18 мая, среда
Москва
Войти

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того? Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

12 сентября в Яхроме открылся пилотный участок будущего веломаршрута из Москвы в Санкт-Петербург — 25 километров плотной гравийки вдоль канала имени Москвы мимо Дмитрова, Татищева, Орева и других очаровательных подмосковных деревень и городков. К концу осени участок должны протянуть до Дубны, откуда до Москвы или от нее можно будет удобно добраться до велодорожки на электричке. А пока, чтобы оценить маршрут, сделанный по инициативе миллиардера Романа Абрамовича, придется ехать до Яхромы на автобусе или своей машине. Но оно того стоит — это самая удобная, безопасная и живописная велодорожка в стране. Которая, пусть и ведет из ниоткуда в никуда (пока что), все же способна подарить массу приятных ощущений — самое то для этого нервного года.

В предпоследний теплый день отсюда, конечно, хотелось рвануть до Питера. Светит солнце, под колесами моего побитого складного велосипеда Shulz приятно шебуршит покрытие из уплотненного гравия — дальше должен быть асфальт, а выбор гравия в этом случае обусловлен тем, что набережные канала — охраняемая природная территория; по каналу имени Москвы проплывают теплоходы — «Феликс Дзержинский», вслед за ним — «Михаил Булгаков»; временами ты нагоняешь детей на велосипедах, детей на багажниках велосипедов, велосипедистов постарше и помоложе; временами тебя — серьезные ребята на фиксах. Я езжу на велосипеде по Москве каждый день последние три года, привыкший человек, уверенно чувствую себя и в тихих Хамовниках, и в потоке на Садовом, и даже на злосчастной выделенке на Ленинградке, но такого спокойствия и свободы, радости что ли, от передвижения на двух колесах я не испытывал давно. Возможно, что и никогда.

Неформальный старт маршрута — на площади у центра культурного развития «Яхромский». Пока что из Москвы до велодорожки удобнее добираться именно до сюда — автобусная остановка «Площадь адмирала Кузнецова» в двух минутах от ЦКР
Прокол под Дмитровским шоссе
Вдоль маршрута расставлены таблички с описаниями достопримечательностей 

Сравнить это действительно не с чем: я не ездил по междугородним велодорожкам в Европе, в России ничего подобного тоже нет — ближе всего мог бы быть маршрут от метро «Филатов луг» к микрорайону через парк, но это тоже не совсем то. Поэтому, когда год назад созданное по инициативе заядлого, как утверждается («Вдохновленный своими путешествиями он решил реализовать такой проект у нас», — рассказал заметситель генерального директора «Вело 1» Алексей Шубин), велосипедиста, миллиардера Романа Абрамовича автономная некоммерческая организация «Вело 1» обратилось в КБ «Стрелка» для создания мастер-плана веломаршрута из Москвы в Петербург, многое пришлось начинать с нуля. «Как это не было опыта! „Моя улица“ — большой инфраструктурный проект», — сказала Дарья Парамонова из «Стрелки», но добавила, что сложности все же возникли.

В день открытия маршрута на некоторых участках сделали сцены — сейчас их уже убрали

Все-таки 1 100 километров — проектная длина веломаршрута «начало — Красная, конец — Дворцовая» (когда будет открытие маршрута целиком — непонятно, Городилов называет 2025–2027 годы, но и это пока не точно) — должны пройти не просто вдоль шоссе, от этого бы не было никакого кайфа, а вот как под Яхромой: у набережных, через небольшие города, леса и парки. Яхрому, собственно, потому и выбрали для строительства первого участка — начали думать, поняли, что из Москвы проще всего выбраться по набережным Яузы, потом проектировщики вспомнили про канал имени Москвы, «и вот мы здесь». «Есть участки, которые не были никогда связаны — болотные топи, например, — и там проложить эту всю историю с точки зрения затрат, чтобы было приятно ехать и прочее, было не так просто. Та же история с существующими дорогами — нужно было выбрать такие, чтобы по ним было безопасно ехать и вокруг было живописно. Иногда в городах велоинфраструктура просто не влезает. Есть часть природных территорий со своим статусом, где нужен специальный тип покрытия — дощатый, на сваях, который позволяет это делать с минимальным вмешательством антропогенным, — говорит Парамонова. — Но для архитектора этот опыт вполне себе постигаемый».

С Яхромско-Дмитровским участком, который построили всего-то за три летних месяца 2021 года, все получилось как надо: старт — прямо у автовокзала Яхромы, с проколом под шоссе и дальше вдоль выезда на мост, через небольшую аллейку на набережную. Прямая как стрела дорога без горок — но с лавочками, местами под кафе, точками для самостоятельного техобслуживания и благоустроенным парком с советскими скульптурами («Стрелка» даже здесь дает о себе знать) — и практически без рельефа. Есть небольшой, 800 метров, участок совместного движения с автомобилями местных дачников — но на этом все. Только ты, велосипед и дорога. (Но почему-то не зимой. Также до сих пор непонятно, кто будет обслуживать дорогу, поэтому зимой некоторые участки планируют использовать для лыжных прогулок.)

Вокруг у одной из зон отдыха разбили парк скульптур — такой мини-«Музеон» у канала имени Москвы

Так и было задумано — в процессе разработки мастер-плана «Стрелка» консультировалась с местными велосообществами, летом энтузиасты даже провели велопробег по предполагаемому маршруту. Путешествие заняло две с лишним недели — и это без какой-либо инфраструктуры. Если весь маршрут построят, как задумано, то на дорогу должно уходить около 16 дней в неспешном режиме: «Это маршрут для семей, детей. Подразумевается, что эти маршруты будут использоваться жителями городов по пути для ежедневного использования». В «Вело 1» говорят, что стоимость одной только инфраструктуры — то есть дороги, мест для стоянки, навигации, дорожных знаков, разметки — составит около 20 миллиардов рублей, говорит гендиректор «Вело 1» Городилов. В гостиницы, кафе и прочие вещи, необходимые для такого путешествия, организация вкладываться не планирует: проектировщики предполагают, что сам факт создания такого маршрута должен подтолкнуть местных жителей к созданию бизнесов для туристов.

Модульный павильон компании Escapenow, в котором расположилось кафе, душевые и туалет. Утверждается, что такие павильоны расположат вдоль всей трассы
Еще одна сцена — в конце маршрута, ее тоже уже разобрали

«Самое важное для меня в этом маршруте — он начинает активировать все эти города — Яхрома, Дмитров, Дубна, — которые недостаточно активированы сейчас с точки зрения туристического потенциала», — говорит Варвара Мельникова, партнер КБ «Стрелка». «Дорога проходит через 16 городов и больше 300 маленьких поселений. Все ожидают экономического эффекта — роста оборота малого и среднего бизнеса, которые участвуют в туристической инфраструктуре», — добавляет Парамонова. Эффект был заметен даже во время открытия для прессы и велосообщества — в какой-то момент дорогу мне перегородил пацан, продающий яблоки; чуть дальше компания уже взрослых наливала проезжающим мимо чай.

Но это все в перспективе. А пока можно сесть на автобус или электричку до Яхромы, спуститься к набережной и просто ехать эти полтора или два часа вдоль канала — говорю, удовольствие редкое, особенно пока в Москве творится черт знает что.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Очередной праздник варенья»: Как мэрия Москвы отказалась от развития велодвижения
«Очередной праздник варенья»: Как мэрия Москвы отказалась от развития велодвижения Почему Международный велоконгресс уходит в регионы и что это означает для столицы
«Очередной праздник варенья»: Как мэрия Москвы отказалась от развития велодвижения

«Очередной праздник варенья»: Как мэрия Москвы отказалась от развития велодвижения
Почему Международный велоконгресс уходит в регионы и что это означает для столицы

Какой велосипед купить: Решаем раз и навсегда
Какой велосипед купить: Решаем раз и навсегда Сколько мне надо денег? А какой мне нужен размер? А где лучше всего покупать?
Какой велосипед купить: Решаем раз и навсегда

Какой велосипед купить: Решаем раз и навсегда
Сколько мне надо денег? А какой мне нужен размер? А где лучше всего покупать?

Владимир Кумов — о проблемах велополосы на Лесной и пиаре мэрии на велосипедах
Владимир Кумов — о проблемах велополосы на Лесной и пиаре мэрии на велосипедах «Нет задачи пересадить всех на велосипеды»
Владимир Кумов — о проблемах велополосы на Лесной и пиаре мэрии на велосипедах

Владимир Кумов — о проблемах велополосы на Лесной и пиаре мэрии на велосипедах
«Нет задачи пересадить всех на велосипеды»

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Бренды

Новое и лучшее

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам

Первая полоса

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена Почему сейчас?
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
Почему сейчас?

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться Объясняют психолог и психиатр
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Объясняют психолог и психиатр

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России И что будет, если ее правда объявят
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
И что будет, если ее правда объявят

Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»
Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»
Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»

Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией
В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией
В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»
В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена» Редакторы The Village попытались записаться на показы
В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»

В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»
Редакторы The Village попытались записаться на показы

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней
Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней
Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам
«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам Которые едут в Европу
«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам

«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам
Которые едут в Европу

Как дела, как дела? Это новый автозак
Как дела, как дела? Это новый автозак Реакция твиттера на будущие «комфортные» автозаки
Как дела, как дела? Это новый автозак

Как дела, как дела? Это новый автозак
Реакция твиттера на будущие «комфортные» автозаки

«Поездка на дачу отменяется»
«Поездка на дачу отменяется» Собрали кадры с майским снегопадом в Москве
«Поездка на дачу отменяется»

«Поездка на дачу отменяется»
Собрали кадры с майским снегопадом в Москве

Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»
Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу» Великий американский писатель — о своем новом романе, автофикшене и Дэвиде Фостере Уоллесе
Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»

Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»
Великий американский писатель — о своем новом романе, автофикшене и Дэвиде Фостере Уоллесе

Подпишитесь на рассылку