«Я работаю в модернистском «ЦК “Урал”», где в 90-х проходила дискотека “Каньон”» Сотрудники ЦК — о детских коллективах, бандитских перестрелках и глобальной реконструкции здания

В рубрике «Где ты работаешь» мы продолжаем рассказывать о знаковых нежилых зданиях Екатеринбурга. В новом выпуске — модернистский комплекс Центра культуры «Урал» на Студенческой, которому в 2019 году исполнилось полвека.
Дворец культуры уральского электромеханического завода «Три тройки» в Свердловске задумывался как место притяжения жителей Втузгородка. Со дня открытия, 9 февраля 1969 года, в залах дворца проходили торжественные собрания, отсюда провожали в армию, здесь регистрировали семейные браки. Одновременно с дворцом запустили спортивный комплекс, фасад которого украшен мозаикой «Освобожденный человек» Бориса Тальберга.
В девяностые, когда завод перестал поддерживать дворец, его помещения начали сдавать в аренду — например, легендарному ночному клубу «Каньон». Здесь впервые заявил о себе уральский композитор Александр Пантыкин, собирал полные залы поэт Евгений Евтушенко. В 2008 году после глобальной реконструкции дворец открылся как «Центр Культуры “Урал”» с современными пространствами и одним из пяти лучших концертных залов города.
Сейчас в ЦК базируется большая школа классического балета, здесь располагается штаб-квартира «Провинциальных танцев», а еще отсюда решается судьба множества городских мероприятий — Дня города и Дня Победы. The Village пообщался с руководителем и давними сотрудниками «Урала» о том, каким было здание до реконструкции, как пережили переустройство творческие коллективы и что представляет из себя центр культуры сегодня.

Текст

Фотографии
Центр культуры «Урал»
Адрес: ул. Студенческая, 3
Год постройки: 1969
Год реконструкции: 2008
Стиль: Советский модернизм
КОЛИЧЕСТВО ЭТАЖЕЙ: 3
Количество залов: 5
число сотрудников: 150
Максимальная вместимость: 3 000 человек
Назначение: Дворец культуры
Площадь: 12 000 м²



В советские времена к каждому крупному предприятию были прикреплены свои социальные объекты: пионерские лагеря, детские сады, больницы, спортивные центры, дома и дворцы культуры. Комплекс, который строился при уральском заводе «Три тройки», состоял из медико-санитарной части, спортивного комплекса и ДК «Урал». Чтобы построить комплекс, при заводе провели общественные слушания с участием известных архитекторов. Оценку строительству объектов давал художник Виталий Волович.
Пик творческой работы в ДК «Урал» пришелся на 80-е, когда здесь был создан театр балета «Сказка», до сих пор один из лучших в городе, и кружок бального танца «Школа танца Аллы Глуховой». Так комплекс функционировал до 1998 года. Когда завод отказался от своей социальной функции, дворец культуры перешел на баланс города.


В 2008 году «ЦК “Урал”» пережил реконструкцию: внутри устроили мраморные полы и паркет, зал с редким итальянским мрамором на колоннах, новую схему освещения. Здесь разместились кафе, библиотека, концертный зал, кинозал, многофункциональные танцевальные залы и другие помещения, и вновь стали приезжать с гастролями зарубежные артисты. Сегодня санитарная часть комплекса — это федеральное медицинское учреждение, а спортивный центр с мозаичным панно «Освобожденный человек» на фасаде стал отдельным муниципальным учреждением, как и «ЦК “Урал”». Их учредителем является администрация города.
Анатолий Тищенко
архитектор
Эпоха советского модернизма началась с устранения излишеств в проектировании. Микрорайоны и целые города строили из стандартных конструкций. Модернизм стремился выявить функцию сооружения языком конструкций, опираясь на ритм и пропорции типовых и индивидуальных элементов. Основными материалами этой эпохи были железобетон и стекло как элемент архитектурной формы: в быту даже появилось слово «стекляшка», ставшее нарицательным для магазинов и кафе с протяженными стеклянными витринами.
Дома со «стекляшками» были примечательным символом застройки Свердловска того периода по улице Восточной от Малышева до Куйбышева. На фасадах зданий преобладал цвет бетона, а индустриальные методы их отделки базировались на каменной крошке, стеклянной смальте и декоративных матричных фактурах формованных бетонных панелей. Для борьбы с тотальной серостью архитекторы призвали на помощь скульпторов и художников, чтобы украсить значимые общественные сооружения как снаружи, так и внутри. И вот тут возник знаковый синтез модернизма. Скульптура, мозаика, барельефы и росписи зданий приобрели «островной» характер размещения: они закладывались в проект, эскизы проходили согласования вместе с проектом, затраты закладывались в смету. Когда само сооружение было просто лапидарной коробкой, декорировали весь его главный фасад. Такой яркий пример — это бассейн спортивного корпуса ДК Урал, украшенный шикарной мозаикой. «Освобожденный Человек» — это самое «многосмысленное» декоративное панно, я думаю, не только в нашем городе. Этакий эзопов модернистский эпос советского времени в смальте.

Илья Марков
Директор «ЦК «Урал»
О карьере
После школы я собирался поступать в юридическую академию, но в какой-то момент мне позвонил отец: «Слушай, сейчас так много экономистов и юристов в стране. А в консерватории как раз открылось направление по звукорежиссуре». Я тогда подумал, что это намного интересней юриспруденции — шоу-бизнес, музыка, разнообразие! Так я поступил в Уральскую государственную консерваторию на специальность звукорежиссера.
В какой-то момент я стал заниматься продюсерской деятельностью и техническим продакшеном. К 2006 году у меня уже была своя компания, я стал соприкасаться с городскими проектами, познакомился с администрацией города, и в 2007 году возглавил «Дом музыки». Тогда в нем были объединены два коллектива — камерный оркестр «B-A-C-H» и муниципальный хор «Доместик». Для меня это было вызовом: я вообще не понимал, что такое муниципальная сфера. В «Доме музыки» я проработал три года: 96 человек в штате, множество заслуженных артистов, профессора консерватории. Мы работали в условиях абсолютного недостатка финансирования, со слабой репетиционной базой, отсутствием ремонта. Я помню, как мы вместе с артистами и скрипачами клеили обои и ремонтировали помещения. Постепенно «Дом музыки» стал заметен. Мы ездили на гастроли в Германию, Голландию, Мексику, что было нонсенсом в годы кризиса 2008-2009.
Я возглавлял дирекцию городских праздничных мероприятий и был заместителем начальника управления культуры до конца 2011 года, а в январе 2012 возглавил «ЦК „Урал“», сохранив при этом дирекцию праздничных мероприятий.
В муниципальной работе всегда отсрочены результаты работы, их невозможно увидеть здесь и сейчас. А В «ЦК „Урал“» я их вижу. Приятнее всего наблюдать на сцене детские мюзиклы с коллективом по 80 детей. Я понимаю, что они пришли сюда два года назад и ничего не умели, а сейчас держат ровно спину, улыбаются, правильно и размеренно говорят. Здорово осознавать, что на День города люди танцуют под тот трек, который ты сам выбрал позавчера, с тем ди-джеем, которого ты сам позвал. Эти нюансы трогают за живое. Поэтому в новой должности директора «ЦК „Урал“» я почувствовал размах своей работы.


Мы работали в условиях абсолютного недостатка финансирования. Помню, как вместе с артистами и скрипачами клеили обои и ремонтировали помещения
О графике
Мой день начинается и проходит всегда по-разному. Я думаю, что мне не подходит портрет успешного молодого руководителя, который встает в 6 утра, занимается спортом, приходит на работу и решает масштабные проблемы, при этом все успевая. В нашем коллективе действует проектное расписание и ненормированный рабочий график. Например, в феврале мы плотно занимались подготовкой «Культуралики», затем празднованием нашего юбилея, все были заняты до предела. Я прихожу на работу не так рано, но ухожу всегда поздно вечером. Это связано с ежедневными репетициями и концертами.
Иногда, бывает, все готово для празднования масштабного мероприятия в городе: например, Дня Победы. И внезапно 5 мая все просыпаются и начинают звонить: предприниматели, которые спрашивают, не уберут ли их киоски с мороженым во время празднования; компании, которые собираются сделать подарок ветеранам и интересуются, куда бы они могли поставить газель с подарками. Однажды я решил посчитать количество звонков за день и пришел к выводу, что их было около 100. В такие дни забываешь о том, что у тебя был какой-то график. Но все же моя главная компетенция заключается в изобретении нестандартных решений, в постоянных переговорах. Я считаю, что бесполезных встреч не бывает.
Здорово осознавать, что на День города люди танцуют под тот трек, который ты сам выбрал позавчера, с тем ди-джеем, которого ты сам позвал




О здании
В Екатеринбурге я живу с 2 000 года, поэтому в ДК «Урал» попал первый раз именно в эти годы, когда жил в студенческом общежитии УПИ. Тогда в «Урале» проходило очень много концертов и мероприятий, еще на какое-то недолгое время оставалась дискотека «Каньон». Я же лично очень хорошо запомнил концерт певицы Земфиры.
После реконструкции в «Урале», конечно, все изменилось. Но я считаю, что изменение облика здания было правильным решением. Добавилось много нужных и правильных пространств, появились новые «балетки» — балетные залы. Такая «балетка», как у нас, есть только в двух театрах города. Не зря к нам переехал на репетиции театр «Провинциальные танцы». Сейчас, этап за этапом, мы пытаемся осовременить здание. Один из залов в будущем планируем сделать городским лофтом.
Моя модель управления заключается в том, что в кабинет ко мне можно зайти всегда и по любому вопросу. Кабинет — мое любимое место в здании и место силы. Часто я остаюсь здесь один до позднего вечера. У нашего сотрудника Якова Ильича есть коллекция радиоприемников, один из которых стоит у меня в кабинете на столе. В такие вечера я включаю на нем ретро-музыку, пью чай и пишу планы и тезисы по работе на будущее.

О задачах центра
«ЦК „Урал“» организует для города множество мероприятий, помогает с оборудованием, дизайном, навигацей, небольшими площадками. У нас есть продюсерский центр, служба продаж клиентского сервиса, своя кейтеринговая компания, кафе, отдел творческого развития. Все эти подразделения функционируют в центре культуры, а дирекция, которая является его подразделением, занимается городскими мероприятиями.
Нам важны все направления, от продюсерского центра до детского творчества. Сегодня в обществе существует тренд на soft skills у детей: каждый родитель хочет, чтобы его ребенок занимался творчеством, наукой или еще чем-то. Это видно по нашей востребованности среди родителей. Если пять лет назад у нас занимались 500 детей, то сейчас их 800. В центре всегда заняты все балетные помещения и коридоры. Мы не забываем про традиции — про все то хорошее, что было в «Урале» в советское время. Например, сохраняем дисциплину в творческих коллективах, создаем совместные объединяющие мероприятия для родителей, детей и педагогов. Иногда это даже похоже на пионерский формат. Но я считаю его важным, потому что вместе с ним мы идем в ногу со временем.
В ближайшие три года в этом районе построят новый жилой комплекс. И мы знаем, что будем еще более востребованы в части детских кружков и коллективов. Сейчас думаем над тем, чтобы расширить пространство, добавить дневные активности для детей, развить деятельность кафе, чтобы оно работало по вечерам, а не только на мероприятия и бизнес-ланчи. Практически каждые выходные у нас проходят фестивали, в день может пройти по два конкурса. И для этого мы стараемся делать все — ремонтируем паркет, развиваем гримерки, приводим в порядок другие помещения.
Сейчас мы настроены на развитие нашего продюсерского центра. Мы не хотим превращаться просто в концертную площадку, а заниматься производством собственного контента, возить своих артистов в другие города и страны. А еще думаем над развитием сети филиалов в новых районах Екатеринбурга.
Сегодня в обществе существует тренд на soft skills у детей: каждый родитель хочет, чтобы его ребенок занимался творчеством или наукой. Если пять лет назад у нас занимались 500 детей, то сейчас их 800



Галина Абдулина
Художественный руководитель и основатель народного театра балета «Сказка»
О балете и 90-х
Впервые я зашла в ДК «Урал» в 1969 году, когда мне было 10 лет — он только открылся. Мои родители приехали в Екатеринбург из глухой башкирской деревни, строили здесь завод, при котором и существовал дворец культуры. Тогда практически на каждом шагу была стройка. До сих пор смешно вспоминать: на открытии стадиона, где проходили соревнования по легкой атлетике, я впервые пробежала по новой построенной площадке. А затем спонтанно пришла в дворец культуры и записалась в классический танец. До сих пор удивляюсь, почему меня туда потянуло. Ведь я записалась в балетную студию без помощи родителей. Здесь тогда было два платных коллектива — балетная студия и музыкальная школа. Мои родители узнали о том, что я занимаюсь танцами только тогда, когда я им сообщила, что надо платить за обучение. Я жила рядом с дворцом культуры, регулярно ходила в студию на занятия, а потом в один из вечеров пришла домой и внезапно заявила: «Папа, мама, мне нужны деньги, я записалась на балет, я балерина!».
После школы я поступила в Екатеринбургское училище культуры, работала артисткой в ансамбле народного танца в Уральском русском народном хоре. Затем окончила там Челябинский государственный институт культуры — в то время одно из сильнейших учебных заведений по моей специальности после Москвы и Ленинграда. После получения диплома я вернулась в Екатеринбург и в феврале 1980 года пришла в ДК «Урал» руководителем младшей танцевальной группы. Детей в студии было очень мало, оставалось около 10-12 девочек, пришлось все начинать с нуля. Здесь была обычная закрытая балетная студия. Дворец был при военном заводе, выезжать на фестивали и конкурсы мы не могли. Когда все реформировалось, тогда началась наша активная жизнь.
В 90-е годы «Урал» переживал не лучшие времена, завод не мог финансировать дворец культуры. Помещения сдавали другим организациям, знаменитая на весь город дискотека «Каньон» собирала полный зал людей. По вечерам и ночам на этой дискотеке я подрабатывала кассиром, а мой муж — охранником. Кассы как таковой здесь не было. На входе ставили небольшой столик, люди подходили, платили деньги, я отрывала им билет. Билеты стоили недешево, но, несмотря на это, всегда было полно людей. Потом я уходила и сдавала эти деньги. Помню, один раз нам сообщили, что в «Каньон» едут 15 машин на разборки и перестрелки. Меня сразу спрятали с деньгами в дальний угол, так я с ними и просидела там.
«Урал» я могу назвать своим вторым домом, если не первым. Здесь я начала свой путь в классическом балете, проработала 40 лет педагогом-хореографом, встретила первого мужа, здесь была регистрация моего брака, затем здесь же выросли мои дети, а две старшие дочери с 4 лет отстояли в «балетке». Получается, вся жизнь и развитие этого здания происходила на моих глазах. Года три или четыре назад я собиралась уехать во Францию за вторым мужем, учила для этого несколько лет французский язык. Тогда буквально весь город, мои воспитанники сбежались попрощаться со мной. А взяла и не уехала — и продолжаю работать здесь.
«Папа, мама, мне нужны деньги, я записалась на балет, я балерина!».


О народном театре балета «Сказка»
Когда я пришла работать в «Урал», танцевальный коллектив пришлось создавать с нуля. Так в 1980-е годы был создан народный театр балета «Сказка». Постепенно шли дети, студия расширялась, мы начали выезжать на конкурсы, более-менее стали известны в городе. Мы тяжело, но пережили реконструкцию здания. Наша студия с огромным коллективом базировалась в двух школах, на трех площадках. Пока у меня все дети работали, я объезжала коллективы на машине от школы к школе. За время реконструкции я не потеряла ни одного ученика. Этим же составом мы вернулись обратно в ЦК.
Сегодня у меня занимаются полные залы детей и взрослых. Я популяризую классическое наследие балета — причем среди тех, кто по каким-то причинам не может заниматься профессиональным балетом. Балет — это профессиональный вид искусства, эталон, которым должны заниматься люди, имеющие данные. А я занимаюсь с теми, кто данных не имеет. Мы поднимаем на пуанты всех! Танцуем на них и народные, и эстрадные, и детские, и классические танцы. Для того, чтобы поставить ребенка или взрослого на пуанты, требуется очень много времени.

В наших группах занимаются дети с 4 лет. Когда мы открыли направление «боди-балет», ко мне пришло очень много девушек и женщин самых разных возрастов. Приходили даже мужчины. Помню 60-летнего Николая, который регулярно ездил ко мне на занятия по балету с ВИЗа. Затем к нам пришли двое мужчин, которые занимались спортивной борьбой. Но они очень быстро покинули коллектив — может быть, не вытерпели растяжек.
В детских группах, в отличие от боди-балета, все намного строже — дисциплина, обязательное посещение занятий. У каждого свое место и костюм. Все как в профессиональном спорте. Коллектив должен пройти проверку временем. Сегодня наша «Сказка» выезжает на конкурсы в другие города и страны. В том году мы были в Астане, в Праге, побывали в 10 европейских странах, в некоторых не по одному разу.
Однажды нам сообщили, что в «Каньон» едут 15 машин на разборки и перестрелки. Меня сразу спрятали с деньгами в дальний угол, так я с ними и просидела






Татьяна Акулова
Старший администратор
О должности
Я окончила Московский инженерно-строительный институт по технической специальности. Мой первый муж был военным, поэтому пришлось пожить в самых разных уголках нашей страны. В Свердловске я оказалась по направлению в 1988 году: сын тогда пошел в первый класс, а я искала, в какие кружки его определить. Сама при этом тоже искала работу. Думала пойти на завод «Три тройки», при котором тогда и существовал ДК «Урал».
Помню, как я в первый раз вошла в это здание. В вестибюле стояли красивые черные кожаные кресла. Дети, персонал и интерьер — все создавало такую доброжелательную обстановку, что здесь хотелось остаться. Поэтому устроиться сюда на постоянную работу было мечтой. Вакансия на заводе «Три тройки» была свободна, но прежде я должна была месяц где-то отработать, чтобы в Москве проверили мои документы. Так я и попала в ДК, где месяц работала гардеробщицей. В это время отсюда увольнялась администратор, и мне предложили остаться на ее должности.

О работе администратором
Тогда в «Урале» был большой коллектив: 35 уборщиков и 10 гардеробщиков, много слесарей, сантехников и вахтеров. Завод был богатый, поэтому мебель мы меняли каждый год, ремонтировали помещения, заказывали что-то новое. В мои обязанности входило все — материальная база и ценности, ответственность за штат. Каждую субботу проходили дискотеки для молодежи, ответственность за организацию которых тоже лежала на нас.
Сейчас у меня есть два администратора, хозяйственник, который мне помогает. Но в основные мои обязанности теперь входят больше подготовка и проведение мероприятий. Мы должны подготовить и организовать каждое мероприятие — переставить, настроить связь со светом, звуком, сценой. Я должна всех предупредить, раздать райдеры, планы, решить любые организационные проблемы, ответить на звонки.
В 90-е годы множество помещений внутри сдавали в аренду. Я тогда ушла работать на третий этаж, в другую организацию. Проработала там лет девять, но с дворцом как со зданием не расставалась. В это же время здесь начали проводить дискотеку «Каньон». Конечно, тут был весь город. На проведение дискотек набирали дополнительный штат, и мне предложили поработать за повышенную зарплату. Все пили и курили прямо в самом здании, здесь же тушили окурки. Были и потасовки. Из-за громкой музыки и света казалось, что дрожит все здание. Я проработала по ночам на этих дискотеках месяц, а затем не выдержала — перестал отпускать муж.





Потом здание ждала реконструкция. Это было тяжелое время, но все творческие коллективы работали. Я очень хорошо помню выставку Ильи Глазунова, на которую выстраивались огромные очереди. Я тогда месяц работала без выходных по 12 часов: с утра принимала картины у охраны, а вечером их сдавала обратно по счету.
Как администратор я запомнила очень много артистов, которые прошли через ЦК. Помню Николая Расторгуева, который любил покурить на сцене. Очень понравились и запомнились Ирина Алферова, Ольга Аросева, Вячеслав Тихонов со своими творческими встречами, на которых они не пели и не танцевали, а говорили о жизни.
Самый первый конкурс «Мисс Екатеринбург» тоже проводили здесь, но неофициально. А я до сих пор помню имя девушки, которая заняла первое место и поехала в Москву. Помню, приносили для девушек ковры, зеркала, оформляли гримерки.
Помню Бориса Ельцина: меня тогда заставили срочно переодеваться в белую блузку. Ельцину было плохо, а я носила ему чай. Пришло огромное количество людей. Кто-то стоял на улице, потому что зал не мог вместить такое количество человек. Кто-то даже предлагал провести микрофоны, чтобы Ельцина везде было слышно.
Помню Бориса Ельцина: меня тогда заставили срочно переодеваться в белую блузку. Ельцину было плохо, а я носила ему чай

О здании
Создатели городского «4 Канала» начинали свою деятельность и первые шаги тоже у нас, в подвале «ЦК „Урал“». Они собирались там, что-то обсуждали. У меня тогда в подвале был свой кабинет, поэтому мы жили с ними через дверь. В старом дворце любимым местом для меня была бильярдная комната по соседству, в подвале, где мы собирались в уголке у камина отмечать дни рождения и праздники. Но самое большое достояние ЦК Урал — это, конечно, не уголки, а люди и дети.
Со зданием я не расстаюсь уже 31 год, а работаю здесь 20 лет. Мне очень нравится район, который окружает центр культуры: я живу здесь и всю жизнь хожу пешком на работу. А летом очень люблю высаживать цветы на территории центра.



Комментарии
Тэги
Сюжет
Прочее