Не транспортное средство: Как электросамокаты стали развлечением «под пиво» и угрозой для пешеходов И почему для них нужны велодорожки и новые ПДД

Не транспортное средство: Как электросамокаты стали развлечением «под пиво» и угрозой для пешеходов

Максим Молодший работает в кикшеринговом сервисе E-motion, но в этом году сам пострадал на тротуаре от наезда самокатчика: из-за разрыва сухожилия он едва не остался без ноги. «Самокат Ninebot весит 40 килограммов, и человек еще килограммов 80. Парень разбился, проломил череп. Это вообще самая частая травма на самокате. И каски здесь не всегда помогут, потому что еще и руки ломаются часто», — рассказывает он. Сейчас он уверен, что у пешехода — «самого медленного и легко травмируемого» участника дорожного движения — на тротуаре должен быть приоритет перед пользователями электросамоката. Но так считают не все: например, коллеги Максима советуют именно пешеходам быть более заметными и предсказуемыми, чтобы не быть сбитыми на тротуаре. На прошлой неделе мы провели онлайн-дискуссию об электросамокатах в городе — пригласили представителей сервисов аренды, московского департамента транспорта, сторонников и противников самокатов. К консенсусу мы так и не пришли, но стало понятно, что электросамокаты — это тема, которая сейчас не оставляет равнодушным никого.

Если раньше на электросамокатах в основном катались их владельцы, то сейчас взять их напрокат можно, просто скачав приложение и заплатив пять рублей за минуту езды. В Петербурге сейчас 12 тысяч шеринговых электросамокатов — в три раза больше, чем в прошлом году, а в Москве департамент транспорта насчитал более 8 тысяч и прогнозирует, что до конца года их будет уже 20 тысяч. Вместе с количеством электросамокатов растет и недовольство горожан: в соцсетях люди периодически рассказывают о заставленных велопарковках, столкновениях с самокатчиками и даже сравнивают транспортное средство с травматическим оружием (особенно не любят самокаты пользователи твиттера, в том числе и Евгений Понасенков). Точной статистики происшествий с участием электросамокатов нет (по закону они не являются транспортными средствами и приравнены к пешеходам, а столкновения часто заканчиваются не настолько серьезными травмами, чтобы идти в полицию), но в новостях периодически появляются сообщения о людях, сбитых самокатчиками.

The Village разбирается, что не так с электросамокатами и можно ли ездить на них безопасно и не мешая другим.

Свидание на колесах и «последняя миля»

Согласно данным института территориального планирования «Урбаника», число электросамокатов в российских шеринговых сервисах превысило число велосипедов еще в 2019 году. По словам урбаниста, журналиста и автора проекта «Карта ДТП» Алексея Радченко, распространению электросамокатов способствует несколько факторов. Первый — низкий порог входа для пользователя самоката: не надо учиться ездить, можно использовать самокат вдвоем, самокат кажется более устойчивым, чем тот же велосипед. Второй фактор — отсутствие конкуренции. «В плане удобства передвижения на небольшие расстояния электросамокат выигрывает как у общественного транспорта, так и у автомобиля. С электросамокатом мог бы соперничать велосипед, но московский станционный велопрокат добавляет дополнительные ограничения, такие как поиск станции и проблемы с их загрузкой. В других регионах систем городского велопроката нет вовсе», — считает Алексей.

Татьяна Михеева — эксперт в сфере urban mobility, беспилотного транспорта и шеринговых систем — добавляет, что тренд на использование электросамокатов связан с развитием шеринговых сервисов, серьезным улучшением показателей мощности и времени работы электросамокатов, а также удобством эксплуатации. Сыграл свою роль и коронавирус — люди предпочитают индивидуальные виды транспорта общественным. Кроме того, курьеры и доставщики еды (это сфера бизнеса, показавшая значительный рост в последние два года) все чаще выбирают электросамокаты. Михеева считает, что перспективы этого вида транспорта очень серьезные и стратегически правильно развивать его ввиду экологичности и удобства.

Арендованные самокаты используют для двух целей: для развлечения (те самые катания по паркам «под пиво» и свидания) и в качестве транспорта

Сейчас в Москве работают шесть сервисов аренды самокатов: Whoosh, «Карусель», Urent, Ecoway, E-motion и Lite. Зарегистрироваться в них просто: нужно скачать приложение, ввести персональные данные и привязать карту. В отличие от каршеринговых приложений подтверждать свою личность, фотографируясь с паспортом, не придется — вся идентификация завязана только на номер телефона. За регистрацию в приложении нужно заплатить 25 или 50 рублей, а за минуту поездки — пять или шесть рублей. Самокаты Whoosh и Urent получится арендовать в приложении «Московского транспорта», до конца года к нему подключатся и остальные операторы. Зона работы сервиса может быть ограничена одним районом или округом (к примеру, Ecoway разрешает пользователям кататься только в Южном округе), а ее пересечение наказывают штрафом. После поездки самокат нужно оставить на одной из городских велопарковок или пристегнуть к специальному металлическому кольцу (в народе известному как «креветка»).

Арендованные самокаты горожане используют для двух целей: для развлечения (те самые катания по паркам «под пиво» и свидания) и в качестве транспорта. В основном это так называемые поездки последней мили, то есть от станции метро или автобусной остановки до дома. В самом крупном московском кикшеринговом сервисе Whoosh нам ответили, что в 65 % случаев клиенты используют самокат именно как транспорт. Пресс-секретарь компании Юлия Камойлик объясняет, что у Whoosh нет привязки к зонам отдыха вроде парков и набережных, а часы пик для сервиса аренды самокатов и всего остального транспорта, когда большинство горожан едет на работу и обратно, совпадают. Пользователи Whoosh — мужчины и женщины в равной степени, обычно в возрасте от 20 до 34 лет. Директор по развитию Urent Илья Тимаховский считает, что обычно люди знакомятся с самокатами по выходным в местах развлечения, а потом уже используют как способ передвижения и альтернативу общественному транспорту. Пиковые нагрузки сервис испытывает по вечерам. Среди клиентов Urent 60 % мужчин и 40 % женщин, в основном это люди от 20 до 35 лет.

Интерес к электросамокатам подстегнула пандемия — многие горожане предпочитают индивидуальные виды транспорта общественным

Слишком быстро

По данным московского департамента транспорта, за четыре месяца 2021 года произошло 27 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (к ним относятся электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и другой подобный транспорт). За весь прошлый год таких происшествий было 17. Скорее всего, их было больше: не все столкновения заканчиваются серьезными травмами и оформлением ДТП. Например, недавно новостного редактора Strelka Mag Лизу Михальченко самокатчик сбил в центре Москвы рядом с офисом «Стрелки», девушка отделалась ссадиной и синяком. В соцсетях пользователи периодически пишут о столкновениях, которых едва удалось избежать (самокатчик не сбил, но сильно напугал пешехода), и пострадавших животных. Так, в Петербурге на Елагином острове самокатчики случайно сбивали белок, особенно часто это происходит с бельчатами. Сейчас в парк перестали пускать самокатчиков, и белки в безопасности.

Кроме того, страдают и сами самокатчики. При резком торможении самокат срабатывает как рычаг и выкидывает человека вперед. Самые частые травмы при этом — выбитые зубы, переломы рук и носа. Есть риск упасть, задев пешехода или зацепившись колесом за плохо уложенную плитку. Иногда по улицам на самокате рассекают подвыпившие горожане, а некоторые даже устраивают самокатные свидания — катаются на одном транспортном средстве вдвоем. Шеринговый электросамокат в среднем выдерживает вес 120 килограммов, но двигаться он сможет, даже если эту норму превысить, просто станет менее устойчивым и более опасным.

Недавно в Петербурге следственный комитет завел уголовное дело против сервиса кикшеринга, предположительно Whoosh (об этом написали «РБК», «Фонтанка», «Деловой Петербург» и «Газета СПб», но в сервисе говорят, что не получали уведомлений и проверка в компании не проводится. The Village направил запрос в СК). Один из пользователей на арендованном самокате сбил мужчину на Невском проспекте, и теперь компанию обвиняют в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Тем не менее в кикшеринговых сервисах считают, что пытаются сделать поездки более безопасными. Так, зарегистрироваться в приложении может только пользователь старше 18 лет (хотя информацию никто не проверяет), а передвигаться разрешено только трезвым и по одному. Если отследить, пил ли самокатчик алкоголь, никак не получится, то прибавку в весе техника зафиксирует, чтобы в сервисе обратили внимание и проверили, не было ли на самокате пассажира. Скорость движения на шеринговых самокатах ограничена: у Ecoway до 20 километров в час, у Whoosh и Urent — до 25. Технически не получится разогнаться быстрее 15 километров в час в парке Горького, «Сокольниках» и на ВДНХ — в тех зонах, где особенно велика вероятность столкнуться с пешеходом.

Этикет самокатчика

Пока для самокатов нет ни правил, ни места на дорогах. Но мы опросили экспертов и сами составили свод правил, которые помогут мирно сосуществовать пешеходам, автомобилистам и пользователям электросамокатов.

Не разгоняйтесь

20–25 километров в час — оптимальная скорость езды по городу, но это относится к движению по обочине проезжей части или по велодорожкам. Если же вам пришлось выехать на тротуар, снизьте скорость до 15 километров в час (это скорость бегущего человека).

Не сигнальте людям в спину на тротуаре

Как минимум это невежливо. Как максимум вы не можете предугадать, как отреагирует пешеход, возможно, звук сигнала его испугает, и вместо того, чтобы освободить дорогу, человек поведет себя непредсказуемо.

Аркадий Гершман

урбанист

Сигналить на тротуаре недопустимо. Будь то велосипедист или самокатчик, на тротуаре они гости и не должны пугать пешеходов. Лучше голосом попросить чуть-чуть подвинуться или же просто спокойно ехать в том же темпе. Если вас это не устраивает — вы выезжаете на проезжую часть и двигаетесь быстрее, но в потоке машин. Тротуар — пространство для пешеходов, оно не предназначено для скоростной езды. Возможно, кто-то этого не понимает, но это вопрос культуры, которая не успела сформироваться. Со временем все изменится.

Чтобы объехать пешеходов на тротуаре, снижайте скорость

А если людей много — лучше спешиться. Маневрировать в толпе на высокой скорости опасно, потому что невозможно предугадать действия всех участников движения. Кроме того, пешеходы часто не знают, что у них за спиной находится электросамокат. Во-первых, это практически бесшумный вид транспорта, а во-вторых, многие люди передвигаются по городу в наушниках, а люди старшего возраста хуже слышат и видят.

Не катайтесь на самокате вдвоем

Самокат с двумя пассажирами может сломаться прямо во время поездки. А из-за увеличенной нагрузки сложнее совершать привычные маневры. Например, если в одиночку вы спокойно могли заехать на бордюр, вдвоем это, скорее всего, не получится, высок риск падения и травм. Не стоит ездить на электросамокате вместе с ребенком. Детская голова чаще всего находится на уровне руля. В аварийной ситуации такое положение приводит к серьезным травмам.

Катайтесь на электросамокате только на трезвую голову

Электросамокат выглядит как безобидное развлечение, но не стоит забывать, что в первую очередь это транспорт и средство повышенной опасности. Управляя самокатом в состоянии опьянения, вы можете причинить серьезный вред не только себе, но и другим людям, а также животным.

Паркуйтесь так, чтобы не мешать другим

Оставляйте самокат так, чтобы он не мешал проходам в здания, не перегораживал дороги и пандусы. Также следите, чтобы самокат был припаркован в устойчивом положении и не мог случайно упасть и, например, поцарапать машину.

Оранжевый уровень опасности

Пользователи Whoosh могут дополнительно оформить страховку, она покроет до 500 тысяч рублей ущерба здоровью того, кто арендовал самокат, до 100 тысяч ущерба имуществу (к примеру, за разбитый смартфон или ноутбук) и до 300 тысяч ущерба здоровью или имуществу третьих лиц, пострадавших от действий самокатчика. Urent запустил программу обучения пользователей безопасному движению: консультанты объясняют и показывают, как безопасно перемещаться по городу и парковаться, чтобы самокаты никому не мешали. Lite предлагает посмотреть в приложении короткие видеоинструкции по безопасности. Представители кикшеринговых сервисов уверены: бояться надо не арендованных самокатов, а частных. На них ограничение скорости не установлено, так что разгоняться они могут до 60 километров в час, а за нарушение правил владельцу не грозит блокировка и невозможность кататься на любимом транспорте.

Руководитель проектов шеринга московского дептранса Магомед Колгаев считает, что горожане слишком придирчиво относятся к арендным самокатам, и называет это явление «синдромом оранжевой оклейки». Он уверяет, что аналогично пользователи и новостные медиа обращают внимание на ДТП с машинами каршеринга с оранжевой оклейкой и оставляют практически без внимания аварии частных автомобилей. С ним согласен урбанист Аркадий Гершман: «Мы имеем дело с эффектом новизны: любая новость приковывает кучу внимания, потому что это что-то новое. Если происходит авария с электросамокатом, об этом обязательно напишут все. Но если за этот же день в городе погибло или пострадало несколько человек в обычной автомобильной аварии, то на это уже внимания не обращают. В целом каждый день в автомобильных авариях гибнет 20–40 человек — это куда более системная и большая проблема. Просто все к ней привыкли».

Алексей Радченко тоже считает, что электросамокат в новинку большинству пешеходов и потребуется время, чтобы все привыкли и выработали общие правила: «Проблемы с электросамокатами ничтожны на фоне проблем с автомобилями. В ДТП из-за машин гибнут десятки тысяч, происходит всего более 3 миллионов аварий в год. Любая авария с автомобилем намного тяжелее, чем с самокатом. При этом ограничительные меры для машин обсуждаются годами, но по факту их саботируют».

Не катайтесь вдвоем на одном самокате, даже если это свидание

Новые правила и больше велодорожек

«По тротуарам люди на электросамокатах ездят не потому, что им так нравится, а от боли — им просто больше негде ездить» — так на главную претензию к самокатчикам ответил Илья Тимаховский из Urent во время дискуссии The Village. Сейчас, согласно правилам, электросамокатам действительно разрешено передвигаться по велодорожкам и велополосам, а при их отсутствии — по пешеходным дорожкам и тротуарам. Но там самокатам не рады, а велодорожек все еще не хватает. Сейчас в Москве всего 39 километров постоянных велополос и велодорожек, хотя этим летом к ним добавится около 22 километров временных.

Даже несмотря на неопределенный статус электросамоката — средство индивидуальной мобильности, о котором ничего не сказано в ПДД, — на тротуаре они являются гостями: безусловный приоритет там у пешеходов, поэтому самокатчики должны двигаться со скоростью пешеходного потока, а при создании помех человеку придется спешиться. К сожалению, выполняют эти правила далеко не все, так как поймать и наказать нарушителя практически невозможно.

В московском департаменте транспорта считают, что для электросамокатов нужны не только новые велополосы, но и правила дорожного движения. В ведомстве предлагают ограничить максимальную разрешенную скорость средств индивидуальной мобильности до 25 километров в час, а на тротуарах — до 20 километров в час. Там самокатчикам придется ехать со скоростью пешеходного потока или спешиваться — приоритет в этой зоне будет закреплен за пешеходами законодательно. Правда, пока непонятно, что ждет нарушителей. Электросамокатам хотят запретить выезжать на магистрали и дороги для автомобилей. Брать на борт пассажиров тоже будет запрещено. Также взрослым рекомендуют носить шлем и светоотражающие элементы на одежде. Весь электрический личный транспорт, способный разгоняться до 25 километров в час, собираются приравнять к мопедам. Свои предложения дептранс направил в Министерство транспорта России.

Во многих странах правила пользования электросамокатами регулируют на государственном уровне, в России правила пытаются утвердить больше двух лет

Кнут без пряника

Алена Сизова, редактор издания «Трушеринг» (кстати, это именно оно ввело в обиход слово «кикшеринг»), объясняет, что значительный рост парка личных и арендных электросамокатов произошел не только в России. Во многих странах новый вид микромобильности регулируют на государственном уровне. Например, в Германии электросамокаты разрешили только в 2019 году, когда был решен вопрос с законодательством. Польша недавно приняла закон, определяющий права и обязанности самокатчиков — они больше не приравнены к пешеходам. В Лондоне местный департамент транспорта на днях выбрал трех операторов, которые смогут принять участие в тестовом годовом запуске сервиса. При этом личные самокаты остаются под запретом.

Первым шагом в решении конфликта между самокатчиками и другими участниками дорожного движения Аркадий Гершман видит в приравнивании электросамокатов к велосипедам. По словам урбаниста, сейчас есть двоякое прочтение законов: одни говорят, что самокатчик — это пешеход, другие — велосипедист. Если приравнивать электросамокаты к пешеходам, то они не смогут пользоваться велоинфраструктурой, не говоря уже о выезде на проезжую часть. «Так что если мы приравняем это к велосипедам, то, в принципе, все более-менее станет ясно. И конфликтные ситуации решатся созданием велоинфраструктуры», — рассуждает Аркадий.

В Лондоне выбрали трех операторов, которые смогут принять участие в тестовом запуске сервиса. При этом личные самокаты остаются под запретом

Слова Гершмана подтверждает Татьяна Михеева. Она уверена, что успешный опыт по гармоничной увязке всех видов транспорта всегда связан с развитием специализированной инфраструктуры. Татьяна приводит в пример Барселону, где законодательно запретили передвигаться на электросамокатах по пешеходным путям — ездить можно только по велодорожкам. При этом в Барселоне развитая велосипедная инфраструктура.

Алексей Радченко считает, что запретительные меры и ужесточение правил не сработают — нужны велодорожки. «Медленные зоны, штрафы или приравнивание самокатов к мопедам не решат проблему и выглядят как новый поток запретительных мер. Только кнут, никакого пряника. Что помогло бы при отсутствии велодорожек — это полноценное снижение скорости автомобилей на улицах до 30 километров в час, на которое сейчас переходит весь мир. Такая скорость позволит на отдельных улицах использовать проезжую часть для средств индивидуальной мобильности и снизит остроту проблемы», — говорит Радченко.

Фотографии: обложка — Andriy — stock.adobe.com, 1 — satur73 — stock.adobe.com, 2 — sorocka — stock.adobe.com, 3 — Achim Wagner — stock.adobe.com

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«На них много не украдешь»: Почему в Москве решили перестать прокладывать велодорожки
«На них много не украдешь»: Почему в Москве решили перестать прокладывать велодорожки The Village попросил велоактивистов рассказать, почему город отказался от создания велоинфраструктуры
«На них много не украдешь»: Почему в Москве решили перестать прокладывать велодорожки

«На них много не украдешь»: Почему в Москве решили перестать прокладывать велодорожки
The Village попросил велоактивистов рассказать, почему город отказался от создания велоинфраструктуры

«Очередной праздник варенья»: Как мэрия Москвы отказалась от развития велодвижения
«Очередной праздник варенья»: Как мэрия Москвы отказалась от развития велодвижения Почему Международный велоконгресс уходит в регионы и что это означает для столицы
«Очередной праздник варенья»: Как мэрия Москвы отказалась от развития велодвижения

«Очередной праздник варенья»: Как мэрия Москвы отказалась от развития велодвижения
Почему Международный велоконгресс уходит в регионы и что это означает для столицы

Невеселые старты: Стартаперы, которые смогли выжить и заработать в пандемию
Невеселые старты: Стартаперы, которые смогли выжить и заработать в пандемию Салон красоты для собак вместо обычного, автодом и духи для тех, кто не потерял обоняние
Невеселые старты: Стартаперы, которые смогли выжить и заработать в пандемию

Невеселые старты: Стартаперы, которые смогли выжить и заработать в пандемию
Салон красоты для собак вместо обычного, автодом и духи для тех, кто не потерял обоняние

Горожане — о том, как стали жертвовать деньги независимым медиа и некоммерческим организациям
Горожане — о том, как стали жертвовать деньги независимым медиа и некоммерческим организациям
Горожане — о том, как стали жертвовать деньги независимым медиа и некоммерческим организациям

Горожане — о том, как стали жертвовать деньги независимым медиа и некоммерческим организациям

Тэги

Сюжет

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Первая полоса

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко
Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко Говорим о притонах, джазе и «Отпетых мошенниках»
Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко
Говорим о притонах, джазе и «Отпетых мошенниках»

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»
Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем» Говорим о гаражном роке, культе тела и 90-х
Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»
Говорим о гаражном роке, культе тела и 90-х

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве
Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве «Пика-Пика», Beat Film Festival и открытие двора в Powerhouse
Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве

Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве
«Пика-Пика», Beat Film Festival и открытие двора в Powerhouse

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Куда пойти гулять в День России
Куда пойти гулять в День России Маршруты от политзэков
Куда пойти гулять в День России

Куда пойти гулять в День России
Маршруты от политзэков

Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует

Как все поменять, если работа больше не радует

Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект
Как ходить на распродажи осознанно И почему лимит на покупки — хорошая идея
Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект

Как ходить на распродажи осознанно
И почему лимит на покупки — хорошая идея

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность Что слушать, смотреть и читать в эти выходные
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Что слушать, смотреть и читать в эти выходные

В какие города России поехать этим летом
В какие города России поехать этим летом И сколько будет стоить путешествие
В какие города России поехать этим летом

В какие города России поехать этим летом
И сколько будет стоить путешествие

Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails
Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails
Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails

Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails

Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Промо
Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться Безопасные переводы без комиссии
Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Промо

Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Безопасные переводы без комиссии

Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой
Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой
Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой

Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой

Выставка Гронского: Одинаковые фотографии ускользающей России
Выставка Гронского: Одинаковые фотографии ускользающей России
Выставка Гронского: Одинаковые фотографии ускользающей России

Выставка Гронского: Одинаковые фотографии ускользающей России

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения» Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард

«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы
«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы А также о новом альбоме, который может отпугнуть старых фанатов
«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы

«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы
А также о новом альбоме, который может отпугнуть старых фанатов

Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей
Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей
Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей

Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей

Как очистить воздух с помощью граффити
Спецпроект
Как очистить воздух с помощью граффити И что такое фотокаталитический пигмент
Как очистить воздух с помощью граффити
Спецпроект

Как очистить воздух с помощью граффити
И что такое фотокаталитический пигмент

«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation
Промо
«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation Мгновенные перемещения между мирами, сумасшедшее оружие и третий персонаж
«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation
Промо

«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation
Мгновенные перемещения между мирами, сумасшедшее оружие и третий персонаж

Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности
Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности Из-за угрозы радиации
Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности

Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности
Из-за угрозы радиации

Подпишитесь на рассылку