Очередной участок промышленного «серого» Петербурга отдали молодым архитекторам в ходе форума «Будущий Петербург». И если в прошлом году в распоряжении участников форсайта был весь Канонерский остров, то в этот раз им предложили сосредоточиться лишь на одной из забытых промышленных улиц Васильевского острова, а именно Кожевенной линии.

Проблемы этой территории можно назвать общими для всех промзон у воды: сильный ветер с финского залива, необустроенная зона рекреации и промышленное загрязнение почвы. Впрочем, зачастую это компенсируется близостью к центру и большим потенциалом.

   

Фёдор Гаврилов

редактор-консультант «РБК Петербург»

Город пребывает в весьма запущенном состоянии, особенно в его старой промышленной части. Как ни странно, в большой степени это касается знаковых мест, выходящих на воду и создающих фасад Петербурга, — таких, как, например, Кожевенная линия Васильевского острова. Мы решили, что должны коснуться этой проблемы и взять на себя общественную задачу по созданию визуальной альтернативы, показать, как красиво здесь могло бы быть.

   

 

Театр авангарда

Куратор: Сергей Орешкин, архитектор,
генеральный директор проектного бюро «ППФ «А.Лен»

На территории завода «Севкабель» на Кожевенной линии команда Орешкина предлагает разместить многофункциональный комплекс «Театр авангарда», концепция и стилистика которого обращается к идеям и творчеству русских авангардистов начала прошлого века.

 

Что может получить город:

 создание современных концертных площадок

 решение проблемы дефицита зелёных парковых зон

 комплекс, основанный на идее русской художественной традиции

Члены команды решили, что сейчас, в преддверии экономического кризиса, вновь весьма актуальны принципы авангарда, а именно достижение максимального эффекта за счёт минимума средств. Идея построена вокруг одного из символов русского авангарда — башни Татлина. Проект 400-метровой спиральной наклонной башни создали ещё в 1920-е годы, но так и не реализовали: руководство страны охладело к авангарду, обратившись к сталинскому неоклассицизму. Молодые архитекторы предлагают расположить уменьшенную до 120 метров башню Татлина на набережной, сделав её частью морского фасада Петербурга.

Внутри башни — современный концертный комплекс с передовым техническим оснащением и тремя специфическими сценами: большой (на семь тысяч зрителей) в основании, камерной ярусом выше и открытой сценой на набережной Финского залива. В двух верхних ярусах башни хотят разместить гостиничные номера и ресторан с панорамной смотровой площадкой. У подножия башни Татлина архитекторы предлагают разбить многоярусный парк, а под ним — разместить паркинг.

Несмотря на масштабность и футуристичность проекта, он не предполагает строительства с нуля: комплекс и парк планируют связать с уже существующими на этой территории историческими объектами вроде завода «Сименс и Гальке», Дерябинских казарм, и Василеостровской ТЭЦ. Последнюю можно включить в проект, выполнив редизайн фасадов, а в историческом здании завода будет расположен культурно-образовательный центр с мультимедийной библиотекой.

При создании проекта архитекторы вдохновлялись работами и идеями известных авангардистов. В основу планировки парка легла архитектурная фантазия Я. Г. Чернихова на тему индустриального города, а в самом парке разместили его более компактные композиции. Рядом с башней планируют строить «Шар Леонидова» с просторным лекторием внутри. План озеленения парка создали по мотивам полотен Мондриана, а стены ТЭЦ предлагают расписать работами Малевича. Таким образом, проект должен не только реабилитировать авангардную архитектуру СССР, несправедливо забываемую сегодня, но и сохранить память о школе русского авангарда в целом.

 

 

«Марина-парк»

Куратор: Сергей Цыцин, руководитель «Архитектурной
мастерской Цыцина»

Команда Цыцина предлагает полностью реконструировать территорию от Кожевенной линии до прибрежной зоны, создав полноценный яхтенный порт с развитой туристической инфраструктурой

 

Что может получить город:

 Более эффективные и эстетичные береговые линии

 Повышение привлекательности города для яхтенного туризма

 Появление нового парка и музея

В основе этого проекта прежде всего лежит иностранный опыт: как в вопросе полной реконструкции подобных территорий, так и в вопросе создания эффективного аттрактора для яхтенного туризма. В качестве примера команда приводит Стокгольм, который ежегодно принимает свыше 20 тысяч яхт, что приносит городу наибольший доход в данном сегменте среди городов Балтийского региона — 40 миллионов евро. Немногим меньше удаётся заработать финскому городу Турку: туда ежегодно заходят порядка 10 тысяч яхт. По мнению команды, при должном развитии Петербург может выйти на уровень Турку, несмотря на то, что сейчас поток яхтенных туристов колеблется в районе 300 судов в год.

Порт, над которым работала команда, мог бы стать отличным подспорьем для старта такого масштабного проекта. Он предполагает сооружение плавучих причалов для парусных и моторных яхт на 400 стояночных мест. Весь комплекс разделили на пять функциональных зон: марина, гостиница и кондо-отель, торгово-ресторанная зона, прогулочная зона и интерактивный музей-аквариум, который может привлечь не только туристов, но и горожан.

Промышленные здания из красного кирпича, построенные до 1917 года, архитекторы должны сохранить как объект культурного наследия, потому они и стали основой архитектурного ансамбля набережной. Ряд зданий объединён связками из стекла и метала, напоминающими волны. Таким образом функциональные зоны плавно перетекают друг в друга. Постройка тоннеля, который соединит Васильевский остров с Кировским и Адмиралтейским районами, была ещё одной переменной, которую учитывали при проектировании. Архитекторы предлагают увести дорогу в тоннель несколько раньше, чтобы обеспечить свободный пешеходный выход к набережной.

Создание комплекса, по задумке архитекторов, не должно потребовать средств из городского бюджета. Более того, подобный проект может подтолкнуть Петербург к развитию сети марин, готовых принимать туристические яхты, что позволит городу войти в европейскую сеть яхтенных портов.

 

 

Импульс культуры у воды

Куратор: Валерий Нефедов, доктор архитектуры, профессор кафедры урбанистики
и дизайна городской среды Санкт-Петербургского государственного
архитектурно-строительного университета

Данный проект предполагает радикальное преображение всей территории от Кожевенной линии до границы воды, а также создание новой зелёной улицы, доступной лишь для пешеходов, велосипедистов и экологического общественного транспорта.

 

Что может получить город:

 новая зелёная улица

 инновационная транспортная система

 новая точка всесезонной активности на карте города

Команда представила идею масштабного креативного пространства у воды, которое, в отличие от большинства аналогичных проектов, может быть интересно не только в тёплое время года, но и в осенне-зимний период. В основе — большой арт-кластер в переоборудованных зданиях кожевенного завода. Многоуровневые и объединённые между собой строения предлагают осваивать постепенно, распределив мастерские, выставочные пространства, офисы и шоу-румы в разные блоки на разных этажах. Между постройками создадут световой парк и площадки для событий.

Чтобы визуально связать между собой разные части кластера и оборудованную набережную, архитекторы создали так называемый «Променад искусств» — протяжённое пространство для прогулок, инсталляций и временных выставок. 

Одной из наиболее интригующих идей команды стал проект новой улицы с рабочим названием Зелёная диагональ, которая соединит Детскую улицу и Кожевенную линию. Прежде всего она должна уравновесить транспортные потоки и облегчить доступ к достаточно изолированной сегодня территории. Но главная её особенность — внимание к окружающей среде. Зелёная диагональ может стать первой улицей Петербурга, доступной исключительно для пешеходов, велосипедистов и троллейбусов. Более того, команда предложила использовать технологию TOSA, которая позволяет отказаться от проводов для троллей — такой транспорт заряжается прямо на остановках во время посадки пассажиров.

 

 

Культурная ремедиация

Куратор: Данияр Юсупов, урбанист, эксперт «Открытой Лаборатории Город»,
эксперт в области реабилитации городской среды

Проект, радикально отличающийся от всех прочих, представила команда Данияра Юсупова. Вместо создания концептуально нового района молодые архитекторы рассмотрели реальные способы преобразовать территорию Кожевенной линии при минимальном вмешательстве и без глобальной реконструкции. Проект, названный «Ремедиацией», поделили на четыре фазы: запуск, развитие, зрелость и девелопмент. На первой из них три стартапа (в данном случае это IT-компания, парк и арт-центр) размещаются в некотором отдалении друг от друга. И со временем, обрастая новыми проектами, их экспансия увеличивается, тем самым понемногу меняется территория вокруг.

 

 

Учебно-познавательный комплекс

Куратор: Максим Атаянц, архитектор,
руководитель «Архитектурной мастерской М. Атаянца»

Масштабный проект учебно-познавательного комплекса представила команда Максима Атаянца. Центральным шарниром квартала стала площадь с изображением карты Петербурга. Тремя основными лучами от неё расходятся пешеходные зоны, одна из которых ведёт к учебному комплексу, вторая — к местному торговому центру, а третья — к офисным зданиям поблизости. Саму площадь разместили у подножия трёх труб Василеостровской ТЭЦ, которые архитекторы использовали для создания цепи стеклянных смотровых площадок. В дополнение к этому каждую из труб превратили в небольшой музей истории города.

По плану, весь комплекс пронизывает сеть велосипедных дорожек, а между зданием детского центра и интерактивным музеем перекинут пандус, который также выполняет роль пешеходного моста, проходящего над Кожевенной линией. Дополняет всё это остановка аквабуса — проект предполагает серьёзное развитие данного вида общественного транспорта.

 

 

Парк возможностей

Куратор: Михаил Кондиайн, заместитель генерального директора
архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнёры»

Команда Михаила Кондиайна крайне основательно подошла к изучению территории Кожевенной линии и при создании своего проекта полностью опираясь на достоинства и недостатки локации. Не зацикливаясь на одной идее, молодые архитекторы предложили проект территории, существующей по сценарию «событие — парк — событие», способной трансформироваться под нужды каждого конкретного мероприятия и частично берущей на себя функции соседнего «Ленэкспо».

Среди прочих важных предложений: сооружение двух новых мостов, рекультивация земли, загрязнённой предприятиями, и озеленение.

 

Иллюстрации: Форум «Будущий Петербург»/РБК