Какой будет «Ракушка» в Александровском саду? Возвращение легенды

Какой будет «Ракушка» в Александровском саду?

The Village Нижний Новгород в коллаборации с «Командой 800» рассказывает о проектах, которые делают наш город намного лучше. На этой неделе публикуем материал, посвященный преобразованию знаменитой летней эстрады в Александровском саду, куда уже в следующем году мы будем ходить на концерты классической и не только музыки — сцену планируют восстановить в рамках региональной программы благоустройства Нижнего Новгорода к 800-летию города.

Текст

Мария Гончарова

Историческая справка

«Ракушка» — открытая концертная эстрада, где долгие годы, начиная с 60-х, проводились фестивали музыки и концерты. Построенная по инициативе дирижера Израиля Борисовича Гусмана, «Ракушка» сразу стала не только любимым местом отдыха, но и уникальным образом приобщила горожан к классической музыке. Локация отличная — первый общественный парк Нижнего — Александровский сад, самый центр города. На протяжении многих лет это было излюбленным местом нижегородцев, точкой притяжения, а потом и ностальгическим спотом. В 90-е «Ракушка» сгорела и около двадцати лет о месте лишь периодически вспоминали городские власти. В 2014 году был объявлен конкурс на лучший проект по преобразованию эстрады, который выиграл дизайнер Роман Докукин с проектом «Метеор». Название было выбрано не случайно — своим контуром сцена напоминала судно на подводных крыльях, спроектированное Ростиславом Алексеевым. Несмотря на некий общественный резонанс и ожидания горожан, проект так и не был реализован. К 800-летию Нижнего Новгорода Александровский сад будет обязательно преобразован и есть уже концепция благоустройства пространства, в том числе, архитекторы из бюро Wowhaus берутся и за восстановление легендарной «Ракушки».

Строительство летней сцены, 1958 год

Как это было

Летняя эстрада существовала на Волжском откосе с 1958 по 1988 годы. Все лето под открытым небом трижды в неделю на общедоступные симфонические концерты собирались десятки тысяч нижегородцев. Помимо Летнего сезона благотворительных концертов на Волжском откосе проходили три фестиваля «Современная музыка», фестиваль искусств, посвященный 100-летию со дня рождения Максима Горького, выступления Мстислава Ростроповича, Эмиля Гилельса, Наталии Гутман, Эдуарда Грача, Виктора Пикайзена, Владимира Виардо, дирижеров Израиля Гусмана, Вероники Дударовой, Фуата Мансурова, Максима Шостаковича, лучших нижегородских музыкантов. На концерте летнего сезона 12 июля 1967 года состоялся дирижерский дебют нынешнего руководителя коллектива — Александра Скульского.

Летом 1958 года на сцене Волжской эстрады было сыграно более 50 концертов — масштаб совершенно недоступный для представления в наше время. Для сравнения: в Кремлевском концертном зале за летний период обычно играют не более двадцати общедоступных концертов.

Во время закрытия фестиваля «Современная музыка» в 1962 году композитор Дмитрий Шостакович заявил, что Москва «на время стала музыкальным пригородом Горького». Концентрация мероприятий самого высокого класса в Горьком превосходила столичную.

«Да, это был настоящий праздник, потому что такое стечение народа […] бывает только в особо торжественные дни». «Придите за полчаса до начала концерта, и вы уже не найдете в „партере“ свободных мест — все занято. Тут можно встретить людей самых различных профессий и возрастов…» — так описывали журналисты газеты «Горьковский рабочий» в 1958 году атмосферу летних концертов на Волжском откосе.

Волжская эстрада, 50-е

Ольга Николаевна Томина

художественный руководитель-директор Нижегородской государственной Академической филармонии имени Мстислава Ростроповича

Музыкальная эстрада на Волжском откосе — явление необыкновенное. В этой истории совпало все: место, вид, доступность и, я говорю это очень ответственно, так как со мной своим мнением делились многие музыканты самого высшего уровня, очень образованная и знающая публика, которая отличает Нижний Новгород. «Ракушка» стала культурным символом, который тиражировали на открытках и различных сувенирах, это то, что украшало наш город и объединяло его жителей.

Мне повезло, что с самого открытия «Ракушки» в 1958 году я стала свидетельницей и участницей всех событий на Откосе. Там собиралась огромная аудитория! Те, кому не хватало мест на скамейках, шли туда с ковриками, газетками, какими-то подстилочками, располагались прямо на зеленых склонах Откоса, таким образом он превращался в естественный амфитеатр. Прогуливающиеся на Верхневолжской набережной тоже становились зрителями. Вся территория была заполнена людьми, а это несколько тысяч — настоящие толпы, учитывая, что, например, кремлевский концертный зал вмещает не больше 900 зрителей. На эти концерты съезжались люди со всего города — с Автозавода, из Сормова, это был какой-то невероятный праздник радости и общения, наполненного музыкой высокого класса. Добавьте к этому наш невероятный вид на слияние двух рек. Акустика была потрясающей, а слушателями становились еще и пассажиры проплываших мимо теплоходов, которые приветствовали музыкантов своими гудками.

Эта необыкновенная зрительская аудитория на концертах объединялась в одном состоянии радости — радости от красоты природы и музыки, радости от того как нам повезло, что мы живем в этом городе. Но, к слову, события там были не просто развлекательными, это серьезные симфонические программы с участием десятков известных музыкантов.

Волжская эстрада, 70-е

Подобной эстрады до сих пор нет нигде. Да и истории благотворительных концертов я не припомню. Около тридцати лет назад случилась беда — под Новый год молодежная компания загуляла в этом районе и нечаянно произошел пожар, «Ракушка» сгорела. Мы тогда в филармонии приняли решение хотя бы сохранить саму систему благотворительных концертов, которыми так славилась наша музыкальная эстрада на Волжском откосе. И вот, несмотря ни на какие расходы, каждое лето в Кремлевском концертном зале мы проводим серии таких бесплатных концертов. Причем опять же делаем это очень серьезно, там нет никакой уступки и снисхождения к качеству программ и их исполнению. Наши летние сезоны вполне могли бы стать гордостью для любой филармонии и в активном зимнем сезоне. На концерты собирается такое количество нижегородцев, что мы вынуждены открывать двери на улицу и в фойе зала, чтобы вместить всех желающих. Традиция живет, но надеемся, что в будущем юбилейном году, мы уже встретимся в зале под открытым небом. И здесь мои пожелания достаточно просты — хотелось бы, чтобы это место было комфортным как для музыкантов, которым необходимы помещения, где можно отдохнуть, переодеться и настроить инструменты, так и для зрителей, которые готовы слушать музыку пусть даже в ненастную погоду. Было бы замечательно выстроить над зрительным залом какой-то удобный навес, технологии сейчас позволяют. И обязательно скамейки со спинками. Тогда площадка может стать мультижанровой, не только классика на сцене, хотя она должна и превалировать, но и какие-то экспериментальные проекты.

Благодарная публика до сих пор у нас интересуется — когда же будет летняя эстрада? Многие считают, что именно мы в ответе за нее. Я могу сказать, что испытываю чувство гордости, что, несмотря на то, что сцену сожгли, прекрасную идею не уничтожили, она продолжает жить в нашем городе. Очень надеюсь, что проект будет реализован и мы устроим потрясающее торжественное открытие с участием великих музыкантов, которые так же, как и мы любят Нижний Новгород.

Как это будет

Олег Шапиро

сооснователь бюро Wowhaus

Александровский сад — первый общественный парк Нижнего Новгорода, причем не только по времени создания, но и по значению для горожан. К сожалению, со временем территория пришла в запустение и место потеряло былую популярность. Сердцем парка когда-то была летняя эстрада «Ракушка», собиравшая тысячи людей на открытые концерты и полностью утраченная на данный момент. Мы считаем, что воссоздание этого объекта станет импульсом для возрождения Александровского сада. При проектировании мы представляли, как жителям будет приятно увидеть обновленную, но при этом сохранившую свой образ летнюю сцену, поэтому остановились на классической форме «ракушки», использовав натуральные материалы и дерево для облицовки.

Проект бюро Wowhaus
Проект бюро Wowhaus

Конструкция состоит из двух оболочек: нижняя — функциональная со встроенным освещением, верхняя — декоративная, которая как бы оплетает портал сцены, создавая эффект кружева. Заднюю часть «ракушки» мы слегка удлинили, чтобы создать «карман сцены» для актеров, участвующих в выступлениях. Эстрада представляет собой сквозную конструкцию, портал, соединяющий две части парка — партер и регулярную аллею. В партере предусмотрена возможность установки навеса над зрительскими местами и дополнительной звуковой и световой аппаратуры. Пространство трансформируется, зрительные места-скамьи перемещаются по специальным пазам, встроенным в мощение, которые позволяют менять конфигурацию зала и сценарии его использования.

Надеемся, что на эстраде скоро снова будут проходить концерты, в Александровском саду появится жизнь, а у жителей Нижнего Новгорода будет новое любимое место.

Фотографии: обложка, 4,5 — Wowhaus, 1-3 — pastvu

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Как устроен проект «Команда 800»
Как устроен проект «Команда 800» Поддержка инициатив деятельных горожан в преддверии 800-летия Нижнего Новгорода
Как устроен проект «Команда 800»

Как устроен проект «Команда 800»
Поддержка инициатив деятельных горожан в преддверии 800-летия Нижнего Новгорода

«Восемь столетий нижегородской истории»
«Восемь столетий нижегородской истории» Научно-популярное издание про историю Нижнего и области
«Восемь столетий нижегородской истории»

«Восемь столетий нижегородской истории»
Научно-популярное издание про историю Нижнего и области

Алексей Костюков — о Соцгороде, местных музыкантах, неблагополучном прошлом и иностранных урбанистах
Алексей Костюков — о Соцгороде, местных музыкантах, неблагополучном прошлом и иностранных урбанистах Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Нижнем Новгороде
Алексей Костюков — о Соцгороде, местных музыкантах, неблагополучном прошлом и иностранных урбанистах

Алексей Костюков — о Соцгороде, местных музыкантах, неблагополучном прошлом и иностранных урбанистах
Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Нижнем Новгороде

10 альбомов лета
10 альбомов лета Fountaines D. C., возвращение Dixie Chicks и очередной Джаар
10 альбомов лета

10 альбомов лета
Fountaines D. C., возвращение Dixie Chicks и очередной Джаар

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Как провести первую неделю зимы в Москве

Как перестать выбрасывать еду

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Первая полоса

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике Что слушать, читать и смотреть на выходных
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Что слушать, читать и смотреть на выходных

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России

Как провести первую неделю зимы в Москве
Как провести первую неделю зимы в Москве День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room
Как провести первую неделю зимы в Москве

Как провести первую неделю зимы в Москве
День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room

Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду

Как перестать выбрасывать еду

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов И действительно ли покупатели обращают на них внимание
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
И действительно ли покупатели обращают на них внимание

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага

Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект
Кто водит москвичей по крышам И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес
Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект

Кто водит москвичей по крышам
И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес

Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc
Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc
Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc

Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям

«Работа в госучреждениях — это активизм»
«Работа в госучреждениях — это активизм» Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии
«Работа в госучреждениях — это активизм»

«Работа в госучреждениях — это активизм»
Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии

20 фильмов зимы

20 фильмов зимыОт возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

20 фильмов зимы

20 фильмов зимы От возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года? Первые мысли после прослушивания пластинки
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Первые мысли после прослушивания пластинки

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
10 лучших ресторанов осени в Петербурге Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol
10 лучших ресторанов осени в Петербурге

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Что покупать и куда идти на non/fiction№23?
Что покупать и куда идти на non/fiction№23? Главные книги и события московской книжной ярмарки
Что покупать и куда идти на non/fiction№23?

Что покупать и куда идти на non/fiction№23?
Главные книги и события московской книжной ярмарки

Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера
Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера
Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера

Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера

Подпишитесь на рассылку