История балетмейстера, бежавшего от колонии в Грузии Балетмейстер, бежавший от режима Саакашвили, рассказывает о жизни политического беженца в Екатеринбурге

История балетмейстера, бежавшего от колонии в Грузии

В начале 2004 года к власти в Грузии пришел лидер национальной «Революции роз» Михаил Саакашвили. Когда из Москвы в Тбилиси вернулась подруга президента и крестная мать его сына балерина Нино Ананиашвили, Михаил прочил ее на должность худрука государственного хореографического училища имени Вахтанга Чабукиани. Действующий художественный руководитель, он же директор училища, Тамаз Вашакидзе, уступать должность не собирался.

Вскоре Тамаза — известного балетмейстера, народного артиста, кавалера ордена Чести, основателя театра современного танца New Georgian Ballet, уволили с поста за отсутствие квалификации. Протеже президента заняла место худрука, кресло директора — ее родственник. Вашакидзе активно выступал в прессе против происходящего, и спустя год борьбы за оставленный театр тбилисская прокуратура предъявила ему обвинение в подделке подписей и хищении из кассы училища на сумму около 67 тысяч лари (более 1,5 миллиона рублей).

В это же время Тамаз Вашакидзе получил приглашение работать в России — Екатеринбургский театр оперы и балета предложил балетмейстеру поставить «Большой вальс» на музыку Штрауса. Вашакидзе принял приглашение, а после отъезда суд в Грузии заочно осудил его на девять лет колонии за хищение. Проработав в Екатеринбурге 12 лет, весной балетмейстер лишился статуса беженца, и с ним — работы в театре. Решение свердловской полиции удалось оспорить в суде, но пока народный артист вынужден жить без работы и средств к существованию.

Звезда грузинского балета рассказал The Village, каково наблюдать по скайпу за тем, как взрослеют дети, из чего складывается жизнь беженца, и почему он даже на свободе чувствует себя словно в тюрьме.

Текст

Оля Татарникова

Иллюстрации

Даша Скребцова

О жизни в Грузии

Когда я был директором Тбилисского государственного хореографического училища, мне позвонила заместитель министра культуры и сказала, что мое место нужно освободить. Я удивился — зачем? Я был не согласен, и с этого момента началась борьба. Неизвестные звонили и угрожали, меня уволили как неквалифицированного сотрудника. После суда, где я хотел оспорить решение и который проиграл, на меня открыли уголовное дело, посыпались обыски. События развивались очень быстро, но я помню свой азарт: был уверен, что могу победить в этой битве. Правда же на моей стороне.

Я знал об опасности. В том же году в Москве напали на хореографа Георгия Алексидзе, который работал руководителем балетной группы в театре. Какие-то парни избили его, и он попал в реанимацию. Пока лежал в больнице — его сняли с должности, а место отдали нужному человеку. Мои друзья предупреждали, что со мной может случиться то же самое, но я почему-то не боялся.


После меня худруком училища стала крестная мать сына Саакашвили Нино Ананиашвили, а директором — брат ее мужа

Я просил защиты у всех. Министр культуры только разводил руками и показывал пальцем в небо: мол, президент уже все решил. После меня худруком училища стала крестная мать сына Саакашвили Нино Ананиашвили, а директором — брат ее мужа.

Через год после увольнения меня вызвали в прокуратуру и обвинили в том, что я украл деньги из кассы училища. В деле написано, что я взял деньги на приобретение товаров и не представил документы. Мне кажется, что во время проверки на бухгалтеров что-то нашли и заставили дать ложные свидетельства. Главный бухгалтер потом звонила моей жене и говорила, что больше не может им сопротивляться.

О бегстве

В тюрьму я садиться не хотел — во времена Саакашвили там творился беспредел. Заключенных насиловали, снимали это на видео. Жен, которые приходили на свидания, тоже насиловали. Я не смог бы с этим жить. Поэтому принял решение уехать из страны, чтобы спастись самому и защитить свою семью.


Я два года проработал по рабочей визе, и когда пришел ее продлевать — меня скрутил ОМОН. Оказалось, что на родине я нахожусь в розыске

Я полетел в Россию по приглашению, чтобы поставить спектакль в Екатеринбургском театре оперы и балета. Когда приземлялся, даже и подумать не мог, что останусь тут на 12 лет. Я рассчитывал, что раз мое место занято — власти успокоятся и перестанут меня преследовать.

В театре мне дали двухкомнатную квартиру на улице Жукова, выделили кабинет. Я два года проработал по рабочей визе, и когда пришел ее продлевать — меня скрутил ОМОН. Оказалось, что на родине я нахожусь в розыске. Коллеги, которые делали себе визы рядом, были в шоке от того, как бойцы с автоматами заломили мне руки. Во время ареста один из сотрудников проговорился: мол раз вы не политический беженец, мы вас депортируем. Я понял, что нужно делать, и сразу же потребовал политического убежища.

В ожидании статуса беженца

Мне дали пять дней. Я должен был каждый день приходить в УФМС на беседы. Опросы длились по четыре часа: я рассказывал о себе и о том, что случилось со мной в Грузии. Это было похоже на интервью, все мои слова записывали, а сотрудники советовали, как лучше сформулировать мысль, чтобы повысить шанс на получение убежища. Потом местная комиссия отправила все документы в Москву. И началось трехмесячное ожидание.

В театре держать меня больше не могли, но и на улицу не выгнали, а дали временное жилье на окраине Екатеринбурга. Я не мог сидеть дома, поэтому ходил по городу по семь часов. Пока дойдешь пешком до центра — убьешь два часа и сорок минут. Обратно — еще два сорок. Я гулял, заходил в театр, бродил по торговым центрам. Денег у меня не было, поэтому я придумал себе игру. Я представлял, что работаю менеджером магазина и проверяю цены и раскладку товаров. Когда хотелось есть — брал хлеб и ходил по супермаркету «Купец». Там стояли обалденные запахи: я ел хлеб и представлял, что это колбаса, сыр или еще что-нибудь.

Зима 2008-го была очень холодной. Вещи мне купила подруга из Москвы, потому я не замерз. Я обошел весь город. Вспоминал, как в детстве брал круглую хлебницу, крутил ее в руках как руль и бегал по дому. Вот по Екатеринбургу я слонялся точно так же. Поворачивал куда глаза глядели и просто шел. Домой не звонил, было очень дорого — писал только сообщения. Так я провел три месяца.

Четко помню пластиковый стол, за которым сидел, когда раздался звонок из УФМС. Я был в ТЦ «Мега» и пил чай. Сотрудница сказала, что мне дали статус политического беженца. Как же я был счастлив.

О жизни в Екатеринбурге

Мне выдали паспорт беженца — он похож на обычный загранпаспорт. Объяснили, что я не могу без согласования покидать город — даже в область выезжать нельзя. О любых изменениях, например, в работе или месте жительства я должен сообщать в органы. Никаких льгот или выплат политическому беженцу не полагается. Я знаю, что за границей по-другому: там можно вообще не работать и жить только на выплаты.

Еще мне дали проездной документ, по которому я могу выехать за границу. Но когда меня позвали в Казахстан ставить спектакль, я проконсультировался в МИД России, где сказали, что лучше не выезжать — на казахской границе местные власти могут меня арестовать и депортировать. Поэтому я не покидаю пределы России. Меня звали во Францию поставить балет «Риголетто» Джузеппе Верди, но все предложения так и остаются мечтами. Все эти годы я словно нахожусь в творческом сне. За 12 лет я полностью лишился творческого подъема, все проекты, которые я начал в Тбилиси, остановились. В Екатеринбурге я балетмейстер, хожу на спектакли и репетирую. То, что я хочу делать, невозможно ставить в академическом театре.

О семье

С женой я познакомился в училище, она младше меня на 21 год. Я был директором, а она студенткой. Мы поженились и родили троих детей подряд. Когда я уезжал, ей было 22 года, и у нее на руках оставался наш двухмесячный сын. Тогда она сказала, что чувствует, что я уезжаю надолго.

Нино меня поддерживает все эти 12 лет. Говорит, что я для нее был культом и она не могла допустить мысли, что я сломаюсь. С собой я семью не позвал, потому что не знал, как сложится жизнь в другой стране. Я боялся, что мы с детьми останемся на улице.

Мы видимся раз в году по две-три недели. Летом я лечу в Кисловодск, а она берет такси за 100 долларов и пересекает границу с детьми. Встреча проходит прекрасно: я обнимаю своих детей, тискаю, нюхаю их. После начинаю к ним привыкать. И как только это происходит — надо уже расставаться. Я начинаю готовиться к расставанию за неделю: смотрю на семью и внутренне прощаюсь. Пару раз я говорил жене: может, вы вообще не будете приезжать. Три недели растворяются как песок и последний день — это трагедия.


С собой я семью не позвал, потому что не знал, как сложится жизнь в другой стране. Я боялся, что мы с детьми останемся на улице

Расставание невыносимо. Я мог бы разговаривать и общаться с детьми по нескольку раз в день, но стараюсь звонить по скайпу пару раз в неделю. Если мы разговариваем вечером — мне настолько их хочется обнять, что я потом спать не могу и не могу в себя прийти два дня.

Я надеюсь, они поймут, что отец был прав. Главное, что я их не предал. 12 лет я жил для них, посылал почти все деньги, не создал здесь вторую семью, не изменил жене, был преданным. Мало того, что я нанес травму и оставил их одних, если бы изменил — это было бы предательством. Мне страшно тяжело и помогают слова Христа: если один глаз хочет совершить грех — нужно выколоть его.

О жизни беженца

12 лет я живу впроголодь. В день я могу потратить только 150–250 рублей. Готовлю всегда сам, в основном, макароны. Летом полегче, можно купить овощей. Я — кормилец четырех человек. Жена не работает, воспитывает детей. Им я стараюсь не рассказывать о своих трудностях, иначе бы они не стали брать деньги.

Для меня беженство — это 12 лет бесправия. Ты боишься кого-то обидеть, не можешь голосовать. Когда я прихожу в банки или покупаю билет на самолет, люди берут мой паспорт и надувают губы. Сразу отправляются проверять документы и снисходительно спрашивают, чего мне нужно.


По городу я езжу на общественном транспорте или хожу пешком. Все свободное время провожу дома за компьютером или перед телевизором

Для них беженец — это второй сорт. А я же не стану им перечислять, что я народный артист, кавалер ордена Чести. Только в театре я не чувствовал себя беженцем. Коллеги во всем меня поддерживали, и директор театра сделал все что возможно. Наверное, благодаря человеческому отношению в театре я и прожил столько времени.

По городу я езжу на общественном транспорте или хожу пешком. Все свободное время провожу дома за компьютером или перед телевизором. Максимум удовольствия, которое я могу себе позволить, — выпить кофе с другом. По сравнению с тем, как я жил раньше, эта жизнь похожа на сон. Мой отец был начальником Закавказской железной дороги, а я работал ведущим солистом театра. В те годы я приезжал в Москву, где нас встречали на правительственном уровне: представительские машины, лучшие номера, овации публики, рецензии, цветы, поклонницы. Спасибо богу, что все это у меня было. Видимо, долго так продолжаться не может.

О лишении статуса

Весной этого года меня лишили статуса беженца. Это было ударом в спину. В УФМС мне сказали, что в Грузии сменился политический режим, и я могу вернуться на родину. Но дело в том, что меня там в любом случае ждет тюрьма. За это время я написал сотни писем во всем инстанции, чтобы мое дело пересмотрели, но никто так и не ответил.

Друзья из Москвы наняли мне юриста, и я пошел в суд оспаривать решение миграционной службы. Дело мы выиграли, но статус беженца я так пока и не получил.


В УФМС мне сказали, что в Грузии сменился политический режим, и я могу вернуться на родину. Но дело в том, что меня там в любом случае ждет тюрьма

Сейчас я живу как заключенный: у меня нет документов, прописки, грузинский паспорт просрочен. Без прописки и документов я не могу ни получать пенсию, ни работать в театре. В июле я остался без средств к существованию.

Меня поддерживают друзья, но я уже попросил денег у всех, у кого только мог. По нескольку дней готовлюсь позвонить знакомым, потому что боюсь услышать отказ. Для взрослого человека это очень тяжело: просишь 300 долларов, а говорят, что есть только 50, и ты соглашаешься на 50, потому что выхода нет.

Я боюсь выходить на улицу. Если меня остановит полицейский — ему будет все равно, что у меня есть решение суда. Паспорта и прописки нет — и все. Семья не получает деньги почти два месяца. Сейчас Нино с детьми живут на даче у родителей, где выживают за счет огорода. Но в сентябре детям идти в школу, и я не знаю, что делать дальше.

Иногда я думаю, что лучше поехать в Тбилиси и сесть в тюрьму. Я устал. Наверное, лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас. Иногда я засыпаю и мечтаю не проснуться, но потом вспоминаю семью и говорю себе: нет, Тамаз, надо еще потерпеть.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Я работаю с детьми, от которых отказались
Я работаю с детьми, от которых отказались Социальные няни — о работе с младенцами, от которых отказались родители
Я работаю с детьми, от которых отказались

Я работаю с детьми, от которых отказались
Социальные няни — о работе с младенцами, от которых отказались родители

Как я кормила бездомных
Как я кормила бездомных Корреспондент The Village — о молодых екатеринбуржцах, открывших благотворительную столовую
Как я кормила бездомных

Как я кормила бездомных
Корреспондент The Village — о молодых екатеринбуржцах, открывших благотворительную столовую

«Я живу с „женским обрезанием“»
«Я живу с „женским обрезанием“» Монолог женщины с Урала, пережившей калечащую операцию в младенчестве
«Я живу с „женским обрезанием“»

«Я живу с „женским обрезанием“»
Монолог женщины с Урала, пережившей калечащую операцию в младенчестве

Ань Нгуен об Уралмаше и облавах в китайском общежитии
Ань Нгуен об Уралмаше и облавах в китайском общежитии Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Москве, Петербурге и Екатеринбурге
Ань Нгуен об Уралмаше и облавах в китайском общежитии

Ань Нгуен об Уралмаше и облавах в китайском общежитии
Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Москве, Петербурге и Екатеринбурге

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики? «Место силы» активистов
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
«Место силы» активистов

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым«Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым «Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra Квир-техно, Шакира и отношение к наготе
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Квир-техно, Шакира и отношение к наготе

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(«Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'( «Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Большое интервью с композитором Сергеем Невским Почему важно слушать музыку тех, кто остался?
Большое интервью с композитором Сергеем Невским

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Почему важно слушать музыку тех, кто остался?

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

Как выживает независимый книжный бизнес?
Как выживает независимый книжный бизнес? Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие
Как выживает независимый книжный бизнес?

Как выживает независимый книжный бизнес?
Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войныАвторский обзор Анны Аксеновой на The Village

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны
Авторский обзор Анны Аксеновой на The Village

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест