27 сентября, понедельник
Санкт-Петербург
Войти

«В центр» и «на юг»: Что не так с новой навигацией в метро? Почему пассажиры не понимают обновленные указатели — обсудили эксперимент Дептранса с дизайнерами

19 октября газета «Московский комсомолец» рассказала о жалобах горожан на обновленную навигацию в метро. На новых табличках больше нет полного списка станций, до которых можно доехать с левой и с правой платформы. Теперь есть только названия конечных станций и указаны стороны света. На станции «Ленинский проспект» написано — центр и юг и «Медведково» и «Новоясеневская». На указателях станции «Проспект Мира» кольцевой линии отмечены только названия соседних станций, а на «Технопарке», наоборот, — только направления (север и юг).

Указание на конечные стации может стать проблемой, так как с развитием метро они меняются. А названия соседних станций могут быть незнакомы туристам. The Village выяснил, почему было принято решение сделать такую непрактичную навигацию и установят ли новые табло на всех станциях метро.


Михаил Квривишвили

ведущий дизайнер и партнер компании Wayfinding.pro, консультант компании City ID, разработчика единой системы навигации Москвы

Навигация в метро отвечает на вопрос «В какую сторону мне ехать?». В системе 1980-х, которая используется и сейчас, ответ на него давался при помощи подвесных световых коробов, на которых перечислены все станции в каждую сторону. Количество станций регулярно растет, а размеры подвесных указателей остаются прежними. Следовательно, возникла потребность поместить больше текста на ту же плоскость, что привело к уменьшению шрифта.

Для решения этой проблемы можно было бы увеличить физические размеры указателей, но это местами невозможно из-за особенностей архитектуры, соображений удобства или безопасности.

В мире эта проблема решается по-разному. Ключевые варианты:

 Указана конечная станция, такая схема используется в Париже. Эта схема удобна но сложна для приезжих. Кроме того, при продлении линий меняется конечная, и нужно запоминать заново;

 Указаны направления сторон света. Самая универсальная схема, хоть и не привычная нам. Ее используют в автомобильном движении, морской навигации, по сути, везде. Схема метро статично изображается с севером наверху. Наш «верх фиолетовой» или «низ зеленой» и есть — север или юг такой-то линии;

 Указано направление — в центр и из центра. Она удобна на периферии, но сложность начинается в самом центре. «Центр» — понятие ментальное, а не физическое;

 Указаны ближайшие станции в обоих направлениях. Она требует от пассажира чрезмерных знаний. Ее можно назвать самой не функциональной.

Для Москвы City ID предложили, конечно же, стороны света как перспективную модель. Такая схема требует перестройки привычной модели пользования метро, но в перспективе будет наиболее долговечной и функциональной как для пассажиров, так и в обслуживании.

Итоговое решение примет команда правительства Москвы. Однако Дептранс так и не может определиться с выбором. Отсюда и разные сочетания. Но на самом деле решение должно быть системным и повсеместным. Кроме того, оно должно внедряться с уважением ко всем пассажирам: как к тем, кто уже много лет пользуется метро, так и к тем, кто оказался в нем впервые.

Поэтому неудивительно, что проверка новой системы вызывает недоумение жителей, ведь она проводится сегментами. Да и однозначные выводы из такого рода тестов сделать сложно. Как мне кажется, необходим полноценный план системного тестирования, доработок, переходного периода (ведь надо дать время на адаптацию к изменениям постоянным пользователям) и финального внедрения.

Леонид Агрон

генеральный директор студии Zolotogroup

В Лондоне, в Нью-Йорке и в других городах, навигация которых бралась как образец, люди ориентируются по сторонам света. У нас такая схема вторична по сравнению с формулой «из центра» и «в центр». Поэтому то, что появилось на этих станциях, непривычно и вызывает у людей вопросы, непонимание и недоумение. Это не значит, что такая система плохая или хорошая. Просто у людей за десятки лет пользования метро выработались определенные привычки, а тут появляется совершенно новая схема, которую им никто не объясняет.

Конкретное табло можно продолжать обсуждать, но это важно делать в рамках всей системы в целом — а в московском метро сейчас около 20–25 разных видов указателей. На «Ленинском проспекте», например, помимо подвесного табло есть указатели на стенах, на которых есть и список станций, и указатели «на юг» и «в центр». Эти табло дополняют друг друга, и смысла в них становится гораздо больше.

Важно, чтобы система сдавалось целиком, а не в одной отдельной части метро. Недостатки в таком случае будут, но они компенсируются унифицированностью навигации. При единой системе шансов запутаться меньше.


Илья Бирман

дизайнер

Я писал об этом. Спрашивать пассажиров тут смысла нет, нужно смело вводить хорошее решение. К нему привыкнут, и будет хорошо.


Замглавы департамента транспорта Москвы Алина Бисембаева, которая курирует в ведомстве вопросы комфортной городской среды и отвечает за эксперимент с навигацией, не смогла предоставить The Village комментарий.


Дополнение: 25 октября в московском метрополитене объяснили, почему с новых навигационных табличек исчез полный список станций. По словам представителей метро, сейчас идет тестирование различных вариантов навигации. «В качестве эксперимента был предложен вариант, когда для пассажиров сразу размещается не полная информация, а порционно по пути следования. Подобная практика существует во многих метрополитенах мира», — говорится в ответе на запрос The Village. В метро пообещали, что по результатам тестирования выберут единое решение для оформления табличек. Его реализуют на всех станциях до конца 2018 года.


Обложка: Иван Анисимов/city-id

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Дизайнеры о новой системе навигации в Москве
Дизайнеры о новой системе навигации в Москве The Village узнал у известных московских дизайнеров о том, что они думают о новой системе навигации, предложенной департаментом транспорта.
Дизайнеры о новой системе навигации в Москве

Дизайнеры о новой системе навигации в Москве
The Village узнал у известных московских дизайнеров о том, что они думают о новой системе навигации, предложенной департаментом транспорта.

Откуда в метро ветер?
Откуда в метро ветер? Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы о жизни, которыми задаются горожане
Откуда в метро ветер?

Откуда в метро ветер?
Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы о жизни, которыми задаются горожане

Как девелоперы собираются превратить советские кинотеатры в районные центры
Как девелоперы собираются превратить советские кинотеатры в районные центры «Cofix», кино и локальный фастфуд: Что появится на месте 39 старых муниципальных кинотеатров Москвы
Как девелоперы собираются превратить советские кинотеатры в районные центры

Как девелоперы собираются превратить советские кинотеатры в районные центры
«Cofix», кино и локальный фастфуд: Что появится на месте 39 старых муниципальных кинотеатров Москвы

Как Московское центральное кольцо изменило город за год
Как Московское центральное кольцо изменило город за год The Village выяснил, сколько заработало МЦК, как повлияло на рынок недвижимости и какие станции самые популярные
Как Московское центральное кольцо изменило город за год

Как Московское центральное кольцо изменило город за год
The Village выяснил, сколько заработало МЦК, как повлияло на рынок недвижимости и какие станции самые популярные

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната

30 главных событий недели

«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки

Первая полоса

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интернатаИ теперь живут вместе

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната И теперь живут вместе

30 главных событий недели
30 главных событий недели Гала-концерт Анны Нетребко, Manizha, выставка Хаима Сокола и «КвирФест»
30 главных событий недели

30 главных событий недели
Гала-концерт Анны Нетребко, Manizha, выставка Хаима Сокола и «КвирФест»

«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой
«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой Объясняют активисты и феминистская исследовательница
«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой

«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой
Объясняют активисты и феминистская исследовательница

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки
Спецпроект
Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки
Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки
Спецпроект

Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Гуляем с «Позорами» по Басманному району Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве
Гуляем с «Позорами» по Басманному району

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен Даркнет, 228 статья и учеба в Америке
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Даркнет, 228 статья и учеба в Америке

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти «Это наш гомеопатический домик»
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
«Это наш гомеопатический домик»

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты И все эти чудеса в России
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
И все эти чудеса в России

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»

Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект
Чек-лист: Как собраться в поход
Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект

Чек-лист: Как собраться в поход

Возвращение бара Mishka, фуд-парк «Меркурий» и фестиваль Megustro
Возвращение бара Mishka, фуд-парк «Меркурий» и фестиваль Megustro
Возвращение бара Mishka, фуд-парк «Меркурий» и фестиваль Megustro

Возвращение бара Mishka, фуд-парк «Меркурий» и фестиваль Megustro

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути От обладателя Гран-при на Берлинале
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути
От обладателя Гран-при на Берлинале

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже» Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину

Подпишитесь на рассылку