До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того? Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург

12 сентября в Яхроме открылся пилотный участок будущего веломаршрута из Москвы в Санкт-Петербург — 25 километров плотной гравийки вдоль канала имени Москвы мимо Дмитрова, Татищева, Орева и других очаровательных подмосковных деревень и городков. К концу осени участок должны протянуть до Дубны, откуда до Москвы или от нее можно будет удобно добраться до велодорожки на электричке. А пока, чтобы оценить маршрут, сделанный по инициативе миллиардера Романа Абрамовича, придется ехать до Яхромы на автобусе или своей машине. Но оно того стоит — это самая удобная, безопасная и живописная велодорожка в стране. Которая, пусть и ведет из ниоткуда в никуда (пока что), все же способна подарить массу приятных ощущений — самое то для этого нервного года.
В предпоследний теплый день отсюда, конечно, хотелось рвануть до Питера. Светит солнце, под колесами моего побитого складного велосипеда Shulz приятно шебуршит покрытие из уплотненного гравия — дальше должен быть асфальт, а выбор гравия в этом случае обусловлен тем, что набережные канала — охраняемая природная территория; по каналу имени Москвы проплывают теплоходы — «Феликс Дзержинский», вслед за ним — «Михаил Булгаков»; временами ты нагоняешь детей на велосипедах, детей на багажниках велосипедов, велосипедистов постарше и помоложе; временами тебя — серьезные ребята на фиксах. Я езжу на велосипеде по Москве каждый день последние три года, привыкший человек, уверенно чувствую себя и в тихих Хамовниках, и в потоке на Садовом, и даже на злосчастной выделенке на Ленинградке, но такого спокойствия и свободы, радости что ли, от передвижения на двух колесах я не испытывал давно. Возможно, что и никогда.





Сравнить это действительно не с чем: я не ездил по междугородним велодорожкам в Европе, в России ничего подобного тоже нет — ближе всего мог бы быть маршрут от метро «Филатов луг» к микрорайону через парк, но это тоже не совсем то. Поэтому, когда год назад созданное по инициативе заядлого, как утверждается («Вдохновленный своими путешествиями он решил реализовать такой проект у нас», — рассказал заметситель генерального директора «Вело 1» Алексей Шубин), велосипедиста, миллиардера Романа Абрамовича автономная некоммерческая организация «Вело 1» обратилось в КБ «Стрелка» для создания мастер-плана веломаршрута из Москвы в Петербург, многое пришлось начинать с нуля. «Как это не было опыта! „Моя улица“ — большой инфраструктурный проект», — сказала Дарья Парамонова из «Стрелки», но добавила, что сложности все же возникли.





Все-таки 1 100 километров — проектная длина веломаршрута «начало — Красная, конец — Дворцовая» (когда будет открытие маршрута целиком — непонятно, Городилов называет 2025–2027 годы, но и это пока не точно) — должны пройти не просто вдоль шоссе, от этого бы не было никакого кайфа, а вот как под Яхромой: у набережных, через небольшие города, леса и парки. Яхрому, собственно, потому и выбрали для строительства первого участка — начали думать, поняли, что из Москвы проще всего выбраться по набережным Яузы, потом проектировщики вспомнили про канал имени Москвы, «и вот мы здесь». «Есть участки, которые не были никогда связаны — болотные топи, например, — и там проложить эту всю историю с точки зрения затрат, чтобы было приятно ехать и прочее, было не так просто. Та же история с существующими дорогами — нужно было выбрать такие, чтобы по ним было безопасно ехать и вокруг было живописно. Иногда в городах велоинфраструктура просто не влезает. Есть часть природных территорий со своим статусом, где нужен специальный тип покрытия — дощатый, на сваях, который позволяет это делать с минимальным вмешательством антропогенным, — говорит Парамонова. — Но для архитектора этот опыт вполне себе постигаемый».
С Яхромско-Дмитровским участком, который построили всего-то за три летних месяца 2021 года, все получилось как надо: старт — прямо у автовокзала Яхромы, с проколом под шоссе и дальше вдоль выезда на мост, через небольшую аллейку на набережную. Прямая как стрела дорога без горок — но с лавочками, местами под кафе, точками для самостоятельного техобслуживания и благоустроенным парком с советскими скульптурами («Стрелка» даже здесь дает о себе знать) — и практически без рельефа. Есть небольшой, 800 метров, участок совместного движения с автомобилями местных дачников — но на этом все. Только ты, велосипед и дорога. (Но почему-то не зимой. Также до сих пор непонятно, кто будет обслуживать дорогу, поэтому зимой некоторые участки планируют использовать для лыжных прогулок.)




Так и было задумано — в процессе разработки мастер-плана «Стрелка» консультировалась с местными велосообществами, летом энтузиасты даже провели велопробег по предполагаемому маршруту. Путешествие заняло две с лишним недели — и это без какой-либо инфраструктуры. Если весь маршрут построят, как задумано, то на дорогу должно уходить около 16 дней в неспешном режиме: «Это маршрут для семей, детей. Подразумевается, что эти маршруты будут использоваться жителями городов по пути для ежедневного использования». В «Вело 1» говорят, что стоимость одной только инфраструктуры — то есть дороги, мест для стоянки, навигации, дорожных знаков, разметки — составит около 20 миллиардов рублей, говорит гендиректор «Вело 1» Городилов. В гостиницы, кафе и прочие вещи, необходимые для такого путешествия, организация вкладываться не планирует: проектировщики предполагают, что сам факт создания такого маршрута должен подтолкнуть местных жителей к созданию бизнесов для туристов.



«Самое важное для меня в этом маршруте — он начинает активировать все эти города — Яхрома, Дмитров, Дубна, — которые недостаточно активированы сейчас с точки зрения туристического потенциала», — говорит Варвара Мельникова, партнер КБ «Стрелка». «Дорога проходит через 16 городов и больше 300 маленьких поселений. Все ожидают экономического эффекта — роста оборота малого и среднего бизнеса, которые участвуют в туристической инфраструктуре», — добавляет Парамонова. Эффект был заметен даже во время открытия для прессы и велосообщества — в какой-то момент дорогу мне перегородил пацан, продающий яблоки; чуть дальше компания уже взрослых наливала проезжающим мимо чай.
Но это все в перспективе. А пока можно сесть на автобус или электричку до Яхромы, спуститься к набережной и просто ехать эти полтора или два часа вдоль канала — говорю, удовольствие редкое, особенно пока в Москве творится черт знает что.