5 марта, пятница
Москва
Войти

Что происходит с Музеем архитектуры имени Щусева? «Эту женщину двигают к цели темные силы»: The Village выяснил, почему Музей архитектуры против назначения Лихачевой директором

В понедельник, 21 марта, на сайте Change.org появилась петиция сотрудников Музея архитектуры имени А. В. Щусева, которые просят министерство культуры не назначать директором пространства Елизавету Лихачеву — сотрудницу филиала музея Дома Мельникова и участницу конкурса концепции развития музея. Конкурс, о котором идет речь, организован Минкультом и проводится с декабря 2016 года — после того, как подала в отставку директор музея Ирина Коробьина. Победитель возглавит музей и займется его дальнейшим развитием.

13 марта прошло открытое слушание семи финалистов конкурса, по результатам которых Минкульт должен вынести свое решение. Оно пока неизвестно, однако авторы петиции решили заранее попросить ведомство не отдавать руководящую позицию Лихачевой, а выбрать кандидата, имеющего «специальное образование в архитектурном проектировании или истории архитектуры и искусства».

В тексте петиции говорится, что кандидатура Лихачевой смущает нынешнее руководство Музея архитектуры, потому что она «получила высшее образование в 2014 году, не имеет ученой степени, научного опыта и веса, не обладает опытом руководящей работы и ведения административно-хозяйственной деятельности». Также в документе упоминается скандал с Домом Мельникова, который якобы был спровоцирован Лихачевой. «Этот скандал нанес существенный репутационный урон Музею архитектуры, от которого отвернулась значительная часть профессионального архитектурного сообщества. Лихачева, не найдя достойного решения в сложной ситуации, произвела недопустимые действия по отношению к наследникам, совершив захват дома», — говорится в петиции. А вечером 21 марта сотрудники музея направили открытое письмо на имя премьер-министра России Дмитрия Медведева и министра культура Владимира Мединского с просьбой вмешаться в ситуацию (есть в распоряжении редакции).

The Village собрал мнения обеих сторон конфликта и членов жюри конкурса, чтобы разобраться, какая судьба может ожидать главный музей архитектуры в России.


Елизавета Лихачева

участница конкурса концепции развития Музея архитектуры

Вся ситуация для меня большой сюрприз, потому что на конкурс Минкульта было представлено семь концепций.
С чего вдруг такую реакцию вызвало именно мое имя? Результаты конкурса еще неизвестны, свое позицию министерство не озвучило.

Петиция в интернете — это пасквиль. Сведения, которые там указаны, не соответствуют действительности. Да, судебные дела по поводу Дома Мельникова ведутся, государство пытается признать завещание архитектора исполненным, но в петиции написано, что на меня возбуждено уголовное дело. Однако нет такого иска, мне же должна была прийти повестка, а я ни сном ни духом, я впервые об этом узнала из текста петиции.

Авторы жалобы также прошлись по моему образованию. Я не понимаю, почему образование, полученное на отделении всеобщей теории и истории искусства на историческом факультете в Московском государственном университете, не является достаточным, чтобы называться специалистом по истории архитектуры. А тот факт, что я окончила университет в 2014-м, три года назад, не делает мое образование хуже или лучше, диплом — это не бутылка вина. Авторы жалобы сомневаются в моем научном авторитете, но ко мне на лекции каждый день приходит по сто человек минимум, я читаю курсы в разных музеях и на разные темы, не только по архитектуре.

К тому же данный текст — это анонимка. Если бы руководство музея было против моего назначения, то в документе стояли бы фамилии реальных людей. А люди, которые написали это от имени Музея архитектуры, просто скрываются — на тот случай, если меня вдруг все-таки выберут директором.

Моя концепция развития Музея архитектуры очень простая: музей без постоянной экспозиции не может существовать, но в настоящих условиях она невозможна, потому что здание, в котором музей находится, — в аварийном состоянии, а 70 % территории заняты под хранение. Я считаю, глупо такое здание в 200 метрах от Кремля держать как склад.

Моя концепция состоит из трех пунктов. Первое —это строительство депозитариума, причем открытого — с открытыми реставрационными мастерскими и с системой открытого хранения. В России есть примеры такого рода: достаточно вспомнить Эрмитаж в «Старой Деревне», где стоят вещи, которые никогда не попадут в постоянную экспозицию музея. Есть примеры за рубежом — например, в неаполитанском музее довольно много античной скульптуры и далеко не всё они могут выставить в зал. Они сделали что-то вроде открытого депозитариума во дворе музея. Депозитариум Музея архитектуры должен быть построен не где-то в Новой Москве, конечно, но надо просто поработать, чтобы выбрать место, где его поставить.

Второй пункт — реконструкция старого здания и всего усадебного комплекса, а также приспособление его под музейные функции: создание системы вентиляции, сигнализации, увлажнения воздуха. Третье — открытие полноценной постоянной экспозиции, собрание генерального каталога — это главная цель перед научным составом музея. Для этого надо привлекать лоббистов, потому что государственные деньги далеко не все решают. А чем мы хотим заинтересовать лоббистов? Нашей уникальной коллекцией, нашими фондами.

На мой взгляд, проблема команды Музея архитектуры в том, что они не понимают, что хотят получить на выходе, для них музей — это кот Шрёдингера: он то ли жив, то ли мертв. А я для себя эту идею четко сформулировала. Я читала две из семи концепций моих коллег, и я считаю, что главное, чего им не хватает, это представления о том, что должно выйти в результате: о чем музей вообще? кто придет в него? что они будут смотреть?


Ирина 
Чепкунова

исполняющая обязанности директора Музея архитектуры

На позицию директора еще пока никого не утвердили, но сотрудников музея удивило вообще рассмотрение кандидатуры Елизаветы Лихачевой, поэтому мы написали такую петицию. Мы с ней работали, она сотрудник нашего музея, это человек, которого мы хорошо знаем. Чем она плоха — написано в петиции, там вполне ясно сформулированы все претензии наших сотрудников.

Слушания концепций участников были выстроены таким образом, что каждый выступал независимо, участники не слышали выступления друг друга. Не слыша концепции коллег, я подозреваю, что в каких-то вопросах они повторяются. Есть круг проблем, которые находятся на поверхности: нужно обязательно создать попечительский совет, сотрудничать с другими структурами, нужно делать ремонт, создать медиатеку.

Концепция, которую мы представили министерству культуры, очень обширна и касается всех сторон жизни нашего музея. В первую очередь мы говорили о создании попечительского совета, потому что для нас важно сотрудничать не только с государством, но и с какими-то частными структурными.

Конечно, у нас есть большие выставочные планы, мы предполагаем делать большую выставку, посвященную русскому авангарду, и хотим показать новые коллекции.
У нас большие планы, но нам нужна определенность. Мы болеем и за музей, и за себя в нем, и поэтому мы в некотором замешательстве и даже напуганы тем, что появилась кандидатура Лихачевой и она претендует занять место директора. Для нас жизненно важно, кто продолжит все наши дела.


Антон Белов
директор музея современного искусства «Гараж», участник открытых слушаний

Я был в комиссии, которая слушала выступления авторов концепций развития Музея архитектуры. Сотрудники Музея архитектуры во главе с исполняющим обязанности директора музея предложили такой многотомный труд, очень расплывчатый и без всякой фактической информации. А Елизавета Лихачева сделала самую убедительную презентацию: она владела цифрами, фактами и дала какой-то перспективный план развития пространства. Мне как директору музея была понятна ее идея, а вот концепция сотрудников музея была очень странная. Они почему-то показали нам ролик о том, что этот музей суперуспешный, хотя все остальные, кто предлагал концепции, говорили, что там совершенно мизерные показатели по всем параметрам, начиная с выставочной деятельности и заканчивая образовательной. Когда мы задавали вопросы нынешнему исполняющему обязанности директора о том, каков годовой бюджет музея, какая посещаемость, нам не смогли назвать эти цифры.

Музей находится в плачевном состоянии. Там коллекция состоит из 700 тысяч единиц хранения, плюс 300 тысяч не определены в основные фонды или вспомогательные — то есть это неразобранные материалы. Никто не понимает, как работать с современной архитектурой, что удивительно: музей создавался живым архитектором, который хотел пропагандировать архитектуру как современное урбанистическое явление, которое меняет в том числе и социум.

Это просто странная позиция людей, которые не хотят ничего менять. До них, наверное, дошли слухи, что презентация Елизаветы Лихачевой была фантастической по сравнению с остальными. Если выберут Лихачеву, я готов помогать в реализации ее достаточно смелой концепции, чтобы у всех москвичей была гордость за первый музей архитектуры в мире. На должность директора по конкурсу еще претендует директор музея, есть руководитель образовательных программ, действующий архитектор, который что-то в Крыму строил, студентка, которую мы учим в магистратуре (но она сразу сказала, что не готова быть директором, просто ей было интересно обратить внимание на проблему), — там разношерстный состав.

Итоговое решение будет принимать Минкульт — жюри дает лишь рекомендации. Они должны принять во внимание все параметры: источники финансирования, понимание бюджета и перспективы.


Николай Шумаков президент Союза московских архитекторов, участник открытых слушаний

Я никогда не работал с Лихачевой, но я доверяю руководству музея и Ирине Чепкуновой в частности. Она проверенный товарищ и несет только пользу Музею архитектуры.

Мне кажется, что музеем должен руководить архитектор, который в гуще событий, понимает, что такое архитектура, и понимает смысл Музея архитектуры. Таким человеком мне видится архитектор Алексей Комов, который тоже представлял свою концепцию, но не буду возражать против Чепкуновой абсолютно. Алексей понимает, что нужно для популяризации архитектуры, как ее объяснить простым гражданам. Там надо проводить не только чисто архитектурные выставки, но и мероприятия, совмещенные с музыкой, живописью — все это на фоне архитектурных произведений. Мне кажется, это поднимет престиж и значение музея.

Старое руководство видит пути развития пространства и понимает, какие проблемы сложились сейчас и как их исправить — это большой плюс. А минус в том, что непонятно, почему они раньше этим не занимались. За 15–20 лет можно было решить эти проблемы, но, вероятно, это было невозможно сделать, потому что был другой директор музея.

Лихачеву я, к сожалению, не помню, я вообще на нее не обратил внимания, потому что считал претендентами двух человек — Комова и Чепкунову. Я выслушал и внимательно просмотрел их концепции, убедился, что все предложенное ими возможно. А концепция Лихачевой, может, хороша и грамотна, но ничем особенным она не выделялась: ни степенью проработки, ни новым подходом. Думаю, эту женщину двигают к цели какие-то другие, темные силы.


Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Что происходит с домом Мельникова
Что происходит с домом МельниковаМузей или частный дом? The Village поговорил с представителями обеих сторон конфликта вокруг дома Мельникова и узнал, какие претензии они предъявляют друг другу
Что происходит с домом Мельникова

Что происходит с домом Мельникова Музей или частный дом? The Village поговорил с представителями обеих сторон конфликта вокруг дома Мельникова и узнал, какие претензии они предъявляют друг другу

Не наш: Как в Москве организовали фестиваль в честь присоединения Крыма без упоминания Крыма
Не наш: Как в Москве организовали фестиваль в честь присоединения Крыма без упоминания КрымаПочему в афише «Весны» нет ни слова про Крым, зачем к организации привлекали студентов МГУ и что будет с пионами
Не наш: Как в Москве организовали фестиваль в честь присоединения Крыма без упоминания Крыма

Не наш: Как в Москве организовали фестиваль в честь присоединения Крыма без упоминания Крыма Почему в афише «Весны» нет ни слова про Крым, зачем к организации привлекали студентов МГУ и что будет с пионами

Как выглядят новые станции метро в Москве
Как выглядят новые станции метро в МосквеThe Village посетил станции «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки» и узнал, что в них особенного
Как выглядят новые станции метро в Москве

Как выглядят новые станции метро в Москве The Village посетил станции «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки» и узнал, что в них особенного

Музей архитектуры просит не назначать своим директором сотрудницу филиала музея Дома Мельникова

Речь идет о кандидатуре Елизаветы Лихачевой, которая является одним из авторов концепции развития музея его директором

Музей архитектуры просит не назначать своим директором сотрудницу филиала музея Дома Мельникова Речь идет о кандидатуре Елизаветы Лихачевой, которая является одним из авторов концепции развития музея его директором

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Прочее

Новое и лучшее

Самые интересные события этой недели

На что живут подкастеры

Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей

Этикет подарков

Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке

Первая полоса

Самые интересные события этой недели
Самые интересные события этой неделиПремьеры в кино, музейный бранч и лучшие вечеринки
Самые интересные события этой недели

Самые интересные события этой недели Премьеры в кино, музейный бранч и лучшие вечеринки

На что живут подкастеры
На что живут подкастерыПринятие своего голоса, реклама среди задушевных разговоров и три работы
На что живут подкастеры

На что живут подкастеры Принятие своего голоса, реклама среди задушевных разговоров и три работы

Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей
Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей
Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей

Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей

 Этикет подарков
Спецпроект
Этикет подарков7 негласных правил хороших презентов
 Этикет подарков
Спецпроект

Этикет подарков 7 негласных правил хороших презентов

Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке
Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке Как объединить рабочее пространство и квартиру
Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке

Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке Как объединить рабочее пространство и квартиру

18 театральных событий весны

18 театральных событий весныИ все, что вы могли пропустить из-за локдауна

18 театральных событий весны

18 театральных событий весны И все, что вы могли пропустить из-за локдауна

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Для нежных, солнечных и колючих:
Как выбрать идеальный букет
Промо
Для нежных, солнечных и колючих: Как выбрать идеальный букетВместо важных слов, которые порой сложно сказать
Для нежных, солнечных и колючих:
Как выбрать идеальный букет
Промо

Для нежных, солнечных и колючих: Как выбрать идеальный букет Вместо важных слов, которые порой сложно сказать

Как в Берлине (ну почти!): Где есть настоящий донер-кебаб в Москве
Как в Берлине (ну почти!): Где есть настоящий донер-кебаб в Москве
Как в Берлине (ну почти!): Где есть настоящий донер-кебаб в Москве

Как в Берлине (ну почти!): Где есть настоящий донер-кебаб в Москве

Офисное экобинго
Спецпроект
Офисное экобингоПроверьте, насколько зеленое ваше рабочее место
Офисное экобинго
Спецпроект

Офисное экобинго Проверьте, насколько зеленое ваше рабочее место

Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах
Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах «Однажды… в Голливуде», доки про пандемию и новый фильм Литвиновой
Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах

Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах «Однажды… в Голливуде», доки про пандемию и новый фильм Литвиновой

«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма
«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма
«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма

«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма

Опередить время: История натуральной косметики длиной в 100 лет
Спецпроект
Опередить время: История натуральной косметики длиной в 100 летИ почему об устойчивом развитии задумались уже в начале XX века
Опередить время: История натуральной косметики длиной в 100 лет
Спецпроект

Опередить время: История натуральной косметики длиной в 100 лет И почему об устойчивом развитии задумались уже в начале XX века

Ароматы с характером: 6 стоящих марок нишевой парфюмерии
Промо
Ароматы с характером: 6 стоящих марок нишевой парфюмерииЧтобы найти тот самый запах
Ароматы с характером: 6 стоящих марок нишевой парфюмерии
Промо

Ароматы с характером: 6 стоящих марок нишевой парфюмерии Чтобы найти тот самый запах

Эксклюзив, индийская кухня, кебабы и слабоалкогольные напитки: Что мы будем есть (и пить) в 2021 году?
Эксклюзив, индийская кухня, кебабы и слабоалкогольные напитки: Что мы будем есть (и пить) в 2021 году?
Эксклюзив, индийская кухня, кебабы и слабоалкогольные напитки: Что мы будем есть (и пить) в 2021 году?

Эксклюзив, индийская кухня, кебабы и слабоалкогольные напитки: Что мы будем есть (и пить) в 2021 году?

В парке «Лосиный Остров» погибли краснокнижные олени
В парке «Лосиный Остров» погибли краснокнижные олениЗоозащитники считают, что их убили браконьеры
В парке «Лосиный Остров» погибли краснокнижные олени

В парке «Лосиный Остров» погибли краснокнижные олени Зоозащитники считают, что их убили браконьеры

Для чего нужен сервис «Мои чеки онлайн», который хранит данные обо всех интернет-покупках россиян
Для чего нужен сервис «Мои чеки онлайн», который хранит данные обо всех интернет-покупках россиянДа, о ваших тоже
Для чего нужен сервис «Мои чеки онлайн», который хранит данные обо всех интернет-покупках россиян

Для чего нужен сервис «Мои чеки онлайн», который хранит данные обо всех интернет-покупках россиян Да, о ваших тоже

Уверенный плюс: 12 красивых пальто на весну
Уверенный плюс: 12 красивых пальто на весну
Уверенный плюс: 12 красивых пальто на весну

Уверенный плюс: 12 красивых пальто на весну

«Моя сила в тривиальности»: Дмитрий Глуховский — о том, как заставил новую Россию вглядеться в вечную в сериале «Топи»
«Моя сила в тривиальности»: Дмитрий Глуховский — о том, как заставил новую Россию вглядеться в вечную в сериале «Топи»
«Моя сила в тривиальности»: Дмитрий Глуховский — о том, как заставил новую Россию вглядеться в вечную в сериале «Топи»

«Моя сила в тривиальности»: Дмитрий Глуховский — о том, как заставил новую Россию вглядеться в вечную в сериале «Топи»

Как освежить интерьер в квартире к весне
Как освежить интерьер в квартире к веснеС минимальными затратами
Как освежить интерьер в квартире к весне

Как освежить интерьер в квартире к весне С минимальными затратами

Подпишитесь на рассылку