17 января, понедельник
Москва
Войти

Бренды заставляют всех быть экологичными, но обманывают нас Как не купиться на зеленые уловки

Бренды заставляют всех быть экологичными, но обманывают нас

Производители, как локальные, так и крупные, пользуются модой на осознанное потребление и экологичность: заявляют об устойчивом развитии, пропагандируют раздельный сбор и спасение краснокнижных животных, но зачастую это просто маркетинг, который называется гринвошингом, или «озеленением репутации» (по аналогии с английским whitewash — «отбеливание»). Заходишь в магазин, а там все «эко», «био», «натуральное». Упаковка, будь то еда, косметика или бытовая химия, усыпана значками в виде листочков. Чаще всего такие рисунки ничего не значат: зеленые тона успокаивают вас, и вы думаете, что покупаете безопасный продукт, который поможет сохранить планету. The Village рассказывает, как выжить в мире гринвошинга и выбрать действительно экологичный продукт.

Перекладывание ответственности

Гринвошинг везде — не только на полках магазинов, где упаковка исписана словами «экологичный» или «биоразлагаемый». Маркетинговыми уловками пользуются даже лондонские наркоторговцы, которые продают людям, обеспокоенным изменением климата, «этичный кокаин» по завышенной цене якобы без криминальной составляющей. Проверить их утверждения, конечно, невозможно — преступность все же присутствует на каждой ступени жизненного цикла наркотика. К тому же производители кокаина бесконтрольно уничтожают тропические леса и загрязняют почву и воду химикатами — ученые из Чехии и Великобритании уже всерьез переживают, что у рыб и ракообразных разовьется зависимость.

Корпорации больше полувека тратят на зеленые кампании состояния и продвигают идею о том, что вся ответственность за вред экологии лежит на покупателях. Еще в начале 70-х годов организация Keep America Beautiful, в которой состоят производители напитков, включая Coca-Cola, сняла знаменитый ролик, где индеец, спустившись с каноэ и увидев покрытую мусором землю, пускает слезу. Слоганом рекламы была фраза «Загрязнение начали люди. Люди могут его остановить». А вот уже в современном видео семейство муравьев помогает божьей коровке сдать бутылку Coca-Cola в контейнер для раздельного сбора, подавая людям пример.

Сколько бы ни появлялось рекламы про сортировку и сколько бы покупатели ни сдавали бутылок, это не решит мусорную проблему, потому что компании пока что производят в сотни раз больше упаковки, чем сдается в переработку, и используют мало вторичного пластика (Coca-Cola, по данным отчета Break Free From Plastic за 2020 год, всего 9 %), потому что новый производить дешевле. Несмотря на устойчивые курсы, Coca-Cola, PepsiCo и Nestlé третий год подряд занимают первые места в рейтинге главных пластиковых загрязнителей планеты — все побережья, в том числе и российские, усыпаны крышечками и этикетками от их бутылок.

репортаж

Популярные пластиковые курорты Как Черное море стало самым грязным в Европе и почему это опасно

Читать 

«Мы можем бесконечно обвинять людей в неправильном поведении и разбрасывании мусора где попало, но это вряд ли поможет. <…> Проблема загрязнения пластиком решится, когда компании будут продавать качественный товар в минимальной упаковке или без нее», — говорит руководитель токсической программы Гринписа Алексей Киселев.

Неочевидный гринвошинг

Иногда гринвошинг сложно распознать — за экологичными на первый взгляд инициативами может скрываться манипуляция или обман. Например, Nestlé заявляла, что производит шоколад из «экологически чистых и социально ответственных какао-бобов», но в 2019-м компанию обвинили в том, что для их выращивания и сбора массово вырубают тропические западноафриканские леса, загрязняют реки и используют детский и рабский труд.

В совместной с WWF рекламе Fairy показывает, как правильно отмывать утят от нефти, но после экологических катастроф в Норильске и на побережье Авачинской бухты на Камчатке эксперты неустанно говорят, что аварии необходимо предотвращать, а не бороться с их последствиями. Эту проблему Fairy вряд ли решит, даже если организует мониторинг аварийных ситуаций. Также компания выпускает лимитированную линейку бутылок, которые на 10 % состоят из океанического и пляжного пластика. Но без должной переработки пластик из океана вернется обратно в природу.

Даже IKEA, известная своими экологичными решениями, продавала детскую мебель из сосен с самой большой незаконной рубки Сибири. Древесину для нее поставляли предприятия депутата из Иркутской области Евгения Бакурова, которые годами уничтожали тысячи гектаров деревьев в тундре под видом санитарных вырубок. Клиентам, в том числе IKEA, показывали сертификат FSC, который должен гарантировать, что сосну добывают этично. Но если в развитых странах у FSC хорошая репутация, то в России с ее высоким уровнем коррупции сертификат давно считают сомнительным.

В марте 2021 года в российских магазинах появились многоразовые алюминиевые бутылки для шампуней Pantene, Herbal Essences и Head & Shoulders. По задумке, когда железная банка опустеет, в нее можно налить шампунь из пластиковой мягкой упаковки (рефила). На вопрос, чем рефилы, которые трудно сдать в переработку, лучше привычных ПЭТ-бутылок, Procter & Gamble ответила, что для их производства использует на 60 % меньше пластика. Это распространенный пример гринвошинга. Мягкая упаковка с шампунем маленькая — ее хватит на пару использований, после чего придется выкинуть и купить новую. Получается, производитель под видом многоразовой упаковки все равно продает одноразовый мусор.

Биоразлагаемый пластик

В московских супермаркетах встречается одноразовая «биоразлагаемая посуда», но биоразлагаемый пластик даже вреднее обычного: например, его разновидность, оксоразлагаемый пластик, на самом деле, не разлагается, а только распадается на мелкие частички — микропластик. Посуду, которую сделали из кукурузного и картофельного крахмала или сои, тоже сложно назвать экологичной — она хорошо перерабатывается только в странах, где развито компостирование — это технология, при которой микроорганизмы превращают органику в компост для сельского хозяйства. В России такой системы пока нет — ее применяют разве что дачники. Получается, приборы окажутся на полигоне, будут гнить там с остальным мусором и выделять опасные для людей и природы свалочные газы.

Другое дело — биоразлагаемая бытовая химия, если опять же речь не идет о гринвошинге. «Когда компоненты небиоразлагаемых средств попадают в природу, она просто не может их переработать. Токсичные ПАВы надолго остаются в окружающей среде и отравляют ее. Биоразлагаемые вещества в моющих средствах, напротив, экологии не вредят. Но если на бутылке или коробке нет экомаркировки, нужно задуматься, а не обманул ли вас производитель», — объясняет руководитель органа по сертификации «Экологический союз» и ведущий эксперт системы добровольной сертификации «Листок жизни» Евгения Кузнецова.

Крышечки и стаканчики для кофе

Некоторые кофейни в Москве с июня 2020 года закупают биоразлагаемые крышечки из багассы — отхода сахарного тростника. Их производитель, компания «Поликап», утверждает, что они полностью разлагаются за три месяца и совсем не вредят природе, но, как уже говорилось, без компостирования переработать их невозможно.

Сами одноразовые стаканчики для кофе часто называют бумажными, хотя они содержат пластик. «Поликап» как будто тоже нашел решение — выпустил «биоразлагаемые стаканы» без пластикового слоя с маркировкой «PAP 21», которые теоритически можно переработать как обычную бумагу. Это сомнительно — бумагу с такой маркировкой нужно сдавать в переработку чистой, а не испачканной в кофе. Очевидно, что никто не будет специально отмывать одноразовый стакан, чтобы положить его а контейнер для раздельного сбора (экоцентр «Сборка» вместе с «Поликап» 3 сентября проведут дебаты о стаканчиках без пластика).

Гринвошинг бывает разным, поясняет Евгения Кузнецова. Проблема не только в нехватке законодательной базы, которая регулировала бы экомаркировку в стране, но и в недостаточной осведомленности: маркетологи, как и обычные покупатели, сами доверяют гринвошинговым заявлениям. Из-за этого появляются не только поддельные сертификаты об экологичности, но и недоразумения вроде соды без ГМО (ее в принципе нельзя генетически модифицировать. — Прим. ред.).

Как разобраться в маркировках

  • Простой способ — пользоваться приложением Ecolabel Guide (есть в App Store и Google Play). Там можно сканировать любую маркировку и узнать, настоящая она или нет.
  • Сложный способ — запомнить основные маркировки. Международная организация по стандартизации делит их на три типа:

Экомаркировки первого типа оценивают весь жизненный цикл товара от подготовки сырья, производства, экологичности упаковки, транспортировки и хранения до эксплуатации и утилизации. Они присваиваются независимыми профессиональными организациями и считаются самыми информативными для покупателей — их и стоит запоминать. Всего в мире больше 25 таких маркировок, в России чаще всего встречаются «Листок жизни», Blauer Engel, Nordic Ecolabel, EU Ecolabel, Korean Eco-Label.

Экомаркировки второго типа разработали сами производители. Компания, к примеру, может написать, что ее средство для мытья посуды биоразлагаемое, но это утверждение останется на ее совести. Проверить, проводился ли строгий контроль жизненного цикла товара с такой маркировкой, довольно трудно.

Бывают и безосновательные заявления об экологичности товаров без каких-либо опознавательных знаков (надписи вроде «натуральный», «не вредит природе»). Проверить их сложнее всего — лучше просто не доверять размытым утверждениям, но все-таки можно. Для этого нужно провести небольшое расследование. Запросите у производителя экосертификацию, которую прошел (или нет) его товар. Заметьте, ГОСТы, СанПиНы и технические условия — не про экологичность. Системе сертификации, на которую сослалась в своем ответе компания, можно доверять, если она находится в Едином реестре Росстандарта, а у организации, которая проводила независимые проверки, есть аккредитация (проверить ее наличие можно здесь).

Если на банке майонеза или бутылке молока написано «органик» — проверить, правда ли это, несложно, потому что в России есть национальный знак для органических продуктов (посмотреть, как он выглядит, можно здесь). Компании, которые хотят назвать свою еду органической, должны пройти сертификацию и независимую проверку: например, доказать, что на производстве не используются запрещенные и токсичные вещества, а животные содержатся в гуманных условиях. С другими распространенными заявлениями вроде «эко», «био», «не вредит природе», «натуральный» все гораздо хуже — они не регулируются законами и ничего не гарантируют. Те же ртуть, мышьяк и уран — это вещества, которые встречаются в природе, но вряд ли вы захотите, чтобы они содержались в продуктах, которые вы покупаете.

Что еще нужно знать

Любая одноразовая упаковка — не важно, биоразлагаемая, бумажная или пластиковая, — это плохо. Если есть возможность купить продукты без упаковки или в многоразовую тару (те же экомешочки), нужно ей пользоваться. Есть простое, но важное правило «reduce, reuse, recycle»: покупайте меньше вредной упаковки или откажитесь от нее, используйте вещи повторно и только потом сдавайте их в переработку. В любом случае в магазине лучше выбирать продукты в однородной, перерабатываемой упаковке. В России хорошо перерабатывается стекло, железо и прозрачные пластиковые бутылки с выпуклостью на донышке — ПЭТ (обозначается маркировкой «1»). С остальными видами пластика чуть сложнее: какой именно принимают у вашего дома, должно быть указано на синем контейнере для раздельного сбора или сайте компании, которая вывозит мусор.

Маркировку «Лента Мёбиуса» — три стрелочки в треугольнике — необходимо наносить на любую упаковку в соответствии с правилами Таможенного союза. Она означает, что упаковка может быть переработана, но, чтобы поместить такой знак на упаковку, не нужно получать специальные документы и проходить проверки — утверждения остаются на совести производителей.

Немецкая «Зеленая точка» — две переплетающиеся стрелочки — означает, что производитель уплатил специальный налог, который потратят на систему сбора и переработки упаковки в Германии. В России тоже встречаются товары с этой маркировкой, но здесь она достаточно бесполезна, потому что налоги, которые платят российские производители, в разы меньше зарубежных. Этих сумм недостаточно для развития полноценной системы сбора и переработки, а законодательство о расширенной ответственности производителей (РОП) требует доработки, говорит эксперт проекта «Ноль отходов» Гринписа Антонина Евтешина.

Гид The village

Как перестать быть варваром и начать сортировать мусор Пошаговая инструкция по раздельному сбору

Читать 

    Другие полезные маркировки

    «Ozone Friendly CFC Free» встречается на аэрозолях, дезодорантах, лаках, освежителях воздуха и означает, что в их составе нет веществ, которые разрушают озоновый слой.

    «Not tested on animals» — британский знак в виде кролика в кружочке, который гарантирует, что продукт не тестировался на животных.

    «Vegan» в виде подсолнуха — тоже британский знак, который означает, что в продукте нет компонентов животного происхождения.

    Что делает бизнес в России


    Надежда Васякина

    экоконсультант «Яндекс.Лавки» и «Яндекс.Маркета»

    Когда «Лавка» переходила с бумажных пакетов на пластиковые, мы понимали, что люди будут возмущены. В массовом сознании черепаха, запутавшаяся в пластиковом пакете, — эталон вреда экологии. Но все же статистически пластиковые пакеты выигрывают. На производство бумажных уходит огромное количество природных ресурсов, кроме того, они непрактичны и быстро рвутся. Когда мы рекомендовали нашим поставщикам готовой еды в «Лавке» использовать пластиковую упаковку, которую можно сдавать в переработку, вместо ламинированного картона, на нас тоже посыпались отзывы: «Почему у вас пластик? Верните картон!»

    Для меня самый вопиющий пример гринвошинга — это вода в тетрапаке. Она, к сожалению, становится популярной, потому что производители упаковки занимаются довольно агрессивным маркетингом и убеждают клиентов, что их товар правильный и экологичный — приводят исследования, ссылаются на ученых. При этом однозначно хороших решений для бизнеса сейчас в принципе не существует — есть только промежуточные. Например, в «Маркете» вся упаковка сделана из вторичного сырья, мы используем многоразовые контейнеры для перевозки товаров, потому что это выгодно, но полностью отказаться от коробок и пакетов не можем. Упаковка нужна, чтобы доставить товар целым — никто не будет доволен помятыми помидорами и разбитой вазой, а испорченные вещи сразу отправятся на свалку».


    «Даже сервис доставки еды может полностью отказаться от одноразовой упаковки, но для этого нужно преодолеть огромное количество барьеров. В России, к примеру, есть строгие нормативные ограничения — те же санитарные правила, которые запрещают продавать готовую еду в свою тару. Эти правила не всегда оправданны, но их нужно соблюдать, иначе бизнес просто закроют», — отмечает бывшая глава отдела устойчивого развития «Кухни на районе» Алина Лихачёвская. «Покупка продуктов в свой контейнер не дает столько рисков, как кажется. Потому что одноразовая упаковка производится не на стерильных фабриках и не в стерильных условиях, поэтому все равно на ней есть какие-то загрязнения», — подтверждает Антонина Евтешина, эксперт проекта «Ноль отходов» Гринписа.

    Руководительница отдела сотрудничества с бизнесом в «Раздельном сборе» Екатерина Алексеева вспоминает опыт H& M, который отказался от пакетов и коробок при доставке товаров со складов в магазины — одежду и обувь перевозят в многоразовых ящиках. «Когда случился скандал с одеждой, которую собирали в H& M и, как оказалось, не перерабатывали, а перепродавали на „Авито“, я сама испытала негодование, но хочется все же отметить, что другие бренды либо вообще ничего не делают с одеждой, либо делают примерно то же самое. Важно, что после огласки компания исправилась и экологично организовывает логистику».

    По словам Алексеевой, «Раздельный сбор» сейчас работает над двумя примерами гринвошинга, связанными с крупным российским бизнесом. Первый — это термоусадочная пленка на продукции компании Danonе, которая позиционирует себя устойчивым брендом; такие этикетки не позволяют переработать бутылку. А второй — это воздушные шарики, которые крупные супермаркеты, например X5 Retail Group, продолжают использовать, когда открывают новые магазины, хотя шары очень вредны и у них есть здоровые альтернативы — флажки, которые можно вешать много раз. Пока что торговые сети не реагируют на призывы.

    Жизненный цикл

    Любой товар — еду или одежду — сначала где-то произвели, потратив на это воду и электроэнергию (для выработки которой, скорее всего, сожгли ископаемое топливо) и доставили в магазин транспортом, который, вероятно, работает именно на углеродном топливе. Выбросы углерода нагревают планету и ускоряют глобальное изменение климата.

    Оценить след яблока или огурца, купленного в соседнем магазине, очень трудно. Приходится выбирать усредненные оценки, например в пересчете на деньги (углеродный след одного доллара или рубля, потраченного на еду или одежду). Несмотря на это, в Европе и США вовсю продают «климатически позитивные» или «углеродно-отрицательные» продукты — водку, кофе, бургеры, якобы произведенные без выбросов парниковых газов. До России эта тенденция, видимо, доберется в ближайшие годы.

    Исследователи из шведского Университета Лунда изучали эффективность методов сокращения выброса, которые обычно рекомендуют обычным людям для снижения углеродного следа. Самыми действенными они называли отказ от автомобиля, авиаперелетов и мяса (хотя не все ученые согласны с тем, что отказ от мяса снижает углеродный след), а еще для борьбы с глобальным потеплением климатологи рекомендовали заводить меньше детей.

    «Неправильная оценка жизненного цикла — один из трендов гринвошинга, потому что методик много и они разные. Соответственно, производители товаров могут выбирать удобный для них подсчет. В итоге появляются исследования о том, что одноразовое лучше многоразового, но это не так», — уверена Екатерина Алексеева.

    Евгения Кузнецова из «Экологического союза» подтверждает: хоть методология оценки жизненного цикла и признана ООН оптимальной, это не отменяет того, что любыми данными можно манипулировать. «Та же упаковка — лишь малая часть жизненного цикла продукта, — добавляет Кузнецова. — Супермаркеты сами по себе дают огромную нагрузку на окружающую среду. И даже если магазин продает еду в хорошей упаковке, мы не можем назвать его экологичным. Он станет таким, когда сделает устойчивыми все свои процессы — холодильники, склады, затраты на электроэнергию, а также включит экономичную продукцию в ассортимент».

    Обложка: Carmen — stock.adobe.com

    Share
    скопировать ссылку

    Читайте также:

    Почему всем стоит отказаться от биоразлагаемых пакетов
    Почему всем стоит отказаться от биоразлагаемых пакетов Даже обычный пластик экологичнее
    Почему всем стоит отказаться от биоразлагаемых пакетов

    Почему всем стоит отказаться от биоразлагаемых пакетов
    Даже обычный пластик экологичнее

    Выбрасывать пластик правильно
    Выбрасывать пластик правильно Чтобы доброе намерение не стало бессмысленным
    Выбрасывать пластик правильно

    Выбрасывать пластик правильно
    Чтобы доброе намерение не стало бессмысленным

    Тэги

    Прочее

    Новое и лучшее

    Чем заняться в Москве с 14 по 23 января

    Монеточка обвинила Mash в раскрытии ее московского адреса

    «Пять гребаных лет за говно»

    Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

    В моменте или в инстаграме? Как изменилось наше отношение к фотографиям с вечеринок

    Первая полоса

    Чем заняться в Москве с 14 по 23 января
    Чем заняться в Москве с 14 по 23 января Выставка про Цоя, фестиваль экспериментальной электроники и дегустация отечественного вина
    Чем заняться в Москве с 14 по 23 января

    Чем заняться в Москве с 14 по 23 января
    Выставка про Цоя, фестиваль экспериментальной электроники и дегустация отечественного вина

    Монеточка обвинила Mash в раскрытии ее московского адреса
    Монеточка обвинила Mash в раскрытии ее московского адреса Выяснили, стоит ли судиться в такой ситуации
    Монеточка обвинила Mash в раскрытии ее московского адреса

    Монеточка обвинила Mash в раскрытии ее московского адреса
    Выяснили, стоит ли судиться в такой ситуации

    «Пять гребаных лет за говно»
    «Пять гребаных лет за говно» Что думают в соцсетях про уголовное дело против автора инсталляции в виде какашки
    «Пять гребаных лет за говно»

    «Пять гребаных лет за говно»
    Что думают в соцсетях про уголовное дело против автора инсталляции в виде какашки

    Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
    Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V» Составили список таких стран
    Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

    Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
    Составили список таких стран

    В моменте или в инстаграме? Как изменилось наше отношение к фотографиям с вечеринок
    Спецпроект
    В моменте или в инстаграме? Как изменилось наше отношение к фотографиям с вечеринок
    В моменте или в инстаграме? Как изменилось наше отношение к фотографиям с вечеринок
    Спецпроект

    В моменте или в инстаграме? Как изменилось наше отношение к фотографиям с вечеринок

    Как обсуждать повышение зарплаты
    Как обсуждать повышение зарплаты Чтобы не поссориться с начальником и добиться своего
    Как обсуждать повышение зарплаты

    Как обсуждать повышение зарплаты
    Чтобы не поссориться с начальником и добиться своего

    Ограничивать время в соцсетях
    Ограничивать время в соцсетях Чтобы больше успевать и сохранять душевное равновесие
    Ограничивать время в соцсетях

    Ограничивать время в соцсетях
    Чтобы больше успевать и сохранять душевное равновесие

    Внутреннее море, футуризм и современное искусство: Зачем ехать в Катар
    Внутреннее море, футуризм и современное искусство: Зачем ехать в Катар
    Внутреннее море, футуризм и современное искусство: Зачем ехать в Катар

    Внутреннее море, футуризм и современное искусство: Зачем ехать в Катар

    Почему не стоит думать, что заводить полезные знакомства могут только экстраверты
    Почему не стоит думать, что заводить полезные знакомства могут только экстраверты
    Почему не стоит думать, что заводить полезные знакомства могут только экстраверты

    Почему не стоит думать, что заводить полезные знакомства могут только экстраверты

    Место для шага назад: Что можно узнать о Цое из выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя» в «Манеже»
    Место для шага назад: Что можно узнать о Цое из выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя» в «Манеже»
    Место для шага назад: Что можно узнать о Цое из выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя» в «Манеже»

    Место для шага назад: Что можно узнать о Цое из выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя» в «Манеже»

    «Орнитология», Макбет и книга про лес
    «Орнитология», Макбет и книга про лес Что слушать, смотреть и читать на выходных
    «Орнитология», Макбет и книга про лес

    «Орнитология», Макбет и книга про лес
    Что слушать, смотреть и читать на выходных

    Код курьера: Зачем компании за свой счет переучивают таксистов, кладовщиков и доставщиков на IT-специальности
    Код курьера: Зачем компании за свой счет переучивают таксистов, кладовщиков и доставщиков на IT-специальности
    Код курьера: Зачем компании за свой счет переучивают таксистов, кладовщиков и доставщиков на IT-специальности

    Код курьера: Зачем компании за свой счет переучивают таксистов, кладовщиков и доставщиков на IT-специальности

    Драки под Чайковского и опиум в православном кресте: Что происходит в фильме «King’s Man: Начало»
    Драки под Чайковского и опиум в православном кресте: Что происходит в фильме «King’s Man: Начало»
    Драки под Чайковского и опиум в православном кресте: Что происходит в фильме «King’s Man: Начало»

    Драки под Чайковского и опиум в православном кресте: Что происходит в фильме «King’s Man: Начало»

    Мясной ресторан «Агнец» на Большой Грузинской, японское бистро J’Pan на Забелина, фестиваль тирольской кухни
    Мясной ресторан «Агнец» на Большой Грузинской, японское бистро J’Pan на Забелина, фестиваль тирольской кухни
    Мясной ресторан «Агнец» на Большой Грузинской, японское бистро J’Pan на Забелина, фестиваль тирольской кухни

    Мясной ресторан «Агнец» на Большой Грузинской, японское бистро J’Pan на Забелина, фестиваль тирольской кухни

    Дорогой аудиодневник: Чем хорош «Caprisongs» — на первый взгляд необязательный микстейп FKA Twigs
    Дорогой аудиодневник: Чем хорош «Caprisongs» — на первый взгляд необязательный микстейп FKA Twigs
    Дорогой аудиодневник: Чем хорош «Caprisongs» — на первый взгляд необязательный микстейп FKA Twigs

    Дорогой аудиодневник: Чем хорош «Caprisongs» — на первый взгляд необязательный микстейп FKA Twigs

    Как выглядела зимняя радуга над Москвой
    Как выглядела зимняя радуга над Москвой Собрали лучшие фотографии гало
    Как выглядела зимняя радуга над Москвой

    Как выглядела зимняя радуга над Москвой
    Собрали лучшие фотографии гало

    Что нужно знать про VPN и какой из них выбрать
    Что нужно знать про VPN и какой из них выбрать
    Что нужно знать про VPN и какой из них выбрать

    Что нужно знать про VPN и какой из них выбрать

    Ребята не в порядке: Каким вышел второй сезон «Эйфории»
    Ребята не в порядке: Каким вышел второй сезон «Эйфории» Меньше глиттера, больше драмы
    Ребята не в порядке: Каким вышел второй сезон «Эйфории»

    Ребята не в порядке: Каким вышел второй сезон «Эйфории»
    Меньше глиттера, больше драмы

    «Трагедия Макбета»: Киноклассика XX века и шекспировские образы в новом фильме Джоэла Коэна
    «Трагедия Макбета»: Киноклассика XX века и шекспировские образы в новом фильме Джоэла Коэна Который режиссер снял без брата
    «Трагедия Макбета»: Киноклассика XX века и шекспировские образы в новом фильме Джоэла Коэна

    «Трагедия Макбета»: Киноклассика XX века и шекспировские образы в новом фильме Джоэла Коэна
    Который режиссер снял без брата

    Как приготовить глинтвейн и грог? Вот 3 согревающих рецепта для холодных дней
    Как приготовить глинтвейн и грог? Вот 3 согревающих рецепта для холодных дней
    Как приготовить глинтвейн и грог? Вот 3 согревающих рецепта для холодных дней

    Как приготовить глинтвейн и грог? Вот 3 согревающих рецепта для холодных дней

    Подпишитесь на рассылку