Шрифт «Исеть» и городская навигация: Как устроен дизайн-код Екатеринбурга Владислав Деревянных, Дмитрий Фатхиев-Долохов и компания — о сотрудничестве с мэрией и дизайнерских спорах

Шрифт «Исеть» и городская навигация: Как устроен дизайн-код Екатеринбурга

В 2015 году в Екатеринбурге активно обсуждали вопрос брендирования города перед ЧМ-2018, особенно его будущий логотип. После окончания громких выборов символа уральской столицы, в которых победило трехстрочное написание «Екат-ерин-бург» от сообщества Made in Ural, казалось, что больше с городской идентификацией ничего значительного не происходит.

Однако история продолжилась, но не публично, а в профессиональном сообществе. Группа неравнодушных к городу дизайнеров напрямую работает с администрацией, создавая объекты, на которые может повлиять, желая забрендировать всю уральскую столицу полезно и эстетично. От администрации в проекте участвуют главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель и директор МКУ «Столица Урала» Мария Ермакова, а дизайн-сообщество представляют основатель Openlac design bureau, арт-директор «Туристер» Анатолий Иванов, руководитель дизайн-студии BrightHead Михаил Череда, дизайн-директор рекламного агентства «Восход» Владислав Деревянных, дизайнер Павел Омелехин, председатель правления свердловского регионального союза дизайнеров России Сергей Шашмурин, промышленный дизайнер Алексей Быков, основатель проекта ilovepin.ru Дмитрий Фатхиев-Долохов и креативный директор РГ «Вы-ход» Артем Ляпунов. Недавно команда вышла из тени и объявила об открытом паблик-токе в Ельцин Центре — он пройдет 10 октября.

Накануне первой встречи «Дизайн-кода» в «Паблик Маркете» The Village поговорил с сообществом уральских дизайнеров и узнал, кто сегодня создает код города, почему специалисты с разными взглядами собрались вместе, и к чему стремится независимая группа авторов.

Старт

В 2015 году в результате открытого творческого конкурса, инициированного жителями города у Екатеринбурга появился официальный логотип. Авторы новой символики — сообщество Made in Ural, организатор конкурса Николай Горонович и Администрация города составили открытую лицензию на использование логотипа. На сегодняшний день это первая и единственная открытая лицензия в нашей стране, которая позволяет использовать логотип Екатеринбурга любому человеку, как в личных, так и в коммерческих целях

Благодаря этому логотип моментально обрел жизнь в городской среде. Сегодня его можно увидеть повсюду: на сувенирах, на остановках, на рекламных конструкциях, в афишах мероприятий и концертов и даже на новых дорожных люках. Тем не менее дальнейшей работы над айдентикой города и единым визуальным кодом официально не велось.


Владислав Деревянных

дизайн-директор РА «Восход»

Благодаря конкурсу LogoEKB зародился диалог между Администрацией города и профессиональным сообществом. Главный художник города Дмитрий Фогель мог напрямую обратиться ко мне или к другим дизайнерам за той или иной помощью связанной с логотипом и его внедрением. Но это была точечная внештатная экспертиза, в то время, как тема требовала более вдумчивого и консолидированного подхода.

Мы встретились с Михаилом Чередой, обсудили этот вопрос и поняли, что необходимо объединять усилия, для того, чтоб все наши инициативы оформлялись в едином визуальном ключе. В тот день, как по волшебству, на улице мы встретили Дмитрия Фогеля и тут же поделились с ним нашими мыслями. Дмитрий поддержал инициативу и стал тем самым мостиком в диалоге между Администрацией города и дизайнерами, которые готовы что-то делать и менять визуальную среду Екатеринбурга.

Сегодня в нашей инициативной группе девять человек — это ведущие специалисты, арт-директора и дизайнеры города, готовые на безвозмездной основе сотрудничать с администрацией и внедрять новые визуальные решения в городскую среду. Первый год мы нигде не афишировали и не рассказывали о нашей инициативе, так как сами не понимали на сколько состоятельна наша компашка. Мы все зрелые специалисты, занимающие руководящие позиции в своих агентствах и студиях, у каждого из нас свои взгляды на дизайн, никто никому не подчиняется, нет дедлайнов и гонораров. Очень сомнительный союз со всех сторон. Тем не менее, первый год показал, что мы можем работать в единой команде, можем выслушивать критику друг друга, договариваться между собой, выдерживать наши внутренние дедлайны и нести ответственность перед командой.

Я знаю, что во многих российских городах дизайнеры так же самоорганизовываются и пытаются что-то делать. Но нам, в отличии от них повезло больше, так как у нас есть уникальная возможность работать в прямой связке с администрацией. Благодаря этому мы имеем возможность уже сегодня видеть, как реализуются наши труды. Наше сотрудничество не строится по принципу «дизайнер-заказчик», мы просто определяем для себя то, что хотели бы и могли изменить, а администрация задает те критерии, которые мы обязаны учесть и соблюсти. Когда видишь реальный результат нашей работы на улицах города, понимаешь, что все не зря и предательские мысли «Зачем мне это все?» на какое-то время исчезают.


Шрифт

Начав работу над единым визуальным кодом Екатеринбурга, мы решили, что у города должен быть свой голос — это шрифт. Мы не захотели использовать готовые шрифты и решили, что создадим свой оригинальный, который будет только у Екатеринбурга. Таким образом появился навигационный шрифт Iset Sans, главная особенность которого – высокая читабельность при любых размерах.

В отличие от логотипа, шрифт не будет в открытом доступе, так как он предназначен исключительно для системы городской навигации. Так что вывеску «Шаурма от Сурена» набранную шрифтом Исеть, мы не увидим.


Михаил Череда

дизайнер

«Исеть» — это шрифт, разработанный в рамках большого проекта — пешеходной навигации для города Екатеринбурга. Он выполняет важную функцию: подсказывает направления маршрутов следования, сообщает названия остановок общественного транспорта, рассказывает о достопримечательностях. Название Iset — простое, сдержанное, но очень емкое — это то, что лучше всего характеризует Екатеринбург и вызывает прямые ассоциации с городом. Iset Sans — это голос, на котором Екатеринбург говорит c жителями и гостями города.


Справка

Iset Sans — открытый, динамичный гротеск, разработанный специально для пешеходной навигации. Обладает ясными формами, с характерными деталями в строчных и прописных буквах, помогающих быстро и безошибочно считывать форму знаков. Имеет три стиля: регулярное, курсивное и жирное. Высокие строчные буквы и короткие нижние элементы помогают сэкономить место по вертикали, а одинаковая ширина кегельной площадки для регулярного и жирного начертания экономят место по горизонтали. В городской навигации Екатеринбурга активно используются темные цвета в качестве фона (стелы, указатели, информационные таблички), поэтому основное начертание шрифта Iset чуть темнее или толще обычных текстовых шрифтов. Благодаря этой особенности его легко считывать на носителях. В комплекте каждого стиля присутствует четыре вида цифр и два стилистических сета для отдельных символов кириллического и латинского алфавитов.

После создания шрифта мы начали исследовать придомовые таблички Екатеринбурга, чтобы узнать, сколько их у нас в городе — оказалось более 20 различных типов. Исследовательским путем выяснили, что синих табличек больше всего и решили взять их за основу при разработке новых. Одна из проблем заключалась в том, что улицы в городе есть длинные и очень короткие, что заставило разработать несколько стандартов.

Сейчас мы прописали гайды по новым табличкам и провели тест-драйв на улице, после чего отправились дорабатывать проект. По итогу мы отправим их во все производственные фирмы, чтобы они не мудрили и использовали готовое решение. Ввести единый дизайн как жесткое правило почти невозможно — это может быть только рекомендацией. Поэтому здесь работает только прямой диалог и донесение простого решения для тех, кто создает эти таблички.

Иконки

Мы могли пойти простым путем и заимствовать большинство графических элементов, переработав их под себя: готовый шрифт, карты, иконки… Но мы любим Екатеринбург и развиваем идею его индивидуальности.

Ближе к Чемпионату мира Российский департамент туризма рекомендовал всем городам и регионам разработанную систему навигации, в том числе единый набор иконок, на который не взглянешь без слез. Логично, что мы приступили к созданию своего набора. Эта задача изначально казалась одной из самых простых, но в итоге на 50 авторских иконок ушёл почти год. Иконка в городской навигации должна быть легко понятна как хипстеру, так и бабушке, при этом иметь оригинальное начертания, это оказалось достаточно сложно.

Один из наших внутренних критериев: сделать иконки необычными и в каких-то местах немного смешными и странными, чтобы максимально упрощенное и лаконичное изображение не теряло человечность и внутреннюю теплоту. Например, на иконке отеля все рисуют заправленную кровать, а у нас на кровати отдыхает человечек, беззаботно положив нога на ногу. Не как у всех, но по-прежнему однозначно узнаваемый смысл.

Все наши эскизы и наработки мы обсуждаем в рабочем чатике. Закидываешь новую иконку, в ответ получаешь на неё несколько фотожаб от ребят, значит – не вариант, садишься перерисовывать и искать другие решения. И так из нескольких десятков вариаций в итоге выбираем лучшее, что понравилось всем и отличается от всего того, что уже было сделано ранее.

Одна из самых сложных и очень важных задач, за которую мы взялись – это создание навигационных карт, помогающих туристам ориентироваться в центре города. Анатолий Иванов и Павел Омелехин отрисовали около сотни стадий реинкарнации наших карт. В яростных спорах обсуждался каждый элемент, начиная с того: какие объекты мы показываем, какие умышленно убираем, как и что выделяем цветом, какую выбираем ориентацию карты относительно зрителя, какой минимальный размер надписей и заканчивая «какой метод печати нам оптимально подходит без удорожания производства».

При разработке карт для городской навигации мы решили обозначить все знаковые объекты города оригинальными иллюстрациями, выполненные в едином стиле. Их нарисовал Дмитрий Фатхиев-Долохов, который также разработал дизайн карты гостя — «Сити-пасс».


Дмитрий Фатхиев-Долохов

дизайнер

В команде я в основном занимаюсь отрисовкой графики, например миниатюр знаковых зданий для карт. Сколько раз я рисовал городские образы для иллюстраций, значков, принтов и т. д. сосчитать невозможно. Попытки создать подобное сообщество были и раньше, но в данном случае удалось собрать группу неравнодушных специалистов, которые действительно эффективно решают задачи по городской айдентике и навигации


Стела

Пилотный образец «Дизайн-кода» появился на «Иннопроме» в 2017 году — это информационная стела с тачскрином и новый остановочный комплекс. На его примере сформировали язык и лицо проекта, не финальный вариант, но то, что послужило основой — паттерны с зигзагами и краснознаменной группой, цвета и общее направление стиля.

Одно из наших решений, которое направлено для объединения всех наших навигационных носителей — это использование фактуры ржавого металла. Подобные объекты уже появляются в городе и выглядят очень смело и современно: арт-объекты возле «Пассажа», наземные светильники на проспекте Ленина и оформление фасадов зданий в центре города. Мы знаем, что многих шокируют такие решения, ведь ржавый металл — это признак старения. Что-то подржавело — бегом подкрась грунтовочкой. Но мы видим в этом материале совсем другое и считаем, что кортеновская сталь вполне уместна в городской среде, тем более на Урале. Натуральная, жесткая и брутальная фактура возвращает нас к айдентике металлургического края. Мы думаем, что со временем, когда эти объекты начнут перекликаться между собой и гармонировать, горожане поймут, как это работает.

В декабре прошлого года мы установили первый пилотный образец навигационной стелы у Дворца молодежи. Важно было понять, способна ли наша конструкция пережить зиму: выстоит ли в морозы красочное покрытие, повредит ли стелу снегоуборочная техника и будет ли она привлекать внимание вандалов. В целом, наша первая конструкция прошла все тесты и в июле мы установили вторую, уже интерактивную стелу с тачскрином, камерой, USB-зарядкой, Wi-Fi и кнопкой экстренной помощи


Алексей Быков

промышленный дизайнер

Для тестового образца навигационной интерактивной стелы с тачскрином было выбрано место специально поближе к «Екатеринбург Арене», так как именно там проходили большие потоки иностранных туристов и болельщиков. Стела показала свою актуальность и востребованность, туристы активно испытывали и юзали ее. К сожалению, имели место быть и случаи вандализма, после чего на ней остались некоторые следы, но на работу основных элементов стелы это не повлияло.

Конструкция оказалась надежной, а тестирование помогло выявить эксплуатационные особенности, которые нам необходимо учесть и исправить при дальнейшем масштабировании проекта. Дизайн и конструктивные принципы стелы в будущих образцах также изменятся с учетом появившихся идей по их усовершенствованию


Тусовка

Когда собралась наша маленькая компания единомышленников, мы никому об этом не рассказывали, около года мы просто тихо работали, так как сами не понимали, что из этого выйдет. Может быть, мы уже завтра все переругаемся и разбежимся. Но через год поняли, что команда состоялась и пора выходить из подполья. Мы прекрасно понимали, что нельзя сделать какой-то продукт для города и просто вывалить его — держите, пользуйтесь. Горожане и профессиональное сообщество приняли бы в штыки любой результат нашей работы. Поэтому параллельно мы решили вести и информационную работу, чтоб процесс был в диалоге с горожанами, а коллеги могли присоединиться к нам или просто помогать своей личной экспертизой.

Наш «клуб» является открытым, но за два года к нам присоединилось только два человека, хотя желающих очень много. Дизайнеры считают, что мы сидим на какой-то хайповой теме, многие думают, что это крутая профессиональная тусовочка. Но когда они приходят на наши встречи, то понимают, что ничего интересного, кроме бесплатной работы, у нас нет, и больше мы их не видим. Такой подход открытости для дизайн-сообщества позволяет обезопасить нас от неконструктивной критики: «Кто эти люди», «почему не позвали меня», »Я бы сделал лучше». Хочешь сделать лучше, приходи уже сейчас и делай, ведь все происходит у тебя на глазах.

Для открытого диалога мы создали группу в «Фейсбуке», куда регулярно публикуем промежуточные эскизы, процессы, первые успехи. Там мы получаем от коллег не только поддержку, но и аргументированную критику, после чего обязательно пересматриваем наши дизайны и если реально можно улучшить, мы делаем это. Вообще у нас есть внутреннее правило, если можно что-то улучшить, нужно улучшать и без разницы на каком этапе процесс.

Будущее

В планах — создание единого «Дизайн-кода» Екатеринбурга со всеми правилами оформления, философией и графическими материалами. Весь наш «кейс» мы хотим оформить на специальном сайте, на котором любой житель города смог бы ознакомиться с историей создания дизайн-кода, начиная с логотипа, а дизайнеры, продолжающие наше дело, могли бы понять логику построения всех графических элементов и скачать необходимые материалы.

Нас никто не учит, не говорит, как надо и как правильно, все это один большой эксперимент. Сейчас это маленькие робкие первые шаги, но с чего-то нужно начинать и мы пытаемся это сделать уже сегодня.

читайте ТАМ, ГДЕ УДОБНО:


Фотографии и видео: Дизайн-код

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Как устроены новые остановки и киоски в Екатеринбурге
Как устроены новые остановки и киоски в Екатеринбурге Главный художник города Дмитрий Фогель — о киосках, цветовом кодировании и логотипе Екатеринбурга
Как устроены новые остановки и киоски в Екатеринбурге

Как устроены новые остановки и киоски в Екатеринбурге
Главный художник города Дмитрий Фогель — о киосках, цветовом кодировании и логотипе Екатеринбурга

Как устроена карта City Pass Екатеринбурга и что она дает
Как устроена карта City Pass Екатеринбурга и что она дает The Village рассказывает о стоимости и возможностях туристической карты гостя уральской столицы
Как устроена карта City Pass Екатеринбурга и что она дает

Как устроена карта City Pass Екатеринбурга и что она дает
The Village рассказывает о стоимости и возможностях туристической карты гостя уральской столицы

Тэги

Сюжет

Новое и лучшее

Приходим в себя после майских: Как провести неделю

Как найти свою цель и начать двигаться к ней

Новые St. Vincent и «Комсомольск», сериал с Юэном Макгрегором и книга о современной депрессии

Что такое экотревожность

Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День второй — Володя Метёлкин в Чертанове

Первая полоса

Приходим в себя после майских: Как провести неделю
Приходим в себя после майских: Как провести неделю Лучшие концерты, выставки и кинопоказы в Москве
Приходим в себя после майских: Как провести неделю

Приходим в себя после майских: Как провести неделю
Лучшие концерты, выставки и кинопоказы в Москве

Как найти свою цель и начать двигаться к ней
Как найти свою цель и начать двигаться к ней Опыт известных людей прошлого
Как найти свою цель и начать двигаться к ней

Как найти свою цель и начать двигаться к ней
Опыт известных людей прошлого

Новые St. Vincent и «Комсомольск», сериал с Юэном Макгрегором и книга о современной депрессии
Новые St. Vincent и «Комсомольск», сериал с Юэном Макгрегором и книга о современной депрессии Рассказываем про лучшие новинки недели
Новые St. Vincent и «Комсомольск», сериал с Юэном Макгрегором и книга о современной депрессии

Новые St. Vincent и «Комсомольск», сериал с Юэном Макгрегором и книга о современной депрессии
Рассказываем про лучшие новинки недели

Что такое экотревожность

Что такое экотревожностьИ как люди живут со страхом перед климатическим апокалипсисом 

Что такое экотревожность

Что такое экотревожность И как люди живут со страхом перед климатическим апокалипсисом 

Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День второй — Володя Метёлкин в Чертанове
Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День второй — Володя Метёлкин в Чертанове «У меня все в жизни налаживается»
Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День второй — Володя Метёлкин в Чертанове

Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День второй — Володя Метёлкин в Чертанове
«У меня все в жизни налаживается»

Самая маленькая хумусия в городе, повторное открытие «Дома 16» и идеальная брассери Caffé Mandy’s на Покровке
Самая маленькая хумусия в городе, повторное открытие «Дома 16» и идеальная брассери Caffé Mandy’s на Покровке
Самая маленькая хумусия в городе, повторное открытие «Дома 16» и идеальная брассери Caffé Mandy’s на Покровке

Самая маленькая хумусия в городе, повторное открытие «Дома 16» и идеальная брассери Caffé Mandy’s на Покровке

«Мы не будем работать „на подсосе“»: Зачем рекламщики запускают платформу для социальных проектов
«Мы не будем работать „на подсосе“»: Зачем рекламщики запускают платформу для социальных проектов Как работает импакт-маркетинг и почему он будет везде
«Мы не будем работать „на подсосе“»: Зачем рекламщики запускают платформу для социальных проектов

«Мы не будем работать „на подсосе“»: Зачем рекламщики запускают платформу для социальных проектов
Как работает импакт-маркетинг и почему он будет везде

«Мы останемся приметами времени»: Самоирония и эволюция на новом альбоме «Комсомольска»
«Мы останемся приметами времени»: Самоирония и эволюция на новом альбоме «Комсомольска» Самом смелом в истории группы
«Мы останемся приметами времени»: Самоирония и эволюция на новом альбоме «Комсомольска»

«Мы останемся приметами времени»: Самоирония и эволюция на новом альбоме «Комсомольска»
Самом смелом в истории группы

«Она сделала для моей сексуальной жизни больше, чем все мои партнеры»: Как Татьяна Никонова меняла представления о сексе
«Она сделала для моей сексуальной жизни больше, чем все мои партнеры»: Как Татьяна Никонова меняла представления о сексе
«Она сделала для моей сексуальной жизни больше, чем все мои партнеры»: Как Татьяна Никонова меняла представления о сексе

«Она сделала для моей сексуальной жизни больше, чем все мои партнеры»: Как Татьяна Никонова меняла представления о сексе

К вам едет ревизор
Спецпроект
К вам едет ревизор Сдали в лабораторию образцы пыли из салона красоты и узнали, чем мы там дышим
К вам едет ревизор
Спецпроект

К вам едет ревизор
Сдали в лабораторию образцы пыли из салона красоты и узнали, чем мы там дышим

Ресторан Niki в кинотеатре «Художественный»: Россия без катастроф XX века
Ресторан Niki в кинотеатре «Художественный»: Россия без катастроф XX века
Ресторан Niki в кинотеатре «Художественный»: Россия без катастроф XX века

Ресторан Niki в кинотеатре «Художественный»: Россия без катастроф XX века

«Я объездила весь мир в инвалидной коляске и теперь помогаю другим»
«Я объездила весь мир в инвалидной коляске и теперь помогаю другим» Светлана Нигматуллина посетила больше 30 стран, а потом запустила туры в Калининград
«Я объездила весь мир в инвалидной коляске и теперь помогаю другим»

«Я объездила весь мир в инвалидной коляске и теперь помогаю другим»
Светлана Нигматуллина посетила больше 30 стран, а потом запустила туры в Калининград

Весна в городе: 20+ отличных веранд Москвы
Весна в городе: 20+ отличных веранд Москвы
Весна в городе: 20+ отличных веранд Москвы

Весна в городе: 20+ отличных веранд Москвы

Только полюбили сквиши? А пора покупать попыты и симплы-димплы!
Только полюбили сквиши? А пора покупать попыты и симплы-димплы! Релакс-гаджеты или бесконечная пупырка из TikTok?
Только полюбили сквиши? А пора покупать попыты и симплы-димплы!

Только полюбили сквиши? А пора покупать попыты и симплы-димплы!
Релакс-гаджеты или бесконечная пупырка из TikTok?

Наши ревущие 20-е: Чем заняться на фестивале «Дни авангарда», посвященном НЭПу
Наши ревущие 20-е: Чем заняться на фестивале «Дни авангарда», посвященном НЭПу Рассказываем о самых интересных лекциях, экскурсиях и кинопоказах фестиваля
Наши ревущие 20-е: Чем заняться на фестивале «Дни авангарда», посвященном НЭПу

Наши ревущие 20-е: Чем заняться на фестивале «Дни авангарда», посвященном НЭПу
Рассказываем о самых интересных лекциях, экскурсиях и кинопоказах фестиваля

Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках
Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках «Жить нужно так, как хотим мы»
Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках

Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках
«Жить нужно так, как хотим мы»

«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова
«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова
«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова

«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова

«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос
«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос От школьных экспериментов до постановки на учет в полиции
«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос

«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос
От школьных экспериментов до постановки на учет в полиции

Первые сезонные травы: 3 блюда со щавелем
Первые сезонные травы: 3 блюда со щавелем Который уже можно найти повсюду
Первые сезонные травы: 3 блюда со щавелем

Первые сезонные травы: 3 блюда со щавелем
Который уже можно найти повсюду

Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все!
Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все! И даже больше
Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все!

Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все!
И даже больше

Подпишитесь на рассылку