Главред газеты «Желудь» — об обложке «Ничего не происходит»

Все обсуждают последние обложки «Новой газеты», но свое отношение к тому, что происходит, выражают и маленькие печатные издания. Например, «Желудь», муниципальная газета московского округа Ломоносовский, вышла 21 марта с обложкой, на которой большими буквами написано: «Ничего не происходит». Новый выпуск не первая примечательная обложка «Желудя». В прошлом году газета вышла со знаменитой видоизмененной плашкой иностранного агента на обложке: «Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, пока еще не выполняющим функции иностранного агента» — в поддержку изданий, которые государство уже объявило иностранными агентами.
В выпуске про «спецоперацию» также есть обращение редакции, в котором объясняется, почему была выбрана такая обложка: «На многочисленные вопросы, что происходит, предлагается отвечать однозначно: „спецоперация на территории Украины“. Любой другой ответ, дальнейшие расспросы и уж тем более попытки усомниться в правильности происходящего пресекаются». The Village узнал у главного редактора «Желудя» Ольги Сидельниковой, как появилась газета, в чем суть нового выпуска и кто его делал.
Ольга Сидельникова
врио главы администрации Ломоносовского района и главред газеты «Желудь»
«Желудь» — это муниципальная газета, созданная по решению Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский в 2020 году. Название выбиралось депутатами из нескольких вариантов. Я предложила «Желудь», потому что это отсылка к гербу (на нем ломоносовский дуб), короткое слово и яркое, выделяющееся — на фоне других скучных — название местной газеты.
Непосредственно выпуском занимается администрация муниципального округа. Газета посвящена локальным темам: проблемам в ЖКХ (и способам их решения), благоустройству, управлению домами, защите прав потребителей, расследованиям районного уровня. Материалы бывают разного формата — от заметок и памяток до научпоп-материалов (как, например, статьи про газоны и детские площадки).
Информирование — это одно из немногих реальных, видимых жителям полномочий органов местного самоуправления в Москве, поэтому хочется использовать его на полную. Не публиковать в газете километры неинтересных решений Совета депутатов, а делать живое СМИ с локальной повесткой. Выпуски газеты доступны на нашем официальном сайте и на сайте газеты
Поскольку это муниципальная газета (выпускается за бюджетные деньги), у нее особая организация. У газеты нет сотрудников. Есть главред (неоплачиваемая позиция) — врио главы администрации. Газета издается по муниципальному контракту, в который входит предпечатная подготовка, печать и распространение. Подготовкой материалов занимается главред, а также по желанию — сотрудники администрации и муниципальные депутаты.
Решение о том, что это будет особенный номер, принимала я. Концепт обложки сделал дизайнер Владислав Неймарк. Мотивы отражены в тексте «От редакции». Если коротко: мне очень часто приходится слышать от людей, что они не интересуются происходящим, что они вне политики. Это никак не влияет на мое отношение к тем, кто обращается в администрацию за консультацией, но внутри я каждый раз удивляюсь, как люди могут не понимать, что некачественный капитальный ремонт или постоянные перекрытия Ленинского проспекта из-за кортежей — это последствия политики. Да, здесь связь чуть менее явная и звеньев в ней больше, чем в случае «плохо оделся зимой — простудился», но она прямая.
Цель именно такого номера в том, чтобы как можно больше людей начали задумываться о причинах того, что происходит вокруг, а также о своей ответственности за это. Именно в таком виде это точно единичная акция. Что касается возможных последствий — я руководствуюсь принципом «делай что должен, и будь что будет».
Обложка: Газета «Желудь»