В МВД и Госдуме отрицают всплеск домашнего насилия. Данные о росте жалоб «порочат институт семьи» По сведениям министерства, число случаев насилия в семье даже сократилось на 9 %
По всему миру на карантине выросло число случаев домашнего насилия, в том числе в России. Власти этот всплеск отрицали, но позже проблему признала омбудсмен Татьяна Москалькова. Теперь в МВД снова не согласны: в ведомстве считают, что случаев домашнего насилия стало даже меньше.
МВД: Роста домашнего насилия нет
Согласно отчету, который опубликовало МВД, преступности в России во время самоизоляции больше не стало. В министерстве отметили, что в целом количество убийств, грабежей и хулиганств даже снизилось.
При этом в МВД не согласны с заявлениями общественных организаций о росте семейно-бытового насилия. По словам представителей ведомства, в апреле зарегистрировано на 9 % меньше случаев по сравнению с прошлым годом. В министерстве добавили, что на 14,6 % снизилось число случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, на 17,1 % — средней тяжести и на 3,3 % — легкого вреда здоровью.
Ссылаясь на данные МВД, депутаты Госдумы от «Единой России» Виталий Милонов, Николай Земцов, Владимир Крупенников и Инга Юмашева попросили Генпрокуратуру проверить сведения о росте количества жалоб. По их мнению, информация, опубликованная в СМИ, может сформировать недостоверную картину, «порочащую институт семьи и брака», и подпадает под статью «Злоупотребление свободой массовой информации».
Почему статистика МВД не отражает реальное положение дел
Как объясняли в кризисном центре «Насилию.нет», в абсолютном большинстве случаев правоохранительные органы не возбуждают дела, попадающие под категорию домашнего насилия, потому что жертвы боятся о нем заявлять. В организации уже отмечали, что в среднем россиянки обращаются в полицию лишь после седьмого избиения. «Около 70 % пострадавших от насилия обращаются за помощью к некоммерческому сектору и не идут в полицию, не веря, что помощь получат», — говорила директор центра Анна Ривина.
Даже если дела все-таки возбуждают, эпизоды насилия в семье рассматривают по разным статьям, из-за чего увидеть целостную картину невозможно. «Есть огромное количество случаев, когда женщин сажают за убийство, а на самом деле это была самооборона. Или же, например, умышленное убийство женщины полицейские и суд будут трактовать как причинение вреда, повлекшее смерть по неосторожности, что абсолютно не соответствует действительности. Не говоря уже о том, что статья об угрозе убийством у нас вообще редко применяется», — поясняла Ривина.
Кризисные центры: Число случаев насилия в семье увеличилось более чем в два раза
Правозащитники говорили об увеличении числа обращений еще в начале апреля. Например, количество звонков на всероссийский телефон доверия для женщин, пострадавших от домашнего насилия, только за первую неделю карантина увеличилось на четверть.
Власти не спешили соглашаться с правозащитниками. Отрицала всплеск домашнего насилия и спикер Совфеда Валентина Матвиенко. По ее мнению, «семьи, наоборот, вместе переживают этот трудный период». По этой причине, собственно, в очередной раз перенесли работу над законом о профилактике семейно-бытового насилия.
Однако позже проблему наконец признали. По информации уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой, за апрель количество сообщений о насилии в семье увеличилось более чем в два раза — с 6 тысяч в марте до 13 тысяч. Омбудсмен выразила мнение, что жертв насилия нужно освободить от необходимости получать пропуска, чтобы обращаться за помощью в кризисные центры и полицию. Об этом же сами НКО просили премьер-министра Мишустина и региональные власти.
Если вы стали жертвой домашнего насилия или узнали о насилии у знакомых, прочитайте нашу инструкцию. Специально для The Village проект «Правовая инициатива» объяснил, как правильно обращаться за помощью, фиксировать телесные повреждения и что делать, если вы не готовы вызывать полицию или жаловаться на насилие прямо сейчас.
Источник: МВД