«С тобой спорят, на тебя давят, а в это время копаются в твоей вагине» Жительницы Екатеринбурга — о неудачных походах к гинекологам

В конце ноября робот-гинеколог впервые в России прооперировал несовершеннолетнюю девушку. В петербургском Национальном медицинском исследовательском центре имени Алмазова с помощью роботической системы смогли точно оценить глубину поражения яичника пациентки и щадящим образом удалить опухоль в пределах здоровых тканей. Это снизило потерю крови и риск осложнений и сократило период восстановления. Метод был единственной возможностью сохранить пациентке гормональную функцию яичника и способность иметь детей.
В пресс-службе центра отметили, что уже провели вторую аналогичную операцию и «все говорит о том, что они будут востребованы в будущем».
Не исключено, что в скором времени роботы в операционных частично или полностью заменят людей: кроме того, что машины обладают хирургической точностью и хладнокровностью, у них есть и другое преимущество — в отличие от людей, они не способны создавать конфликтные ситуации.
The Village Екатеринбург рассказывает истории пяти жительниц Екатеринбурга, которые столкнулись с шеймингом и непрофессионализмом в кабинетах врачей-гинекологов.

Текст
Даша, 27 лет
Однажды я попала в приемный покой городской клинической больницы, где меня осматривали разные специалисты. Я приехала туда со смазанной картиной аппендицита: врачи предполагали, что проблема может быть и гинекологической.
Во время осмотра гинеколога мне было больно и страшно, поэтому в кресле я зажималась и дергалась от боли. Врач стала на меня кричать: «Сейчас я позову трех мужиков держать тебя». У меня началась истерика. Я плакала, она орала. В результате осмотра она вынесла вердикт, что со мной все нормально, и настаивала на том, чтобы я писала отказ от госпитализации. Я не согласилась — меня прооперировали, нашли аппендицит.
После этого случая у меня начались большие проблемы с посещением гинекологов. Как только я попадаю в кресло, любые манипуляции вызывают у меня непроизвольные слезы. Часто я пропускаю осмотры, потому что каждый раз чувствую себя очень неприятно. Я хожу только в платные клиники, где со мной готовы работать на моих условиях. Предупреждаю врачей о своей особенности, но это всегда сложно и тяжело. Теперь я прихожу к врачу и говорю: «Сейчас я начну рыдать — это не значит, что мне больно или плохо, это просто моя особенность». Но гинекологи все равно пугаются. Когда я однажды все же появилась в районной клинике, врач не стала со мной разговаривать и отправила в слезах в коридор: «Успокоишься — приходи».
Мне 27 лет, я хочу детей. Мысли о родах вызывают ужас, потому что придется ходить к этим врачам часто, а вести беременность платно мои финансы сейчас не позволяют, но я коплю на платные роды.
Врач спросила, живу ли я половой жизнью, я ответила, что нет. Она многозначительно посмотрела и сказала: «Ага, конечно»
Анастасия, 25 лет
Когда я только поступала в вуз, все студенты проходили плановый медосмотр. Наверное, к гинекологу должна начинать водить мама еще в подростковом возрасте, но у меня такого опыта, к сожалению, не было. Я понятия не имела, что будет происходить на приеме, поэтому сильно нервничала.
В университетской больнице гинекологом оказалась очень пожилая женщина, раздраженная и недовольная всем. Я села к ней в кресло и сидела, не знала, что мне нужно делать. Сначала она что-то писала в моей карте, потом она нагавкала на меня, мол, что ты тут сидишь, иди раздевайся. Я стала спрашивать: куда класть вещи, как правильно ложиться. Она спросила, принесла ли я что-нибудь подложить под себя. Мне сказали положить под себя кофту.
Когда я зашла за ширму, она спросила: «Набор гинекологический у тебя есть?» На мой отрицательный ответ она нервно заявила, что вся молодежь тупая, а я тут парю ей мозги. Я спросила, нужно ли мне теперь идти куда-то искать этот набор. Она ответила: «Давай 150 рублей». Я дала деньги, она достала новый набор.
Когда я легла в кресло, мне было некомфортно. Врач спросила, живу ли я половой жизнью, я ответила, что нет. Она многозначительно посмотрела и сказала: «Ага, конечно». Я тогда была девственницей, но она без какой-либо подготовки вогнала в меня пальцы — это было очень неприятно. Когда ее пальцы были еще внутри меня, она стала возмущаться, почему я не сходила в туалет перед осмотром. Я ответила, что я не хочу, на что она возразила, что у меня увеличенный мочевой пузырь.
Больше я никогда не ходила к гинекологу в государственные клиники.
Я считаю, что в клинике не ошиблись, а просто решили содрать с меня побольше денег
Ника, 22 года
В моей практике походов к гинекологу непонимания возникали дважды. Несколько лет назад мне пришлось обратиться к врачу из-за задержки. Я выбрала одну из самых популярных частных клиник города, чтобы наверняка попасть к квалифицированному специалисту. Меня отправили на УЗИ, с надменным лицом врач сообщила мне о беременности. В матке нашли желтое тело, временную железу, которая возникает в яичнике во время овуляции и вырабатывает прогестерон — гормон, необходимый для сохранности эмбриона.
Я была в шоке — плохо представляла, как в моем случае это могло произойти. Детей в тот момент я не планировала. С результатами УЗИ я пришла к другому врачу на осмотр — та подтвердила факт и беременности отправила сдавать кровь. Результатов анализов я так и не успела дождаться — через два дня месячные ко мне вернулись. Я считаю, что в клинике не ошиблись, а просто решили содрать с меня побольше денег. При этом они не приняли во внимание тот факт, что моя семья за это время испытала сильный стресс и уже готовилась к моим родам. Если бы на моем месте была более впечатлительная девушка, из-за шока она могла бы наделать много глупостей.
Недавно был еще один неприятный случай: я обратилась к гинекологу из-за коричневых выделений во время овуляции. Врач провела УЗИ и осмотр. После процедур мне сообщили, что выделения являются нормой, но у меня обнаружили эндометриоз — гормональнозависимые патологические разрастания железистой ткани матки (эндометрия) за ее пределами. Врач сказала, что в моем случае заболевание было вызвано инфекцией. После приема врача последовал жуткий скандал с партнером, которого я стала ложно рассматривать как источник заражения. Мне было страшно по двум причинам: во-первых, эндометриоз ведет к бесплодию, а во-вторых, чтобы вылечить инфекцию, нужно много времени, сил и, конечно, денег. Уже позже я узнала, что эндометриоз не возникает по причине инфекции.
В панике я отправила фотографии с результатами УЗИ знакомым врачам и подругам — никто не заметил беды. Подруга порекомендовала пойти к другому специалисту, и я пошла. Врач осмотрела меня и сказала, что все нормально и никаких причин для переживаний нет. Эндометрий был изменен в пределах нормы по причине очередной овуляции. Мне сказали лишь прийти на повторный осмотр после менструации. Я рада, что не ринулась сдавать кучу дополнительных анализов за огромные деньги.
Проблему я вижу в том, что многие врачи в попытках выкачать из пациентов как можно большее количество денег назначают ненужные анализы. Это всегда стресс: ты сильно переживаешь, конфликтуешь с партнером и готовишься к худшему, но все это оказывается зря.
Когда он решил провести осмотр с помощью зеркала приличных размеров, я застонала от боли
Таня, 22 года
Три года назад я пришла на прием в женскую консультацию центральной городской больницы на ЖБИ. Сначала попала к женщине-гинекологу, у которой наблюдаюсь обычно — она чуткая, вежливая, внимательная, с ней комфортно даже во время столь некомфортных процедур. Но она заподозрила у меня заболевание и отправила к профильному врачу. В списке он значился как «гинеколог-онколог».
Доктором оказался сухопарый мужчина лет 55. Я редко хожу по врачам, тем более таким, и мне было очень неловко — тем более что специалистом оказался мужчина. Зайдя в кабинет, я поздоровалась и в нерешительности застыла у порога. Со мной в ответ не поздоровались. Сначала меня не замечали — врач что-то писал, а мое присутствие полностью игнорировал. Я не знаю, прочел ли он направление и карту пациента, но ни одного вопроса он мне так и не задал. Я сама спросила, пора ли садиться в кресло. Говорил со мной он резко и грубо.
По-прежнему ничем не интересуясь, врач начал осмотр. Технически я тогда была девственницей, но это никого не волновало. Естественно, я не видела, что он там делает. Когда он решил провести осмотр с помощью зеркала приличных размеров, я застонала от боли. После осмотра он посоветовал купить свое маленькое зеркальце и приносить его с собой, потому что «нерожавшим очень больно от большого». Когда осмотр кончился, он все же задал мне один вопрос. Нет, не про болевые стоны на протяжении всего процесса и не про кровь. Единственное, чем врач поинтересовался уже после осмотра — это были ли у меня роды. «А то очень похоже на то», — добавил он в конце.
Я рассказала об этом всего нескольким людям, не смогла поделиться даже с мамой. Посыпались бы вопросы: «Почему ты ничего не сказала? Сама виновата, почему не остановила?». Мне и сейчас сложно не обвинять себя в глупости и растерянности. Спустя некоторое время я решила почитать отзывы на эту консультацию, и оказалось, что «приятным» прием у данного врача был не только у меня. Одна женщина, например, писала, что благодаря его лечению теперь страдает от запущенного воспалительного процесса и папиллом. И да, по меньшей мере год назад этот врач по-прежнему работал в этой поликлинике.
Во время манипуляций с половыми органами она возмутилась и сказала, что вообще-то я уже должна была родить — если я правильно помню, она говорила, что первые роды должны быть в 21 год
Маша, 25 лет
Два года назад мне было 23. Я только съехала от родителей и начала жить с мужчиной. В жизни был сложный период: проблемы на работе, разногласия с партнером. Я сильно набрала вес и чувствовала себя на эмоциональном дне Мариинской впадины. Тогда же начались проблемы, с которыми женщины обычно приходят к гинекологу — жестко начал скакать цикл. Я пошла к врачу в платную клинику, довольно популярную в городе. К этому гинекологу я ходила и ранее, но серьезных проблем у меня не было. Так, профилактические осмотры раз в год — относиться к своему здоровью я стараюсь серьезно.
В этот раз врач привычно собрала анамнез, спросила, есть ли у меня партнер, где я живу, записала к себе в журнал телефон. Потом, уже в кресле, спросила: когда рожать. Я ответила, что не планирую. Во время манипуляций с половыми органами она возмутилась и сказала, что вообще-то я уже должна была родить — если я правильно помню, она говорила, что первые роды должны быть в 21 год. Начались истории про женское предназначение — в ее понимании это роды. Я стала возражать: работа нестабильна, платят немного и не всегда, квартира съемная, я не замужем. Но врач отвечала: «Необязательно быть замужем — ребеночка родить можно и для себя». Мне стало неприятно — с тобой спорят, на тебя давят, а в это время копаются в твоей вагине. После осмотра врач назначила мне противозачаточные для установления цикла и произнесла: «Похудеть надо, ты сколько весишь? Не знаю на сколько килограммов, но надо похудеть!»
После этого я перестала ходить в эту клинику и нашла нормального врача. Сходила только еще раз на профилактический осмотр после нескольких месяцев приема оральных контрацептивов. Поделилась, что не уверена, что таблетки мне подходят — мне было плохо, тошнило, настроение было ужасным. Врач не объяснила, что это могут быть побочные действия таблеток — об этом я узнала позже, когда стала интересоваться темой. Она ответила лишь, что «это очень хорошие таблетки, от них кожа становится лучше — надо принимать их еще».
Я не стала жаловаться на поведение гинеколога главврачу клиники — тогда мне было слишком плохо. Но я сделала выводы, и теперь у меня есть силы, чтобы отстаивать свою бездетность и ругаться на некорректное поведение хамящих гинекологов.