Зачем переносить уличное искусство в помещение В Екатеринбурге открылась галерея уличного искусства «Свитер». The Village узнал у создателей, как пробудить интерес к стрит-арту у тех, кто не привык смотреть по сторонам

Ещё недавно казалось, что все копируют Москву и Петербург, а в конечном счёте мечтают сюда перебраться, — теперь очевидно, что позитивная энергия накапливается в других местах, а их опыта порой не хватает столицам. В серии «Новая география» The Village рассказывает о том, как люди делают свои города лучше — в России и везде, где говорят по-русски.
В новом выпуске — история галереи уличного искусства «Свитер», недавно открывшейся в Екатеринбурге и радикально изменившей отношение горожан к стрит-арту. Организаторы площадки и люди, без которых её открытия не состоялось бы, рассказывают о перспективах галереи и о её значимости для культурного поля Екатеринбурга.
Екатеринбург часто называют столицей уличного искусства: с 2010 года при поддержке администрации города проходит фестиваль «Стенограффия», собирающий множество художников из разных уголков мира — каждый из них работает на площадке, предоставленной городом. Всякий раз фестиваль оставляет после себя карту стрит-арт-объектов, которые часто удостаиваются подробных экскурсий. Подобная практика в Москве сложилась сравнительно недавно благодаря совместной работе Сергея Никитина, основателя проекта Velonotte, художника Кирилла Кто и Валентина Дьяконова, арт-критика «Коммерсанта».
С 2010 года уличные художники часто говорили о том, что стрит-арт (несмотря на подразумеваемую скоротечность) требует музея.
Галерея уличного искусства «Свитер» стала воплощением давно обсуждаемой идеи. К тому же она открылась по адресу Пушкина, 12 — здесь девять лет назад располагался культовый клуб «Посторонним В.», ставший для Екатеринбурга своей «Пропагандой».
Работу над галереей вели главные городские эксперты в области уличного искусства. Курировал процесс Стёпа Тропин, вокалист группы «Айфо» и практикующий уличный художник; с ремонтом, строительством и сведением масштабной первой выставки организаторам помогали представители различных граффити-команд и дирекция фестиваля «Стенограффия». В оборот проекта были запущены личные сбережения организаторов. Но и в таких стеснённых условиях им удалось добиться впечатляющих результатов.
Алина Рахматулина
Соорганизатор галереи «Свитер»
С момента заселения и разгребания засоров до открытия прошло всего два месяца. За это время мы придумали тему экспозиции, выдали задания художникам, привели помещение в порядок и пережили новогодние каникулы, во время которых работали не так активно.
Наше самое главное достижение на сегодня — с каждым днём всё больше людей в Екатеринбурге понимают, что такое уличное искусство. Этот термин не ограничивается работами старика Б. У. Кашкина (известного екатеринбургского «наивного» художника. — Прим. ред.) или тегами на заборах и рекламных щитах. Люди приучаются смотреть по сторонам, более чутко и внимательно относиться к объектам, которые им встречаются. И, что важно, понимать и принимать их.
Проектов с аналогичной миссией, ориентированных на диалог уличной и повседневной культуры и рассчитанных на массового зрителя, в России не было. Ближайшим аналогом можно было считать проект «Стена», который курировал Кирилл Кто, или же офлайн-акции движения «Партизанинг», которые всё равно были рассчитаны в первую очередь на близкую по духу аудиторию.
Константин Рахманов
Организатор
и директор фестиваля «Стенограффия»
Приятно знать, что появилось такое место, где художники могут собираться и объединять усилия, чтобы развивать екатеринбургскую стрит-арт- и граффити-культуру. Важно, что кураторам галереи удалось объединить разные направления: от классического граффити до объектного искусства. Эта коллаборация даст толчок молодым авторам, а опытные получат дополнительное пространство для реализации своих проектов.
Два года назад мы слышали заявления о том, что Екатеринбург — столица стрит-арта. Думаю, галерея «Свитер» может укрепить этот статус. Главное, чтобы администрация города поддержала проект, который работает на уже сложившийся имидж. Важно, впрочем, не подпускать чиновников к кураторской работе и менеджменту площадки. Вполне возможно, что нам удастся превратить эту галерею в настоящую городскую достопримечательность.
Сейчас мы запускаем здесь серию видеопоказов: презентуем фильмы о граффити, стараемся привезти сольную выставку работ Паши 183, готовим цикл лекций об уличном искусстве.
Галерея представляет собой двухэтажное пространство с круговым движением; до 1 марта здесь экспонировалась первая выставка под общим названием «Соседи». На площадке были представлены работы более 20 художников, часть из которых до того никогда не встречались — ни в жизни, ни в пределах выставочного пространства.
Тимофей Радя
Уличный художник
Наверное, у этой галереи есть только одно слабое место — название, мне не нравится. В остальном место культовое, прекрасный план помещения: куча художников в городе, на них теперь вся ответственность. Если на улице можно позволить себе неточность и неаккуратность — это происходит вынужденно, — то в выставочном пространстве правила другие.
Дирекция площадки провела скрупулёзную кураторскую работу, потому что им удалось объединить в рамках единого пространства художников, привычных к экспонированию, и художников, до того работавших исключительно на улицах. Здесь можно было увидеть работы признанных героев уличного искусства — щиты Тимофея Ради, на которых выбиты статьи из Конституции РФ; серию «Уличная грязь», созданную художником Славой Ptrk и фотографом Вовой Абихом, попавшую в длинный список Премии Курёхина.
Были представлены и инсталляции Сергея Данилова, более известного в статусе поэта; и масштабные работы Сергея Лаушкина, 61-летнего художника, неожиданно заинтересовавшегося паблик-артом. В то же время добрую половину экспозиции составляют работы художников, с галереями не очень дружных: арт-группы «Злые», граффити-команды Destroyers и группировки Rayons.
Иван Astro
Максимов, художник из команды Rayons
Публика не всегда хочет ходить по улицам в поисках уличного искусства, а здесь оно представлено в концентрированном виде. И такое, не совсем уличное: его несколько выбивает из зоны комфорта галерейный формат. Здесь, на мой взгляд, у художников появляется шанс по-новому взглянуть на свои работы и на способ их экспонирования.
За месяц площадку посетили около трёх тысяч человек; большая часть аудитории до того не была знакома с понятием «уличное искусство». Сейчас в галерее вовсю идёт подготовка ко второй выставке, которая, по словам организаторов, будет ориентирована на более широкую аудиторию. «Мы собираемся связать музыкальную историю Екатеринбурга со стрит-артом; так получится, что наш проект станет понятнее и тем, кто знает, что такое свердловский рок, и тем, кого волнует уличное искусство», — говорят организаторы галереи.
Павел Креков
министр культуры Свердловской области
Привлечение молодёжи к культурным практикам и повышение её культурного уровня — конечно, приоритетное направление. Для этого многое делается: мы ведём работу с УФ ГЦСИ, «Уральским рок-клубом», несколько лет подряд с успехом проводим «Ночь музеев» и будем эту работу продолжать.
Конечно, молодёжь чаще всего приходит в культуру через авангардные формы. Но это нормально, и, наверно, так и должно быть. Значит, нужно двигаться дальше. Галерея «Свитер» радует меня как проект. Главное, чтобы он становился в первую очередь точкой входа в традиционное культурное поле, чтобы молодёжь, покидая выставочное пространство, помнила о том, что в городе есть театры, музеи и библиотеки, куда тоже можно зайти.
Организаторам также важно сохранять некоммерческий дух проекта; плата за входной билет по доброй европейской традиции отправляется в общий фонд, что позволяет отбить расходы организаторов и художников, а также собрать средства на подготовку следующей экспозиции.
Каждый месяц организаторы планируют менять основной проект и, безусловно, по максимуму насыщать событийную программу площадки. Самый крупный и ожидаемый проект — фестиваль рекламы и медиа «Чеснок», который пройдёт в «Свитере» 11 и 12 апреля.
Анна Клец
Руководитель проектов в РА StreetArt, организатор фестиваля «Чеснок»
Честный фестиваль рекламы и медиаконтента (или, как мы его называем, «Чеснок») — это проект, посвящённый не только рекламе. Это фестиваль, рассказывающий жителям города о создателях ценного медиаконтента. Мы привлекаем людей из разных сфер: художников, продюсеров, дизайнеров, культурологов, журналистов, политиков и, конечно, специалистов в области рекламы. Точек соприкосновения у «Чеснока» и «Свитера» много: оба проекта некоммерческие и стараются представить наш город как центр проектов, задающих тренды, определяющих ценности целого поколения.
Каждый день приносит новую публику — порой к неудовольствию соседей из жилых домов; в основном волну посетителей составляют студенты творческих специальностей, но иногда забредают и взрослые люди, со стрит-артом практически незнакомые. Но, если организаторам удастся обеспечить грамотную звукоизоляцию, о проекте и вовсе можно не переживать: план расписан как минимум на три месяца вперёд. Для изменчивого мира уличного искусства этого пока достаточно.