15 июня, вторник
Санкт-Петербург
Войти

«Слава PTRK переехал в столицу, и я до сих пор не понимаю, зачем» Антон Белов, «Гараж» — об индустриальной биеннале и искусстве вдалеке от столиц

«Слава PTRK переехал в столицу, и я до сих пор не понимаю, зачем»

Недавно в Екатеринбурге открылась инклюзивная выставка музея современного искусства «Гараж» — «Единомышленники». Выставку разместили в Ельцин Центре, и в августе сотрудничество площадок продолжится: «Гараж» привезет в Екатеринбург рэперов Digable Planets. Перед открытием The Village поговорил с директором музея Антоном Беловым о московской триеннале, где показывали свои работы художники из регионов, о предстоящей уральской индустриальной биеннале, и о том, почему художникам не нужно уезжать из Екатеринбурга.

Фотографии

Сергей Потеряев

О неизвестных художниках

Проблема русских в нелюбви к самим себе. В регионах говорят: «Ну, мы же не Москва». В Москве — «Ну, мы же не Нью-Йорк и не Лондон, да и в Париже, наверное, лучше». Вот только там вовсе не лучше, там все то же самое, а порою и хуже. Да, на Западе люди строили демократию и музейные институции 200 лет, а нашему государству всего 26. Но уверяю вас — в Вашингтоне музеи сделаны гораздо хуже, пусть это и национальные сокровищницы. Здесь поставили стены, там плохо убрали мусор, повесили неправильные этикетки — и впечатление портится. А мы молодые и динамичные, у нас есть энергия, которая стоит дороже денег, вбуханных за две сотни лет.

Урал, как и другие регионы, не любит свое искусство: не собирает его, не рассказывает о нем. Мне кажется, обязанность екатеринбуржцев — сделать из своих художников локальных звезд. Люди на Западе умеют из пшика сделать большое событие. Приезжаешь и удивляешься, насколько сильно они могут гордиться бездарными художниками. В России гораздо больше талантливых людей, однако они не становятся известными, потому что о них никто не говорит. Задача Екатеринбурга — трубить о художниках во все горны, чтобы люди со всего мира приезжали смотреть новую инсталляцию Тимофея Ради.

Екатеринбург и область — это кузница кадров для всей России, и особенно это касается уличного искусства. На триеннале весной я хорошо запомнил арт-группу «Злые» и Владимира Селезнева, который собрал мусор в Нижнем Тагиле и сделал одну из самых популярных инсталляций. По сравнению с другими регионами команда уральских художников была самой многочисленной.

О Екатеринбурге на карте современного искусства

Музеев в Екатеринбурге немного, зато по количеству художников город входит в список лидеров. Здесь есть ГЦСИ и свои галереи. Есть Ельцин Центр, который привлекает к себе внимание, и крупные выставки. Уральская индустриальная биеннале работает с сутью города, и мало какие регионы могут похвастаться таким масштабным международным проектом. В Екатеринбурге есть все необходимые элементы, чтобы развиваться. На мой взгляд, горожанам не стоит участвовать в несуществующем соревновании и ставить себя на место в рейтинге. Нужно лишь продолжать делать интересные вещи, чтобы не отставать от международной и российской повестки, — тогда люди будут приезжать в Екатеринбург чаще.

О провинциальности

Мы давно отошли от мысли, что Москва — это метрополия, а за ее пределами люди живут в деревне и щи лаптями едят. Россия сильна своими регионами, и за полтора года наши кураторы нашли в них много очень хорошего и разного искусства.

Не знаю, стоит ли делить искусство по территориям: на уральское и сибирское. С одной стороны, мы находимся в едином культурном поле, а с другой — важно учитывать локальный контекст. На Урале есть своя история, и важно ею заниматься. Сейчас в ГЦСИ идет выставка про историю современного искусства Урала, и нам очень интересно на нее смотреть. Во всем мире выгодней делать локальное, чем нечто глобальное, без привязки к месту.

Некоторые художники уезжают в Москву, а после пытаются пробиться на Запад. На мой взгляд, это бессмысленно. Слава ПТРК переехал в столицу, и я до сих пор не понимаю, зачем, — в Москве помимо него сто уличных художников. Если художника не угнетает государство, эффективнее всего работать на месте, а продавать и выставляться за рубежом. Для кого-то важно общение в нужной среде, но в век интернета и дешевых авиабилетов можно быть успешным даже сидя в деревне.

Об индустриальной биеннале

Любой город пытается себя переосмыслить. Чем смелее его руководство — тем лучше получается. Кто-то делает это радикально, как город Бильбао с музеем Гугенхайма, кто-то использует для этого обычные выставки, кто-то строит новые музеи.

Хорошо, что на Урале не делают обычную биеннале, которых в мире тысячи, а пытаются понять, как индустриальному городу жить в постиндустриальную эпоху. Это важная тема для многих городов мира, которые были центрами тяжелой угольной промышленности, а сейчас либо трансформируются, либо переживают кризис.

О Ельцин Центре

За два года Ельцин Центр ожил сумасшедше. На открытии это был памятник-монумент, где открыли все что было можно, а остальное прикрыли ширмами. Сейчас здесь кипит жизнь: люди сидят в кафе, работают в коворкинге, туристы приходят в музей с горящими глазами, в центре проводят презентации книг, кинопремьеры, показывают актуальное документальное кино, приезжают гости, дети пищат в самой большой песочнице, горожане приходят просто потусоваться или зайти в «Перекресток». Мне, кстати, очень нравится смешение высокого и низкого: тут нет снобизма, которое возникает в культурных центрах. Соседства — сложного кино с песочницами и кафешками — должно быть больше. Это делает место живым.

Происходящее в Ельцин Центре важно не столько для Екатеринбурга, сколько для всех россиян. Мы, наконец, начали записывать свою историю. До сих пор мы ее стирали и каждый раз переписывали с нуля и до конца, а сейчас есть возможность эту память восстановить. Во время путча я был ребенком и не воспринимал то, что происходило в стране. Сейчас у меня появилась своя история и свой контекст, и это очень здорово. На открытии Ельцин Центра я провел в музее пять часов. Здесь я впервые прочел Конституцию: раньше знал основы, но никогда не читал целиком. Когда я смотрю на Ельцин Центр, меня берет гордость за свою страну. Это большая точка роста.

О том, зачем приезжать в Екатеринбург

Екатеринбург — интересный город, чтобы прилетать сюда хотя бы раз в год. Есть люди и проекты, за которыми хочется следить. Здорово, что у горожан есть своя гордость, и многие не хотят отсюда уезжать. Когда у меня потерялся багаж, я купил майку и брюки местного дизайнера, а для племянницы выбрал комбинезон с китом — тоже от локального модельера. Еще я оценил «Пиотровский»: прекрасный книжный, не гигантский и не маленький, очень приятный. Я не уверен, что в Москве есть книжный с настолько качественной подборкой. Из всех этих мелочей складывается то, ради чего стоит приезжать в Екатеринбург: от кафе и магазинов до людей и биеннале.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Почему общественные пространства в России — это имитация урбанистики
Почему общественные пространства в России — это имитация урбанистики Конфликтолог Елена Чернова рассказала The Village, почему увлечение идеями общественных пространств и участия горожан в жизни мегаполиса — не всегда хорошо
Почему общественные пространства в России — это имитация урбанистики

Почему общественные пространства в России — это имитация урбанистики
Конфликтолог Елена Чернова рассказала The Village, почему увлечение идеями общественных пространств и участия горожан в жизни мегаполиса — не всегда хорошо

Как собрать коллекцию современного искусства, если вы небогаты
Как собрать коллекцию современного искусства, если вы небогаты Где в Москве купить современное искусство, как выбрать перспективные работы и что потом с ними делать
Как собрать коллекцию современного искусства, если вы небогаты

Как собрать коллекцию современного искусства, если вы небогаты
Где в Москве купить современное искусство, как выбрать перспективные работы и что потом с ними делать

Герман Греф о новых технологиях, устаревших профессиях и синтетическом шампанском
Герман Греф о новых технологиях, устаревших профессиях и синтетическом шампанском Глава «Сбербанка» рассуждает о будущем бизнеса и информации
Герман Греф о новых технологиях, устаревших профессиях и синтетическом шампанском

Герман Греф о новых технологиях, устаревших профессиях и синтетическом шампанском
Глава «Сбербанка» рассуждает о будущем бизнеса и информации

В Екатеринбурге началась предварительная программа Уральской биеннале

Ценителей искусства приглашают в Сысерть, Златоуст и Сатку

В Екатеринбурге началась предварительная программа Уральской биеннале
Ценителей искусства приглашают в Сысерть, Златоуст и Сатку

Тэги

Сюжет

Люди

Событие

Места

Прочее

Новое и лучшее

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»

29 главных событий недели

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Первая полоса

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко
Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко Говорим о притонах, джазе и «Отпетых мошенниках»
Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко
Говорим о притонах, джазе и «Отпетых мошенниках»

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»
Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем» Говорим о гаражном роке, культе тела и 90-х
Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»
Говорим о гаражном роке, культе тела и 90-х

29 главных событий недели
29 главных событий недели «Макбет» с Анной Нетребко, «Мумий Тролль», «Машина времени», Kedr Livanskiy и Odyssey Festival
29 главных событий недели

29 главных событий недели
«Макбет» с Анной Нетребко, «Мумий Тролль», «Машина времени», Kedr Livanskiy и Odyssey Festival

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует

Как все поменять, если работа больше не радует

Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект
Как ходить на распродажи осознанно И почему лимит на покупки — хорошая идея
Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект

Как ходить на распродажи осознанно
И почему лимит на покупки — хорошая идея

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность Что слушать, смотреть и читать в эти выходные
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Что слушать, смотреть и читать в эти выходные

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения» Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард

«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы
«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы А также о новом альбоме, который может отпугнуть старых фанатов
«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы

«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы
А также о новом альбоме, который может отпугнуть старых фанатов

В какие города России поехать этим летом
В какие города России поехать этим летом И сколько будет стоить путешествие
В какие города России поехать этим летом

В какие города России поехать этим летом
И сколько будет стоить путешествие

Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Промо
Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться Безопасные переводы без комиссии
Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Промо

Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Безопасные переводы без комиссии

Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой
Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой
Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой

Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой

Вагю и желтохвост: Self Edge Japanese на улице Радищева
Вагю и желтохвост: Self Edge Japanese на улице Радищева Первый японский проект команды Dreamteam
Вагю и желтохвост: Self Edge Japanese на улице Радищева

Вагю и желтохвост: Self Edge Japanese на улице Радищева
Первый японский проект команды Dreamteam

Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей
Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей
Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей

Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей

Как очистить воздух с помощью граффити
Спецпроект
Как очистить воздух с помощью граффити И что такое фотокаталитический пигмент
Как очистить воздух с помощью граффити
Спецпроект

Как очистить воздух с помощью граффити
И что такое фотокаталитический пигмент

«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation
Промо
«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation Мгновенные перемещения между мирами, сумасшедшее оружие и третий персонаж
«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation
Промо

«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation
Мгновенные перемещения между мирами, сумасшедшее оружие и третий персонаж

Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности
Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности Из-за угрозы радиации
Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности

Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности
Из-за угрозы радиации

Подпишитесь на рассылку