11 мая, вторник
Санкт-Петербург
Войти

«СысоевFM»: Как питерский маркетолог создал главный ресторанный бренд Москвы Всего за два года

Треугольные наклейки «СысоевFM» можно встретить на дверях любого приличного московского ресторана — так себя рекламирует телеграм-канал (сейчас там 40 тысяч подписчиков). Ведет его маркетолог Александр Сысоев, который за последние пару лет стал едва ли не самой влиятельной фигурой российского гастрономического рынка. Сысоев организовал Российский Ресторанный Фестиваль, который сейчас проходит в 30 городах страны, запустил собственную ресторанную карту лояльности в Москве и официально открыл собственное агентство по продвижению контентных спецпроектов. The Village попросил Александра рассказать, как заработать на телеграм-канале и не поругаться со всеми.

Александр Сысоев

создатель СысоевFM, организатор Российского Ресторанного Фестиваля


Как я занимался продвижением без бюджета

Все началось с того, что я занимался маркетингом сети спортклубов World Class в Петербурге. Например, под нашей маркой в лучших питерских ресторанах появилось фитнес-меню, а мои друзья из московского офиса эту идею начали транслировать и в Москве. После был Names.ru (сейчас его купил Farfetch) два года, оттуда меня пригласили присоединиться к команде бутика Aizel, и я переехал в Москву. У меня получалось делать охватные акции без бюджета: от аренды за копейки витрин в помещениях под сдачу (мы делали из них подобие огромных уличных лайтбоксов под нашим брендом) до ambient design во всех успешных проектах города.

Через год я ушел в Rambler в «Афишу-Рестораны». Там мне было проще: я любитель поесть, многие шефы и рестораторы знали меня как постоянного гостя. «Афиша-Рестораны» — это в первую очередь сервис бронирования, но на момент моего входа в проект мало кто из обывателей мог правильно произнести название сервиса: его называли просто «Афиша». Три года назад через сервис проходило совсем небольшое количество бронирований в месяц, сейчас эти показатели выросли в 17–21 раз.

С нулевым бюджетом, но хорошими дружескими отношениями мы начали, во-первых, получать эксклюзивные новости, что позволило начать возрождать медиа; во-вторых, активно ставили наши планшеты в самые популярные рестораны, подробно объясняя гостям, что сервис бронирования — это удобно. Сейчас им пользуются так же просто, как сервисом такси.

Примерно месяц назад я ушел с должности директора по маркетингу, но остался в компании — теперь я буду заниматься масштабными спецпроектами вроде Российского ресторанного фестиваля.

Российский Ресторанный Фестиваль

Все мои проекты — это забава


Как продать больше 130 тысяч ужинов за две недели

Российский ресторанный фестиваль — это уже мой личный проект. В этом году он проходит в 30 городах России, в нем участвует более 500 ресторанов по всей стране. Его фишка в том, что в рамках фестиваля подают дегустационные сеты из нескольких блюд по фиксированной цене в 990 рублей.

Одной из стратегий сервиса «Афиша-Рестораны» было продвижение культуры еды вне дома. Мы расширяли аудиторию ресторанов — и фестиваль стал одним из рычагов. Как это работает? Например, есть ресторан Duo (ресторан Дмитрия Блинова в Петербурге — Прим. ред.) и есть «Кофе Хауз», но люди массово все равно идут во второй. Ты спрашиваешь: почему? Говорят: дешевле. Хотя это абсолютно неправда! Поэтому РРФ, где сет стоит 999 рублей, — это способ показать людям еду и цены в тех ресторанах, куда они боялись ходить.

На момент, когда я создавал фестиваль у меня был нулевой бюджет, а сейчас этот проект окупается, и это важно. Я покрываю расходы за счет партнерства, а рестораны оказываются в прибыли, потому что, во-первых, они получают очень много промо, во-вторых, к ним приходит много новых гостей. И самое главное, что гости потом возвращаются.

В этом году за время фестиваля мы продали 132 тысячи сетов, получили порядка 700 публикаций в СМИ и десятки тысяч — в соцсетях. Это такой большой, в хорошем смысле народный проект. Сейчас на базе РРФ будет еще два проекта: Night Edition, барный фестиваль с коктейльными сетами по фиксированной цене, и РРФ Black Edition, премиальный, на меньшее количество городов, с более высокой стоимостью сетов, но все равно дешевле, чем по основному меню.


Самые крутые инсайдеры — это риелторы


Как я нашел применение чужим

пресс-релизам

Все мои проекты — это забава. И наклейки «СысоевFM рекомендует» на дверях ресторанов, и телеграм-канал, и система лояльности. Даже Российский ресторанный фестиваль — это тоже был фан. Я вкладываюсь эмоционально в каждый из них, поэтому туда так или иначе приходят деньги.

Канал «СысоевFM» я создал одновременно с фестивалем. У меня не было никакого плана по созданию экосистемы. Мой канал не конкурирует с миллионной аудиторией сайта «Афиша-Рестораны», где пишут такие авторы, как Александр Ильин или Светлана Кесоян, где длинные умные тексты, обзоры. Я занимаюсь совершенно другим: на моем канале только короткие информативные тексты, которые я писал изначально для моих друзей — чтобы разом ответить на все их вопросы, что нового в городе и куда пойти поесть. Мне нравится писать о чем-то первым, но это опять же забава, что-то чисто мальчишеское. Точно могу сказать, что в этом смысле самые крутые инсайдеры — это риелторы, они всегда знают все раньше остальных.

Российский Ресторанный Фестиваль

О том, что мне не нравится, я просто не пишу.


Кто-то шутит, что я первым нашел применение пресс-релизам от ресторанных пиарщиков, но коммерческих постов на канале у меня суммарно не более 4 % от всего контента, и это годовые контракты с брендами. Если я понимаю, что предложение чисто коммерческое и ресторан на этом заработает, это не может быть бесплатно, хотя я в 95 % случаев отказываю. Если они придумают крутой инфоповод, то я с радостью напишу об этом сам.

Как сэкономить 300 тысяч и не нажить врагов

Многие рестораны приходят с желанием сделать какую-то совместную акцию, но, так как я вижу хорошую конверсию, это не может не быть коммерческим. Есть кейсы, когда ресторан за неделю получал прибыль по 200–300 тысяч только по акциям канала, когда гостю надо было показать пост и получить скидку. Кстати, многие очень стеснялись показывать сообщения официанту, поэтому я придумал карточку, которую можно добавить в Apple Wallet, — теперь показывать нужно ее, что многим гораздо комфортнее.

Я всегда стараюсь дружить с людьми и общаться, потому что все люди хотят коммуницировать, у всех есть свои потребности и задачи, а так как у меня большое количество знакомых, я могу помогать им, а они — мне.

Почему я пишу про одних, и не пишу про других? Есть контентная политика, очевидно, что я не буду писать про какой-нибудь ужин с венгерскими винами. Я не считаю ценным для себя прийти в ресторан Х, где некий шеф будет готовить блюда в сопровождении непонятного в хорошем смысле вина. Если ты фанат, то скорее всего ты уже в курсе, а для обывателя эта информация совершенно не нужна. Людям интересно узнавать, что открылось нового, где полностью обновилось меню и куда приезжает какой-то реально крутой шеф. А о том, что мне не нравится, я просто не пишу.

Со мной в команде работает несколько человек, в каждом городе у меня есть инсайдеры, которые сообщают мне, что нового происходит в городе. Большинство текстов пишу я сам, но заказываю много колонок про вещи, в которых ничего не понимаю. Все тексты, которые выходят в итоге под моим брендом, я вычитываю и редактирую, часто меняя обороты или сокращая все в пять–десять раз.


В России туризм может начаться только с weekend-travel


Как я занялся пиаром и спецпроектами

Все проекты имеют маркетинговую составляющую: даже наклейки «СысоевFM» я специально сделал треугольными — таких ни у кого не было и они выделяются. Я клею их на двери заведений и даю просто так тем местам, где мне правда нравится, где реально классно, вкусно — эти рестораны я могу посоветовать друзьям и знакомым. Один раз мне предлагали продать наклейку за 100 тысяч, конечно же, я не согласился.

Сейчас мне уже интереснее делать более масштабные проекты. Например, я поддерживаю 80-летие ВДНХ — у нас вышел большой гид о том, где есть в парке. С «Яндекс.Дзеном» мы запустили проект по девяти городам России: где есть, где пить, где ночевать. Чуть позднее он перерастет в полноценный гид на отдельной платформе. Также в этом году канал стал одним из инфопартнеров 872-летия Москвы: на всей полиграфии будет мой логотип, а мы совместно сделаем некий набор гидов для туристов в городе.

Александр Сысоев

Недавно я официально запустил агентство, которое занимается спецпроектами для брендов. В основном это банки, телекоммуникации и алкогольные компании. Мне вообще сейчас очень интересны контентные направления и программы лояльности — это моя новая забава.

Я плавно хочу уходить в туризм и в создание систем: рестораны не могут привлекать туристов в большом количестве. В России туризм может начаться только с weekend-travel, когда ты улетаешь в пятницу и возвращаешься в воскресенье. Но довольно сложно объяснить людям, зачем ехать на два дня в Екатеринбург или в Самару и что там делать.

Я думаю, к концу года на канале должно быть тысяч 70 подписчиков. Зачем мне это нужно? Потому что чем больше моя аудитория, тем проще мне продвигать свои личные проекты. А так — это всего лишь цифры, но, конечно, приятные.


Фотографии: обложка, 1, 2, 3 – Российский Ресторанный Фестиваль

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Шеф-повар Владимир Чистяков: «На первых порах в Москве я просто тусил и офигевал»
Шеф-повар Владимир Чистяков: «На первых порах в Москве я просто тусил и офигевал» Шеф-повар Buro Tsum — о работе на MTV, золотом времени журналистики и школе Ragout
Шеф-повар Владимир Чистяков: «На первых порах в Москве я просто тусил и офигевал»

Шеф-повар Владимир Чистяков: «На первых порах в Москве я просто тусил и офигевал»
Шеф-повар Buro Tsum — о работе на MTV, золотом времени журналистики и школе Ragout

Как бывшая бариста «МакКафе» задает моду на кофе в турке
Как бывшая бариста «МакКафе» задает моду на кофе в турке Владелица Cezve Coffee — о кофейных снобах и о том, как открыть кофейню за 200 тысяч рублей
Как бывшая бариста «МакКафе» задает моду на кофе в турке

Как бывшая бариста «МакКафе» задает моду на кофе в турке
Владелица Cezve Coffee — о кофейных снобах и о том, как открыть кофейню за 200 тысяч рублей

Шеф-повар Руслан Поляков: «Меня посадили за стол и сказали: „Теперь все на тебе, работай“»
Шеф-повар Руслан Поляков: «Меня посадили за стол и сказали: „Теперь все на тебе, работай“» Шеф Remy Kitchen Bakery — о том, как управлять тремя ресторанами сразу
Шеф-повар Руслан Поляков: «Меня посадили за стол и сказали: „Теперь все на тебе, работай“»

Шеф-повар Руслан Поляков: «Меня посадили за стол и сказали: „Теперь все на тебе, работай“»
Шеф Remy Kitchen Bakery — о том, как управлять тремя ресторанами сразу

«Давай позовем Юрия Антонова»: Что будет, если дать денег гастроэнтузиастам
«Давай позовем Юрия Антонова»: Что будет, если дать денег гастроэнтузиастам Кто и зачем делает «Фестиваль гастрономических развлечений»
«Давай позовем Юрия Антонова»: Что будет, если дать денег гастроэнтузиастам

«Давай позовем Юрия Антонова»: Что будет, если дать денег гастроэнтузиастам
Кто и зачем делает «Фестиваль гастрономических развлечений»

Тэги

Сюжет

Люди

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут

10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году

Как сделать квартиру удобной для жизни

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой

Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг

Первая полоса

Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут
Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут А зарплата — нет
Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут

Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут
А зарплата — нет

10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году
10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году Ирландец For Those I Love, «ИХНАБТБ» и норвежский постпанк Pom Pom
10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году

10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году
Ирландец For Those I Love, «ИХНАБТБ» и норвежский постпанк Pom Pom

Как сделать квартиру удобной для жизни
Как сделать квартиру удобной для жизни
Как сделать квартиру удобной для жизни

Как сделать квартиру удобной для жизни

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой
Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой Наши лучшие истории о работе, бизнесе, заработках и тратах
Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой
Наши лучшие истории о работе, бизнесе, заработках и тратах

Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг
Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг
Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг

Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг

Новые рестораны и бары Петербурга
Новые рестораны и бары Петербурга Куда стоит идти прямо сейчас
Новые рестораны и бары Петербурга

Новые рестораны и бары Петербурга
Куда стоит идти прямо сейчас

10 музыкальных историй этого года
10 музыкальных историй этого года Кирилл Иванов рассказывает про все альбомы «СБПЧ», а адвокат Оксимирона и Славы КПСС объясняет, почему лучший — Замай
10 музыкальных историй этого года

10 музыкальных историй этого года
Кирилл Иванов рассказывает про все альбомы «СБПЧ», а адвокат Оксимирона и Славы КПСС объясняет, почему лучший — Замай

Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире
Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире
Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире

Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире

Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах
Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах Сочи, Туапсе, Геленджик и другие города, куда можно попасть без визы
Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах

Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах
Сочи, Туапсе, Геленджик и другие города, куда можно попасть без визы

Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае
Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае И что со всем этим готовить
Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае

Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае
И что со всем этим готовить

Куда можно поехать в отпуск
Куда можно поехать в отпуск От ближайшего Подмосковья до заграничных курортов и сибирских деревень
Куда можно поехать в отпуск

Куда можно поехать в отпуск
От ближайшего Подмосковья до заграничных курортов и сибирских деревень

Где гулять в Москве
Где гулять в Москве 9 маршрутов и музыка для них
Где гулять в Москве

Где гулять в Москве
9 маршрутов и музыка для них

Как приготовить пасхальный кулич дома
Как приготовить пасхальный кулич дома
Как приготовить пасхальный кулич дома

Как приготовить пасхальный кулич дома

Главреды вспоминают лучшие тексты The Village
Главреды вспоминают лучшие тексты The Village
Главреды вспоминают лучшие тексты The Village

Главреды вспоминают лучшие тексты The Village

Как увольняться, спрашивать о зарплате и противостоять манипуляциям на работе
Как увольняться, спрашивать о зарплате и противостоять манипуляциям на работе Отвечаем на рабочие вопросы в День труда
Как увольняться, спрашивать о зарплате и противостоять манипуляциям на работе

Как увольняться, спрашивать о зарплате и противостоять манипуляциям на работе
Отвечаем на рабочие вопросы в День труда

Как в инстаграме появились сторис
Как в инстаграме появились сторис И почему Facebook так и не купил Snapchat
Как в инстаграме появились сторис

Как в инстаграме появились сторис
И почему Facebook так и не купил Snapchat

Ognivo на Васильевском острове, Sixty Four на Мойке, пекарня Hobz и Soul Place
Ognivo на Васильевском острове, Sixty Four на Мойке, пекарня Hobz и Soul Place
Ognivo на Васильевском острове, Sixty Four на Мойке, пекарня Hobz и Soul Place

Ognivo на Васильевском острове, Sixty Four на Мойке, пекарня Hobz и Soul Place

30+ главных событий на майских каникулах
30+ главных событий на майских каникулах Концерт Луны, открытие Никольских рядов, «Ночь в Манеже» и джазовый фестиваль Rainy Days
30+ главных событий на майских каникулах

30+ главных событий на майских каникулах
Концерт Луны, открытие Никольских рядов, «Ночь в Манеже» и джазовый фестиваль Rainy Days

Как тратить деньги и зарабатывать на этом
Промо
Как тратить деньги и зарабатывать на этом Разбираемся с ВТБ, Mastercard и Ксенией Дукалис
Как тратить деньги и зарабатывать на этом
Промо

Как тратить деньги и зарабатывать на этом
Разбираемся с ВТБ, Mastercard и Ксенией Дукалис

Гид по Гатчине — новой столице Ленобласти

Гид по Гатчине — новой столице Ленобласти

Гид по Гатчине — новой столице Ленобласти

Гид по Гатчине — новой столице Ленобласти

Подпишитесь на рассылку