«Для начала хотелось бы не сесть» Что говорят бывшие сотрудники «Открытых медиа», «Правозащиты Открытки» и «МБХ медиа» после блокировок

Медиа и правозащитных проектов в России становится все меньше. В среду, 4 августа, Роскомнадзор заблокировал сайты «Открытых медиа», «МБХ медиа» и «Правозащиты Открытки». На следующий день все три проекта объявили о закрытии. The Village поговорил с теперь уже бывшими сотрудниками редакций и юристами «Правозащиты Открытки». 


Юлия Ярош

бывший главный редактор «Открытых медиа» (Власти считают ее иностранным агентом)

 Вчера в «Открытых медиа» мы получили четыре письма от Роскомнадзора уже после рабочего дня, в 19:03. Эти сообщения были похожи на те, которые РКН достаточно часто присылает изданиям, требуя удалить какую-либо информацию, но в этих письмах не было ссылок на конкретные материалы. Там было написано, что на сайте содержалась противоправная информация, какая — непонятно. Сегодня наш юрист собиралась разговаривать с Роскомнадзором, но не успела. Уже в половине десятого вечера нам начали поступать сигналы, что операторы связи отключают наш сайт. Потом мы узнали из СМИ, что «Открытые медиа» заблокированы по требованию Генпрокуратуры, которая считает, что мы связаны с нежелательными организациями. После этого у нас была бессонная ночь. Мы не поняли до конца, что значит «быть связанным с нежелательными организациями»: сам проект, наше юрлицо не является нежелательной организацией, также мы никак не сотрудничали с нежелательными организациями. По мнению наших юристов, мы ничего не нарушаем, но Генпрокуратура считает иначе.

После обсуждений с юристами, стоит ли продолжать работу или нет, выбрали второй вариант. Законодательство о нежелательных организациях ужесточили, поэтому сотрудники могут получить уголовное дело без предварительной административки. В связи с тем, что нас, вероятно, начали бы постепенно выталкивать со всех платформ и отрезать от трафика, нам показалось, что все становится достаточно бессмысленным. Сегодня ночью мы согласовали с нашим работодателем Михаилом Борисовичем Ходорковским, что закроем проект. Риски для людей становятся слишком высокими. У нас работают не политические активисты, а обычные журналисты, которых интересует политика и общественная жизнь, никто из них не будет партизанить. Мы всегда хотели делать легальный проект с большой аудиторией — частично это получилось, частично нет. Эту большую аудиторию не удалось монетизировать, но мы считаем, что выполняли свою работу хорошо. Я ни о чем не жалею. Мне крайне важно, чтобы люди, которые работают со мной, были в безопасности. Я не могу заниматься новостями и расследованиями, одновременно опасаясь, что кого-то из ребят обыщут или задержат. Мы не для этого собирались.


Лора Суслова

бывший корреспондент уральского филиала «МБХ медиа»

 Мы все, конечно, понимали, что нас это ждет в ближайшем будущем. К сожалению, все места, куда бы я мечтала пойти работать, оказались в таком положении еще раньше нас. Знаю, что многие из моих коллег успели перебраться в другие страны и ищут работу уже там. Я останусь в России, останусь в профессии, буду искать возможности продолжать заниматься независимой журналистикой. Пока что возьму одну-две недели отдыха, за это время постараюсь придумать, каким редакциям я подхожу со своим опытом и позицией и какие подходят мне.

Последний год я была корреспондентом уральского филиала «МБХ медиа», до этого работала в основной редакции в Москве. Хотелось бы вернуться на федеральный уровень работы, потому что в региональных медиа ситуация удручающая. Удивило и приятно обрадовало, что почти сразу же после объявления о нашем закрытии мне начали писать со словами поддержки и предложениями работы — это обнадеживает.

Я думала, я готова к нашему закрытию, но оказалось, что это не так. Есть ощущение растерянности и некоторого опустошения, на автомате мониторю новостную ленту и думаю: «О, вот это классная новость, надо узнать подробности!» — а потом понимаю, что теперь это делать незачем. С утра созвонилась с близкими и родственниками, все они надеются, что моя следующая работа будет «более позитивная» и меньше касаться политической новостной повестки, но я совершенно не готова от нее отходить.


Кристина Астафурова

бывший редактор «Открытых медиа»

 Мы всегда были готовы к худшему развитию ситуации, особенно после того, как нескольких наших сотрудников, в том числе главреда, признали иноагентами. Давление на других коллег, в том числе «Проект», тоже не придавало оптимизма.

Для меня блокировка была внезапной, но только иррационально, на эмоциональном уровне. Я узнала о ней после того, как закрыла свою вечернюю смену в 22:00. До сегодняшнего утра (я узнала, что нас больше нет, в 8 утра) я надеялась, что все обойдется, мы найдем выход из ситуации. Но мои самые ужасные страхи подтвердились.

Такое решение о закрытии главный редактор и инвестор — Михаил Борисович — приняли, посоветовавшись с юристами. Продолжение работы было невозможным из-за рисков нашего преследования по статье о нежелательных организациях. При этом наше якобы «сотрудничество» с ними не имеет под собой никаких доказательств, мы не имели никакого отношения к деятельности «Открытой России» и другим фондам, признанным «нежелательными». Переезжать на другой сайт, как я понимаю, смысла особого нет. Его тоже заблокируют. По крайней мере, никаких решений об этом, которые можно было бы озвучить, нет.

Новые проекты пока не обсуждаются. Если они и будут, то тоже пока неясно, в какой форме их создавать, чтобы не подвергать опасности журналистов. Я сама планирую прийти в себя, отдохнуть несколько дней, выдохнуть и искать работу. Я понимаю, что путинская власть буквально заставляет людей уезжать из страны, но мне бы хотелось отсрочить это решение. Я рассматриваю эмиграцию только как самый крайний случай.


Лиза Вельяминова

бывшая журналистка «МБХ медиа»

 Мы в редакции обсуждали, как разворачивались события вокруг «Проекта», «Важных историй», The Insider и я понимала, что скоро придут и за нами, но решила, что нужно оставаться до самого конца. Для меня писать важные, критичные, проблемные и честные журналистские тексты — это один из главных приоритетов в работе, отнять у меня это невозможно. Я планирую рассылать портфолио, но многие журналисты сейчас остались без работы, а изданий, которые бы публиковали общественно-политические лонгриды, осталось мало. Поэтому я не питаю больших надежд по поводу того, что в этих медиа много вакансий, и думаю, что на время можно уйти работать в благотворительные организации.

Поскольку я все-таки социальный журналист, я вижу себя в роли социального работника, копирайтера или SMM в благотворительном фонде. Помимо этого, есть ряд хороших изданий, которые пишут о культуре, городской жизни, лайфстайле, поэтому можно попробовать себя и в этой стезе.


Зоя Светова

бывшая обозревательница «МБХ медиа»

 Я проработала в «МБХ медиа» семь лет. И это были очень счастливые годы, мне посчастливилось работать с профессиональными журналистами и с профессионалом высшего класса — главным редактором Вероникой Куцыло. Для нас блокировка не была внезапной, потому что начиная с июня началась эта атака властей на независимые от Кремля медиа. Мы видели, как «Медузу» признали иностранным агентом, а также несколько журналистов «Проекта», The Insider, «Открытых медиа». Обычно Минюст объявлял об этом в 6 часов вечера, но вчера о блокировке нашего сайта стало известно  в 10 часов. В этом смысле это было неожиданно, а так, конечно, закономерно. Перед выборами идет массивная зачистка всех медиа.

Российская власть воспринимает Михаила Ходорковского как врага, как человека, который поддерживает оппозицию и хочет изменить строй в стране. Мне очевидно, для чего проводится зачистка независимых медиа. Это парламентские выборы, которые явно не будут честными и там, вероятно, будет много нарушений. Все медиа нужно закрыть, чтобы информация была только правильной, только той, которая нужна Центризбиркому и партии «Единая Россия». Это делается для того, чтобы была нужная картинка в СМИ.

Я много лет работала в разных медиа: в журнале New Times, «Новых известиях», «МБХ медиа». На сайте «МБХ медиа» я написала много важных статей и интервью. Мы часто писали о том, о чем еще никто не писал, были вполне эксклюзивные истории и интервью. Мне жаль, что такая крутая работа закончилась, но я надеюсь, что смогу работать в другом издании.


Александр Скрыльников

бывший корреспондент «МБХ медиа»

 Я чувствую себя потерянным. Я и так нахожусь сейчас в эмиграции. Месяц назад понял, что ничего хорошего мне в России не светит: отработав на «МБХ медиа» четыре года, в том числе своим лицом, я стал легкой мишенью для людей, которые решили, что власть в стране — это они, а не народ.

Сейчас эти люди забрали не только мою жизнь и мою страну, но и мою работу. Это грустно, как и то, что, по заветам «Медиазоны», обстановка в России будет хуже. Но я сделаю все, что в моих силах, чтобы за это «хуже» ответили.

Редакция, конечно, огорчена блокировкой и закрытием, но мы все сильные люди и, какой бы формат ни приобрела наша будущая жизнь и работа, мы справимся. Лично я не собираюсь сдаваться, несмотря на временные трудности. Для меня журналистика — это и есть жизнь, ее определяющая часть, как и свобода, как и права человека. За это и буду бороться.

Какой будет работа редакции и будет ли вообще, к сожалению, не знаю. Сейчас «МБХ медиа» просто не существует. Пока будущее в этом плане для меня туманно.


Илья Рождественский

бывший корреспондент «Открытых медиа» (Власти считают его иностранным агентом)

 Признаться, идей на будущее пока никаких нет. Для начала хотелось бы не сесть. В общем, это пока все, наверное.


Анастасия Буракова

бывший юрист «Правозащиты Открытки»

 В личном качестве, как юрист готова помогать словом и делом, рассказывать о новых законопроектах и судебных процессах, разбираться здесь вместе с вами, как со всем этим жить.


Максим Гликин

бывший заместитель главного редактора «Открытых медиа» (Власти считают его иностранным агентом)

 Не уверен, смогу ли устроиться в другие СМИ в России, если вдруг потеряю это место. Раньше я делал документальные фильмы и писал книги — может, вернусь к этому, если что. О планах пока рано говорить. Думаю, они прояснятся через неделю.


Алена Борисова

бывшая юристка «Правозащиты Открытки»

 Прямо сейчас сложно что-то сказать о будущем. Мы с коллегами еще обсуждаем сложившуюся ситуацию. От дел, которые я вела в рамках проекта, отказываться не планирую, если придется, доведу их до конца в личном качестве.


Алексей Прянишников

бывший координатор «Правозащиты Открытки»

 Дела, в которых я присутствую в качестве защитника/представителя, будут доведены мною до конца уже в личном качестве, вне рамок какого-либо проекта. В частности, речь идет об уголовном деле якутского шамана Александра Габышева, в котором я участвую в качестве защитника, я просто не могу бросить это дело.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»
«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед» Журналисты «Проекта», «Открытых медиа» и активистка — о статусе иноагента
«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»
Журналисты «Проекта», «Открытых медиа» и активистка — о статусе иноагента

Тэги

Сюжет

Места

Новое и лучшее

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты

Чек-лист: Как собраться в поход

Первая полоса

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти «Это наш гомеопатический домик»
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
«Это наш гомеопатический домик»

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен Даркнет, 228 статья и учеба в Америке
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Даркнет, 228 статья и учеба в Америке

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты И все эти чудеса в России
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
И все эти чудеса в России

Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект
Чек-лист: Как собраться в поход
Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект

Чек-лист: Как собраться в поход

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути От обладателя Гран-при на Берлинале
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути
От обладателя Гран-при на Берлинале

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Придерживаться принципа «сначала заплати себе» Чтобы откладывать деньги
Придерживаться принципа «сначала заплати себе»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Чтобы откладывать деньги

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже» Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Большой гид по нижегородскому стрит-арту Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства
Большой гид по нижегородскому стрит-арту

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения» Смотрим сериал вместе с психологом
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
Смотрим сериал вместе с психологом

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Гуляем с «Позорами» по Басманному району Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве
Гуляем с «Позорами» по Басманному району

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»

Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса?
Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса? И только недавно вновь вернулась к этому материалу
Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса?

Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса?
И только недавно вновь вернулась к этому материалу

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Подпишитесь на рассылку