27 сентября, понедельник
Санкт-Петербург
Войти

«Третье место»: Как будет устроено общественное пространство в особняке Лопухиных-Нарышкиных в Петербурге

«Третье место»: Как будет устроено общественное пространство в особняке Лопухиных-Нарышкиных в Петербурге

В конце августа для публики неожиданно открылся двор особняка Лопухиных и Нарышкиных на Литейном проспекте. Место мгновенно стало чуть ли не самой популярной уличной площадкой уходящего лета, похожей разом и на некогда существовавший во дворах на Конюшенной бар «Дюны» с импровизированным песочным пляжем и шезлонгами, и на террасу закрытого на реконструкцию «Голицын-лофта» в лучшие его времена. Шумные модники попивали коктейли под сводами галереи в духе итальянских палаццо и фотографировались на фоне арт-объекта Алины Глазун — деревянной арки со светящейся надписью «Страшновато». Очень уместной, учитывая, что если оторвать глаз от корнера с устрицами и симпатичных кадок с растениями и посмотреть наверх, вид откроется не самый привлекательный: забитые фанерой и кровельным железом окна и обветшавшие стены — типичный антураж петербургских заброшек.

Последние 20 лет эклектичное здание, построенное в начале XIX века для семьи князя Лопухина, а позднее перестроенное для обер-камергера Нарышкина, пустовало. До 2002 года в нем располагался один из филиалов Музея железнодорожного транспорта, а ранее, в советские годы, — Школа Октябрьской железной дороги и Клуб железнодорожников. Теперь особняк ждет новая жизнь: за четыре года его планируют полностью отремонтировать, открыть здесь отель и креативный кластер с уклоном в современное искусство и выставочную деятельность.

The Village поговорил с идеологом проекта Ольгой Звагольской о планах по реконструкции, концепции выставочной деятельности на основе сервитута, винном баре с собственным историческим погребом и о том, как проект будет работать этой зимой.

Ольга Звагольская

основатель и идеолог «Третьего места»


О покупке здания и будущей трансформации

Я юрист по образованию, окончила Санкт-Петербургский государственный университет. В свое время заинтересовалась современным искусством, отучилась в школе Masters. Прошла курс истории искусства, курс арт-менеджмента, а после начала искать помещение под собственный проект: мне хотелось основать новое выставочное пространство.

Так совпало, что наш семейный бизнес связан с гостиницами, мы постоянно находимся в поисках интересных зданий в Петербурге для нашей сети отелей. На момент приобретения Литейного у нас уже были открыты две гостиницы под брендом The Faces — на Малой Морской и на улице Мира. Мы искали здание для следующего объекта и увидели объявление о продаже особняка Лопухиных-Нарышкиных. Посмотрели его и были поражены тем, насколько в нынешнем виде это здание эклектично. Оно многократно надстраивалось и перестраивалось: там есть и сохранившиеся классические дворцовые интерьеры, и почти современные помещения. То есть буквально каждый новый владелец приходил и достраивал что-то по собственному замыслу. Мы обнаружили, что в этом здании есть крыло, которое очень хорошо подходит для размещения отеля, а есть историческая часть — дворцовые интерьеры, которые можно было бы задействовать для моего личного проекта. То есть мы оказались тем самым собственником, который может эти очень разные помещения объединить общей целью. А это непростая задача — найти применение семи тысячам квадратных метров.

Особняк достался нам в растерзанном виде. Он был отключен от коммуникаций, около 20 лет на момент покупки у здания толком не было хозяина, лишь юридические собственники, которые им не занимались. Сейчас мы находимся на стадии подключения к коммуникациям, делаем проект приспособления под современное использование и готовимся отдать его в Комитет по градостроительству и охране памятников. У нас есть распоряжение КГИОП об охране, государство охраняет большую часть объекта. 

Мы планируем частично законсервировать помещения в руинах — такими. Еще один чистенький, восстановленный дворец — нужен ли он Петербургу?

Мы планируем частично законсервировать помещения в руинах — такими, какие они есть. Дизайн-проект, который делает DA Bureau, предполагает максимальную подлинность. Еще один чистенький, восстановленный дворец — нужен ли он Петербургу? Большую часть здания мы отреставрируем, но по согласованию с КГИОП, и, если нам разрешат, оставим какие-то части нетронутыми, обеспечив из сохранность. Парадную лестницу хотели бы сохранить практически полностью в законсервированном состоянии, а также Белый зал — думаю, это самые впечатляющие пространства особняка.

Мы ожидаем, что инвестиции составят порядка миллиарда рублей. Приспособление под современное использование по плану должно занять четыре года. Но обживать здание будем поэтапно. Бары на первом этаже должны появиться уже в этом году, а открытие гостиницы запланировано к концу следующего лета.

О концепции пространства и выставках на принципах сервитута

Наша главная идея — собрать под одной крышей творчески ориентированных предпринимателей: разместить здесь галерею современного искусства, отель, ресторан, бары с выходом во двор, сделать публичную гостиную, сделать лекторий и объединить все это общей целью.

В части выставочной деятельности хотим использовать концепцию сервитута — это такой юридический термин, который означает ограниченное право пользования. Мы хотим внедрять искусство в помещения наших арендаторов. У резидента будет право аренды помещения, но в некоторых местах (это может быть стена, пол или потолок) у нас будет право размещать какие-то объекты современного искусства. Так мы объединим самые разные аудитории вокруг искусства.

Наша философия заключается в том, что современному искусству еще не место в музее, оно не прошло отбор временем. А до определенного момента его правильнее размещать в общественных местах, в том числе там, где оказывают различные услуги.

В части выставочной деятельности хотим использовать концепцию сервитута — это такой юридический термин, который означает ограниченное право пользования

Мы заинтересованы в художниках, которые по каким-то причинам пока не известны. Мы заинтересованы сами открыть автора. Хотим вытащить молодых художников из своих мастерских и сделать особый акцент на тех, кто по каким-то причинам не может себя раскрутить самостоятельно или найти своего галериста. У «Третьего места» много возможностей для демонстрации работ: хотим менять нашу экспозицию каждый полтора-два месяца, проводить большие выставки. Рядом с работами планируем размещать QR-коды, чтобы посетители могли по ним узнать о том или ином художнике. Таким образом мы будем способствовать этой эволюции: от предмета декора — к объекту искусства.

Стилистических рамок себе не ставим. Это может быть любое искусство: помимо живописи, планируем работать с медиаартом, мы им увлекаемся. С самого открытия у нас проходят вечеринки с аудиовизуальными лайвами. У нас будут и другие медиа — объекты, скульптура, инсталляции, аудиоарт.

Недавно мы начали сотрудничать с крупными художественными институциями. В частности, с университетом ИТМО и его отделом Art & Since, с Русским музеем, у нас хорошие связи с большинством петербургских галерей, особенно с галереей Myth, при поддержке которой мы установили работу Алины Глазун — арку на входе с надписью «Страшновато».

О поп-ап-проекте во дворе, устрицах и планах на зиму

Поп-арт-проект «12» во дворе особняка был задуман в начале августа, как только в Петербурге разрешили открыть рестораны. Запуском двора занимались хозяйки корнера Oysters by Cake Юлия Антонова и Ксения Медведь, наши давние друзья и партнеры, а дизайном – DA Bureau.

У одного из учредителей Oysters by Cake есть устричная ферма в Севастополе, и команда хотела угощать гостей устрицами. Так родился концепт «северного пляжа», который этим летом оказался особенно кстати, учитывая, что многие оставались в городе и людям не хватало туристических впечатлений. Юлия и Ксения привезли 20 тонн песка, установили настилы, расставили шезлонги и растения — получился пляж прямо в центре города. В зимнее время двор продолжит работать. Скоро откроем помещения вдоль колонн, в них будет работать устричный бар, во дворе будут гореть костры, будут газовые обогреватели.

У одного из учредителей Oysters by Cake есть устричная ферма в Севастополе, и команда хотела угощать гостей устрицами. Так родился концепт «северного пляжа», который этим летом оказался особенно кстати

Также у нас есть запрос на арендатора, который бы открыл винный бар в нашем пространстве. В здании сохранился винный погреб, и мы хотим, чтобы этот резидент занял и его. У нас был эксперт: он подтвердил, что не нужно создавать в погребе какие-то дополнительные условия, его можно сразу использовать. К тому же планируем со временем разместить на втором этаже ресторан высокой кухни. Но пока еще не нашли оператора, к его выбору подходим очень тщательно.

На время летнего проекта у нас был задействован лекторий во дворе — в амфитеатре, — но сейчас мы перенесли его внутрь здания. Мы запустили детские курсы по истории искусств, а также по истории моды ХХ века. Все эти курсы построены по одному принципу: они предполагают лекцию и мастер-класс. Чтобы детям было не скучно и они могли делать что-то своими руками.

Об ориентирах и сравнении с «Голицын-лофтом»

Единственный проект, который кажется мне релевантным «Третьему месту», — это «Рихтер» в Москве, хотя он гораздо меньше по площади. Ребята делают интересную историю в части искусства, а вокруг проекта образовалось правильное комьюнити.

В Петербурге чего-то похожего я не вижу. Нас сравнивают с «Голицын-лофтом», но мы бы как раз очень не хотели быть на него похожими. Не потому, что он нам не нравится, просто цели и задачи у нас другие. Главное для нас – собрать художественное комьюнити, объединить людей, которые интересуются культурой и искусством. «Голицын Лофт» в этом смысле – коммерческая история, они, насколько мне известно, не руководствовались концептуальными соображениями при формировании круга своих арендаторов. Мы же очень серьезно подходим к отбору резидентов, среди которых хотим видеть в первую очередь своих единомышленников.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Как выглядит общественное пространство Kino Corner на Петроградской стороне
Как выглядит общественное пространство Kino Corner на Петроградской стороне Новинка от «Ленфильма»
Как выглядит общественное пространство Kino Corner на Петроградской стороне

Как выглядит общественное пространство Kino Corner на Петроградской стороне
Новинка от «Ленфильма»

Как превратить советский парк в современное пространство
Как превратить советский парк в современное пространство Показываем на примере Приморского парка Победы в Петербурге
Как превратить советский парк в современное пространство

Как превратить советский парк в современное пространство
Показываем на примере Приморского парка Победы в Петербурге

Артем Балаев  — о реконцепции Андреевского двора и конкуренции с Василеостровским рынком
Артем Балаев — о реконцепции Андреевского двора и конкуренции с Василеостровским рынком
Артем Балаев  — о реконцепции Андреевского двора и конкуренции с Василеостровским рынком

Артем Балаев — о реконцепции Андреевского двора и конкуренции с Василеостровским рынком

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Бренды

Новое и лучшее

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

26 главных событий недели

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Первая полоса

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

26 главных событий недели
26 главных событий недели Луна, Dakooka, «Сплин», фестиваль корейского кино, вечеринка Popoff Kitchen и Seaside Bazaar
26 главных событий недели

26 главных событий недели
Луна, Dakooka, «Сплин», фестиваль корейского кино, вечеринка Popoff Kitchen и Seaside Bazaar

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен Даркнет, 228 статья и учеба в Америке
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Даркнет, 228 статья и учеба в Америке

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти «Это наш гомеопатический домик»
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
«Это наш гомеопатический домик»

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты И все эти чудеса в России
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
И все эти чудеса в России

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Гуляем с «Позорами» по Басманному району Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве
Гуляем с «Позорами» по Басманному району

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве

Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект
Чек-лист: Как собраться в поход
Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект

Чек-лист: Как собраться в поход

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»

Возвращение бара Mishka, фуд-парк «Меркурий» и фестиваль Megustro
Возвращение бара Mishka, фуд-парк «Меркурий» и фестиваль Megustro
Возвращение бара Mishka, фуд-парк «Меркурий» и фестиваль Megustro

Возвращение бара Mishka, фуд-парк «Меркурий» и фестиваль Megustro

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути От обладателя Гран-при на Берлинале
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути
От обладателя Гран-при на Берлинале

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже» Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Большой гид по нижегородскому стрит-арту Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства
Большой гид по нижегородскому стрит-арту

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения» Смотрим сериал вместе с психологом
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
Смотрим сериал вместе с психологом

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»

Подпишитесь на рассылку