25 мая, среда
Москва
Войти

Надо ли запрещать смартфоны в школах? Нейропсихолог, семейный психотерапевт и учителя — о пользе и вреде гаджетов для детей

Как показал последний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения, всего 17 % россиян не поддерживают запрет на использование смартфонов и других гаджетов во время школьных занятий. Подавляющее большинство респондентов ВЦИОМ считают, что смартфоны мешают детям учиться. The Village узнал у специалистов по детской психологии и учителей, на чем основаны эти убеждения и как правильно выстроить взаимодействие ребенка с современными гаджетами.

Текст

Ольга Проскурнина

«Польза от смартфонов есть»


Мария Баулина

нейропсихолог, доцент кафедры клинической психологии Московского института психоанализа

Сейчас происходит демонизация смартфонов, как когда-то было с телевизорами, а потом и компьютерами. У этого явления причина в первую очередь психологическая: родители чувствуют, что не могут контролировать ребенка в этой области. Одно дело, когда он смотрит мультики в их присутствии, и совсем другое — когда уходит со смартфоном в школу на полдня или уезжает к бабушке в деревню на все лето. Когда ребенок находится вне зоны родительского контроля, тревожность взрослых повышается. Проще ограничить, чем обучить поведению в мессенджерах.

С нейропсихологической точки зрения у использования смартфонов есть как плюсы, так и минусы. О вреде для ребенка можно говорить, как правило, применительно к истощаемости психических процессов и пресыщаемости. Дети, особенно в младшем школьном возрасте, не могут контролировать эти процессы. Играя в какую-то игру на смартфоне, ребенок может уже истощиться (устать), но пресыщаемость еще не наступила — и мозг работает на износ.

Как сегодня можно всерьез говорить про 15-минутный сеанс работы на планшете или смартфоне?

Отсюда вытекают рекомендации врачей о том, что детям нельзя пользоваться смартфонами больше 15, 20 или 30 минут. Хотя объективных научных данных об оптимальном временном отрезке нет и в принципе, наверное, быть не может — у всех индивидуальный порог истощаемости. Мы же требуем, чтобы ребенок высидел 45 минут на уроке в школе? Наверное, от этого и надо танцевать: 30–45 минут, чтобы и не истощился, и получил удовольствие. Как сегодня можно всерьез говорить про 15-минутный сеанс работы на планшете или смартфоне?

Известно, что у миллениалов благодаря привычке к потреблению контента на смартфонах, планшетах и тому подобном выше скорость зрительно-моторной координации, чем у их родителей. Следовательно, основные параметры процесса внимания — распределение, переключение, объем и устойчивость — возможно тренировать в играх. В небольших дозах для детей с гиперактивностью и дефицитом внимания — очень полезно. То же относится и к играм на тренировку памяти.


«Мы не сможем уберечь детей от всего»

Ирина Мороз

детский психолог, системный семейный психотерапевт

В нынешних телефонах много плюсов: например, они помогают детям привить самостоятельность — ребенок может сам перемещаться по городу и сообщать родителям, где он находится. А смартфон всегда показывает геопозицию ребенка для большего спокойствия. Также школьник может переписываться с одноклассниками и друзьями, использовать будильник, переводчик и электронный дневник, получать информацию для учебы в удобном виде. Все это дает свободу для обучения тайм-менеджменту и возможности брать на себя больше ответственности за расписание и режим дня. Это же снижает напряжение в детско-родительских отношениях: «Это не я тебе по сто раз напоминаю, это таймер — нейтральная сторона».

Важно, чтобы у ребенка были способы снижения стресса, иначе появляется риск дистанцирования и ухода от проблем в виртуальный мир.

Важно четко установить правила работы с телефоном: например, выключать звук на уроках и класть в рюкзак. Мне нравится система естественных последствий: если правила нарушены, ребенок не готов получать расширенные права на смартфон, поэтому на время он их лишится. Потом можно сделать новый заход.

Стоит обратить внимание и на то, что смартфон может стать поводом для конфликтов между сверстниками: его модель, стоимость и функциональность. Но дело не в телефоне, а во взаимодействии детей. По сути, дразнить или хвастаться можно чем угодно: одеждой, рюкзаками, видом отдыха или должностью родителей. Как в любом деле, здесь важен баланс. Любой перекос плох: стремиться закрыть глаза на прогресс и запретить или позволить пользоваться бесконтрольно. Желаю родителям найти подходящую для них золотую середину.


«Через смартфоны в школе можно делать проекты и тестирования»

Кирилл загустин

преподаватель истории, ведущий телеграм-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович»

У нас в школе вопрос о запрете смартфонов на уроках не поднимался: все понимают, что это личные вещи учеников, и забирать их никто не имеет права. В редких случаях, когда речь идет о нарушениях дисциплины на уроке, могут попросить сдать телефон добровольно — положить на учительский стол. И ученики, и родители такую ситуацию, как правило, встречают с пониманием.

Польза от смартфонов на уроке может быть — при условии, что урок будет построен вокруг этого. Сейчас учителя действуют по проверенной схеме: их мини-лекции плюс самостоятельная работа с учебными материалами в основном в печатном виде. И все вопросы строятся по той информации, которую можно извлечь из учебника. Можно было бы организовать на уроке проектную деятельность, чтобы дети самостоятельно нашли материал, поработали в командах и что-то подготовили на его основе — помимо того, что есть в учебнике. Так можно было бы использовать доступ к интернету через смартфон в учебных целях.

Еще один вариант, если забежать в будущее, — организовать схему тестирования через сайт или приложение, чтобы дети могли проходить тесты прямо на уроках через свои смартфоны или планшеты. Конечно, отдельный вопрос — как контролировать использование интернета на уроках. Но если задаться желанием, можно найти применение смартфонам в школе. Пока же они выглядят помехой, с точки зрения учителей, потому что дети могут загуглить ответ на любой вопрос, который предполагается искать в учебнике.


татьяна Ермилова

ответственная за воспитательную работу школы № 2065

Смартфоны у нас на уроках не используются. Я категорически против применения телефонов во время учебного процесса: это расслабляет детей и лишает их возможности думать самим. Также звонки могут отвлекать от урока, поэтому мы просим учеников отключать телефоны. Но с полным отказом от смартфонов я не согласна. Это же проводник между ребенком и родителем, который должен быть в курсе того, как его ребенок добрался до школы и где он находится после уроков. Провести целый день без телефона кажется мне небезопасной затеей: в современном мире нельзя оставаться без связи.


Share
скопировать ссылку

Читайте также:

На что живут учителя
На что живут учителя The Village узнал, сколько получает школьная учительница и на что она тратит деньги
На что живут учителя

На что живут учителя
The Village узнал, сколько получает школьная учительница и на что она тратит деньги

«Школа похожа на бар»: Каково это — быть молодым учителем
«Школа похожа на бар»: Каково это — быть молодым учителем Автор Telegram-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович» — про современных восьмиклассников, Ивангая и работу в женском коллективе
«Школа похожа на бар»: Каково это — быть молодым учителем

«Школа похожа на бар»: Каково это — быть молодым учителем
Автор Telegram-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович» — про современных восьмиклассников, Ивангая и работу в женском коллективе

Как найти общий язык с подростком?
Как найти общий язык с подростком? Редакция The Village вместе с экспертами отвечает на актуальные вопросы, которые волнуют современных родителей
Как найти общий язык с подростком?

Как найти общий язык с подростком?
Редакция The Village вместе с экспертами отвечает на актуальные вопросы, которые волнуют современных родителей

Школа будущего: Новые образовательные пространства
Школа будущего: Новые образовательные пространства Как выглядят самые интересные школы и детские сады России и бывшего СССР, по мнению дизайнеров и психологов
Школа будущего: Новые образовательные пространства

Школа будущего: Новые образовательные пространства
Как выглядят самые интересные школы и детские сады России и бывшего СССР, по мнению дизайнеров и психологов

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

Хороший, плохой, русский

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

Первая полоса

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе Может ли она стать новым ковидом
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Может ли она стать новым ковидом

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей В ответ обвинителя называют агентом спецслужб
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
В ответ обвинителя называют агентом спецслужб

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Хороший, плохой, русский
Хороший, плохой, русский Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта
Хороший, плохой, русский

Хороший, плохой, русский
Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена Почему сейчас?
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
Почему сейчас?

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться Объясняют психолог и психиатр
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Объясняют психолог и психиатр

Подпишитесь на рассылку