищах. В огромный гипермаркет, где можно было купить все от пачки майонеза до телевизора, стекались покупатели со всей Москвы, иногда тратя по несколько часов на дорогу. У магазина сразу же появились поклонники, причем привлекали их не только низкие цены. «Ашан» существенно отличался от привычных московских супермаркетов. На полках лежали французские сыры и стояли десятки видов шампуня, можно было тут же примерить куртку и попробовать косметику, а сотрудники перемещались по торговому залу на роликовых коньках.

Сейчас в России работает 314 магазинов «Ашан» разного размера. Но прошлый год оказался для сети не самым удачным. Оборот упал на 6,2 % до 334,7 миллиарда рублей. Сократился и разрыв между французским ретейлером и конкурентами, специализирующимися на небольших магазинах шаговой доступности. Пост генерального директора российского подразделения «Ашана» занял Франсуа Реми, он и предложил попробовать новый формат. Мы побывали в одном из оптимизированных гипермаркетов в торговом центре «Капитолий» и рассказываем, что в нем изменилось.

Товары: в два раза больше

После прогулки по изменившемуся «Ашану» сразу замечаешь появление товаров, непривычных для этой сети. Внезапно здесь обнаруживаются свежие мидии, тайское манго, швейцарская моцарелла и крафтовый хлеб. Постоянная покупательница магазина Ксения подтверждает: это все не выложили к приходу журналистов, уже пару месяцев она наведывается сюда за сырами, морепродуктами и бискотти. А вот бело-желто-зеленых упаковок «Каждый день» будто бы стало меньше. Операционный директор магазина Флоран Гиньяр уверяет, что это не так: просто из-за удвоения ассортимента и новой выкладки недорогие товары растворились и не так бросаются в глаза.

Всю продукцию в «Ашане» по-прежнему делят на три уровня. Первый — самые дешевые товары. В линейке собственных торговых марок это как раз «Каждый день», который в компании называют просто КД. Эти продукты делают только российские компании, так как их невысокая цена обеспечивается еще и за счет снижения издержек на транспортировку. Следующий уровень — это средний ценовой сегмент, здесь у «Ашана» теперь есть своя марка «Красная птица», еще выше — «Золотая птица».

«На сегодняшний день „Ашан“ в России отвечает потребностям клиентов, чей уровень дохода средний либо ниже среднего. Но мы стремимся охватить клиентов с разной покупательской способностью, в том числе и с высоким достатком», — объясняет Флоран Гиньяр. Именно для них на полках магазина появился бренд «Золотая птица» и другие собственные торговые марки, которые относятся к премиум-сегменту, например итальянские макароны «Пасьони». По большей части товары этой категории выпускают европейские производители, но горький шоколад «Золотая птица» с цукатами и стевией или какао-крупкой оказался сделан в России.


Вместо продуктов в Россию привозят европейских специалистов: сырами и выпечкой займутся французы, а пиццей — итальянец


Директор проекта «Трансформация персонала» Светлана Колбовская рассказывает, что на полках нового «Ашана» вообще немало товаров из Европы. «Конечно, это все то, что нам не запрещено ввозить санкциями, к примеру, швейцарская моцарелла или итальянское оливковое масло», — добавляет Светлана. В «Ашане» придумали, как продавать товары, которые попадают под санкции и при этом не имеют сопоставимого по качеству местного аналога. Вместо продуктов в Россию привозят европейских специалистов: сырами и выпечкой займутся французы, а пиццей — итальянец.

Сейчас в Москве работают уже несколько обновленных «Ашанов». Если в «Авиапарке» сделан упор на непродовольственные товары и косметические процедуры (там открылись броу-бар и студия маникюра), то в торговом центре «Капитолий» решили уделить больше внимания правильному питанию и натуральным продуктам. Здесь есть большая зона овощей и фруктов, прилегающий к ней фреш-бар со смузи, несложными салатами и нарезками овощей для жарки на гриле. Также работает секция свежей выпечки, где продается бездрожжевой и зерновой хлеб, а только что купленные рыбу или мясо могут приготовить прямо в магазине в зоне «Мой гриль».

Интерьер: дерево и направленный свет

Само пространство гипермаркета тоже изменилось: в новом «Ашане» решили отказаться от сочетания фирменных цветов, обилия пластика и яркого холодного света. Директор технического департамента по обустройству Филипп Манжан рассказывает, что оформление магазина разработано на основе международного брендбука компании. Сейчас интерьерные тенденции в «Ашанах» по всему миру меняются: серый потолок, красные каркасные элементы, крупные надписи с названиями отделов приходят на смену скучной больничной белизне. На 5 тысячах квадратных метров стало проще ориентироваться, так как цвет мозаики на стенах соответствует определенному отделу. Здесь все логично: голубой — рыба и морепродукты, желтый — хлеб и выпечка, зеленый — зона овощей, фруктов и фреш-бара, а красный — мясо и колбасы.

Также в магазине в «Капитолии» решили отказаться от давящего подвесного потолка, хоть за ним и было скрыто множество инженерных коммуникаций. Филипп Манжан считает, что одной из самых важных задач была работа с освещением, так как оно сильно влияет на представление товаров в торговом зале. Сейчас лампы направлены непосредственно на стеллажи и полки. Также вместо пластика решено было использовать более дорогое и менее практичное дерево. Хотя оно и проигрывает другим материалам с точки зрения удобства эксплуатации, зато создает на торговой площади ощущение теплоты и уюта. Стеллажи в новом «Ашане» заметно ниже, чтобы покупатели могли видеть весь торговый зал и, как говорит Манжан, «было больше свободы и воздуха».


Главной целью было создать в магазине атмосферу европейского рынка, как в маленькой французской деревушке


Расположение секций и отделов также поменялось. Если раньше в этом «Ашане» покупателям приходилось блуждать по лабиринтам из полок в поисках нужной вещи, сейчас структура стала более логичной. Вокруг отделов с готовой едой и напитками появилось несколько столов и стоек, за которыми можно перекусить. «Нашей главной целью было создать в этом магазине атмосферу европейского рынка, например, как в маленькой французской деревушке, где на площади перед мэрией фермеры торгуют тем, что вырастили сами. Когда мы стали думать о расположении отделов, мы будто бы шли от этой центральной площади. Потому в середине магазина у нас зона с ресторанами, вокруг которой можно ходить и совершать покупки», — говорит Филипп Манжан.

Кассы с частичным самообслуживанием работают сейчас во многих «Ашанах». Хозяйки касс только пробивают товары, а оплатить их можно в специальных терминалах, приложив к сканеру чек. Такое распределение функций вызывает немало вопросов: вместо одного этапа появляется два, нужно пройти с пакетами к терминалу, оплатить покупки, а потом изловчиться и приложить чек к еще одному сканеру для выхода из зоны касс. Но в компании посчитали, что так процесс идет быстрее. В «Капитолии» и «Авиапарке» появились также пункты обслуживания клиентов, куда можно обратиться, если есть жалобы, хочется задать вопрос о товаре или разменять деньги. В пунктах принципиально убрали стойку, чтобы не создавать границ между сотрудником и покупателем, которому тут же предлагают кофе.

Сотрудники: новые профессии и дизайнерская униформа

Светлана Колбовская признает, что раньше «Ашан» был типичным магазином самообслуживания, где сервису уделялось не так много внимания. В супермаркетах другого формата решили изменить этот подход и ввести новые профессии — менеджер сервиса клиента и специалист по товару и сервису. «Мы искали вдохновение во Франции, нам хотелось принести в магазин дух настоящей французской брассери, в которой сама хозяйка стоит за прилавком и может рассказать, во сколько испекли каждый круассан и какое масло использовали. Новые профессии как раз создавались с оглядкой на такую хозяйку пекарни. Работники „Ашана“ теперь могут посоветовать покупателям блюда от шеф-повара, ответить на вопросы об ингредиентах, что-то подсказать», — говорит Светлана.


Сотрудники рыбного отдела носят полосатые водолазки, наталкивающие на мысль о Довиле, а одежда для пекарей отсылает к Провансу


Всех сотрудников, как на новых, так и на старых должностях, одели в униформу, созданную дизайнером Викторией Андреяновой. Сама Виктория признается, что до того, как столкнулась с «Ашаном» по работе, она долгое время ошибочно считала сеть турецкой, а не французской. Но именно «французскость» помогла ей придумать образы и разработать оригинальные и практичные вещи. Например, сотрудники рыбного отдела носят полосатые водолазки, наталкивающие на мысль о Довиле, а одежда для пекарей отсылает к Провансу. Важная деталь в униформе при работе с продуктами — головной убор, под который должны быть убраны волосы. Здесь тоже не обошлось без Франции, потому вместо обычных шапочек сотрудники «Ашана» теперь носят кепки в стиле «Гаврош».

Дизайнер объясняет, что униформа должна также отвечать ряду требований к удобству и безопасности. Например, для всех, кто работает с печами, предусмотрены кители, которые можно легко распахнуть и сбросить, если одежда вдруг загорится. В отделах с холодильниками у сотрудников есть специальные утепленные куртки и комбинезоны. Работники торгового зала носят удобные поло и свитшоты, потому что им приходится много двигаться. А вот от белых рубашек для менеджмента решили отказаться — директор магазина сейчас одет так же, как и остальные сотрудники. В компании хотят, чтобы управляющий не сидел в своем кабинете, а работал с клиентами вместе со своими подчиненными в торговом зале.

Первые итоги

Сейчас в Москве и Подмосковье работают четыре преобразованных «Ашана», которые в компании называют «одасторами», то есть «смелыми магазинами». Следующий супермаркет нового типа откроется в ближайшее время в Пушкине, а с 2019 года и все остальные магазины сети начнут переделывать в одасторы. Перестроенный «Ашан» на «Университете» заработал всего пару месяцев назад, поэтому в компании считают, что пока рано подводить какие-либо итоги. Подсчитать, как изменился средний чек, тоже оказалось затруднительно: если раньше все покупки оплачивались только на кассах на выходе, то сейчас внутри самого супермаркета клиент может расплатиться несколько раз за напитки и готовые блюда.

Флоран Гиньяр говорит, что сперва новая концепция «Ашана» отпугнула покупателей с низким доходом. Многие решили, что живописная выкладка товаров и продуманный интерьер неминуемо ведут к повышению цен. В какой-то момент в гипермаркете практически не было пенсионеров, но сейчас отток клиентов полностью прекратился, и в магазин даже пришли новые покупатели. Светлана Колбовская считает, что «Ашан» должен предложить людям не просто товары по низким ценам, а еще и shopping experience — поход в магазин, где можно вкусно поесть, пройти мастер-класс и оставить ребенка в детской зоне.


В какой-то момент в гипермаркете практически не было пенсионеров, но сейчас отток клиентов полностью прекратился


Для экспериментального формата с обилием свежих продуктов и здоровой еды не случайно выбрали именно точку в торговом центре «Капитолий» возле метро «Университет». Светлана Колбовская объясняет, что жители этого района имеют достаточно высокий доход и сложившееся местное сообщество. «Я часто бываю в торговом зале и слышу, о чем говорят покупатели. Иногда незнакомые люди помогают друг другу с выбором сыра, объясняют, с каким вином его лучше есть, — делится Светлана. — Можно даже услышать фразу: „Бриошь здесь такой же, как в пекарне рядом с моим домом во Франции“».

Постоянная покупательница супермаркета Ксения рассказывает, что приходила в этот «Ашан» и до преобразования, и сразу после открытия в новом формате. По ее словам, первое время гипермаркет выглядел как музей: здесь не было места неровно стоящим бутылочкам или валяющимся на полу грязным овощам. Но уже спустя месяц магазин стал более реальным, в торговом зале начали появляться коробки и паллеты. Так что хотелось бы зайти в одастор на «Университете» через год и все еще застать здесь мидии и бискотти, кассы самообслуживания без следов ударов и улыбчивого специалиста по сервису, которого не достали любители жалоб, совмещенных с бесплатным кофе.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Город-сад»: Как создать сеть городских супермаркетов за три года
«Город-сад»: Как создать сеть городских супермаркетов за три года Дарья Лисиченко занималась ЗОЖ-напитками, руководила рынком в Конькове, а теперь открывает магазины-кулинарии здорового питания
«Город-сад»: Как создать сеть городских супермаркетов за три года

«Город-сад»: Как создать сеть городских супермаркетов за три года
Дарья Лисиченко занималась ЗОЖ-напитками, руководила рынком в Конькове, а теперь открывает магазины-кулинарии здорового питания

«Если бабушка покупает только курицу по акции, она нас тащит на дно»
«Если бабушка покупает только курицу по акции, она нас тащит на дно» Как устроена система скидок в супермаркетах, на какие товары ставят желтые ценники и работает ли трюк с 99 копейками
«Если бабушка покупает только курицу по акции, она нас тащит на дно»

«Если бабушка покупает только курицу по акции, она нас тащит на дно»
Как устроена система скидок в супермаркетах, на какие товары ставят желтые ценники и работает ли трюк с 99 копейками

5 простых способов экономить в супермаркете
5 простых способов экономить в супермаркете Как не потратить на продукты слишком много денег
5 простых способов экономить в супермаркете

5 простых способов экономить в супермаркете
Как не потратить на продукты слишком много денег

«Вам пакет нужен?»: Эксперимент The Village
«Вам пакет нужен?»: Эксперимент The Village Почему свалка в Волоколамске начинается в магазине у дома
«Вам пакет нужен?»: Эксперимент The Village

«Вам пакет нужен?»: Эксперимент The Village
Почему свалка в Волоколамске начинается в магазине у дома

Тэги

Сюжет

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве

Кто такая Маша Платонова

Стоит ли идти на выборы и почему?

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели

Первая полоса

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того? Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве «Супер секси секонд», рейв-медитация и еще 30 ивентов
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве
«Супер секси секонд», рейв-медитация и еще 30 ивентов

Кто такая Маша Платонова
Кто такая Маша Платонова Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам
Кто такая Маша Платонова

Кто такая Маша Платонова
Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам

Стоит ли идти на выборы и почему?

Объясняют политолог, социолог и общественный деятель

Стоит ли идти на выборы и почему?
Объясняют политолог, социолог и общественный деятель

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте
Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте
Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте

Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте

Выпил — за руль не садись
Спецпроект
Выпил — за руль не садись Как устроена профессия «трезвый водитель»
Выпил — за руль не садись
Спецпроект

Выпил — за руль не садись
Как устроена профессия «трезвый водитель»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера

Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект
Стол к окну, микрозелень на подоконник 13 советов, как работать из дома экологично
Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект

Стол к окну, микрозелень на подоконник
13 советов, как работать из дома экологично

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО
«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО
«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО

«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе

«Оденьтесь, пожалуйста, неброско»

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе
«Оденьтесь, пожалуйста, неброско»

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти? «Моя война — это выбрать красный или белый цвет»
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
«Моя война — это выбрать красный или белый цвет»

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»:
Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках
«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках
«Церковь — открытый, гостеприимный дом»:
Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

7 глупых вопросов о Вертинском
7 глупых вопросов о Вертинском Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом
7 глупых вопросов о Вертинском

7 глупых вопросов о Вертинском
Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом

Пока кредит не разлучит вас
Спецпроект
Пока кредит не разлучит вас Сможете ли вы решить финансовые проблемы в семье и не развестись
Пока кредит не разлучит вас
Спецпроект

Пока кредит не разлучит вас
Сможете ли вы решить финансовые проблемы в семье и не развестись

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку
«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку Прямиком с Каннского кинофестиваля
«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку

«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку
Прямиком с Каннского кинофестиваля

Подпишитесь на рассылку