Что происходит с липами на Тверской? The Village выяснил, прижились ли деревья, высаженные по программе «Моя улица» в прошлом году
В начале мая пользователи социальных сетей обратили внимание на внешний вид лип, высаженных осенью 2016 года на Тверской улице по программе «Моя улица». Они предположили, что деревья, каждое из которых стоило почти 200 тысяч рублей, не прижились и погибли. К такому выводу пользователи пришли, в частности, из-за того, что в других местах аналогичные деревья из того же питомника уже начали зеленеть.
The Village попросил представителя бюро Strelka Architects, имеющего отношение к созданию концепции благоустройства улиц, и инженера садово-паркового строительства объяснить, что происходит с липами, какие меры нужно было принять, чтобы они не остановились в развитии, и что случится, если деревья умрут.
Сильвия Александрова
ландшафтный архитектор Strelka Architects
Сейчас большинство деревьев из-за аномально холодной весны остановились в развитии. В этом нет ничего фатального ни для тех растений, которые давно находятся в Москве, ни для привезенных сюда в прошлом году. Конечно, деревья, посаженные в прошлом году, дольше отходят, для них необходим правильный уход.
Во-первых, они должны были быть пролиты при посадке, чтобы избежать иссушения корневого кома, возможного во время перевозки при отрицательных температурах. Во-вторых, нужно использовать подкормку. Уже сейчас необходимо снять тростниковые маты и обмотку стволов мешковиной. В идеале необходима хорошая обрезка, минимум 30 % от кроны.
Отмечу, что посадочный материал, который применялся по программе «Моя улица», очень высокого качества, его везли из питомников. Проблемы могут возникнуть только из-за нарушений правил транспортировки, если они были, и неправильного ухода. По контракту компания, осуществившая озеленение, за свой счет должна заменить все погибшие деревья — это так называемый отпад, то есть количество деревьев под замену, которые могут погибнуть.
Пока еще очень рано говорить о том, погибли какие-то деревья или нет. Прежде чем рассказывать, сколько деревьев не отошли от зимней спячки, нужно подождать 10–15 дней из-за холодной весны. Вчера в соцсетях выложили фотографию якобы выкапываемого дерева на Тверской. Однако это не соответствует действительности — рядом с деревом всего лишь меняли бордюрный камень.
Игорь Сафиуллин
инженер садово-паркового строительства
Хочется подчеркнуть, что мое мнение касается только лип на Тверской. Сначала следует отмести претензии к качеству посадочного материала лип из немецкого питомника. Оно на высоком уровне, тем более что такие же липы из того же питомника уже давно, более 10 лет, растут на Цветном бульваре в Москве.
Я вижу проблему в нарушении технологии посадочных работ и дальнейшего ухода. То, что с них не сняли укрытие стволов из камыша и мешковины, — это самое меньшее из зол. Не проведена радикальная обрезка кроны, а только слабая санитарная. Специалисты питомников, как мне известно, приезжали и неоднократно рассказывали, как следует поступать. Почему обрезку не сделали, я не знаю. Возможно, это боязнь общественного возмущения обрезкой кроны. Но хватит обращать внимание на причитания малообразованных в этой сфере людей — надо делать так, как положено.
Конечно, следует понимать, что рост и развитие побегов из спящих почек пойдет только после того, как наберется сумма положительных температур, что в условиях нынешней весны весьма проблематично. Почему же наши старые липы уже проснулись, а эти нет? Тут сложился комплекс факторов, из-за которых произошло торможение пробуждения и роста. Это и затяжная холодная весна, и послепосадочный стресс, и перенос растений из одной зоны в нашу суровую московскую действительность.
Обложка: Александр Гронский