Кибермаркет: Как устроен магазин-лаборатория «Пятерочка» Электронные ценники, дополненная реальность, умные полки и множество видеокамер

Кибермаркет: Как устроен магазин-лаборатория «Пятерочка»

На первый взгляд, «Пятерочка» на Нижегородской, 34, ничем не отличается от других магазинов сети: ряды стеллажей со стандартным набором товаров, прогуливающиеся между ними пенсионеры, реклама кетчупа по внутреннему радио, картонная Ольга Бузова возле стенда с чипсами. Но напротив практически каждой полки висит камера, а одна из дверей ведет из торгового зала в лабораторию инноваций X5 Retail Group. Здесь тестируются технологии, которые, возможно, будут применяться и в остальных точках ретейлера. Они помогут выявить склонных к воровству покупателей и не допустить появления на полках просрочки, подскажут, где найти товар, и даже вызовут такси.

Мы побывали в «Пятерочке», напичканной инновациями, и разобрались, почему X5 решила открыть возле Третьего транспортного кольца магазин будущего.

Фотографии

Анна Михеева

Распознавание покупателей

Уже на входе покупателей встречает первая камера. Пока ее научили только распознавать и идентифицировать сотрудников, но в перспективе планируется создать базу данных клиентов. Например, если человек, ранее пойманный на воровстве, снова придет в магазин, можно отправить директору сообщение, чтобы сотрудники постоянно находились с ним рядом. Постоянным покупателям, которых также будет узнавать камера, планируется направлять персональные предложения со скидками и акциями на телефон.

Кстати, из инновационной «Пятерочки» уже пытались украсть товары. Молодой человек схватил бутылку алкоголя и бросился к выходу, но перепутал двери и попал в ту самую инновационную лабораторию. Украденное забрали, самого воришку отпустили, но система распознавания лиц его запомнила и теперь сможет предупреждать сотрудников, когда этот человек снова решит сюда заглянуть.

Полноценной работе этой системы пока мешают недоработки в российском законодательстве. Само по себе лицо человека, даже переведенное в набор точек и линий, не является персональными данными, но в законах ничего не сказано о том, легально ли привязать слепок лица к имени и фамилии, номеру телефона или карты лояльности.

Съемка продуктов

Камеры следят не только за людьми, но и за товарами. Например, та, что висит в зоне овощей, по цвету бананов может определять, насколько они свежие. Другие помогают проверять правильность выкладки и наличие продуктов на полках. Но установка и обслуживание такого количества оборудования обойдется довольно дорого. Потому в алкогольном отделе «Пятерочки» тестируют передвижную камеру, которая сможет заменить несколько стационарных. Она перемещается по рельсам и при этом контролирует сразу несколько полок.

Камеры контролируют и сотрудников сети. Каждый час один из сотрудников любого магазина «Пятерочка» должен перебирать фрукты и овощи, отделять и выбрасывать испорченные. При этом нужно отмечаться в системе, сканируя штрихкод, который расположен рядом с ящиками. Но нерадивые работники «Пятерочек» в регионах просто распечатывают штрихкоды, вешают у себя в подсобке и сканируют их в определенное время, даже не выходя в торговый зал. Теперь проверить, перебрали ли фрукты, можно с помощью видеокамер.


Молодой человек схватил бутылку алкоголя и бросился к выходу, но перепутал двери и попал в ту самую инновационную лабораторию


Советы и спецпредложения

Еще одна камера смотрит на покупателя в начале торгового зала. Она висит рядом с большим экраном и умеет определять пол и возраст человека, а также давать ему персональные рекомендации, которые выводятся на экран. Пока система путается и может накинуть клиенту до восьми лишних лет или, наоборот, принять кого-то за несовершеннолетнего. Рекомендации товаров разработаны совместно с «Яндексом»: алгоритм советует, какой продукт стоит взять. Например, женщинам от 21 до 30 лет предлагают купить печенье Oreo.

Сейчас у X5 одна из крупнейших программ лояльности, в которой участвуют 60 миллионов человек. Но ретейлер работает с ними преимущественно в режиме офлайн: покупатель приходит в магазин, достает карту и получает на нее бонусы. «Мы можем отправить Push-уведомление, если у человека на смартфоне установлено наше приложение, или устроить СМС-рассылку, которая обходится компании довольно дорого. Но намного эффективней узнавать покупателя, когда он только заходит в магазин или находится в нем, чтобы рассказать ему о персональном предложении здесь и сейчас», — говорит Виталий Порубов, руководитель направления «Стратегия и инновации» X5 Retail Group. Даже если у покупателя нет телефона, внутри магазина есть определенные точки, через которые можно с ним связаться.

Недалеко от входа установлен киоск лояльности. Пока это железный громоздкий ящик, но его собираются заменить более современной моделью с тонким плоским корпусом и большим экраном. Если вставить в киоск карту постоянного покупателя, он предложит несколько функций. Например, уже сейчас киоск показывает рецепты яблочного сидра и штруделя, предлагает персональные скидки, подсказывает, где найти продукт, позволяет активировать карту, посмотреть вакансии, оставить отзыв и вызывать «Яндекс.Такси». Возле касс есть табло, которые помогают оценить сервис и активировать карту лояльности, не обращаясь к кассиру.

Пока в X5 изучают, какие сервисы действительно необходимы. В перспективе планируется добавить больше рецептов или даже составить полноценный рацион питания для конкретного человека. Скоро должна появиться еще и возможность спланировать закупки продуктов на месяц в рамках определенного бюджета.

Хакеры против прайс-чекеров

Для контакта с покупателем в зале также развешено несколько прайс-чекеров. Они не только говорят, сколько стоит чай, но еще и выводят на экран информацию о печенье и варенье, которое подойдет к нему. Также с помощью устройства можно узнать о вакансиях, акциях, правилах продажи алкоголя, прочитать отзывы о товарах или, приложив карту лояльности, получить персональное предложение.

Во время нашего визита один из прайс-чекеров в зале выдавал ошибку. Сотрудники лаборатории рассказывают, что в магазин приходят люди, считающие себя хакерами, и периодически выводят из строя оборудование. Но в лаборатории на них не обижаются: такие хакеры выполняют функцию добровольных тестировщиков и помогают отладить систему.


Алгоритм советует, какой продукт стоит взять. Например, женщинам от 21 до 30 лет предлагают купить печенье Oreo


Электронные ценники

В инновационной «Пятерочке» все бумажные ценники заменили электронными. Виталий Порубов рассказывает, что примерно 10 % рабочего времени персонал тратит на обновление ценников. Но если зайти в обычный магазин, то часть товаров будет без цены, а другая — с неправильной. Электронные ценники обновляются из центральной системы, и за несколько минут можно поменять цены во всем магазине. Даже если работники переставят товары, расположение ценников будет несложно изменить в системе.

Электронные ценники также помогут контролировать сроки годности продуктов и увеличивать спрос с помощью акций и спецпредложений. «Когда система понимает, что у условной сметаны подходит к концу срок годности, она может динамически уменьшить ее стоимость. Она продастся за меньшие деньги, но зато не испортится, и ее не придется выкидывать», — объясняет Порубов. Это поможет сократить убытки: уже сейчас ретейлеры теряют много денег из-за того, что не успевают продать товары до истечения срока годности, а в начале года в Госдуму внесли законопроект, запрещающий возвращать непроданное поставщикам.

Электронные ценники выполняют еще несколько функций. Если покупатель ищет товар в мобильном приложении, на ценнике может загореться специальный маячок, указывающий на нужное наименование. В них встроены цифровые градусники и датчики, а на экране в лаборатории высвечивается, какая в торговом зале влажность, освещенность, насколько там шумно и какой уровень углекислого газа.

Умные полки

Но даже электронные ценники со временем собираются заменить экранами, на которых будет отображаться вся информация о товаре. Экран также поможет работникам правильно выставлять продукты на полки: если включить режим выкладки товара, появится подсказка, что и где должно находиться. Сейчас экраны есть только в отделе молочной продукции. Во-первых, технология достаточно дорогая, а во-вторых, нужно хорошо проработать их дизайн. «Это уже должны решить мерчендайзеры и дизайнеры. Если повесить такие экраны на каждую полку, они будут сверкать, как новогодняя елка, и отвлекать покупателей», — говорит Виталий Порубов.

Камеры, которые висят рядом с полками, тоже помогают отслеживать наличие товара. Если обнаруживается нехватка какого-то наименования, сотрудники магазина автоматически получают уведомление о том, что нужно подойти и выставить продукты. Но камера может увидеть только первый ряд и не понимает, есть ли за ним еще что-то. Поэтому в магазине используется и технология умной полки: за счет встроенных светосенсоров она понимает, сколько банок или бутылок на ней стоит, и тоже подсказывает сотрудникам о необходимости выкладки.

Касса без кассира

В инновационной «Пятерочке» пока работает касса с обычным кассиром, но если нет желания с ним общаться, можно воспользоваться кассой самообслуживания. Сейчас их устанавливают многие ретейлеры, но в X5 обещают пойти еще дальше. Прототип кассы, которая сама определяет товары в тележке или корзинке и выводит на экран их стоимость, пока стоит в лаборатории. Он может отсканировать одновременно до 1 200 наименований с помощью меток радиочастотной идентификации. Примерно через месяц в «Пятерочке» на Нижегородской появится специальная зона с товарами, оплатить которые можно будет в терминале такой кассы.

С помощью мобильного приложения покупатель может просканировать любой товар в торговом зале и получить QR-код. Пока этот код приходится показывать кассиру, но со временем в приложении обещают возможность моментальной оплаты с привязанной банковской карты. Также должны появиться функции дополненной реальности. «Можно будет навести телефон на курицу и с помощью AR-приложения увидеть на экране, как она аппетитно шкварчит в духовке, посмотреть рецепты с ней или узнать, где эту курицу вырастили», — обещает Виталий Порубов.

Ретейлер также планирует использовать мобильное приложение для навигации. Если в небольших «Пятерочках» это неактуально, то в супермаркетах «Карусель» покупатель может потеряться среди полок и стеллажей. Также X5 обещает пойти по пути омниканальности покупок. Опять же, в «Пятерочке» технологию проверить не получится, так как у нее пока нет интернет-магазина. Зато в «Перекрестке» можно будет отсканировать метку на товаре, положить его в онлайн-корзину в приложении и оформить доставку товаров, которые не хочется самостоятельно нести домой.

Почему «Пятерочка» торопится в будущее

Несмотря на то, что общий показатель выручки X5 Retail Group увеличивается, снизились темпы роста сопоставимых продаж (LFL, или Like-For-Like — показатель эффективности торговли, позволяющий оценить динамику развития торговой сети или отдельного магазина без учета открытия новых точек. — Прим. ред.). В 3 квартале 2017 года этот показатель составил 4,6%, а за тот же период в 2018 году - всего 0,5%. Наш инсайдер в X5 анонимно рассказал, что в компании задумались над изменениями, а сама идея внедрения инноваций появилась уже пару лет назад. 

По словам нашего собеседника, в крупных городах центральной России все топовые локации уже заняты, и торговые сети делят между собой покупателя. Одновременно растет онлайн-ретейл, «Яндекс», Mail.Ru Group, Ozon создали свои маркетплейсы, через которые можно торговать всем, от айфона до деревенского творога. «Все это сказывается на оборотах, и если не предпринять ничего, то ураган e-commerce снесет все на своем пути, — рассказывает источник в X5. — Будет не важно, у кого сколько тысяч магазинов и ярдов оборотов было, когда какой-нибудь маркетплейс запустит доставку товаров сегмента „фреш“ по всей России».


Если покупатель ищет товар в мобильном приложении, на ценнике может загореться специальный маячок


Виталий Порубов тоже говорит о необходимости изменений: «Если мы не сможем и не будем развиваться, чтобы соответствовать ожиданиям потребителей, через год-два может появиться  бренд и вытеснить нас с рынка». Он считает, что нужны онлайн-продажи, омниканальность, новые сервисы, новый customer experience, а большинство изменений в процессах сейчас, как правило, делается за счет технологий.

Департамент, отвечающий в X5 за анализ больших данных, появился весной и запустил уже несколько проектов — от планирования объемов поставок до прогноза времени подхода покупателя к кассам. Все это необходимо тестировать, потому ближайший к офису магазин «Пятерочка» переделали в лабораторию. Здесь проверяют только технологии, но не их влияние на продажи. Какие-то из идей уходят и в другие точки сети — например, электронные ценники и табло для покупателей уже есть в 100 магазинах, умные прайс-чекеры — в 50. В инновационной «Пятерочке» также настроен мониторинг энергопотребления и состояния оборудования: холодильников, тенов, грилей.

Виталий Порубов говорит, что большинство технологий, которые есть в магазине-лаборатории, строятся на всем известных правилах торговли. «Если мы возьмем торговца овощами на рынке, который знает и любит свое дело, то он действует точно так же, как мы. Он понимает, сколько помидоров ему нужно привезти, разложит их красиво в ящичке, узнает своих постоянных покупателей, даст им что-то попробовать и предложит скидку. Мы стремимся к тому же самому, но в силу наших масштабов обеспечить это мы можем только с помощью технологий».

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Если бабушка покупает только курицу по акции, она нас тащит на дно»
«Если бабушка покупает только курицу по акции, она нас тащит на дно» Как устроена система скидок в супермаркетах, на какие товары ставят желтые ценники и работает ли трюк с 99 копейками
«Если бабушка покупает только курицу по акции, она нас тащит на дно»

«Если бабушка покупает только курицу по акции, она нас тащит на дно»
Как устроена система скидок в супермаркетах, на какие товары ставят желтые ценники и работает ли трюк с 99 копейками

Русский Amazon: На что похожа торговая площадка «Яндекса» и Сбербанка
Русский Amazon: На что похожа торговая площадка «Яндекса» и Сбербанка Сложно ли сделать заказ и насколько отличаются цены по сравнению с западным прототипом
Русский Amazon: На что похожа торговая площадка «Яндекса» и Сбербанка

Русский Amazon: На что похожа торговая площадка «Яндекса» и Сбербанка
Сложно ли сделать заказ и насколько отличаются цены по сравнению с западным прототипом

Молочный бот: За что горожане полюбили «ВкусВилл»
Молочный бот: За что горожане полюбили «ВкусВилл» И почему их не напугали даже претензии Роспотребнадзора
Молочный бот: За что горожане полюбили «ВкусВилл»

Молочный бот: За что горожане полюбили «ВкусВилл»
И почему их не напугали даже претензии Роспотребнадзора

Как и зачем банки собирают наши биометрические данные
Как и зачем банки собирают наши биометрические данные Стоит ли оставлять банкам свой слепок и чем это может закончиться
Как и зачем банки собирают наши биометрические данные

Как и зачем банки собирают наши биометрические данные
Стоит ли оставлять банкам свой слепок и чем это может закончиться

Тэги

Сюжет

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Приходим в себя после майских: Как провести неделю

«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос

«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова

Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все!

Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках

Первая полоса

Приходим в себя после майских: Как провести неделю
Приходим в себя после майских: Как провести неделю Лучшие концерты, выставки и кинопоказы в Москве
Приходим в себя после майских: Как провести неделю

Приходим в себя после майских: Как провести неделю
Лучшие концерты, выставки и кинопоказы в Москве

«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос
«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос От школьных экспериментов до постановки на учет в полиции
«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос

«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос
От школьных экспериментов до постановки на учет в полиции

«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова
«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова
«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова

«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова

Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все!
Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все! И даже больше
Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все!

Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все!
И даже больше

Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках
Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках «Жить нужно так, как хотим мы»
Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках

Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках
«Жить нужно так, как хотим мы»

Первые сезонные травы: 3 блюда со щавелем
Первые сезонные травы: 3 блюда со щавелем Который уже можно найти повсюду
Первые сезонные травы: 3 блюда со щавелем

Первые сезонные травы: 3 блюда со щавелем
Который уже можно найти повсюду

Шоссе в никуда: Еще один лес в Москве уничтожат дублерами
Шоссе в никуда: Еще один лес в Москве уничтожат дублерами Новые трассы только усилят пробки
Шоссе в никуда: Еще один лес в Москве уничтожат дублерами

Шоссе в никуда: Еще один лес в Москве уничтожат дублерами
Новые трассы только усилят пробки

Где покупать одежду дешевле и продавать ненужную: 9 российских ресейл-платформ
Где покупать одежду дешевле и продавать ненужную: 9 российских ресейл-платформ
Где покупать одежду дешевле и продавать ненужную: 9 российских ресейл-платформ

Где покупать одежду дешевле и продавать ненужную: 9 российских ресейл-платформ

Где есть сэндвичи с пастрами в Москве
Где есть сэндвичи с пастрами в Москве
Где есть сэндвичи с пастрами в Москве

Где есть сэндвичи с пастрами в Москве

Сколько на самом деле стоит вылечить зуб
Сколько на самом деле стоит вылечить зуб Мы узнали, почему так дорого
Сколько на самом деле стоит вылечить зуб

Сколько на самом деле стоит вылечить зуб
Мы узнали, почему так дорого

Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут
Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут А зарплата — нет
Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут

Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут
А зарплата — нет

10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году
10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году Ирландец For Those I Love, «ИХНАБТБ» и норвежский постпанк Pom Pom
10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году

10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году
Ирландец For Those I Love, «ИХНАБТБ» и норвежский постпанк Pom Pom

Как сделать квартиру удобной для жизни
Как сделать квартиру удобной для жизни
Как сделать квартиру удобной для жизни

Как сделать квартиру удобной для жизни

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой
Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой Наши лучшие истории о работе, бизнесе, заработках и тратах
Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой
Наши лучшие истории о работе, бизнесе, заработках и тратах

Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг
Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг
Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг

Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг

Новые рестораны и бары Петербурга
Новые рестораны и бары Петербурга Куда стоит идти прямо сейчас
Новые рестораны и бары Петербурга

Новые рестораны и бары Петербурга
Куда стоит идти прямо сейчас

10 музыкальных историй этого года
10 музыкальных историй этого года Кирилл Иванов рассказывает про все альбомы «СБПЧ», а адвокат Оксимирона и Славы КПСС объясняет, почему лучший — Замай
10 музыкальных историй этого года

10 музыкальных историй этого года
Кирилл Иванов рассказывает про все альбомы «СБПЧ», а адвокат Оксимирона и Славы КПСС объясняет, почему лучший — Замай

Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире
Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире
Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире

Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире

Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах
Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах Сочи, Туапсе, Геленджик и другие города, куда можно попасть без визы
Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах

Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах
Сочи, Туапсе, Геленджик и другие города, куда можно попасть без визы

Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае
Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае И что со всем этим готовить
Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае

Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае
И что со всем этим готовить

Подпишитесь на рассылку