Первый офис компании SAP был открыт в Москве в 1992 году. Сейчас в трёх зданиях на Космодамианской набережной разместились сотрудники, которые отвечают за продажи и поддержку продаж, маркетинг, финансы, глобальную и локальную поддержку клиентов, консалтинг и HR. В одном из строений находится SAP Labs, где сидят разработчики продуктов компании. Это не единственное подразделение компании в России. Офисы SAP есть в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Ижевске, Екатеринбурге.

SAP

производитель программного обеспечения для компаний

количество сотрудников:
74 400 (1 250 — в московском офисе)

Общая площадь помещений:
10 592 м2

 

Найм сотрудников

Большинство вакансий компании можно найти на хедхантинговых ресурсах, но основная площадка — это карьерный сайт компании. Некоторые позиции SAP появляются на специализированных форумах или в социальных сетях. Все сотрудники регулярно получают список открытых вакансий. Они тоже могут поучаствовать в процессе найма, порекомендовав кандидата на любую должность. В случае, если его возьмут на работу, сотрудник получит премию.

Процесс найма зависит от позиции. Для соискателей должностей начального уровня есть несколько стажёрских программ: для менеджеров по продажам, архитекторов и консультантов. Участников в них отбирают по результатам конкурсов. Для менеджеров по продажам и архитекторов есть глобальная программа Sales / Presales Academy, которую можно пройти двумя способами.
В первом случае стажёр уезжает на полгода в Калифорнию и обучается там, а оставшиеся полгода работает в московском офисе. Во втором — он проходит обучение в США модулями в течение года. Для остальных вакансий обычно проводятся три этапа отбора: интервью по телефону, личная встреча и решение бизнес-кейсов. Иногда бывает ассессмент-центр, когда с кандидатом общаются будущие коллеги. Каждое интервью длится около часа.

После получения оффера новоиспечённому сотруднику HR-специалист высылает на e-mail ссылку с доступом на pre-start портал, где он может ознакомиться с политикой компании, а также получает свой трудовой договор. Это происходит заранее, чтобы кандидат мог внимательно его прочесть и задать возможные вопросы онлайн. 

Адаптация новичков

За каждым новым сотрудником закреплён человек, который сопровождает новичка в течение трёхмесячного испытательного срока. Как правило, это коллега из команды, а не прямой руководитель. Это позволяет сделать процесс адаптации более неформальным.

В начале испытательного срока новичок составляет для себя план задач, который согласует с руководителем. Обычно программа состоит из двух частей: первая — обучение (тематические семинары, онлайн-тренинги), вторая — конкретные задачи. Например, работа с определённым клиентом, поддержка, консалтинг. Результат работы рассматривают, когда испытательный срок подходит к концу.

Примерно раз в месяц для всех новичков компании проводят собрание. На нём объясняют, как работает SAP и его московский офис, какие задачи стоят перед компанией, к кому и с какими вопросами можно обратиться.

А раз в квартал новичков ждёт induction seminar, который проводят топ-менеджеры компании. Мероприятие традиционно открывает генеральный директор. Главное на семинаре — как можно быстрее ввести новичков в ритм жизни компании, поэтому все спикеры не только рассказывают о работе департаментов, но и делятся личной историей успеха. 

 

 

Обучение в компании

В компании дважды в год (в июле и декабре) проходит оценка результатов работы. Сначала сотрудник сам себе ставит оценку, а затем её ставит менеджер. После результаты обсуждают на уровне руководителей отделов. Потом общую картину оценивает генеральный директор. Это нужно для следующего этапа, на котором каждый сотрудник составляет личный план развития на год и план обучения.

Учиться можно, слушая дистанционные семинары, которые доступны на корпоративном портале компании, или посещая тренинги внутри компании. Используют в SAP и более нетривиальные методы. Например, здесь устраивают учебные тематические вечера в стиле гавайской или мексиканской вечеринки.
На ней коллеги не только могут узнать новое о контенте и продуктах компании, но и повеселиться и неформально пообщаться.

В компании практикуются разные способы обучения. Например, иногда для того, чтобы выработать стратегию для продвижения продукта, компания проводит серию брейнстормингов. Участников разбивают на команды, ставят задачу, и группы сами пытаются найти решение.

Последние три года в SAP практикуют тренинги, на которых опытные сотрудники делятся своими знаниями с начинающими. Это регулярные короткие сессии в формате TED, которые в компании назвали «Утренней академией». Например, вместо тренинга по деловому общению здесь может выступить кто-то из работников, который имеет хорошие результаты. Вся информация накапливается в специальной базе знаний. И те, кто не смог прийти на выступление, могут послушать подкаст.

Для тех сотрудников, которые уже освоились в компании, предусмотрена программа менторства. Ментором может стать любой сотрудник, для этого нужно зарегистрироваться и ждать запроса от коллег.

Каждый может выбрать себе наставника из любого офиса SAP. Обычно ментора подбирают под конкретные задачи — например, если начинающий руководитель затрудняется с постановкой и контролем выполнения задач для своих подчинённых. Актуальна тема менторства и тогда, когда сотрудник решает перейти в другое подразделение или офис в другой стране. У него есть возможность пообщаться с теми, кто там работает, и понять, чем живёт этот филиал и что в нём сейчас происходит.

 

 

Устройство работы в офисе

Год в компании начинается с трёхдневного мероприятия, на которое съезжаются все сотрудники из Европы, Африки и стран Ближнего Востока. Последние три года такая конференция проходила в Барселоне, до этого — в Ницце. Задача в том, чтобы пообщаться, обсудить планы на год, стратегию и тактику действий на каждом рынке. На мероприятии проходит конкурс поп-групп, музыканты и вокалисты в которых — только сотрудники SAP. В штаб-квартире компании в Вальдорфе даже есть симфонический оркестр из 300 сотрудников и хор из 200 человек. В российском офисе тоже есть своя музыкальная группа, которая называется What’SAP.

В компании ненормированный рабочий график. Все приходят в офис примерно с 09:00 до 10:00. Это не касается службы поддержки, которые работают с 07:00 до 19:00. Здесь придерживаются делового дресс-кода.

Все сотрудники сидят в оупенспейсе, отдельные кабинеты только у менеджмента либо у небольших подразделений. Все переговорки носят названия разных островов: Маврикий, Куба, Гавайи. За такую идею в компании проголосовали сотрудники. Для разработчиков оборудована специальная комната, где можно отвлечься от работы. Чтобы активизировать работу мозга и расслабиться, здесь можно использовать очки 3D-реальности, 3D-ручку и 3D-сканер.

На каждом этаже есть кухня, где всегда можно найти кофе, чай, сладости и свежие фрукты. В компании рассказывают, что московский офис съедает по 150 килограммов мандаринов, 130 килограммов лимонов, выпивает около 800 пачек чая по 25 пакетиков и примерно 2 тысячи литров молока каждый месяц. Недавно здесь установили вендинговые автоматы с едой: можно купить орехи, хлебцы, сэндвичи.