Как работают в самолетах Мойщик, пилот, авиатехник и бортпроводница A320 — о скандалах в бизнес-классе, включенных телефонах и чистоте

Как работают в самолетах

Аэропорт Кольцово — шестой аэропорт России по объему пассажирского потока, который уступает только портам Москвы и Петербурга, а после Олимпиады еще и Сочи. В прошлом году его сотрудники обслужили 5,4 миллиона человек. Здесь же находятся главная техническая база и штаб-квартира «Уральских авиалиний», для которых Кольцово является базовым хабом. По просьбе The Village члены экипажа Airbus A320 показали нам свое рабочее место, рассказали о тонкостях работы пилота, мойщика, авиационного техника и бортпроводника и объяснили, почему даже клининговая служба отвечает за жизни людей в полете.

Фото- и видеосъемка

Сергей потеряев

Airbus A320

Число мест 156

Дальность полета 5 600 км

Крейсерская скорость 850 км/ч

Длина 37, 57 м

Размах крыльев 33,91 м

Ширина пассажирского салона 3,70 м

Длина пассажирского салона 22,4 м

Максимальная взлетная масса 77 000 кг


Максим Иванченко, 46 лет

командир экипажа


Моя карьера пилота началась в СССР, когда я в 14 лет прыгнул с парашютом, а через два года впервые сел за штурвал в авиаспортклубе. Мечту детства я осуществил: поступил в высшее летное училище и после четырех лет обучения стал пилотом. Я летаю уже 26 лет, из них восемь в качестве командира экипажа.

Чтобы стать пилотом, нужно иметь хорошее психическое и физическое здоровье. Каждые полгода мы проходим медицинскую комиссию, занимаемся на тренажерах, сдаем экзамены. На тренажерах мы имитируем отказы двигателя, гидросистем, электроники, чтобы быть готовыми к неординарным ситуациям. Если откажет двигатель, я спокойно долечу на втором. Пассажиры даже не заметят, если им не сказать. В работе эксцессы случаются редко, например, недавно у меня треснуло лобовое стекло. Было плохо видно, но ничего страшного — я продолжил полет.

Каждый раз перед выходом на рейс врач измеряет пульс и давление. Потом я читаю предупреждения аэродромов о закрытии полос и погоде, выбираю запасные зоны посадки. Затем даю команду на заправку и иду проверять все системы самолета. Сначала обхожу самолет снаружи, ищу дефекты, вмятины, могу проверить лопатки двигателя. Затем захожу в кабину, забиваю маршрут в навигатор и проверяю все электронные системы. Подготовка к рейсу занимает полтора часа.

Во время полета дверь пилотов заперта изнутри. Я не имею права ее открыть, даже если бортпроводника будут резать перед камерой. Это правило ввели после 11 сентября — террорист в кабине пилота страшнее, чем самоубийца на борту. Если попался буйный пассажир, который угрожает безопасности полета, я по правилам могу отдать любое распоряжение, даже связать человека.


Если откажет двигатель, я спокойно долечу на втором.

Пассажиры даже не заметят, если им не сказать


Аплодисменты во время приземления почти не слышны. Самолет громко ревет, я постоянно разговариваю с диспетчерами, так что овации должны быть очень сильными, чтобы пробиться. Но как правило после приземления бортпроводники передают, хлопали пассажиры или нет. Чувствовать благодарность приятно.

Расписание у меня всегда разное. Может быть разворотный рейс, когда я лечу из Екатеринбурга в Москву, а потом сразу обратно. Могу неделю жить в Самаре и летать оттуда. Могу улететь в командировку до Пекина, там два дня простоять, потом в Бангкок и там еще два дня. В это время я могу гулять по городу и смотреть достопримечательности. Виза мне как пилоту не нужна.

Если я лечу как пассажир, получаю визу наравне со всеми. Хотя пассажиром я быть не люблю, потому что от тебя ничего не зависит. У меня своеобразная профдеформация: когда я сажусь на борт или даже захожу в маршрутку, сразу ищу запасной выход и смотрю, где висит молоток, чтобы разбить стекло.

Все пилоты суеверные. Если мне черная кошка перебегает дорогу, я лучше пойду другим путем. Или если компьютер посчитает, что мне нужно заправить 13 тонн топлива, я лучше получу 12 900. Я начинаю гладить самолет или называть ласточкой или дельфинчиком, когда что-то начинает отказывать.

Меня часто спрашивают, почему нужно отключать сотовые телефоны во время полета. Дело в том, что частоты мобильных устройств близки к частотам спутниковой навигации, и они могут создать помехи. Иногда я слышу потрескивание, как в колонках перед звонком. Это значит, что кто-то на борту не отключил телефон. Сотовым приписывают несколько катастроф — например, когда в Швейцарии борт врезался в гору из-за проблем со спутниковой навигацией.

Мы полувоенные люди. Должны носить форму, у нас жесткие порядки и подчинение старшим. От галстука я устаю. В кабине могу сидеть в майке или светоотражающей жилетке, если промокну под дождем во время обхода.

У меня кочевой образ жизни, и я к этому привык. В месяц бываю дома четыре-пять дней. Как говорил Марк Твен, путешествие — один из способов продлить жизнь. Я с ним согласен. Я уже перестал считать страны и города. В пилоты идут по призванию. Моряки поклоняются морю, а мы небу. Вторые пилоты говорят, что любят полеты из-за мига, когда пробиваешь облака, дождь и слякоть остаются внизу, а перед тобой только солнце и подсвеченные облака. Конечно, романтика со временем пропадает. Но когда я чувствую, что надоедает, — напоминаю себе о детской мечте.

Виталий Ананьев, 31 год

мастер смены по наружной мойке воздушных судов


Атмосфера Земли очень грязная. Когда самолет пролетает над промышленным городом, на корпус попадают дым и копоть. После приземления на фюзеляже может остаться легкая пыль, а может и маслянистая сажа, если это Челябинск. От воздействия температур грязь коксуется и становится такой твердой, что тряпкой ее не удалить. В таких случаях приходится использовать губки, порой даже металлические.

Со временем грязь въедается в микропоры, и самолет из белого превращается в розовато-белый. Хотя чистота самолета важна не только из эстетических соображений: грязная и шероховатая поверхность ухудшает аэродинамические свойства самолета. Пассажиры этого не заметят, зато почувствует пилот и авиакомпания: машина будет тратить больше топлива, и взлетать станет сложнее.

Моя задача — избавиться от всех замечаний по фюзеляжу: грязи, подтеков гидрожидкости или смазочных материалов. Мы используем сухую мойку. Она похожа на мойку стекол дома: прямой струи нет, рабочие наносят раствор на одноразовую бумажную ветошь и протирают корпус самолета. Раньше мы работали моечными машинами, но из-за риска нанести урон окружающей среде от воды отказались. При мытье мы используем только фирменные растворы, которые рекомендует производитель самолета. Если использовать другой — можно нанести повреждения и смыть краску. Если зачистить заклепки, в самолет в воздухе может попасть молния.


Чистота самолета важна не только из эстетических соображений: грязная и шероховатая поверхность ухудшает аэродинамические свойства самолета


Обычно самолет моют раз в две недели. Летом, пока садятся пассажиры, мы за час можем вымыть нижний корпус самолета. В ангаре моем его уже целиком — это занимает несколько часов. Был случай, когда на фюзеляже нашли птичий клюв. Птица врезалась в самолет, тело оторвало ветром, а клюв остался. Скелеты мы находим редко — обычно остается пятно, а саму птицу сдувает.

У меня круглосуточная работа. Я даже из дома контролирую людей, которые сейчас на смене. Иногда мою сам: когда нужно проверить новые средства и научить команду ими пользоваться. Утром, когда прихожу на работу, проверяю, как ребята ночью отмыли самолет, не оставили ли вмятин. Чтобы быстро добираться до аэропорта, я переехал и теперь живу в десяти минутах ходьбы.

В некоторых европейских странах грязный самолет не пускают на рейс. Особенно жестко за чистотой следят в Италии. Если самолет прибывает на посадку грязным, авиакомпании приходится заказывать мойку в местном аэропорту, чтобы отправиться в следующий рейс. Такая мойка будет стоить в несколько раз дороже, чем у себя. В России такого стремления к чистоте нет.

Сервер Сеитшаев, 29 лет

авиатехник


В 11-м классе мы с друзьями гуляли по центру Ташкента и выбирали институт для поступления. Нам не понравилось название автодорожного, ирригационный казался непонятным, в финансовый было нереально попасть. Тогда мы зашли в авиационный институт и среди всех специальностей выбрали ту, на которую было больше всего бюджетных мест. Какая работа нас ждет на «Эксплуатации летательных аппаратов и космической техники», никто толком не представлял. Из пятерых поступили четверо, закончили трое.

Четыре года я отработал в Узбекистане на огромных грузовых самолетах с крестообразным хвостом, потом решил уехать в Россию. Позвонил в компанию, отправил документы, пообщался с начальником и переехал в Екатеринбург. Живу рядом с аэропортом и езжу сюда на машине. Практически никто из сотрудников аэропорта не живет в городе, потому что добираться далеко.


Самолет полностью разбирают раз в шесть лет. Износ во многом зависит от авиатехников


Те, кто занимается лайнерами и двигателями, называются «слонами». Мы разбираем салон самолета, вскрываем полы, ищем коррозию на балках, трещины, царапины, повреждения лакокрасочных покрытий. Когда находим недочеты — заменяем детали на новые.

Самолет полностью разбирают раз в шесть лет. Износ во многом зависит от авиатехников. Если плохо прогерметизировать пол и допустить отсутствие антикора, то вода из туалета, кухни или у входа попадет на балки и будет их разъедать.

Я могу полностью разобрать и собрать самолет. Рутинную работу делать тяжело: иногда приходится целый день откручивать полы. Чтобы избежать рутины, нужно просто сменить деятельность: заняться двигателями, кабиной пилота или шасси. Я понимаю свою ответственность перед пассажирами. Хотя от мелких неприятностей никто не застрахован: бывает, что на проверке все работало, а потом работать перестало — это же железо.

Виктория Михайлова, 28 лет

бортпроводник


Я поступала в университет до первого лета, только чтобы дождаться совершеннолетия. Еще в школе нам провели урок профориентации и позвали в авиакомпанию — тогда меня захватила идея стать стюардессой. На втором курсе я прошла собеседование и кастинг, где отвечала на стандартные вопросы «Зачем вам это?» и «Как вы представляете работу бортпроводника?». Больше всего кандидатов отсеялись на медкомиссии: у девчонок были проблемы с составом крови, зрением и носовой перегородкой.

Учиться на бортпроводника нужно три месяца, после учебы ждут 30 часов бесплатной отработки в качестве стажера, а затем можно отправляться в самостоятельные рейсы. Английский я сдала через год экстерном, чтобы летать по международным направлениям.

Главное в работе бортпроводника — быть стрессоустойчивым и не расстраиваться, если пассажир сделает замечание. Молодые специалисты поначалу могут расплакаться, если им скажут что-то не то. Чаще всего нас обвиняют в задержке рейса или в том, что между сиденьями мало места. Я собрала уже целую коллекцию предлогов пассажиров из экономкласса, чтобы пересесть в бизнес. Эта шторка так манит людей, что мамы манипулируют нами, используя детей, а бизнесмены убеждают, что, мол, это ошибка секретаря, и они на самом деле должны лететь там. Однажды на меня написали жалобу трое пассажиров — я не пересадила их в бизнес-класс.

Самое сложное — когда требуется медицинская помощь. Однажды у девушки случился выкидыш прямо на борту и, к счастью, среди пассажиров оказалось много врачей. Чтобы найти докторов, я делаю объявление по громкой связи, а врач пишет расписку, что оказал необходимую помощь. Если на борту никого нет, помогаю пассажиру я, но это страшно, ведь у меня нет полноценного медицинского образования.


Я собрала уже целую коллекцию предлогов пассажиров из экономкласса, чтобы пересесть в бизнес. Эта шторка так манит людей, что мамы манипулируют нами, используя детей, а бизнесмены убеждают, что, мол, это ошибка секретаря


После приземления пилотам хлопают только русские пассажиры. Я в это время сижу лицом к людям, и у меня появляется чувство, что эти аплодисменты — мне. Для молодых девчонок это отличная работа, а когда появляется семья и дети, все становится сложнее из-за частых командировок. Я провожу дома только неделю в месяц. Но когда выхожу в отпуск, начинаю скучать по полетам.

Я бы не смогла работать в офисе. Вставать каждый день в восемь утра — это ужасно. За десять лет я научилась собирать очень компактный багаж и брать действительно только самое необходимое. В полете часто мажу руки кремом, потому что сохнет кожа. Яркий маникюр я могу позволить себе только в отпуске. К внешнему виду строгие требования: нужно выглядеть ярко и красиво, но при этом не вульгарно. При мне стюардессу сняли с рейса из-за небрежного окрашивания волос.

В команду бортпроводников стараются добавить одного мужчину, чтобы было кому следить за погрузкой багажа в сильные морозы. Кстати, бортпроводников нежелательно называть стюардами — это звучит обидно.

За десять лет приятный трепет перед полетами никуда не делся, и я до сих пор фотографирую красивые облака на телефон и любуюсь большими самолетами. Мне нравится путешествовать и летать в командировки в теплые страны. Между рейсами есть достаточно времени, чтобы отдохнуть, но нужно всегда держать себя в руках: например, выпить коктейль в баре не получится.

Share
22
скопировать ссылку

Читайте также:

Есть вопрос: «Какие визы получают стюардессы?»
Есть вопрос: «Какие визы получают стюардессы?»Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы о жизни города, которыми задаются горожане.
Есть вопрос: «Какие визы получают стюардессы?»

Есть вопрос: «Какие визы получают стюардессы?» Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы о жизни города, которыми задаются горожане.

Работа авиадиспетчера
Работа авиадиспетчера Авиадиспетчер анонимно рассказал The Village об особенностях московских аэропортов, системе предупреждения опасного сближения и о том, как разводят самолеты.
Работа авиадиспетчера

Работа авиадиспетчера Авиадиспетчер анонимно рассказал The Village об особенностях московских аэропортов, системе предупреждения опасного сближения и о том, как разводят самолеты.

Производственный процесс: Как конструируют самолёты
Производственный процесс: Как конструируют самолётыH&F посетил конструкторское бюро «Туполев» и узнал, зачем самолёты делают из дерева и пластмассы.
Производственный процесс: Как конструируют самолёты

Производственный процесс: Как конструируют самолёты H&F посетил конструкторское бюро «Туполев» и узнал, зачем самолёты делают из дерева и пластмассы.

На что живут пилоты
На что живут пилотыПилот гражданской авиации рассказал о своей зарплате и тратах
На что живут пилоты

На что живут пилоты Пилот гражданской авиации рассказал о своей зарплате и тратах

Есть вопрос: «Какие визы получают стюардессы?»
Есть вопрос: «Какие визы получают стюардессы?»Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы о жизни города, которыми задаются горожане.
Есть вопрос: «Какие визы получают стюардессы?»

Есть вопрос: «Какие визы получают стюардессы?» Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы о жизни города, которыми задаются горожане.

Работа авиадиспетчера
Работа авиадиспетчера Авиадиспетчер анонимно рассказал The Village об особенностях московских аэропортов, системе предупреждения опасного сближения и о том, как разводят самолеты.
Работа авиадиспетчера

Работа авиадиспетчера Авиадиспетчер анонимно рассказал The Village об особенностях московских аэропортов, системе предупреждения опасного сближения и о том, как разводят самолеты.

Производственный процесс: Как конструируют самолёты
Производственный процесс: Как конструируют самолётыH&F посетил конструкторское бюро «Туполев» и узнал, зачем самолёты делают из дерева и пластмассы.
Производственный процесс: Как конструируют самолёты

Производственный процесс: Как конструируют самолёты H&F посетил конструкторское бюро «Туполев» и узнал, зачем самолёты делают из дерева и пластмассы.

На что живут пилоты
На что живут пилотыПилот гражданской авиации рассказал о своей зарплате и тратах
На что живут пилоты

На что живут пилоты Пилот гражданской авиации рассказал о своей зарплате и тратах

Комментарии

22 комментария
Показать все

Он не может быть четвёртым, так как в Москве три крупных аэропорта, плюс аэропорт Петербурга. А тут ещё и Сочи. Так что только шестой.

Комментировать

Тэги

Сюжет

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Чем заняться этой зимой в Москве

Как наладить питание дома

Лучшие альбомы Майли Сайрус и Славы КПСС, «Человек из Подольска» и книга про маньяков

Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона

Первая полоса

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Чем заняться этой зимой в Москве
Чем заняться этой зимой в МосквеАльтернатива горнолыжным курортам и новые правила катков
Чем заняться этой зимой в Москве

Чем заняться этой зимой в Москве Альтернатива горнолыжным курортам и новые правила катков

Как наладить питание дома
Как наладить питание домаА также не переедать в офисе и на встречах в ресторане
Как наладить питание дома

Как наладить питание дома А также не переедать в офисе и на встречах в ресторане

Лучшие альбомы Майли Сайрус и Славы КПСС, «Человек из Подольска» и книга про маньяков
Лучшие альбомы Майли Сайрус и Славы КПСС, «Человек из Подольска» и книга про маньяковЛучшие альбомы, фильмы и книги недели
Лучшие альбомы Майли Сайрус и Славы КПСС, «Человек из Подольска» и книга про маньяков

Лучшие альбомы Майли Сайрус и Славы КПСС, «Человек из Подольска» и книга про маньяков Лучшие альбомы, фильмы и книги недели

Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона
Промо
Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезонаГде купить их и куртку как в кино
Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона
Промо

Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона Где купить их и куртку как в кино

Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique
Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique
Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique

Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга Рассказывают жители

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга Рассказывают жители

Современные композиторки
Современные композиторкиПлейлист с композициями женщин в современной академической музыке
Современные композиторки

Современные композиторки Плейлист с композициями женщин в современной академической музыке

Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках
Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках
Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках

Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках

Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов
Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов
Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов

Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов

«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах
«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах
«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах

«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах

Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»
Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»Отмечаем главный праздник потребления по-новому
Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»

Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу» Отмечаем главный праздник потребления по-новому

Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома
Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома
Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома

Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома

Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)
Промо
Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)
Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)
Промо

Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)

Как построить успешную карьеру
Промо
Как построить успешную карьеруИ где искать наставников, стажировки и гранты
Как построить успешную карьеру
Промо

Как построить успешную карьеру И где искать наставников, стажировки и гранты

Polustrovo.mod: Инстаграм-блог об архитектуре модернизма и ремонте в трехэтажной двушке
Polustrovo.mod: Инстаграм-блог об архитектуре модернизма и ремонте в трехэтажной двушке
Polustrovo.mod: Инстаграм-блог об архитектуре модернизма и ремонте в трехэтажной двушке

Polustrovo.mod: Инстаграм-блог об архитектуре модернизма и ремонте в трехэтажной двушке

Где искать скидки в «черную пятницу»: 22 заманчивых предложения
Где искать скидки в «черную пятницу»: 22 заманчивых предложения
Где искать скидки в «черную пятницу»: 22 заманчивых предложения

Где искать скидки в «черную пятницу»: 22 заманчивых предложения

Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях?
Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях?И как отстаивать свои права любителям провокационных твитов и фотографий
Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях?

Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях? И как отстаивать свои права любителям провокационных твитов и фотографий

Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве
Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве
Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве

Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве

Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелить
Промо
Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелитьИ попасть в элиту мирового бизнеса
Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелить
Промо

Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелить И попасть в элиту мирового бизнеса

Подпишитесь на рассылку