Хуже печенегов: Как коронавирус терзает петербургский бизнес Рестораны, туризм, недвижимость, транспорт, культура, сфера услуг — трудности возникли у всех
В Петербурге продолжается эпидемия коронавируса: число заболевших растет, ограничительные меры продлили до конца апреля, а для нарушителей указаний Смольного ввели серьезные денежные штрафы. Несмотря на это, рекомендованную самоизоляцию соблюдают не все, да и компании не всегда выполняют постановления властей. Чиновники расширили список предприятий, которые могут продолжить работу, но этого мало — последние недели нанесли петербургскому бизнесу урон, которому позавидовали бы и печенеги, и половцы.
Текст
Сергей Феофанов
Петиции и обращения
Предприниматели из разных сфер просят Смольный о поддержке: тревожные новости отбивают у горожан охоту тратить деньги, а ограничительные меры окончательно добивают предприятия. Петиции к властям уже опубликовали рестораторы, отельеры, владельцы кинотеатров, представители книжного бизнеса, частные культурные центры, автодилеры и операторы наружной рекламы.
Позднее к этим обращениям присоединились торговые центры: комплексы опустели еще в марте, а у многих резидентов скоро не будет денег на арендные платежи. Закрытие ТЦ на период «путинских каникул» может спровоцировать дефолт по кредитам и банкротство комплексов, говорят авторы обращения к властям. Без работы в этом случае останутся 32 тысячи человек, а цены на коммерческую недвижимость обрушатся.
Предложения бизнесменов из разных отраслей похожи. Вот о чем они просят:
Внести индустрии в список наиболее пострадавших отраслей
Признать пандемию коронавируса форс-мажорным обстоятельством
Снизить налоги
Снизить или временно отменить платежи за коммунальные услуги и аренду помещений
Свести к минимуму число проверок со стороны надзорных органов
Есть и альтернативные инициативы: бизнес-омбудсмен Александр Абросимов, например, попросил государство дать денег тем компаниям, которые остановили деятельность на время пандемии (чтобы предприниматели могли выплачивать зарплату своим сотрудникам). Ранее депутат Законодательного собрания Борис Вишневский предложил правительству Петербурга выплатить по 10 тысяч рублей горожанам, пострадавшим от пандемии. Такая мера поможет не только людям, но и бизнесу: петербуржцы потратят эти деньги на товары и услуги. Смольный, впрочем, уже заявил, что прямых платежей не будет — денег на это в бюджете нет.
Общепит
Серьезнейший удар нынешний кризис нанес по ресторанам, кафе и барам: какие-то заведения закрылись, остальные проекты вынуждены существовать в режиме доставки и заказов take away. Рестораны запускают собственные службы доставки еды, на этот формат перевели даже Российский ресторанный фестиваль. Рестораторы, впрочем, не уверены, что доставка спасет индустрию. «Доставка рентабельна только среди больших компаний, которые специализируются на ней как уже пару лет. Людям не по карману заказывать каждый день. Сейчас доставка — это все равно что прикладывать подорожник при переломе ноги», — объяснил инвестор Duoband Сергей Лимонов.
Ресторатор Леонид Гарбар (Memo, «Центральный») считает, что по окончании пандемии в Петербурге могут закрыть от 80 % до 90 % всех ресторанов.
Недвижимость
Серьезно просел и рынок недвижимости: за первый квартал 2020 года в Петербурге ввели в эксплуатацию 278,1 тысячи квадратных метров жилья. Это самый низкий результат за последние десятилетия. Аналитики опасаются, что по итогам года застройщики могут не реализовать до 50 % от всех запланированных проектов.
Растет доля свободных помещений в стрит-ретейле: по итогам первого квартала она достигла 9,3 %. Это максимальное значение за последние пять лет, рассказали аналитики JLL. Больше всего закрытий пришлось на фешен-сегмент — например, на Большом проспекте Петроградской стороны закрылись магазины Laurel, Tru Trussardi, Forte и Pal Zileri. «На Большом проспекте Петроградской стороны, Большой Конюшенной улице и Старо-Невском проспекте пустует 10,4 % магазинов», — говорят авторы исследования.


Транспорт
Пассажиропоток общественного транспорта в Петербурге резко снизился: метро перевозит в шесть раз меньше людей, чем обычно, аналогичная тенденция наблюдается и на наземном транспорте. Метро сократило время работы и увеличило интервал движения поездов, из-за чего на станциях по-прежнему много пассажиров.
Госпредприятиям — Петербургскому метрополитену, «Пассажиравтотрансу» и «Горэлектротрансу» — может помочь весенняя корректировка бюджета (чиновники рассматривают разные меры поддержки). У частных транспортных компаний все сложнее: Смольный приостановил работу сотен маршруток, но предприятия продолжают выплачивать зарплаты и лизинговые отчисления поставщикам. Спасти компании могла транспортная реформа, но ее, скорее всего, перенесут на следующий год — из-за эпидемии чиновники не успели заключить контракты вовремя.
Медицина
Трудности испытывают не только государственные больницы (там не хватает средств защиты, а на входе в медицинские учреждения образуются очереди), но и частные клиники. Их работу затруднило постановление Роспотребнадзора, запрещающее врачам работать по совместительству. Именно так работают от 10 % до 70 % сотрудников частных клиник. Эксперты ожидают, что в новых условиях специалисты выберут более стабильное финансирование, которое предлагают государственные больницы.
Сложная ситуация сложилась на стоматологическом рынке: большинство сетей свернули работу до мая, возобновить деятельность смогут далеко не все компании.
Сфера услуг
В набат бьют и руководители салонов красоты: парикмахерские, барбершопы, студии маникюра и бьюти-школы лишились дохода до конца месяца, льготные кредиты не помогут ситуации (большинство компаний этого сектора и без того закредитованы). Бизнесмены опасаются, что вырастет популярность мастеров-надомников, в результате чего вся индустрия уйдет «в тень». Статистика сервиса Avito подтверждает эти тревоги: в первую неделю апреля петербуржцы стали гораздо чаще интересоваться объявлениями от частных парикмахеров.
«Нам не надо подарков, не надо „халявы“, но дайте нам возможность выжить, хотя бы шанс», — написали властям владельцы салонов красоты.
Продукты
После прихода в Петербург коронавируса горожане стали чаще покупать товары длительного хранения: крупы, макароны, муку и сахар. Смольный просил петербуржцев не паниковать, но тогда это не помогло. «Берут все, что может храниться», — описывал поведение покупателей один из продавцов.
Сейчас ситуация стабилизировалась, но уже в мае цены на продукты могут вырасти. Поставщики начали уведомлять розничные сети о повышении стоимости, они объясняют это падением курса рубля и издержками, связанными с пандемией. Импортные товары и те самые продукты длительного хранения прибавят в цене от 5 % до 20 %.
Культура
Выставочные площадки Петербурга закрыли для посетителей еще в марте: сначала работу приостановили федеральные музеи вроде Эрмитажа, затем — городские пространства, а позднее прием гостей остановили (или существенно ограничили) частные галереи. В городе отменили сотни событий, а петербургские музеи и другие культурные центры все активнее осваивают онлайн. Государственные учреждения могут рассчитывать на поддержку властей, частные институции находятся на грани банкротства.
Оригинальный выход придумали в «Планетарии № 1» — площадка начала шить маски. Часть продукции компания бесплатно отгружает в медицинские учреждения.
Туризм
Загрузка петербургских отелей серьезно упала (вместе со средней стоимостью номера), поэтому представители 222 гостиниц обратились за поддержкой к сервису бронирования Booking. Отельеры просят снизить установленную комиссию на 50 % и отсрочить платежи по счетам, полученным после 1 апреля. Проблемы есть и у других игроков туристического рынка: открытие прогулок по рекам и каналам перенесли на неопределенный срок, да и сам туристический сезон начнется позже обычного (если вообще начнется).
«Туризм умер, все. Когда бизнес заживет снова — непонятно», — отмечал коммерческий директор компании ООО «Вест-тур» Сергей Хохлов.

Другие отрасли
На прошлой неделе закрылись газетные киоски и табачные заводы, но с 6 апреля компаниям разрешили возобновить работу. Наиболее тревожная ситуация складывается сейчас на рынке коммунальных услуг. В течение всего года россиян не будут штрафовать за неоплату ЖКХ, это решение правительства может привести к взрывному росту неплатежей, говорят эксперты. Если так и произойдет, задолженность за услуги ЖКХ в Петербурге вырастет с 20 до 40 миллиардов, а подготовка к осенне-зимнему периоду окажется под угрозой.
Как изменились потребительские предпочтения
Пандемия отразилась на поведении потребителей: спрос на загородные дома под Петербургом вырос (многие горожане решили самоизолироваться на природе), увеличился и средний чек в городских аптеках. После закрытия фитнес-клубов петербуржцы стали чаще заказывать спортивные товары: продажи гирь в Ozon выросли на 150 %, скакалок — на 200 %, роликов для пресса — на 65 %.
Расходы горожан на еду также увеличились, рассказали в пресс-службе «Самоката». Количество заказов в этом сервисе выросло на 40 %, средний чек — на 25 %. При этом 86 % петербуржцев пользуются сервисами доставки продуктов каждые несколько дней, многие компании не справляются с повышенным спросом.

Что делают работодатели
Переводить петербуржцев на дистанционную работу начали еще в середине марта, с течением времени число сотрудников на удаленке выросло, отмечают аналитики сервиса hh.ru. Все больше работодателей принимают различные меры по борьбе с коронавирусом: усиливают дезинфекцию помещений, ограничивают служебные командировки и закупают антисептики.
Еще важнее то, как пандемия отразится на занятости горожан: аналитики предупреждали, что из-за коронавируса потерять работу могут до 100 тысяч человек. Увольнения уже начались — некоторые работодатели просят сотрудников уйти в неоплачиваемый отпуск, другие просто сокращают штат.
Что делает Смольный
Обсуждение петербургской антикризисной программы началось в 20-х числах марта, а в конце месяца чиновники представили план поддержки бизнеса стоимостью в 4,5 миллиарда рублей. Он включает в себя снижение ставки на упрощенной системе налогообложения, отмену авансовых платежей по некоторым налогам и снижение налога на имущество для гостиниц.
Документ уже подписан губернатором, его можно найти на сайте городской администрации, а вскоре чиновники обещают разработать второй пакет помощи предпринимателям. Впрочем, больших надежд на Смольный у бизнеса нет — денег в городском бюджете не так много, масштабных субсидий не будет.
Что говорят предприниматели
Представитель компании-ритейлера
Рост цен на импорт, как правило, обоснованный: рубль ослаб, а из-за ограничений, связанных с коронавирусом, логистика подорожала
Учитывая запрет на отключение потребителей за долги, ситуация может развиваться по катастрофическому сценарию, когда из-за неплатежей будет сорвана подготовка к осенне-зимнему периоду
Михаил Уржумцев
Гендиректор Melon Fashion Group (магазины Love Republic, Sela, Zarina)
Я не питаю иллюзий. Мы готовимся к полному параличу. Все понимают, что бизнес схлопнулся: магазины закрыты, онлайн-бизнес наполовину уменьшился. Думаю, что это будет до лета — в лучшем случае
Сотрудники тех немногих объектов, которые мы не закрыли навсегда, а только на время, находятся в неоплачиваемом отпуске. Я даже продал машину, чтобы выплатить им зарплату за прошедший период, но и этого не хватило
Пока отсутствует нормальная коммуникация между правительством города и петербуржцами. Мы получаем хаотичные указания, без каких-либо разъяснений и обоснований
Положение ресторанной отрасли в Петербурге сейчас критическое. Конечно, хочется открыться с майских праздников. Если это произойдет только с 1 июня — общепит, конечно, умрет. Питерские рестораны высокой и новой кухни создали культурную ткань города, а также его гастрономическую славу. Не хотелось бы увидеть ее закат
Не надоело? Нет, серьезно, не стыдно ощущать себя отбросами? Уже четвертый день весь город живет обычной жизнью. Ездит на работу, стоит в пробках, покупает холодильники, устает и возвращается домой. Работают банки, метро и общественный транспорт. Почему единственными, кто соблюдает псевдокарантин, оказались мы?
Фотографии: Виктор Юльев