«Кто-то может подойти и отлить, пока ты рисуешь, это нормально» Уличный художник Андрей Оленев о своей масштабной работе для петербургского театра, галерее «Толк» и уникальности нижегородского стрит-арта

«Кто-то может подойти и отлить, пока ты рисуешь, это нормально»

В январе этого года Андрей Оленев закончил уникальный для городской среды проект: он расписал временные строительные заграждения, которые установлены на период ремонта фасада Михайловского театра Санкт-Петербурга. The Village поговорил с автором масштабной работы о его становлении, общении с местными жителями и выставке в сгоревшей лютеранской церкви.

Subway и «Толк»

— Вы учились в художественной школе, формальное образование поспособствовало вашему развитию как художника?

— Образование помогло прежде всего во многих технических моментах: там я получил основные знания по цвету, по работе со светом, по сути, мне поставили руку, но все остальное – это только базовые навыки, которые не развивают воображение, поэтому-то я оттуда и ушел. Потом была учеба на менеджера по логистике, но я просто пальцем в небо ткнул и туда попал. В итоге это было тоже определенным становлением: там я занимался своими делами, а на лекциях читал другие лекции – по искусству.

— С чего, собственно, начались ваши уличные работы?

— Я много рисовал дома, по большей части на ДВП или какой-то другой твердой поверхности, холстов у меня никогда не было. Потом, в 2011 году, я познакомился с куратором Василием Рагозиным, который всех художников в то время объединил, он буквально принудительно заставил меня поучаствовать на выставке Subway, которая проходила в подвале Арсенала (Центр современного искусства. – Прим. ред.). Я сделал работу на стене и познакомился со всеми ребятами, которые занимаются уличным искусством. Тем летом я начал очень много рисовать на улице – мне понравился этот формат.

— Важным проектом для нижегородского стрит-арта была галерея «Толк», вы ведь были одним из основателей?

— Владельцем был предприниматель Рустам Коренченко, с которым я познакомился, когда он хотел приобрести у меня работу. А я вообще тогда ничего своего не продавал. Рустам мне казался каким-то бизнесменом с кучей встреч, я никак не хотел с ним пересекаться, но он был очень настойчив: перезванивал мне сам, просил своих секретарей, в итоге мы пересеклись. Я впервые встретил состоятельного человека, который говорит о вопросах мироздания и каких-то чувственных вещах, не свойственных, казалось бы, рутинной жизни бизнесмена. Мы сдружились, я сделал работу на стене у него дома и рассказал ему о своей давнишней идее – создать пространство, где художники могли бы говорить на своем языке и свободно выражаться. Я тогда даже не знал, что это можно галереей назвать. Его же эта идея очень зацепила, и все покатилось, как снежный ком. За лето мы нашли помещение, сделали ремонт и открылись в августе 2013 года. Мы вообще не представляли, что нужно делать, куда двигаться, а потом съездили на Cosmoscow (Международная ярмарка современного искусства в Москве. – Прим. ред.) и все поняли. Уже на следующий год мы сами там участвовали, презентовали свои работы, причем только уличное искусство, познакомились с огромным количеством людей, многих из моих нынешних покупателей я узнал именно на Cosmoscow. «Толк» просуществовал полтора года, галерея закрылась из-за финансовых вопросов. Рустам очень многое вложил и взамен ничего не просил: это была не коммерческая деятельность по купле-продаже, а невероятная возможность для большинства из нас.

— То есть сейчас вы уже не отказываетесь продавать свои работы?

— Да, наверное, раньше присутствовал юношеский максимализм, сейчас я повзрослел и понимаю, что жить на что-то нужно.

300 квадратных метров фанеры

— Расскажите о вашей работе для Михайловского театра, она располагалась на заборе перед зданием?

— Да, и на сетке – на время ремонта фасада. Проект «Наизнанку» – моя самая масштабная и долгая работа. В Санкт-Петербург я ездил трижды: первый раз вместе с ребятами из Института исследования и развития стрит-арта, чтобы увидеться с руководством театра. Обычно художников на такие встречи не зовут, но тут директор неожиданно захотел познакомиться. Он вообще своеобразная личность: пока мы разговаривали и я объяснял свою идею, он равнодушно щелкал каналы в телике, но в результате дал добро. Второй раз я поехал в конце ноября и пробыл там месяц: сделал основную часть на главном входе, где забор полностью закрыт фанерой с рисунком. Это выглядит как рисунок с сегментными частями, которые собираются в общий большой сюжетный ассамбляж. Некоторые из сегментов могли открываться, и любой прохожий мог с этим поиграть, заглянуть в закулисье. Фронтальные изображения имеют сюжетную театральную динамику, линии, похожие на сами спектакли, которые там проходят, а открыв окошко, вы можете увидеть хореографический зал, подготовку оркестра к выступлению. В общем, такие рабочие процессы, которые обычным людям недоступны. Нас специально водили за сцену, показывали это все. На главном входе получилось в итоге 300 квадратных метров фанеры – я три недели это все в мастерской подготавливал, в течение последней недели мы монтировали конструкции. Самым сложным было то, что прохожие выстраивались в очередь, чтобы посмотреть, что мы делаем, буквально смотрели под руку. При этом почти никто не заговаривал – видимо, думали, что это что-то рекламное.

Еще мои работы располагались на заборе с площади Искусств, с улицы Инженерной и со стороны канала Грибоедова. По Инженерной я выполнил раскадровку на всю улицу – пятьдесят кадров с деревом, получилась такая театральная анимация. Со стороны канала Грибоедова я сделал два сюжета: про лодки и что-то про весла, но я тогда уже устал и хотел домой.

Самым сложным было то, что ПРОХОЖИЕ ВЫСТРАИВАЛИСЬ В ОЧЕРЕДЬ, чтобы посмотреть, что мы делаем, буквально смотрели под руку

Живой город

— Вам нравится Нижний Новгород?

— Очень, когда сюда приезжаешь, ощущение, что надеваешь домашние тапочки. Я был во многих городах, но Нижний все равно не теряет своего очарования. Некоторый упадок, который тут присутствует, даже дает интересные мысли для размышления. Мне интересно работать с живым городом и черпать идеи от него, и в том числе от негативной трансформации.

— Как с пространством за синим забором
на Нижневолжской набережной?

— Да! Мы туда пришли одними из первых рисовать с ребятами из Muddlehood (нижегородская арт-группа уличных художников. – Прим. авт.), рисовали там с Клоном – художником из Израиля, который приезжал на фестиваль «Новый город: древний» (фестиваль уличного искусства. – Прим. авт.). Хорошее было место, доступное, а сейчас там просто очень много граффити.

Заброшенные выселенные дома –

просто чистые холсты для реализации своих задумок

— О Нижнем часто говорят как о столице российского стрит-арта. Что вы об этом думаете и как считаете, насколько здесь развито уличное искусство?

— В плане уличного искусства наш город уникален, нигде больше нет таких поверхностей и такого отношения к работам, как у нас. Здесь есть деревянная архитектура в центре города, которой становится все меньше, заброшенные выселенные дома – просто чистые холсты для реализации своих задумок. Ты приходишь, рисуешь, местные жители относятся доброжелательно, если работы на несколько дней – могут разрешить краску оставить или вынесут чайку попить. Фестиваль «Новый город: древний» как раз обращен к общению уличных художников с жителями. Обычно как проводят фестивали: приезжаешь, рисуешь, уезжаешь, можешь вообще ни с кем в коммуникацию не вступить, даже с художниками, чисто бабок поднял и свалил. А тут все завязано как раз на дружеском общении, и жители в этом все больше начинают понимать, им это нравится, заявки сами отсылают на то, чтобы мы расписали стены того или иного дома.

— Никогда не возникало проблем с жителями или правоохранительными органами?

— У меня – ни разу. Это же все от общения зависит: приходишь, показываешь эскиз, делаешь это днем, рассказываешь о своей работе и отвечаешь на все вопросы – ты полностью открыт. У меня был пример, когда я делал работу на улице Октябрьской с канатоходцем – я рисовал ее четыре дня, и каждый вечер местные жители угощали меня свежеприготовленным шашлыком. Мы сдружились и до сих пор с этой семьей здороваемся, правда, случилась неприятная штука, из-за которой я потом извинялся: это место стало привлекать много СМИ, и они свой уютный дворик были вынуждены огородить забором.

Общения с жителями происходит много, когда постоянно рисуешь, и это интересно. Люди высказывают свои мысли, рассказывают истории, например, у кого-то вчера мама умерла, а моя работа напомнила о ней – то есть какие-то сильные вещи, личные. А кто-то может подойти и отлить, пока ты рисуешь, это нормально.

«Ты не можешь себе позволить нарисовать неровный круг»

— Вы следите за судьбой ваших работ?

— Если прогуливаюсь мимо, то обращаю внимание, а целенаправленно редко такое происходит. Я расстаюсь с ними легко, и ничего особенно не чувствую, если они вдруг исчезают.

— А что касается новых проектов?

— В Арсенале сейчас проходит выставка Анны Нистратовой «Свежий слой», где участвуют все уличные художники, и я в том числе. Там мы с художником Андреем Дружаевым презентовали книгу «Пыль» – о нашей поездке по западной части России. Мы проехали с ним восемь тысяч километров: просто собрались, кинули краску и доехали до Абхазии. Рисовали по дороге на сельскохозяйственных руинах, фотографировали, собак кормили – жили в диких условиях. Спустились до Абхазии, поднялись вверх до Петербурга, потом обратно в Нижний. За месяц в этой поездке у нас собралось очень много материала, 15 больших работ, и книга как раз посвящена этому путешествию.

— Что, на ваш взгляд, должно быть в творчестве и чего там быть не должно?

— В творчестве может быть все, для меня рамки только технические: например, ты точно не можешь себе позволить нарисовать неровный круг.


ФОТОГРАФИИ: 1 - 4 – Илья Большаков, 5 - 14, 21 – Илья Давыдов, 15 - 20 - Андрей Оленев, Сергей Мутыгуллин

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Люди в городе
На заборе написаноThe Village поговорил с известным уличным художником Игорем П. о социальном подтексте, протесте и эволюции уличного искусства
Люди в городе

На заборе написано The Village поговорил с известным уличным художником Игорем П. о социальном подтексте, протесте и эволюции уличного искусства

Новый сезон Музея уличного искусства в Петербурге: Что смотреть
Гид The Village
Новый сезон Музея уличного искусства в Петербурге: Что смотреть The Village составил гид по главным работам выставки «Через границы / Сквозь ограничения», посвящённой проблемам миграции
Новый сезон Музея уличного искусства в Петербурге: Что смотреть
Гид The Village

Новый сезон Музея уличного искусства в Петербурге: Что смотреть The Village составил гид по главным работам выставки «Через границы / Сквозь ограничения», посвящённой проблемам миграции

Город

В Москве состоится II Биеннале уличного искусства «Артмоссфера»

Она будет идти с 30 августа по 10 января

Город

В Москве состоится II Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» Она будет идти с 30 августа по 10 января

Город

Пространство центра «Правда» изменят уличные художники

Здесь планируют изменить внешний вид 11 больших фасадов

Город

Пространство центра «Правда» изменят уличные художники Здесь планируют изменить внешний вид 11 больших фасадов

Люди в городе
На заборе написаноThe Village поговорил с известным уличным художником Игорем П. о социальном подтексте, протесте и эволюции уличного искусства
Люди в городе

На заборе написано The Village поговорил с известным уличным художником Игорем П. о социальном подтексте, протесте и эволюции уличного искусства

Новый сезон Музея уличного искусства в Петербурге: Что смотреть
Гид The Village
Новый сезон Музея уличного искусства в Петербурге: Что смотреть The Village составил гид по главным работам выставки «Через границы / Сквозь ограничения», посвящённой проблемам миграции
Новый сезон Музея уличного искусства в Петербурге: Что смотреть
Гид The Village

Новый сезон Музея уличного искусства в Петербурге: Что смотреть The Village составил гид по главным работам выставки «Через границы / Сквозь ограничения», посвящённой проблемам миграции

Город

В Москве состоится II Биеннале уличного искусства «Артмоссфера»

Она будет идти с 30 августа по 10 января

Город

В Москве состоится II Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» Она будет идти с 30 августа по 10 января

Город

Пространство центра «Правда» изменят уличные художники

Здесь планируют изменить внешний вид 11 больших фасадов

Город

Пространство центра «Правда» изменят уличные художники Здесь планируют изменить внешний вид 11 больших фасадов

Комментарии

0 комментариев

Тэги

Сюжет

Люди

Событие

Места

Новое и лучшее

На сайтах объявлений активизировались мошенники. Как не стать их жертвой?

«Я въехал в Таиланд одним из первых»

Пересказывать прочитанные книги

Дресс-код, мат и борода: Будни атомщиков

13 мест для завтрака, коктейля и ужина в одиночестве: Советуют самодостаточные фуди

Первая полоса

На сайтах объявлений активизировались мошенники. Как не стать их жертвой?
Ситуация
На сайтах объявлений активизировались мошенники. Как не стать их жертвой?Разбираемся в способах обмана на «Авито» и «Юле»
На сайтах объявлений активизировались мошенники. Как не стать их жертвой?
Ситуация

На сайтах объявлений активизировались мошенники. Как не стать их жертвой? Разбираемся в способах обмана на «Авито» и «Юле»

«Я въехал в Таиланд одним из первых»
Личный опыт
«Я въехал в Таиланд одним из первых»Что ждет россиян, которые захотят провести зиму в этой стране
«Я въехал в Таиланд одним из первых»
Личный опыт

«Я въехал в Таиланд одним из первых» Что ждет россиян, которые захотят провести зиму в этой стране

Пересказывать прочитанные книги
Хорошая привычка
Пересказывать прочитанные книгиЧтобы стать умнее
Пересказывать прочитанные книги
Хорошая привычка

Пересказывать прочитанные книги Чтобы стать умнее

Дресс-код, мат и борода: Будни атомщиков
Спецпроект
Дресс-код, мат и борода: Будни атомщиковГлазами наших ровесников
Дресс-код, мат и борода: Будни атомщиков
Спецпроекты
Спецпроект

Дресс-код, мат и борода: Будни атомщиков Глазами наших ровесников

13 мест для завтрака, коктейля и ужина в одиночестве: Советуют самодостаточные фуди
Гид The Village
13 мест для завтрака, коктейля и ужина в одиночестве: Советуют самодостаточные фуди
13 мест для завтрака, коктейля и ужина в одиночестве: Советуют самодостаточные фуди
Гид The Village

13 мест для завтрака, коктейля и ужина в одиночестве: Советуют самодостаточные фуди

Как живется в доме на колесах
Видео
Как живется в доме на колесахИ сколько это стоит
Как живется в доме на колесах
Видео

Как живется в доме на колесах И сколько это стоит

Вредно ли носить стринги?
Есть вопрос
Вредно ли носить стринги?А пользоваться ежедневными прокладками?
Вредно ли носить стринги?
Есть вопрос

Вредно ли носить стринги? А пользоваться ежедневными прокладками?

Как современные пары убираются дома:
Спецпроект
Как современные пары убираются дома:И что любят делать, а что нет
Как современные пары убираются дома:
Спецпроекты
Спецпроект

Как современные пары убираются дома: И что любят делать, а что нет

О чем компании врут в вакансиях
Рабочий вопрос
О чем компании врут в вакансияхКакие виды обмана используют мошенники и обычные работодатели
О чем компании врут в вакансиях
Рабочий вопрос

О чем компании врут в вакансиях Какие виды обмана используют мошенники и обычные работодатели

Как распознать фейк-ньюс
Книга недели
Как распознать фейк-ньюсИ как перепроверить информацию из соцсетей
Как распознать фейк-ньюс
Книга недели

Как распознать фейк-ньюс И как перепроверить информацию из соцсетей

Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»
Гид The Village
Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»Израильский медиатриллер и корейская трагикомедия, например
Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»
Гид The Village

Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме» Израильский медиатриллер и корейская трагикомедия, например

Секс, эмо и взросление на новом альбоме «Зарницы»
Премьера
Секс, эмо и взросление на новом альбоме «Зарницы»Московская панк-группа возвращается с записью «На самый главный вопрос ответ»
Секс, эмо и взросление на новом альбоме «Зарницы»
Премьера

Секс, эмо и взросление на новом альбоме «Зарницы» Московская панк-группа возвращается с записью «На самый главный вопрос ответ»

Новая «Кофемания», дни Грузии на Центральном рынке, пицца и паста от основателей Kebab Masters
Открытия недели
Новая «Кофемания», дни Грузии на Центральном рынке, пицца и паста от основателей Kebab Masters
Новая «Кофемания», дни Грузии на Центральном рынке, пицца и паста от основателей Kebab Masters
Открытия недели

Новая «Кофемания», дни Грузии на Центральном рынке, пицца и паста от основателей Kebab Masters

Гид по острову Сахалин
Путешествия
Гид по острову СахалинИскупаться в Охотском море и объесться икрой
Гид по острову Сахалин
Путешествия

Гид по острову Сахалин Искупаться в Охотском море и объесться икрой

Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать
Дом
Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать
Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать
Дом

Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать

Что случилось со Сбербанком
Ситуация
Что случилось со СбербанкомНовый бренд, три виртуальных помощника и платные подписки
Что случилось со Сбербанком
Ситуация

Что случилось со Сбербанком Новый бренд, три виртуальных помощника и платные подписки

Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идти
Гид The Village
Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идтиВыбор редакции The Village
Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идти
Гид The Village

Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идти Выбор редакции The Village

Лучшие настольные игры — без «Монополии»
Гид The Village
Лучшие настольные игры — без «Монополии» А также их виды и советы, как выбрать подходящую настолку
Лучшие настольные игры — без «Монополии»
Гид The Village

Лучшие настольные игры — без «Монополии» А также их виды и советы, как выбрать подходящую настолку

Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень
Гид The Village
Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень
Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень
Гид The Village

Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень

Как получать удовольствие от учебы
Проще простого
Как получать удовольствие от учебы6 простых советов о том, как сделать обучение проще и эффективнее
Как получать удовольствие от учебы
Проще простого

Как получать удовольствие от учебы 6 простых советов о том, как сделать обучение проще и эффективнее

Подпишитесь на рассылку