«В центр» и «на юг»: Что не так с новой навигацией в метро? Почему пассажиры не понимают обновленные указатели — обсудили эксперимент Дептранса с дизайнерами
19 октября газета «Московский комсомолец» рассказала о жалобах горожан на обновленную навигацию в метро. На новых табличках больше нет полного списка станций, до которых можно доехать с левой и с правой платформы. Теперь есть только названия конечных станций и указаны стороны света. На станции «Ленинский проспект» написано — центр и юг и «Медведково» и «Новоясеневская». На указателях станции «Проспект Мира» кольцевой линии отмечены только названия соседних станций, а на «Технопарке», наоборот, — только направления (север и юг).
Указание на конечные стации может стать проблемой, так как с развитием метро они меняются. А названия соседних станций могут быть незнакомы туристам. The Village выяснил, почему было принято решение сделать такую непрактичную навигацию и установят ли новые табло на всех станциях метро.

Михаил Квривишвили
ведущий дизайнер и партнер компании Wayfinding.pro, консультант компании City ID, разработчика единой системы навигации Москвы
Навигация в метро отвечает на вопрос «В какую сторону мне ехать?». В системе 1980-х, которая используется и сейчас, ответ на него давался при помощи подвесных световых коробов, на которых перечислены все станции в каждую сторону. Количество станций регулярно растет, а размеры подвесных указателей остаются прежними. Следовательно, возникла потребность поместить больше текста на ту же плоскость, что привело к уменьшению шрифта.
Для решения этой проблемы можно было бы увеличить физические размеры указателей, но это местами невозможно из-за особенностей архитектуры, соображений удобства или безопасности.
В мире эта проблема решается по-разному. Ключевые варианты:
Указана конечная станция, такая схема используется в Париже. Эта схема удобна но сложна для приезжих. Кроме того, при продлении линий меняется конечная, и нужно запоминать заново;
Указаны направления сторон света. Самая универсальная схема, хоть и не привычная нам. Ее используют в автомобильном движении, морской навигации, по сути, везде. Схема метро статично изображается с севером наверху. Наш «верх фиолетовой» или «низ зеленой» и есть — север или юг такой-то линии;
Указано направление — в центр и из центра. Она удобна на периферии, но сложность начинается в самом центре. «Центр» — понятие ментальное, а не физическое;
Указаны ближайшие станции в обоих направлениях. Она требует от пассажира чрезмерных знаний. Ее можно назвать самой не функциональной.
Невероятно, но факт. В московском метро появилась нормальная человеческая навигация. pic.twitter.com/25QBvX9SWy
— Oleg Frolov (@Volorf) May 15, 2016
Для Москвы City ID предложили, конечно же, стороны света как перспективную модель. Такая схема требует перестройки привычной модели пользования метро, но в перспективе будет наиболее долговечной и функциональной как для пассажиров, так и в обслуживании.
Итоговое решение примет команда правительства Москвы. Однако Дептранс так и не может определиться с выбором. Отсюда и разные сочетания. Но на самом деле решение должно быть системным и повсеместным. Кроме того, оно должно внедряться с уважением ко всем пассажирам: как к тем, кто уже много лет пользуется метро, так и к тем, кто оказался в нем впервые.
Поэтому неудивительно, что проверка новой системы вызывает недоумение жителей, ведь она проводится сегментами. Да и однозначные выводы из такого рода тестов сделать сложно. Как мне кажется, необходим полноценный план системного тестирования, доработок, переходного периода (ведь надо дать время на адаптацию к изменениям постоянным пользователям) и финального внедрения.
Новая навигация в московском метро pic.twitter.com/oLdiDlPL4W
— Тот самый Мартин (@martin_camera) July 20, 2016

Леонид Агрон
генеральный директор студии Zolotogroup
В Лондоне, в Нью-Йорке и в других городах, навигация которых бралась как образец, люди ориентируются по сторонам света. У нас такая схема вторична по сравнению с формулой «из центра» и «в центр». Поэтому то, что появилось на этих станциях, непривычно и вызывает у людей вопросы, непонимание и недоумение. Это не значит, что такая система плохая или хорошая. Просто у людей за десятки лет пользования метро выработались определенные привычки, а тут появляется совершенно новая схема, которую им никто не объясняет.
Конкретное табло можно продолжать обсуждать, но это важно делать в рамках всей системы в целом — а в московском метро сейчас около 20–25 разных видов указателей. На «Ленинском проспекте», например, помимо подвесного табло есть указатели на стенах, на которых есть и список станций, и указатели «на юг» и «в центр». Эти табло дополняют друг друга, и смысла в них становится гораздо больше.
Важно, чтобы система сдавалось целиком, а не в одной отдельной части метро. Недостатки в таком случае будут, но они компенсируются унифицированностью навигации. При единой системе шансов запутаться меньше.

Илья Бирман
дизайнер
Я писал об этом. Спрашивать пассажиров тут смысла нет, нужно смело вводить хорошее решение. К нему привыкнут, и будет хорошо.
Замглавы департамента транспорта Москвы Алина Бисембаева, которая курирует в ведомстве вопросы комфортной городской среды и отвечает за эксперимент с навигацией, не смогла предоставить The Village комментарий.
Дополнение: 25 октября в московском метрополитене объяснили, почему с новых навигационных табличек исчез полный список станций. По словам представителей метро, сейчас идет тестирование различных вариантов навигации. «В качестве эксперимента был предложен вариант, когда для пассажиров сразу размещается не полная информация, а порционно по пути следования. Подобная практика существует во многих метрополитенах мира», — говорится в ответе на запрос The Village. В метро пообещали, что по результатам тестирования выберут единое решение для оформления табличек. Его реализуют на всех станциях до конца 2018 года.
Обложка: Иван Анисимов/city-id