Шрифт «Исеть» и городская навигация: Как устроен дизайн-код Екатеринбурга Владислав Деревянных, Дмитрий Фатхиев-Долохов и компания — о сотрудничестве с мэрией и дизайнерских спорах

Шрифт «Исеть» и городская навигация: Как устроен дизайн-код Екатеринбурга

В 2015 году в Екатеринбурге активно обсуждали вопрос брендирования города перед ЧМ-2018, особенно его будущий логотип. После окончания громких выборов символа уральской столицы, в которых победило трехстрочное написание «Екат-ерин-бург» от сообщества Made in Ural, казалось, что больше с городской идентификацией ничего значительного не происходит.

Однако история продолжилась, но не публично, а в профессиональном сообществе. Группа неравнодушных к городу дизайнеров напрямую работает с администрацией, создавая объекты, на которые может повлиять, желая забрендировать всю уральскую столицу полезно и эстетично. От администрации в проекте участвуют главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель и директор МКУ «Столица Урала» Мария Ермакова, а дизайн-сообщество представляют основатель Openlac design bureau, арт-директор «Туристер» Анатолий Иванов, руководитель дизайн-студии BrightHead Михаил Череда, дизайн-директор рекламного агентства «Восход» Владислав Деревянных, дизайнер Павел Омелехин, председатель правления свердловского регионального союза дизайнеров России Сергей Шашмурин, промышленный дизайнер Алексей Быков, основатель проекта ilovepin.ru Дмитрий Фатхиев-Долохов и креативный директор РГ «Вы-ход» Артем Ляпунов. Недавно команда вышла из тени и объявила об открытом паблик-токе в Ельцин Центре — он пройдет 10 октября.

Накануне первой встречи «Дизайн-кода» в «Паблик Маркете» The Village поговорил с сообществом уральских дизайнеров и узнал, кто сегодня создает код города, почему специалисты с разными взглядами собрались вместе, и к чему стремится независимая группа авторов.

Старт

В 2015 году в результате открытого творческого конкурса, инициированного жителями города у Екатеринбурга появился официальный логотип. Авторы новой символики — сообщество Made in Ural, организатор конкурса Николай Горонович и Администрация города составили открытую лицензию на использование логотипа. На сегодняшний день это первая и единственная открытая лицензия в нашей стране, которая позволяет использовать логотип Екатеринбурга любому человеку, как в личных, так и в коммерческих целях

Благодаря этому логотип моментально обрел жизнь в городской среде. Сегодня его можно увидеть повсюду: на сувенирах, на остановках, на рекламных конструкциях, в афишах мероприятий и концертов и даже на новых дорожных люках. Тем не менее дальнейшей работы над айдентикой города и единым визуальным кодом официально не велось.


Владислав Деревянных

дизайн-директор РА «Восход»

Благодаря конкурсу LogoEKB зародился диалог между Администрацией города и профессиональным сообществом. Главный художник города Дмитрий Фогель мог напрямую обратиться ко мне или к другим дизайнерам за той или иной помощью связанной с логотипом и его внедрением. Но это была точечная внештатная экспертиза, в то время, как тема требовала более вдумчивого и консолидированного подхода.

Мы встретились с Михаилом Чередой, обсудили этот вопрос и поняли, что необходимо объединять усилия, для того, чтоб все наши инициативы оформлялись в едином визуальном ключе. В тот день, как по волшебству, на улице мы встретили Дмитрия Фогеля и тут же поделились с ним нашими мыслями. Дмитрий поддержал инициативу и стал тем самым мостиком в диалоге между Администрацией города и дизайнерами, которые готовы что-то делать и менять визуальную среду Екатеринбурга.

Сегодня в нашей инициативной группе девять человек — это ведущие специалисты, арт-директора и дизайнеры города, готовые на безвозмездной основе сотрудничать с администрацией и внедрять новые визуальные решения в городскую среду. Первый год мы нигде не афишировали и не рассказывали о нашей инициативе, так как сами не понимали на сколько состоятельна наша компашка. Мы все зрелые специалисты, занимающие руководящие позиции в своих агентствах и студиях, у каждого из нас свои взгляды на дизайн, никто никому не подчиняется, нет дедлайнов и гонораров. Очень сомнительный союз со всех сторон. Тем не менее, первый год показал, что мы можем работать в единой команде, можем выслушивать критику друг друга, договариваться между собой, выдерживать наши внутренние дедлайны и нести ответственность перед командой.

Я знаю, что во многих российских городах дизайнеры так же самоорганизовываются и пытаются что-то делать. Но нам, в отличии от них повезло больше, так как у нас есть уникальная возможность работать в прямой связке с администрацией. Благодаря этому мы имеем возможность уже сегодня видеть, как реализуются наши труды. Наше сотрудничество не строится по принципу «дизайнер-заказчик», мы просто определяем для себя то, что хотели бы и могли изменить, а администрация задает те критерии, которые мы обязаны учесть и соблюсти. Когда видишь реальный результат нашей работы на улицах города, понимаешь, что все не зря и предательские мысли «Зачем мне это все?» на какое-то время исчезают.


Шрифт

Начав работу над единым визуальным кодом Екатеринбурга, мы решили, что у города должен быть свой голос — это шрифт. Мы не захотели использовать готовые шрифты и решили, что создадим свой оригинальный, который будет только у Екатеринбурга. Таким образом появился навигационный шрифт Iset Sans, главная особенность которого – высокая читабельность при любых размерах.

В отличие от логотипа, шрифт не будет в открытом доступе, так как он предназначен исключительно для системы городской навигации. Так что вывеску «Шаурма от Сурена» набранную шрифтом Исеть, мы не увидим.


Михаил Череда

дизайнер

«Исеть» — это шрифт, разработанный в рамках большого проекта — пешеходной навигации для города Екатеринбурга. Он выполняет важную функцию: подсказывает направления маршрутов следования, сообщает названия остановок общественного транспорта, рассказывает о достопримечательностях. Название Iset — простое, сдержанное, но очень емкое — это то, что лучше всего характеризует Екатеринбург и вызывает прямые ассоциации с городом. Iset Sans — это голос, на котором Екатеринбург говорит c жителями и гостями города.


Справка

Iset Sans — открытый, динамичный гротеск, разработанный специально для пешеходной навигации. Обладает ясными формами, с характерными деталями в строчных и прописных буквах, помогающих быстро и безошибочно считывать форму знаков. Имеет три стиля: регулярное, курсивное и жирное. Высокие строчные буквы и короткие нижние элементы помогают сэкономить место по вертикали, а одинаковая ширина кегельной площадки для регулярного и жирного начертания экономят место по горизонтали. В городской навигации Екатеринбурга активно используются темные цвета в качестве фона (стелы, указатели, информационные таблички), поэтому основное начертание шрифта Iset чуть темнее или толще обычных текстовых шрифтов. Благодаря этой особенности его легко считывать на носителях. В комплекте каждого стиля присутствует четыре вида цифр и два стилистических сета для отдельных символов кириллического и латинского алфавитов.

После создания шрифта мы начали исследовать придомовые таблички Екатеринбурга, чтобы узнать, сколько их у нас в городе — оказалось более 20 различных типов. Исследовательским путем выяснили, что синих табличек больше всего и решили взять их за основу при разработке новых. Одна из проблем заключалась в том, что улицы в городе есть длинные и очень короткие, что заставило разработать несколько стандартов.

Сейчас мы прописали гайды по новым табличкам и провели тест-драйв на улице, после чего отправились дорабатывать проект. По итогу мы отправим их во все производственные фирмы, чтобы они не мудрили и использовали готовое решение. Ввести единый дизайн как жесткое правило почти невозможно — это может быть только рекомендацией. Поэтому здесь работает только прямой диалог и донесение простого решения для тех, кто создает эти таблички.

Иконки

Мы могли пойти простым путем и заимствовать большинство графических элементов, переработав их под себя: готовый шрифт, карты, иконки… Но мы любим Екатеринбург и развиваем идею его индивидуальности.

Ближе к Чемпионату мира Российский департамент туризма рекомендовал всем городам и регионам разработанную систему навигации, в том числе единый набор иконок, на который не взглянешь без слез. Логично, что мы приступили к созданию своего набора. Эта задача изначально казалась одной из самых простых, но в итоге на 50 авторских иконок ушёл почти год. Иконка в городской навигации должна быть легко понятна как хипстеру, так и бабушке, при этом иметь оригинальное начертания, это оказалось достаточно сложно.

Один из наших внутренних критериев: сделать иконки необычными и в каких-то местах немного смешными и странными, чтобы максимально упрощенное и лаконичное изображение не теряло человечность и внутреннюю теплоту. Например, на иконке отеля все рисуют заправленную кровать, а у нас на кровати отдыхает человечек, беззаботно положив нога на ногу. Не как у всех, но по-прежнему однозначно узнаваемый смысл.

Все наши эскизы и наработки мы обсуждаем в рабочем чатике. Закидываешь новую иконку, в ответ получаешь на неё несколько фотожаб от ребят, значит – не вариант, садишься перерисовывать и искать другие решения. И так из нескольких десятков вариаций в итоге выбираем лучшее, что понравилось всем и отличается от всего того, что уже было сделано ранее.

Одна из самых сложных и очень важных задач, за которую мы взялись – это создание навигационных карт, помогающих туристам ориентироваться в центре города. Анатолий Иванов и Павел Омелехин отрисовали около сотни стадий реинкарнации наших карт. В яростных спорах обсуждался каждый элемент, начиная с того: какие объекты мы показываем, какие умышленно убираем, как и что выделяем цветом, какую выбираем ориентацию карты относительно зрителя, какой минимальный размер надписей и заканчивая «какой метод печати нам оптимально подходит без удорожания производства».

При разработке карт для городской навигации мы решили обозначить все знаковые объекты города оригинальными иллюстрациями, выполненные в едином стиле. Их нарисовал Дмитрий Фатхиев-Долохов, который также разработал дизайн карты гостя — «Сити-пасс».


Дмитрий Фатхиев-Долохов

дизайнер

В команде я в основном занимаюсь отрисовкой графики, например миниатюр знаковых зданий для карт. Сколько раз я рисовал городские образы для иллюстраций, значков, принтов и т. д. сосчитать невозможно. Попытки создать подобное сообщество были и раньше, но в данном случае удалось собрать группу неравнодушных специалистов, которые действительно эффективно решают задачи по городской айдентике и навигации


Стела

Пилотный образец «Дизайн-кода» появился на «Иннопроме» в 2017 году — это информационная стела с тачскрином и новый остановочный комплекс. На его примере сформировали язык и лицо проекта, не финальный вариант, но то, что послужило основой — паттерны с зигзагами и краснознаменной группой, цвета и общее направление стиля.

Одно из наших решений, которое направлено для объединения всех наших навигационных носителей — это использование фактуры ржавого металла. Подобные объекты уже появляются в городе и выглядят очень смело и современно: арт-объекты возле «Пассажа», наземные светильники на проспекте Ленина и оформление фасадов зданий в центре города. Мы знаем, что многих шокируют такие решения, ведь ржавый металл — это признак старения. Что-то подржавело — бегом подкрась грунтовочкой. Но мы видим в этом материале совсем другое и считаем, что кортеновская сталь вполне уместна в городской среде, тем более на Урале. Натуральная, жесткая и брутальная фактура возвращает нас к айдентике металлургического края. Мы думаем, что со временем, когда эти объекты начнут перекликаться между собой и гармонировать, горожане поймут, как это работает.

В декабре прошлого года мы установили первый пилотный образец навигационной стелы у Дворца молодежи. Важно было понять, способна ли наша конструкция пережить зиму: выстоит ли в морозы красочное покрытие, повредит ли стелу снегоуборочная техника и будет ли она привлекать внимание вандалов. В целом, наша первая конструкция прошла все тесты и в июле мы установили вторую, уже интерактивную стелу с тачскрином, камерой, USB-зарядкой, Wi-Fi и кнопкой экстренной помощи


Алексей Быков

промышленный дизайнер

Для тестового образца навигационной интерактивной стелы с тачскрином было выбрано место специально поближе к «Екатеринбург Арене», так как именно там проходили большие потоки иностранных туристов и болельщиков. Стела показала свою актуальность и востребованность, туристы активно испытывали и юзали ее. К сожалению, имели место быть и случаи вандализма, после чего на ней остались некоторые следы, но на работу основных элементов стелы это не повлияло.

Конструкция оказалась надежной, а тестирование помогло выявить эксплуатационные особенности, которые нам необходимо учесть и исправить при дальнейшем масштабировании проекта. Дизайн и конструктивные принципы стелы в будущих образцах также изменятся с учетом появившихся идей по их усовершенствованию


Тусовка

Когда собралась наша маленькая компания единомышленников, мы никому об этом не рассказывали, около года мы просто тихо работали, так как сами не понимали, что из этого выйдет. Может быть, мы уже завтра все переругаемся и разбежимся. Но через год поняли, что команда состоялась и пора выходить из подполья. Мы прекрасно понимали, что нельзя сделать какой-то продукт для города и просто вывалить его — держите, пользуйтесь. Горожане и профессиональное сообщество приняли бы в штыки любой результат нашей работы. Поэтому параллельно мы решили вести и информационную работу, чтоб процесс был в диалоге с горожанами, а коллеги могли присоединиться к нам или просто помогать своей личной экспертизой.

Наш «клуб» является открытым, но за два года к нам присоединилось только два человека, хотя желающих очень много. Дизайнеры считают, что мы сидим на какой-то хайповой теме, многие думают, что это крутая профессиональная тусовочка. Но когда они приходят на наши встречи, то понимают, что ничего интересного, кроме бесплатной работы, у нас нет, и больше мы их не видим. Такой подход открытости для дизайн-сообщества позволяет обезопасить нас от неконструктивной критики: «Кто эти люди», «почему не позвали меня», »Я бы сделал лучше». Хочешь сделать лучше, приходи уже сейчас и делай, ведь все происходит у тебя на глазах.

Для открытого диалога мы создали группу в «Фейсбуке», куда регулярно публикуем промежуточные эскизы, процессы, первые успехи. Там мы получаем от коллег не только поддержку, но и аргументированную критику, после чего обязательно пересматриваем наши дизайны и если реально можно улучшить, мы делаем это. Вообще у нас есть внутреннее правило, если можно что-то улучшить, нужно улучшать и без разницы на каком этапе процесс.

Будущее

В планах — создание единого «Дизайн-кода» Екатеринбурга со всеми правилами оформления, философией и графическими материалами. Весь наш «кейс» мы хотим оформить на специальном сайте, на котором любой житель города смог бы ознакомиться с историей создания дизайн-кода, начиная с логотипа, а дизайнеры, продолжающие наше дело, могли бы понять логику построения всех графических элементов и скачать необходимые материалы.

Нас никто не учит, не говорит, как надо и как правильно, все это один большой эксперимент. Сейчас это маленькие робкие первые шаги, но с чего-то нужно начинать и мы пытаемся это сделать уже сегодня.

читайте ТАМ, ГДЕ УДОБНО:


Фотографии и видео: Дизайн-код

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Как устроены новые остановки и киоски в Екатеринбурге
Как устроены новые остановки и киоски в Екатеринбурге Главный художник города Дмитрий Фогель — о киосках, цветовом кодировании и логотипе Екатеринбурга
Как устроены новые остановки и киоски в Екатеринбурге

Как устроены новые остановки и киоски в Екатеринбурге
Главный художник города Дмитрий Фогель — о киосках, цветовом кодировании и логотипе Екатеринбурга

Как устроена карта City Pass Екатеринбурга и что она дает
Как устроена карта City Pass Екатеринбурга и что она дает The Village рассказывает о стоимости и возможностях туристической карты гостя уральской столицы
Как устроена карта City Pass Екатеринбурга и что она дает

Как устроена карта City Pass Екатеринбурга и что она дает
The Village рассказывает о стоимости и возможностях туристической карты гостя уральской столицы

Тэги

Сюжет

Новое и лучшее

«Основной инстинкт»

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»

От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе

Первая полоса

«Основной инстинкт»

«Основной инстинкт»Как Пол Верховен снял второсортный фильм с актерами первой величины и обманул всех

«Основной инстинкт»

«Основной инстинкт» Как Пол Верховен снял второсортный фильм с актерами первой величины и обманул всех

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V» Составили список таких стран
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Составили список таких стран

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно
Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно Артем Макарский — о главном альбоме этого года
Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно
Артем Макарский — о главном альбоме этого года

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»
«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед» Журналисты «Проекта», «Открытых медиа» и активистка — о статусе иноагента
«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»
Журналисты «Проекта», «Открытых медиа» и активистка — о статусе иноагента

От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
Промо
От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе И ничего не забыть
От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
Промо

От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
И ничего не забыть

Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной
Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной И другие гастрономические новости этой недели
Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной

Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной
И другие гастрономические новости этой недели

Как провести последнюю неделю июля в Москве
Как провести последнюю неделю июля в Москве 30 главных событий: концерты, спектакли и кинопоказы
Как провести последнюю неделю июля в Москве

Как провести последнюю неделю июля в Москве
30 главных событий: концерты, спектакли и кинопоказы

Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха
Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас
Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха

Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха
Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас

Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно
Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно Рассказываем, как это было и что делать со штрафами
Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно

Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно
Рассказываем, как это было и что делать со штрафами

Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших
Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших Парижский дух и ближневосточные мотивы от команды Buro TSUM
Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших

Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших
Парижский дух и ближневосточные мотивы от команды Buro TSUM

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек
Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек Лучшие образцы санаториев, грязелечебниц и бюветов
Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек
Лучшие образцы санаториев, грязелечебниц и бюветов

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова
«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова Самую покупаемую книгу этого лета
«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова
Самую покупаемую книгу этого лета

Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической
Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической
Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической

Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической

Как солить грибы
Как солить грибы Чем маринад отличается от посола и как сделать все правильно
Как солить грибы

Как солить грибы
Чем маринад отличается от посола и как сделать все правильно

Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»
Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»
Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»

Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»

Коллаборация Levi's и Grateful Dead
Коллаборация Levi's и Grateful Dead
Коллаборация Levi's и Grateful Dead

Коллаборация Levi's и Grateful Dead

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

S7 Airlines запустит второй лоукостер в России
S7 Airlines запустит второй лоукостер в России Что об этом известно
S7 Airlines запустит второй лоукостер в России

S7 Airlines запустит второй лоукостер в России
Что об этом известно

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

В «Галерее 30/7» идет выставка, посвященная уральскому року
В «Галерее 30/7» идет выставка, посвященная уральскому року
В «Галерее 30/7» идет выставка, посвященная уральскому року

В «Галерее 30/7» идет выставка, посвященная уральскому року

Подпишитесь на рассылку