От каршеринга к электромобилям для бизнеса: Как будут жить города без личного транспорта Промышленный дизайнер — о том, как происходит транспортный ренессанс

От каршеринга к электромобилям для бизнеса: Как будут жить города без личного транспорта

Поколение миллениалов задало тренд на отказ от личного транспорта — собственные автомобили уже не являются признаком статуса, а между обладанием и удобством доступных сервисов люди все чаще выбирают второе. Плюсов много: такси, каршеринг, райдшеринг позволяют экономить на парковке и техобслуживании, а также задумываться об экологии городов и окружающей среде. The Village поговорил с промышленным дизайнером Павлом Головкиным о том, почему транспортная индустрия переживает неизбежный ренессанс, какие тренды уже существуют в США и ожидают Екатеринбург, а также как будут выглядеть новые электромобили для сервисов каршеринга, райдшеринга и доставки еды.

Павел Головкин — промышленный дизайнер из Екатеринбурга и сооснователь московского дизайн-агентства Firma, который теперь живет в Нью-Йорке и занимает позицию дизайн-директора в мультимедиа-агентстве Set Creative. Он родился и вырос в семье промышленных дизайнеров, а после учебы в УрГАХУ работал в разных сферах — от телевидения до брендинга и рекламы, но всегда продолжал следить за транспортной индустрией. Живя в Нью-Йорке, он наблюдает новые тенденции экономики потребления, которые еще не в полной мере дошли до российских городов и которые влекут за собой транспортный ренессанс.

По словам Павла, электро- и водородные двигатели, беспилотное управление, высокоскоростной интернет дали дизайнерам и разработчикам возможность заново придумать схему взаимодействия с автомобилями, их внешний вид, транспортную инфраструктуру, а также поразмышлять на тему новых видов транспорта. В частности, так появился проект Zont — собственный проект Павла по созданию современных электромобилей для бизнеса.

Павел Головкин

дизайн-директор мультимедийного агентства Set Creative, промышленный дизайнер


Почему городам плохо и что с этим делать

Я всегда жил в крупных городах — сначала в Екатеринбурге, после в Москве, затем в Нью-Йорке, и мне всегда не хватало свежего воздуха. Транспорт — один из главных загрязнителей воздуха в городах. Транспортная индустрия сейчас переживает ренессанс и изобретается заново — начиная от технологий и заканчивая инфраструктурой.

Во многом воздух испорчен именно из-за огромного количества личного транспорта: я убежден, что его нужно сокращать. Естественно, нельзя совсем запрещать людям ездить на машинах, не предоставив альтернативу. И очень печально, что в Екатеринбурге не стали строить вторую ветку метро — она могла бы решить проблемы с пассажиропотоком.

Чтобы спровоцировать изменения, власти должны проявить соответствующую инициативу и принять правильные меры, например, ввести высокие цены за парковку. Такая история случилась с Москвой, которая лет восемь назад начала задыхаться в пробках. В центре люди парковались чуть ли не друг на друге, в результате чего постоянно случались скандалы. Власти стали вводить высокую плату за парковку и огромные штрафы за неправильную парковку, и в Москве стало невыгодно регулярно передвигаться на машине.

Почему мы любим ездить на природу? Во время выездов мы перезагружаемся, дышим свежим воздухом, наш организм очищается от токсинов. Если это каким-то образом удастся исправить, и получится вернуть городам чистый воздух, то у людей улучшится здоровье, увеличится продолжительность жизни. Нужно снизить количество трафика, заменить все автомобили с двигателем внутреннего сгорания на электромобили, чтобы вновь почувствовать прекрасный и чистый воздух.

Например, в Пекине, одном из самых экологически неблагоприятных городов, провели эксперимент, запретив использование автомобилей на две недели. Результаты были ошеломляющими: небо снова стало голубым, а индекс качества воздуха улучшился на 90 % — показатели загрязнения снизились с отметки 160 до 17 (значения выше 150 считаются опасными для здоровья).

Задача инфраструктуры городского транспорта — предоставлять пассажиру сервисы, или комбинацию сервисов для комфортного, быстрого и безопасного передвижения по городу. Должна быть единая система, карта или приложение с ежемесячной подпиской, дающей доступ к любому виду наземного или подземного общественного транспорта. Нужно внедрять системы умных городов и оснащать транспортные средства и дороги сенсорами, которые позволят контролировать и менять состояние трафика в реальном времени. И, конечно, снижать количество личного транспорта.

Zont — Mobility For Urbanites

Вместо личного автомобиля


Такси

Поколение миллениалов задало тренд на отказ от личного транспорта, так как уже не считает наличие личного транспорта признаком статуса и не мечтает о собственных автомобилях. Сейчас это один из глобальных трендов экономики совместного пользования. Фокус с ценности обладания переносится на ценность доступности. Обладание машиной — это куча стрессов и ответственности, а также дополнительные траты на страховку, парковку и техническое обслуживание.

Молодые люди пользуются сервисами вроде «Убера» и «Яндекс. Такси», которые дали возможность перемещения из точки А в точку Б по нажатию кнопки, и наслаждаются быстрым и удобным доступом ко всему необходимому. В долгосрочной перспективе количество транспорта на улицах сильно снизится, и дороги в городах по большей части будут заняты сервисами, предоставляющими транспортные услуги, а также городским общественным транспортом. В какой-то степени изменения уже произошли: когда я приезжаю в Екатеринбург, то пользуюсь такси — не могу не заметить, что сервисы стали удобными и предоставляют дешевые услуги.

Велосипеды и электросамокаты

В городах Западной Европы долгое время острой проблемой был огромный трафик, но постепенно люди стали отказываться от автомобилей в пользу велосипедов и скутеров. Хороший пример — Копенгаген, где процесс создания удобной велосипедной инфраструктуры начался еще в 1980-х. Сейчас больше 50 % людей в городе перемещаются на велосипедах.

В Нью-Йорке, Москве и странах Европы многие люди пользуются велопрокатами — общими велосипедами, которые можно брать в аренду на станциях, удобно расположенных по всему городу. Велотранспорт очень эффективен при передвижении на небольшие расстояния, но, к сожалению, в Екатеринбурге не самый подходящий для него климат, а также отсутствует инфраструктура. Но я уверен, что при условии создания минимальной инфраструктуры по инициативе городской администрации в летнее время велотранспорт в Екатеринбурге был бы популярен.

Огромную популярность набирают электросамокаты — в их случае даже не нужны станции, они работают по принципу free-float (их можно брать и оставлять в любом месте в пределах разрешенной зоны, — Прим, ред.). Достаточно установить приложение и оформить подписку. Плата снимается после поездки автоматически, а стоимость зависит от расстояния. Подзарядкой самокатов и сменой аккумуляторов в течение дня занимаются сотрудники сервисов проката, так что проблем с нехваткой заряда батареи не возникает.

В Лос-Анджелесе сейчас сразу пять компаний борются за место на рынке в этой нише, интересно, что две из них — это всем известные сервисы такси Uber и Lyft. В Москве подобные услуги уже предоставляют несколько компаний, среди которых «Делимобиль» и YouDrive.

В борьбе за удобство, эффективность и безопасность даже родился новый вид транспортного средства, за пару месяцев заслуживший любовь пользователей — гибрид велосипеда и электросамоката. Он стабильный и безопасный, как велосипед, но мобильный как самокат.

Zont M. Двухместный легковой автомобиль, разработанный для сервисов каршеринга и частного использования. Автомобиль с функцией автопилота также управляется вручную.

Каршеринг

Еще один отличный способ заменить личный транспорт — развивать каршеринг, один из видов кратковременной аренды автомобилей с поминутной или почасовой оплатой, в котором бронирование автомобиля происходит через специальное приложение.

Каршеринг уже много лет успешно существует в десятках стран мира, но на опыт Москвы я бы обратил особое внимание. Всего за три года московский автопарк стал самым большим среди парков городов Европы: на данный момент в нем более 15 тысяч автомобилей. Такой рост популярности стал возможным благодаря поддержке Департамента транспорта Москвы, который предоставил льготные условия парковки и субсидии для компаний, оказывающих каршеринговые услуги. Это хороший пример того, как при поддержке городских властей и при наличии работающей инфраструктуры пользователи отказываются от личного транспорта в пользу более удобного сервиса.

В Екатеринбурге уже действуют три основных компании «Делимобиль», «Урамобиль» и YouDrive. Для уральцев сервис пока не стал привычным и требует определенного времени на обкатку, но я уверен, что в ближайшие годы он докажет свою эффективность.

Zont L. Шестиместный фургон среднего размера, разработанный для перевозки пассажиров сервисами такси и райдшеринга. Автомобиль управляется автономно и не требует присутствия водителя.

Райдшеринг

В Нью-Йорке огромной популярностью пользуется сервис Via, который основан на принципе райдшеринга (совместное использование одного такси разными попутчиками с совпадающими маршрутами, — Прим. ред.) — своего рода общее такси. Машину нужно заказывать по принципу «Убера» с помощью онлайн-приложения. В процессе поездки ее предстоит разделить с другими пассажирами, у которых точки отправления и прибытия находятся рядом. Либо пассажиры подсаживаются или высаживаются по ходу поездки.

Маршрут составляется алгоритмами сервиса и динамически изменяется в зависимости от потребностей пассажиров. Система работает хорошо — как правило, пассажирам не приходится ждать автомобиль больше пяти минут: такси не тратит время на заезды в переулки, не подъезжает к подъездам домов. Естественно, совместная поездка стоит в разы дешевле, чем индивидуальная: если обычное такси из точки А в точку Б в Нью-Йорке будет стоить 15 долларов, то Via — всего четыре доллара, когда проезд на метро всего на доллар дешевле.

Такой вид передвижения имеет все удобства поездки в легковом автомобиле за цену чуть большую, чем в общественном транспорте. Это хороший пример транспортной услуги, которая в будущем поможет с решением проблемы большого количества трафика. Пассажиры будут делить такси друг с другом, тем самым снижая количество автомобилей на дороге.

Zont L, ZONT M

Автономный транспорт

Технология автономного транспорта сейчас быстро развивается. Множество компаний — GM Cruise, Waymo, Ford Autonomous — борются за лидерство в этой сфере. Автономные автомобили разрабатываются под существующие дороги — предполагается, что они будут сосуществовать с традиционными транспортными средствами. Инфраструктуру в городах поменять гораздо сложнее, чем разработать технологии, которые смогут работать в контексте этой инфраструктуры.

В дальнейшем, конечно, инфраструктура тоже будет обновляться, и автономный транспорт будет чувствовать себя лучше. Интересно, что пока Калифорния разрабатывает технологии для идеального мира — идеальных калифорнийских условий с хорошими дорогами, российский «Яндекс» создает беспилотные автомобили с учетом наших природных и погодных условий. По моему мнению, у «Яндекса» есть все шансы внедрить свою разработку во всем мире, так как она универсальна и пригодна для любых условий.

Я убежден, что мы никогда не перейдем на автономный транспорт полностью: я бы не хотел отнимать у водителей удовольствие управления автомобилем. Но важно решить проблему безопасности и высокой смертности на дорогах. С этой задачей справилась компания Tesla. На пути к разработке полностью автономного автомобиля Tesla создала уникальную систему ассистирования водителю при ручном управлении. Она помогает предугадать и предотвратить аварийную ситуацию, когда водитель по какой-то причине не может сделать это самостоятельно. С автомобилями Tesla уже были прецеденты, когда машина предугадывала аварию, которую человек не мог просчитать заранее, и останавливалась самостоятельно, предотвращая участие в инциденте. Я надеюсь, эта технология в ближайшее время станет такой же обязательной частью автомобилей, как ремни безопасности.

Zont XL. Грузовой фургон среднего размера, разработанный для перевозки мало- и среднегабаритных грузов сервисами доставки. Автомобиль управляется автономно и не требует присутствия водителя.

Электромобили

В ближайшие 20 лет в сфере городского транспорта будет много работы, в которой мне хочется участвовать, делая что-то полезное. Поскольку я — городской житель, то и сфокусироваться решил именно на городском транспорте. Я придумал проект Zont — Mobility For Urbanites, над созданием которого я работаю последний год — на сегодняшний день уже готов дизайн-концепт.

Моя задача сделать экологичные, надежные и недорогие транспортные средства для перемещения пассажиров и легких грузов по городу. Zont станет платформой, которая будет производить транспортные средства для городских сервисов, предоставляющие услуги такси, каршеринга и доставки. Автомобили будут собираться из одинаковых модулей, но иметь разные кабины в зависимости от сервиса, для которого они будут использоваться. Модульность уже доказала свою эффективность в производстве в других индустриях — настало время полноценно внедрить ее в транспортной сфере, так как электродвигатель сильно упростил конструкцию автомобиля. Для разных типов автомобилей я буду использовать разные типы управления. Автомобили каршеринга будут управляться водителем вручную с функцией автопилота, а такси и доставка станут полностью автономными.

Заряжать электромобили Zont можно будет двумя способами: с помощью обычной проводной зарядки в гараже сервиса или от бесконтактных зарядок, которые будут встроены в парковочные места на улицах. Также сейчас в Европе тестируют технологию зарядки автомобиля на ходу: зарядка встроена прямо в дорожное полотно и может бесконтактно заряжать машиной прямо во время движения. Но для России это пока технология из будущего.

Внедрять сервис я планирую в Азии и Европе — в странах, которые в первую очередь заинтересованы в переходе на новые технологии. Очень жалко, что США, даже несмотря на все разработки в сфере транспорта, уже сильно опаздывает с их внедрением на рынок, так как государственная и корпоративные системы сопротивляются этому на самом высоком уровне.


Изображения: Павел Головкин

читайте ТАМ, ГДЕ УДОБНО:

Facebook

VK

Instagram

telegram

Twitter

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Сочифорния»: Как живет уральская диаспора в городе на Черном море
«Сочифорния»: Как живет уральская диаспора в городе на Черном море Кто и зачем переезжает из Екатеринбурга в Сочи
«Сочифорния»: Как живет уральская диаспора в городе на Черном море

«Сочифорния»: Как живет уральская диаспора в городе на Черном море
Кто и зачем переезжает из Екатеринбурга в Сочи

Руфтоп-веранда Kitchen с трибунами на 24 этаже Clever Park
Руфтоп-веранда Kitchen с трибунами на 24 этаже Clever Park Новый взгляд на город в ресторане на Машинной-Ткачей
Руфтоп-веранда Kitchen с трибунами на 24 этаже Clever Park

Руфтоп-веранда Kitchen с трибунами на 24 этаже Clever Park
Новый взгляд на город в ресторане на Машинной-Ткачей

«Я не должен убивать себя, пока живет моя мама»: О чем говорят в екатеринбургском Death Café
«Я не должен убивать себя, пока живет моя мама»: О чем говорят в екатеринбургском Death Café Зачем люди собираются в кафе смерти и говорят о жизни
«Я не должен убивать себя, пока живет моя мама»: О чем говорят в екатеринбургском Death Café

«Я не должен убивать себя, пока живет моя мама»: О чем говорят в екатеринбургском Death Café
Зачем люди собираются в кафе смерти и говорят о жизни

Что покупать в первом магазине Gate31 в Екатеринбурге
Что покупать в первом магазине Gate31 в Екатеринбурге Панамы, куртки и сандалии в двухэтажном пространстве на Хохрякова
Что покупать в первом магазине Gate31 в Екатеринбурге

Что покупать в первом магазине Gate31 в Екатеринбурге
Панамы, куртки и сандалии в двухэтажном пространстве на Хохрякова

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить

Почему в Москве опять столько пуха?

Матч во время ковида: Как выглядит Петербург в «третью волну»

Болезнь молодых: Что такое рассеянный склероз

Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья

Первая полоса

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить
Нерабочая неделя в Москве: куда сходить 25 событий — от дегустации веганского вина до выставки нарядов для походов в ад
Нерабочая неделя в Москве: куда сходить

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить
25 событий — от дегустации веганского вина до выставки нарядов для походов в ад

Почему в Москве опять столько пуха?
Почему в Москве опять столько пуха? И надо ли паниковать, если вы аллергик
Почему в Москве опять столько пуха?

Почему в Москве опять столько пуха?
И надо ли паниковать, если вы аллергик

Матч во время ковида: Как выглядит Петербург в «третью волну»
Матч во время ковида: Как выглядит Петербург в «третью волну»
Матч во время ковида: Как выглядит Петербург в «третью волну»

Матч во время ковида: Как выглядит Петербург в «третью волну»

Болезнь молодых:
Что такое рассеянный склероз
Промо
Болезнь молодых: Что такое рассеянный склероз И как жить активной жизнью с таким диагнозом
Болезнь молодых:
Что такое рассеянный склероз
Промо

Болезнь молодых: Что такое рассеянный склероз
И как жить активной жизнью с таким диагнозом

Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья
Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья
Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья

Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья

Как начать инвестировать и не пожалеть об этом
Как начать инвестировать и не пожалеть об этом Советуют эксперты финансового рынка
Как начать инвестировать и не пожалеть об этом

Как начать инвестировать и не пожалеть об этом
Советуют эксперты финансового рынка

«Жвалы»: Джей и Молчаливый Боб заботятся о мухе
«Жвалы»: Джей и Молчаливый Боб заботятся о мухе Mr. Oizo снова снимает абсурд
«Жвалы»: Джей и Молчаливый Боб заботятся о мухе

«Жвалы»: Джей и Молчаливый Боб заботятся о мухе
Mr. Oizo снова снимает абсурд

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов
9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов Мистический модернизм, шведский фем-комикс и проза детской скорби
9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов
Мистический модернизм, шведский фем-комикс и проза детской скорби

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok
Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok
Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства
«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства «Кибер-Георгий Победоносец пронзает неонового дракона»
«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства

«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства
«Кибер-Георгий Победоносец пронзает неонового дракона»

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников
«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников Главное гастрономическое открытие района от Георгия Трояна, Ильи Тютенкова и Феликса Цирефмана
«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников

«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников
Главное гастрономическое открытие района от Георгия Трояна, Ильи Тютенкова и Феликса Цирефмана

Москву накрыло «летним снегом»
Москву накрыло «летним снегом» Мэрия обещала избавить нас от тополиного пуха, но он снова с нами
Москву накрыло «летним снегом»

Москву накрыло «летним снегом»
Мэрия обещала избавить нас от тополиного пуха, но он снова с нами

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Подпишитесь на рассылку