В Москве работают сотни, если не тысячи детских кружков — от танцевальных до шахматных. Но детская группа по шоссейно-кольцевому мотоспорту — единственная не только в городе, но и в России. Называется проект Motokidz. Здесь совсем маленькие дети — от трёх до шести лет — занимаются скоростным мотоспортом на асфальтовой трассе.

Группу создали мотоциклист Корней Кронгауз и тренер по велотриалу Фёдор Петришин. Так сложилось, что у приятелей почти одновременно родились дочери. Для них отцы сначала организовали клуб «Беговел», где учили двухлеток кататься на беспедальных велосипедах. Спустя год детей пересадили уже на настоящие мотоциклы — до этого в нашей стране никто не решался тренировать таких маленьких мотоспортсменов.

The Village поговорил с тренерами и учениками Motokidz, а также их родителями — о травмах, победах и о том, что дают детям эти занятия.

Автор текста

Ася Чачко

Помощь в подготовке материала

Ксения Мельникова

Фотографии

Яся Фогельгардт

   

 

Детские тренировки
по шоссейно-кольцевому мотоспорту

Необходимые траты

МОТОЦИКЛ: 40–120 тысяч рублей

ШЛЕМ: 4,5–10 тысяч рублей

БОТИНКИ: 8–12 тысяч рублей

ЗАЩИТА КОЛЕНей: 1,5–2,5 тысячи рублей

ЗАЩИТА СПИНЫ И ГРУДИ: 4,5–7 тысяч рублей

ЗАЩИТА ЛОКТей: 1–2 тысячи рублей

ПЕРЧАТКИ: 1,5 тысячи рублей

ШТАНЫ: 2,5–4 тысячи рублей

ДЖЕРСИ: 1,5–2,5 тысячи рублей

ОПЛАТА ТРЕНЕРА: 2,5 тысячи рублей одна тренировка

   

ФЁДОР ПЕТРИШИН

тренер

Уже почти полтора года у нас в группе 17 детей тренируются каждую неделю от двух до пяти раз. И за всё это время — всего два перелома. Конечно, для конкретного родителя травма ребёнка — это ужасные переживания. Но возьмите статистику: сколько бывает травм у детей, которые просто гуляют во дворе и качаются на качелях? Ну а тут речь идёт о серьёзном спорте, пускай даже на любительском уровне. Если ты хочешь чему-то научиться — травмы неизбежны.

Дочке было три с половиной года, когда она первый раз села на мотоцикл. Конечно, занятия ей не сразу понравились. Её бы воля, она бы смотрела мультики целыми днями. Я бывший профессиональный хоккеист, играл за сборную. И я не видел ни одного ребёнка, которого мучают тренировками, а ему бы это нравилось. Тренер для того и нужен, чтобы ставить цель и заставлять делать то, что у тебя плохо получается. Потихонечку дочка втянулась. Не сказать, что она просыпается с утра и просится поскорее на тренировку. Но открытых протестов уже нет. Она понимает, что это нужно, и ей нравится добиваться результата. Я занимаюсь с ней от трёх до пяти раз в неделю. Сейчас ей пять. Она ездит на двухтактном мотоцикле Husqvarna, у которого 12 лошадиных сил, и может развивать скорость в 60–70 километров в час. 

Детский мотоспорт — это как минимум хорошая физкультура, навыки крупной и мелкой моторики, отличная тренировка внимания. А главное — он воспитывает характер. В 2015 году дочка стала чемпионкой России среди всех детей — единственная девчонка обогнала всех пацанов! Теперь она понимает, что значит добиваться результата. 

 

ОКСАНА

мама Марка

Мне скучно гулять с ребёнком на детской площадке, я не люблю ходить с ним в бассейн. А на его мототренировках я уже два года получаю огромное удовольствие.

Мой муж профессионально занимался мотоспортом. И я всегда любила мотоциклы. Когда я впервые увидела детский электромотоцикл у нашего тренера по беговелу, то страшно загорелась. В итоге первый мотоцикл для Марка муж подарил мне на день рождения. А уже дальше пошли машины посерьёзнее. Сейчас у Марка один мини-мото и два питбайка — для кросса и для асфальта. К счастью, мы живём за городом, так что места хватает.

Маленькому ребёнку, конечно, бывает тяжело выдержать целое занятие. Бывало, мы два часа едем из Калужской области в Перово. Приезжаем, он пять минут позанимается и говорит: «Всё, мне надоело». И мы несолоно хлебавши едем обратно. Я его уговаривала, даже подкупала игрушками. И в какой-то момент ребёнка как подменили. Теперь после трёхчасовой тренировки, когда я говорю, что пора домой, он отвечает: «Нет, хочу ещё».

Раньше муж смотрел на наши занятия как на какие-то игрушечки. Но когда дело дошло до чемпионата России, он и сам загорелся. Начал покупать сыну технику и заниматься. Мини-мото — это уже серьёзный спортивный снаряд, он стоит 3,5 тысячи евро. Одних мотобот у Марка три пары. Мы продумываем каждый элемент экипировки. Периодически мы выезжаем прокатиться всей семьёй. И мне уже перед Марком немного неудобно: он ездит лучше, чем я. Но папа пока ещё может показать класс. Это так сближает! Папе наконец-то стало интересно с сыном.

Если смотреть статистику, то футбол и хоккей выше по травматичности, чем мотоспорт. Но, как говорит наш тренер, это опаснее, чем вязание. У нас с мужем бывали травмы и переломы. Но у Марка, пожалуй, самые неприятные травмы случались на детской площадке. Только один раз он больно упал с мотоцикла и потом некоторое время побаивался — еле ползал по треку. Но мы его поддерживали, кричали, что он молодец и у него всё отлично получается. В итоге всё прошло. А сломать ногу можно и на ровном месте — и это гораздо обиднее, чем перелом на трассе.

Раньше, когда муж участвовал в гонках, я так болела за него! А теперь спустя некоторое время уже мой сын на трассе. Мы поддерживаем его с мужем, бабушкой и дедушкой. Они у нас тоже эмоциональные: за сердце хватаются, но радуются, кричат, болеют. Показывают фотографии Марка своим друзьям. Потому что, когда родной человек на трассе — это непередаваемое чувство!

 

   

МАРК

четыре года

Больше всего мне нравится обгонять и занимать первые места на соревнованиях. Когда побеждаю, меня все поздравляют. Кататься я не боюсь, мне совсем не страшно. Переломов у меня никогда не было. 

Друзьям я не рассказываю, что занимаюсь мотоспортом, — это мой большой секрет. Я гонщик. В будущем тоже хочу быть гонщиком и участвовать в соревнованиях.

 

КРИСТИНА ШМИДТ

мама Ярослава

На гонке в Рязани на установочном круге Ярослав вылетел с мотоцикла и сломал ключицу. Было дико страшно за него. На соревнованиях всегда присутствует скорая помощь, так что врачи подъехали быстрее, чем я добежала. Всё зажило очень быстро, через две недели он уже гонял на велосипеде и расстраивался из-за пропуска гонки. 

Из Рязани мы отправились на базу отдыха на Оке, где было много знакомых. Когда приехали с гипсом вместо кубка, всякий либо укоризненно смотрел на меня, либо открыто говорил: «Ну всё, вы на этом, надеюсь, заканчиваете?» Я стараюсь ни с кем не спорить и ничего никому не доказывать. Мы много разговариваем с тренерами и родителями про статистику травм и возможные опасности. И мы понимаем, что травмы есть в любом спорте. Но если подходить с головой, если есть хорошая профессиональная экипировка, тренер и родители всё контролируют, то всё получается хорошо. И надо добавить, что всё-таки большинство друзей и знакомых восхищаются успехами Ярослава.

Помню, после травмы я стала его предостерегать: «Давай пока поаккуратнее». Но он мне очень строго сказал: «Мам, а какой тогда вообще смысл заниматься мотоспортом? Мы каждый раз с тобой будем на эту тему разговаривать?»

Сама я садилась на мотоцикл только один раз в жизни — решила с подачи тренера попробовать прокатиться на детском треке. Теорию я проходила вместе с Ярославом и знала, как ехать, но всё равно упала. Я поняла, как это сложно, и в очередной раз восхитилась нашими детьми. Ярославу — пять, на мотоцикл он сел в четыре. До этого наша семья не имела никакого отношения к мотоспорту, и мы для ребёнка ничего подобного не планировали. Но Ярослав — настоящий спортсмен. Если что-то не получается, он упирается и тренируется, пока не получится. Я им безумно горжусь.

Ярослав подружился на тренировках с остальными ребятами. В перерывах между занятиями они гоняют на скейтах и самокатах — это у них такой отдых. У нас сложилась настоящая, дружная мотосемья. Мы вместе отмечаем праздники, путешествуем, в группе отличная атмосфера. Сейчас мотоциклы — чуть ли не самая важная часть нашей жизни.

 

   

ЯРОСЛАВ

пять лет

Больше всего мне нравится гонять, обгонять и побеждать. Иногда не очень приятно бывает снимать шлем, потому что он задевает волосы и получается «баааам».

У меня был один перелом и много ударов. Но гонять я не боюсь. Сегодня у меня первая тренировка на новом мощном мотоцикле. В первый раз немножко страшновато, потому что я к нему ещё не привык.

Все мои друзья знают, что я гоняю. Занимаюсь этим очень давно, даже не помню, как они отреагировали, когда я им впервые рассказал. Когда у меня проходят гонки, друзья меня поддерживают. Один раз они все пришли на соревнования. А друг, который не смог приехать, прислал видеосообщение. Я люблю рассказывать им про гонки, показывать видео, потому что все говорят, что я молодец.

Не знаю, буду ли в будущем этим заниматься, но пока мне нравится. Сегодня я смотрел чемпионат по телевизору, и мне захотелось тоже участвовать в соревнованиях с этими гонщиками.  

  

ЕВГЕНИЯ ДЕВИЦКАЯ

мама Павла

Когда смотришь, что происходит на трассе, понимаешь, как на самом деле страшно ездить по городу. На трассе люди хотя бы обучаются технике, и там нет машин. Когда Паша начал заниматься, его папа перестал ездить по городу на скутере: мы решили, что для ребёнка это плохой пример. Если лет в шестнадцать Пашка со своими возможностями полезет кататься в город, будет очень опасно. Поэтому хочется, чтобы к этому возрасту он уже понял, что для города есть машина. А хочешь оторваться — делай это на профессиональной трассе.

Пашке сейчас пять лет. Он начал заниматься мотоциклами в три. Это был эксперимент — с такими маленькими в России мотоспортом никто не занимался. И было непонятно вообще, поедут ли они. А оказалось, что они очень здорово и быстро всё осваивают. Детям нравится носиться, и они любят соперничество. К тому же мотоциклы — это такая крутая штука для мальчишек.

Правда, у Паши была травма. На гонках он упал на бок и сломал маленькую косточку на ноге. Это было жутко. Начинаешь задумываться, не лучше ли всё бросить и отдать его на танцы. Но никакого посттравматического страха у Пашки не было. Мы купили ему жёсткие ботинки, и теперь он полностью защищён со всех сторон, как черепашка. Конечно, мне всё равно бывает за него страшно. Впрочем, любой профессиональный спорт опасен. Даже в бадминтоне все перебинтованные.

Паше очень нравится спорт. Он прыгает и носится гораздо больше, чем другие дети. И если его не занимать и не нагружать каждый день, чтобы он выплёскивал энергию, то вечером всем становится худо.

Паша ещё ни разу не сказал, что не хочет заниматься. Однажды только заважничал: «Зачем мне туда ходить, если я и так всех быстрее?!» Но мы ему быстро объяснили, что если не заниматься — будешь всех медленнее. Если у него и дальше всё будет так получаться, я хотела бы, чтобы мотоспорт стал его профессией. Правда, это совсем не дешёвое развлечение. К сожалению, нельзя сказать, мол, погоди, мы сейчас поднакопим, а потом тебе всё купим. Нужно сейчас. Чем позже ты начинаешь заниматься, тем меньшего добьёшься. А когда у ребёнка что-то так классно получается, хочется ему помочь. Так что мы надеемся найти спортивных спонсоров. Потому что, когда наши ребята появляются на треке, у всех рты открываются. Они очень классно катаются. Так красиво заходят в повороты, так ведут коленочкой по асфальту — просто потрясающе!

 

   

Павел

Пять лет

В мотоспорте мне нравится занимать первое место и гонять. Хочу быть гонщиком, когда вырасту.

У меня уже был перелом на ноге, потому что я неправильно её поставил и упал. Но сейчас я стараюсь ставить ноги правильно и не боюсь кататься.

Я люблю рассказывать друзьям, что гоняю. Я научился доставать коленями до земли, когда еду. Друзья говорят, что я очень круто это делаю.

 

КОРНЕЙ КРОНГАУЗ

тренер

В отличие от взрослого, ребёнок ни за что не будет работать на перспективу, на результат в будущем. Двухлетнему бесполезно объяснять: «Сейчас мы с тобой поработаем, а потом у тебя всё получится». Ему важно давать маленькие задачи, он должен получать удовольствие от каждой конкретной тренировки.

В России есть детские группы по мотокроссу — это езда по грунту. А шоссейно-кольцевыми гонками по асфальту с такими маленькими до нас в стране никто не занимался. Чтобы заниматься мотокроссом, достаточно лопатой прокопать трассу и насыпать трамплины. А для шоссейно-кольцевых гонок нужны сложные и дорогие трассы. Они финансово не эффективны. Когда я начинал заниматься сам, в Москве было четыре или пять картодромов, сейчас остался один. Во всём мире картодромы дотируются государством как спортивные объекты. В спорте должно быть заинтересовано государство, и в разных странах оно этой сферой интересуется. К сожалению, в область интересов российского государства шоссейно-кольцевые мотогонки не входят. Но мы договорились с организаторами чемпионата России по супермото и сами сделали детский заезд. Будем развивать его дальше.

А с дочкой я заниматься бросил. Слишком сложно совмещать родительство с тренерством: у неё рычагов давления на меня больше, чем у меня на неё.