ОКБ: Отсрочкой по кредитам смогут воспользоваться меньше половины заемщиков по ипотеке Правозащитники прогнозируют рост персональных банкротств
Объединенное кредитное бюро оценило, сколько россиян на деле смогут воспользоваться кредитными каникулами банков в условиях кризиса из-за пандемии.
Данные приводятся по всем действующим кредитам на 20 марта. Если допустить, что сумма задолженности составляет в среднем 10 % от предельного размера лимита, то россияне могут попросить об отсрочке на сумму более 1,5 триллиона рублей.
Кредитные каникулы — один из способов помощи населению и бизнесу из-за финансовых потерь на фоне пандемии коронавируса. 3 апреля Путин подписал закон, который дает право получить кредитные каникулы на полгода физлицам, индивидуальным предпринимателям и представителям малого и среднего бизнеса, чей доход упал более чем на 30 % с 2019 года. Мы уже рассказывали об условиях получения отстрочки.
Претендовать на отсрочку с учетом установленных правительством лимитов могут:
- 45 % владельцев автокредитов (около 700 тысяч кредитов);
- 49 % ипотечных заемщиков (более 2,5 миллиона кредитов);
- около 72 % заемщиков, имеющих потребительские кредиты (почти 32 миллиона штук);
- более 90 % владельцев кредитных карт (более 45 миллионов штук).
Почему лимиты мало кому помогут
По словам гендиректора ОКБ Артура Александровича, лимиты сильно ограничивают число заемщиков, которые могут рассчитывать на каникулы. Хуже всего придется заемщикам из Москвы и Петербурга, считает эксперт. По данным ОКБ, в Москве средний размер потребительского кредита составляет 528 тысяч рублей, а на покупку машины брали 1,2 миллиона. Ипотеку москвичи брали в среднем на 4,9 миллиона, что втрое превышает лимит.
Правозащитники уже прогнозируют всплеск персональных банкротств. «Непонятно, каким образом рассчитывались эти лимиты и кому планировалось оказывать помощь. Правительство и банки ограничивают большую часть экономически активного населения, которое вряд ли восстановит свое положение в ближайшие пять — десять лет», — говорит глава проекта «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
Источник: «Коммерсантъ»