Этично ли проводить Уральскую индустриальную биеннале в цирке, где практикуют участие животных Мнения художников и кураторов

В выходные художница Алиса Горшенина опубликовала пост, которым решила привлечь внимание к тому, что одной из площадок основного проекта шестой Уральской индустриальной биеннале стал Екатеринбургский цирк. Этим она запустила дискуссию внутри культурного комьюнити о гуманности проведения выставки на площадке и важности обсуждения запрета использования животных в цирке.

The Village собрал мнения по поводу того, что одной из площадок уральской биеннале стал цирк.

ГДЕ ТЫ РАБОТАЕШЬ

«Я работаю в Екатеринбургском цирке»

Читать 

Осенью в Екатеринбурге и городах Урала начнется шестая Уральская индустриальная биеннале современного искусства. В этом году выставка пройдет в нескольких локациях Екатеринбурга: цирк, Оптико-механический завод, бывший кинотеатр «Салют» и Главпочтамт.

Тема выставки — измененная цитата из Екклесиаста «Время обнимать и уклоняться от объятий». Предметом осмысления проекта станут касание, право на прикосновение, границы тела и частный опыт. Тему придумали еще до пандемии коронавируса, а события 2020 года сделали ее актуальнее.

Кураторами основного проекта станут Чала Илэке, Аднан Йылдыз и Ассаф Киммель из Берлина. Ранее мы общались с ними о работе над биеннале.


Алиса Горшенина

художница

Обновление


 Во-первых, я уверена, что было бы куда лучше, если бы эту дискуссию спровоцировали организаторы биеннале, а не я. Во-вторых, прочитав мнение моих коллег, могу сказать, что я, к сожалению, не разделяю их оптимизма. Я не думаю, что демонстрация того, что цирк может быть не только цирком, как-то поможет животным, которых 100 % вновь привезут в это место после закрытия биеннале. Я не думаю, что люди поймут столь сложный и как-то уж слишком завуалированный посыл.

Да и к слову, никому до сих пор неизвестно, какой именно посыл у биеннале конкретно в этой локации, ведь они не дают никаких комментариев. Мы не знаем, что именно они планируют сделать в стенах цирка, и я считаю, это лишь усугубляет ситуацию. Совершенно очевидно, что площадка спорная, я думаю, организаторы должны были уделить особое внимание этому и как-то посвятить людей в свои планы, объяснить публично свой выбор, рассказать о своей позиции, а не просто по факту сообщить, что цирк станет одной из площадок. Искренне не понимаю их молчания.

В этом году я отказалась от участия в 6-й Уральской индустриальной биеннале по двум причинам. Во-первых, площадка, на которой мне предложили представить работы (кластер «Самородок») спонсируется предприятием «Евраз», которое на протяжении долгих лет уничтожает экологию Нижнего Тагила и всех людей, что здесь живут. Эта история достойна отдельного поста, а сейчас я хочу поговорить о второй причине.

Многие уже знают, что в этом году одной из площадок основного проекта биеннале был выбран действующий Екатеринбургский государственный цирк. Когда я впервые увидела эту новость, то сразу подумала, что эта инициатива долго не протянет, что сейчас все художественное сообщество негативно отреагирует и это превратится лишь в небольшое недоразумение. Но время идет, а реакции нет. Проблема поднимается разве что в личной переписке с куратором Ксенией Пешехоновой.

Уже появилась художница, которая набирает людей для своего перформативного проекта в стенах цирка. Вот, что она говорит в своем интервью: «У нас в Румынии запретили использовать диких животных в цирковых представлениях несколько лет назад. Да и вообще все, что я делаю, направлено против зрелища, против самой идеи зрелищности, против шоу, против спектакля. Но все же после некоторого размышления я решила, что смогу создать на этой площадке нужное напряжение, как-то переосмыслить это пространство, наделить его новыми смыслами». Мне одной кажется, что цирк — не место, где художники должны искать «нужное напряжение»? В интервью она говорит, что цирки — это плохо, но я не вижу связи между ее словами и действиями.

Цирк — не место, где художники должны искать «нужное напряжение»

По всему миру запрещают цирки с участием животных, а мы докатились до того, что деятели культуры ныряют с головой в эту варварскую индустрию и делают вид, что все в порядке. Какая цена за этим стоит, что такого может предложить биеннале, что человек переступает через собственную человечность? Я знаю, что чувство вины плохой мотиватор, и что нехорошо говорить об этом в таком ключе, но я просто настолько расстроена всеобщим безразличием, что не могу подобрать иных слов. Я была уверена, что люди искусства другие, мы могли бы повлиять на ситуацию и сделать так, чтобы эту площадку убрали, но возможно это просто фантазии.

По крайней мере в моих силах высказать здесь свою позицию. Уральская биеннале современного искусства, в сотрудничестве с цирком нет никаких плюсов. Какими бы красивыми словами вы это не прикрывали, вы поддерживаете то, что любой адекватный человек поддерживать не будет и своими действиями лишь привлечете новых зрителей, у которых, как и у вас, кажется, нет ни сердца ни мозгов.

Таким вещам не место в культурном мире. У меня все.


Алиса Горшенина — самобытная художница из Нижнего Тагила, которая участвовала в Уральской индустриальной биеннале, проектах музея «Гараж», «Бажов-фесте» и выставлялась на московской ВДНХ. Алиса часто работает с текстилем, но не ограничивает себя этим направлением — в ее инстаграме можно найти примеры диких украшений, графики и видеоработ

ПРЕМЬЕРА

Уральская кома: Фильм о художнице Алисе Горшениной, снятый без бюджета в Нижнем Тагиле

Читать 

В ЗАКЛАДКИ

Текстильная скульптура и десятки глаз в инстаграме тагильской художницы Алисы Горшениной

Читать 

Анна Филосян

автор телеграм-канала о культурных событиях Екатеринбурга @ekatharsis

Дискуссию начала Алиса, до этого были только отдельные возгласы и мемы на тему абсурдности сочетания цирка и биеннале. Поначалу и я была несколько обескуражена выбором площадки для основного проекта, мне это решение показалось странным и нелепым. Но взяв интервью у художницы Александры Пиричи, чей перформанс будет открывать биеннале, я прониклась тем, что проведение выставки современного искусства в цирке — это повод привлечь внимание к проблеме этичности циркового искусства, в той части, которая связана с эксплуатацией животных.

Кроме того, здание екатеринбургского цирка — прекрасный образец советского модернизма, и провести там выставку современного искусства — значит показать, что его можно использовать не только для эксплуатации животных. Эту дискуссию необходимо начинать, и я уверена, что сделать это в самом цирке посредством перформансов, публичных обсуждений или любых других методов — самое подходящее решение, способное вызвать общественный резонанс (что мы и видим).

Здание цирка — образец советского модернизма, и провести там выставку современного искусства — значит показать, что его можно использовать не только для эксплуатации животных

Я пойду на мероприятия биеннале в цирке. В опросе на моем канале чуть меньше половины проголосовавших также собираются идти на биеннале, а каждый пятый собирается, если начнется дискуссия о запрете цирка животных.


Илья Шипиловских

директор галереи в Ельцин Центре

Задумался, и все таки в Цирке как площадке биеннале я не вижу ничего ужасного и невозможного, наоборот, много интересного и интригующего. Я бы хотел, чтобы в цирках не было дрессированных животных, чтобы это были пространства восхищения человеческими возможностями и умениями. Не связанными с укрощением и повелеванием зверями! Только если с укрощением и повелеванием собственной звериной природой. И в этом смысле биеннале — шаг в нужном направлении.

Мне кажется, что эта часть индустрии развлечений продолжает движение по инерции. Ход был набран в другие времена, и не думаю, что продлится он долго. Об этом говорит даже сам факт того, что биеннале принимают здесь. Значит, готовы сделать шаг в сторону от магистральной линии, готовы к тому, чтобы задуматься, что такое цирк сегодня и каким он будет завтра, если будет. Найти отвечающую всем требованиям площадку для большого и важного кочующего по городу проекта — это суперсложная задача.

Это предложение увидеть цирк по-новому, увидеть в нем не только то, чем является цирковая индустрия

Сейчас, когда внимание к нему качественно иное, задача даже еще более сложная, чем раньше. А если представить, что зрителю, особенно массовому, на которого, как мне кажется, и направлена программа основного проекта биеннале, каждый раз хочется нового и хочется, чтобы было уау, тут все становится ну совсем сложно. И в этой ситуации цирк как площадка — это предложение увидеть цирк по-новому, увидеть в нем не только то, чем является цирковая индустрия, но и то, чем она не является. Когда, в конце концов, вы вообще были последний раз в цирке? Мне кажется, я был только раз или два в глубоком детстве и рад поводу снова сходить туда. И узнать больше обо всем, что в нем и вокруг происходит, потому что внимание будет создано, мы видим это по уже написанным постам и мнениям. Будет больше. Это, мне кажется, хорошо.


Марина Соколовская

руководитель экспозиционно-выставочного отдела Музея первого президента России Б. Н. Ельцина

Новый виток обсуждений представления современного искусства на арене екатеринбургского цирка вызвало заявление художницы Алисы Горшениной о недопустимости показа искусства в цирке — месте, где эксплуатируют животных.

В течение 20 века, от Пабло Пикассо и Александра Родченко до Александра Колдера, цирк вдохновлял художников и их зрителей. Там жили и выступали силачи, акробаты, дрессировщики, мотогонщики на вертикальной стене, фокусники. Цирк был о странной красоте, необыкновенных умениях и «несовременном» и небуржуазном образе жизни. Кому-то цирк мог казаться чем-то более низким или детским в сравнении с оперой или театром драмы, но это дело оптики. Цирк — такая же часть нашей городской культуры, как театр, парки, заводы и школы.

Цирк может ставить разные вопросы о насилии, но не более, чем детский сад, спортивная школа или городской сквер, потому что в основе человеческой культуры лежит то преобразование природного в нас, что мы всегда можем воспринимать как насилие.

Цирк — такая же часть нашей городской культуры, как театр, парки, заводы и школы

Плохо знаю, чем занимался конкретный екатеринбургский цирк все эти годы, но вряд ли его работу можно свести только к тому, что в нем обижали животных, а если цирк игнорировать, закрыть и снести, то исчезновение дрессуры изменит мир к лучшему. Можно ли переосмыслить отношения с животными, чтобы в них не было принуждения и насилия? Что для этого нужно — отказаться от куриного бульона и сыра, тисканья кошки и прогулок с собакой, коллекций бабочек и конных прогулок, борьбы с болезнями?

Это история о том, что такое человек и готов ли он рационально и прямо размышлять о своей природе. Он формирует сам себя и окружающий мир — это часть его биологии и культуры. Вот говорят, что надо, чтобы биеннале в цирке ставила вопросы о насилии над животными, о природе цирка. Но, возможно, эти вопросы и ответы не понравятся противникам цирка.

Однако устроители биеннале дали возможность художникам говорить о проблеме. Нигде не озвучено требование, что надо прославлять искусство цирка. Можно размышлять о том, что такое цирк: зрелище, педагогика, общение с животными, кочевая жизнь и городской образ жизни. В конце концов, насилие над животными связано и с насилием над людьми, и одна из форм преодоления насилия — свобода мысли, а не однозначные насмешка и запрет.

Более любопытным мне представляется вопрос: стоит ли сотрудничать с институциями и проектами, если они работают на деньги предприятий, загрязняющих окружающую среду.


Читайте там, где удобно


Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Новое и лучшее

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты

Чек-лист: Как собраться в поход

Первая полоса

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти «Это наш гомеопатический домик»
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
«Это наш гомеопатический домик»

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен Даркнет, 228 статья и учеба в Америке
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Даркнет, 228 статья и учеба в Америке

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты И все эти чудеса в России
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
И все эти чудеса в России

Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект
Чек-лист: Как собраться в поход
Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект

Чек-лист: Как собраться в поход

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути От обладателя Гран-при на Берлинале
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути
От обладателя Гран-при на Берлинале

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Придерживаться принципа «сначала заплати себе» Чтобы откладывать деньги
Придерживаться принципа «сначала заплати себе»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Чтобы откладывать деньги

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже» Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Большой гид по нижегородскому стрит-арту Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства
Большой гид по нижегородскому стрит-арту

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения» Смотрим сериал вместе с психологом
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
Смотрим сериал вместе с психологом

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Гуляем с «Позорами» по Басманному району Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве
Гуляем с «Позорами» по Басманному району

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»

Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса?
Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса? И только недавно вновь вернулась к этому материалу
Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса?

Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса?
И только недавно вновь вернулась к этому материалу

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Подпишитесь на рассылку