Как собирают самолеты The Village побывал на заводе Airbus в Германии и узнал, как делают популярные серии A320 и A320neo

Как собирают самолеты

Сейчас примерно каждые полсекунды в мировых аэропортах взлетает или садится один из самолетов марки Airbus. Сама компания появилась 50 лет назад как европейский конкурент авиаконцернам из США, но самолеты здесь решили делать по принципиально новой схеме — их не собирали от начала до конца на одном заводе, а разделили производство между несколькими городами. В каждом из них выпускали свою часть (например, секцию фюзеляжа или крыло), а затем свозили их на завод, где все собирали вместе, как большой конструктор. Сейчас производство Airbus по-прежнему разделено между несколькими странами, а к европейским добавились еще и заводы в Канаде, США и Китае. Мы побывали на одной из линий финальной сборки Airbus в Гамбурге во время передачи сотого самолета для авиакомпании S7 Airlines и узнали, почему на производстве предпочитают ручной труд, из чего сделаны самые прочные части самолета и зачем на кресло пилота кладут овечью шкуру.

Завод и штаб-квартира

Местоположение: Гамбург, Германия

Территория: 3,5 квадратного километра

Количество рабочих: 13 000 человек

4 сборочные линии

30 самолетов разных моделей в месяц

airbus

В Гамбурге находится одна из самых больших штаб-квартир компании Airbus, в которой трудятся 15 тысяч человек. Здесь есть центр подготовки технического персонала, центр кастомизации салонов, склад запчастей и лаборатории, в которых изучают новые технологии и возможности их внедрения, например 3D-печать. На местном заводе делают переднюю и заднюю секции фюзеляжа самого большого пассажирского самолета А380, секции A330 и A350, также здесь происходит финальная сборка всех моделей семейства A320 и A320neo. На производственную площадку привозят полностью готовые секции самолетов и соединяют между собой. Подобные линии финальной сборки есть также во французской Тулузе, китайском Тяньцзине и городе Мобил в американском штате Алабама.


Полный производственный цикл — от сборки первой детали до поставки готового лайнера заказчику — занимает около года.


Airbus А320 — самый популярный пассажирский узкофюзеляжный самолет в мире. Недавно этой модели исполнилось 30 лет, за это время все выпущенные самолеты А320 перевезли 12 миллиардов человек. А в 2010 году придумали модификацию A320neo с более эффективными двигателями, широким салоном и моделью крыльев, которая помогает улучшить аэродинамику. По крыльям как раз и можно узнать обновленную версию: на них есть шарклеты, то есть загнутые кверху законцовки. Авиакомпании эксплуатируют A320neo с 2015 года, но сейчас выпускают обе модификации – и старую, и новую. 

Каждый самолет А320 или A320neo состоит из 340 тысяч деталей, изделий и компонентов. Полный производственный цикл — от сборки первой детали до поставки готового лайнера заказчику — занимает около года. Все детали выпускают в разных странах, например, в Испании производят стабилизаторы, переднюю часть фюзеляжа делают во Франции, а крылья — в Великобритании.

Разрозненные части доставляют на линию финальной сборки на грузовом самолете Airbus Beluga, который был специально создан для транспортировки секций между заводами компании. Своей формой он действительно напоминает кита белуху, а перевозить может до 47 тонн. Объем грузового отсека Beluga — 1 400 кубических метров, туда помещается половина фюзеляжа А320. Сейчас пять таких самолетов выполняют порядка 65 рейсов в день, перевозя готовые части между заводами Airbus.

Линия сборки

Линия финальной сборки представляет собой огромный ангар, в котором размещено несколько станций для самолетов. В Гамбурге работают четыре линии финальной сборки, но роботы нового поколения используются только на одной из них. В Airbus объясняют, что, в отличие от производства автомобилей, на авиазаводе по-прежнему нужен ручной труд и доверить машинам многие процессы просто невозможно. Например, все 3 тысячи заклепок, при помощи которых скрепляют секции между собой, устанавливают рабочие, а не автоматы. В ангаре постоянно звучит музыка, которую выбирают сотрудники: считается, что она задает ритм и помогает трудовому процессу.

Линия финальной сборки поделена на четыре станции. На каждой из станций самолет проводит примерно два с половиной дня. Сначала соединяют переднюю и хвостовую части и скрепляют их как раз с помощью заклепок. Это не просто части корпуса, внутри уже установлена вся начинка из электрической проводки, звукоизоляция, системы кондиционирования и освещения. Пока у самолета нет шасси, перемещают части с помощью специальных кранов, закрепленных на потолке.

На следующей станции с помощью 1 200 заклепок к фюзеляжу прикрепляют крылья, а также устанавливают пилоны для подвески двигателей и шасси. Шасси — самый высоконагруженный элемент в самолете, потому для его изготовления используется прочный титан, в том числе российский. Дальше следует установка хвостового оперения — вертикальных и горизонтальных поверхностей, которые позволяют самолету поворачивать и устойчиво держаться в воздухе.


Все самолеты до того, как их покрасят в цвета авиакомпании, красноносые


Хвост и шарклеты, сделанные из композитных материалов, окрашены в цвета авиакомпании-заказчика заранее. А фюзеляж на стадии сборки остается зеленого цвета: его дает специальная антикоррозийная пропитка, которая защищает алюминий от ржавчины. Вообще все самолеты до того, как их покрасят в цвета авиакомпании, красноносые. Все радары, которые передают пилотам метеосводку, находятся именно в носу. Потому во время сборки эту часть закрывают красной пленкой, что должно напомнить сотрудникам о том, что с деталью нужно быть особенно осторожными.

На каждом промежуточном этапе все системы самолета тестируются, чтобы можно было сразу понять, как они работают. Но после сборки самолет проходит еще и финальную проверку на земле. Если все работает правильно, борт ждет покраска, установка двигателей и внутренняя отделка салона.

Внешний вид и интерьер

Из ангара, где находится линия сборки, самолет выкатывают и перевозят в покрасочный ангар. Иллюминаторы, шасси и крылья закрывают или заклеивают специальной пленкой, чтобы не испачкать. Все остальное рабочие красят вручную с помощью пульверизаторов. Когда краска высохнет, можно заниматься интерьером.


Кресло пилота обычно покрывают натуральной овчиной — такой материал не нагревается, не охлаждается и дает максимальный комфорт.


В А320 помещается от 96 до 200 пассажирских мест, все зависит от бизнес-модели и предпочтений заказчика. Шаг кресел и материал, которым будут обтянуты сиденья, тоже остаются на усмотрение клиента. Кстати, с точки зрения удобства пассажира тканевая обшивка выигрывает у кожзаменителя — сидеть на таких креслах не так жарко. Кресло пилота обычно покрывают натуральной овчиной — такой материал не нагревается, не охлаждается и дает максимальный комфорт.

Дальше самолет ждет еще несколько проверок уже не на земле, а в небе. Первый тестовый полет на нем совершают сотрудники завода Airbus, затем на новом лайнере поднимаются в воздух пилоты компании-заказчика. Теперь борт можно перегонять в аэропорт назначения и регистрировать.


Фотографии: Юлия Майорова / S7 Airlines

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

На что живут стюардессы
На что живут стюардессы Бортпроводница чартерной авиакомпании рассказала, как она работает и на что тратит деньги
На что живут стюардессы

На что живут стюардессы
Бортпроводница чартерной авиакомпании рассказала, как она работает и на что тратит деньги

На что живут пилоты
На что живут пилоты Пилот гражданской авиации рассказал о своей зарплате и тратах
На что живут пилоты

На что живут пилоты
Пилот гражданской авиации рассказал о своей зарплате и тратах

Как считают, проверяют и уничтожают деньги
Как считают, проверяют и уничтожают деньги Что происходит с монетами и купюрами в кассовом центре Банка России
Как считают, проверяют и уничтожают деньги

Как считают, проверяют и уничтожают деньги
Что происходит с монетами и купюрами в кассовом центре Банка России

Как делают докторскую колбасу
Как делают докторскую колбасу The Village побывал на московском заводе «Дымов» и узнал, как выпускают знакомый с детства продукт
Как делают докторскую колбасу

Как делают докторскую колбасу
The Village побывал на московском заводе «Дымов» и узнал, как выпускают знакомый с детства продукт

Тэги

Сюжет

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Приходим в себя после майских: Как провести неделю

«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос

«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова

Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все!

Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках

Первая полоса

Приходим в себя после майских: Как провести неделю
Приходим в себя после майских: Как провести неделю Лучшие концерты, выставки и кинопоказы в Москве
Приходим в себя после майских: Как провести неделю

Приходим в себя после майских: Как провести неделю
Лучшие концерты, выставки и кинопоказы в Москве

«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос
«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос От школьных экспериментов до постановки на учет в полиции
«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос

«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос
От школьных экспериментов до постановки на учет в полиции

«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова
«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова
«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова

«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова

Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все!
Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все! И даже больше
Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все!

Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все!
И даже больше

Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках
Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках «Жить нужно так, как хотим мы»
Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках

Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках
«Жить нужно так, как хотим мы»

Первые сезонные травы: 3 блюда со щавелем
Первые сезонные травы: 3 блюда со щавелем Который уже можно найти повсюду
Первые сезонные травы: 3 блюда со щавелем

Первые сезонные травы: 3 блюда со щавелем
Который уже можно найти повсюду

Шоссе в никуда: Еще один лес в Москве уничтожат дублерами
Шоссе в никуда: Еще один лес в Москве уничтожат дублерами Новые трассы только усилят пробки
Шоссе в никуда: Еще один лес в Москве уничтожат дублерами

Шоссе в никуда: Еще один лес в Москве уничтожат дублерами
Новые трассы только усилят пробки

Где покупать одежду дешевле и продавать ненужную: 9 российских ресейл-платформ
Где покупать одежду дешевле и продавать ненужную: 9 российских ресейл-платформ
Где покупать одежду дешевле и продавать ненужную: 9 российских ресейл-платформ

Где покупать одежду дешевле и продавать ненужную: 9 российских ресейл-платформ

Где есть сэндвичи с пастрами в Москве
Где есть сэндвичи с пастрами в Москве
Где есть сэндвичи с пастрами в Москве

Где есть сэндвичи с пастрами в Москве

Сколько на самом деле стоит вылечить зуб
Сколько на самом деле стоит вылечить зуб Мы узнали, почему так дорого
Сколько на самом деле стоит вылечить зуб

Сколько на самом деле стоит вылечить зуб
Мы узнали, почему так дорого

Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут
Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут А зарплата — нет
Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут

Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут
А зарплата — нет

10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году
10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году Ирландец For Those I Love, «ИХНАБТБ» и норвежский постпанк Pom Pom
10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году

10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году
Ирландец For Those I Love, «ИХНАБТБ» и норвежский постпанк Pom Pom

Как сделать квартиру удобной для жизни
Как сделать квартиру удобной для жизни
Как сделать квартиру удобной для жизни

Как сделать квартиру удобной для жизни

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой
Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой Наши лучшие истории о работе, бизнесе, заработках и тратах
Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой
Наши лучшие истории о работе, бизнесе, заработках и тратах

Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг
Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг
Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг

Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг

Новые рестораны и бары Петербурга
Новые рестораны и бары Петербурга Куда стоит идти прямо сейчас
Новые рестораны и бары Петербурга

Новые рестораны и бары Петербурга
Куда стоит идти прямо сейчас

10 музыкальных историй этого года
10 музыкальных историй этого года Кирилл Иванов рассказывает про все альбомы «СБПЧ», а адвокат Оксимирона и Славы КПСС объясняет, почему лучший — Замай
10 музыкальных историй этого года

10 музыкальных историй этого года
Кирилл Иванов рассказывает про все альбомы «СБПЧ», а адвокат Оксимирона и Славы КПСС объясняет, почему лучший — Замай

Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире
Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире
Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире

Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире

Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах
Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах Сочи, Туапсе, Геленджик и другие города, куда можно попасть без визы
Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах

Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах
Сочи, Туапсе, Геленджик и другие города, куда можно попасть без визы

Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае
Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае И что со всем этим готовить
Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае

Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае
И что со всем этим готовить

Подпишитесь на рассылку