Я рисую мультфильмы Художник Макс Литвинов — о спонтанных гифках, фриланс-анимации и важности звука

Я рисую мультфильмы

Анимация — это не просто детские мультики, а полноценный вид искусства, который требует от автора большой отдачи и внимания к каждому кадру. Благодаря развитию современных технологий создавать такие фильмы сегодня проще, чем, например, тридцать лет назад, — свобода художника не ограничена ничем, кроме его воображения. The Village Нижний Новгород пообщался с аниматором Максом Литвиновым — о важности движения на экране и равнодушии к мультфильмам из детства, а также о том, как создавать свою мультипликацию, чему учат во французской школе La Poudriere и почему художнику важно себя развлекать.

Текст

Анна Гребенникова

Текст

Марк григорьев

Фотографии

Илья большаков

Новые миры

В детстве я смотрел меньше анимации, чем сверстники: предпочитал книги, передачи про животных, игрушки и рисование. В итоге сейчас я почти равнодушен к тем мультфильмам, которые показывали по телевизору в моем детстве. Не думаю, что между ними и моей работой есть связь. На выбор профессии и на эстетические предпочтения оказало влияние совершенно другое: анимация, которую я увидел в интернете. Как-то раз я наткнулся там на несколько работ — они были очень похожи на то, что рисуется в моей голове, когда, например, слушаю музыку. Именно тогда я понял, чем хочу заниматься. Открыл программу и начал рисовать кадр за кадром, не задумываясь о необходимости что-либо изучать. Затем нашел пару-тройку видео с процессом работы аниматоров, которые мне нравятся, и взял на вооружение некоторые их приемы. Такой вид творчества оказался наиболее подходящим форматом для передачи моих ощущений, впечатлений и фантазий.


Очень важно, чтобы мои работы в конечном виде были сюрпризом
для меня самого


Анимация, как я ее понимаю, — это любые изображения, сменяющие друг друга, чтобы создать иллюзию движения. Они могут быть чем угодно: рисунками, живописью, фотографиями плоских или объемных предметов, файлами, созданными в графическом редакторе. Даже стопка листов бумаги и карандаш дают бесконечные возможности для сотворения новых миров. Полная свобода! Аниматор может и, по моему мнению, должен делать то, что хочет: он ограничен лишь способностью воображать и усидчивостью.

Обожаю, когда на экране все постоянно движется: так происходит более глубокое погружение, изображение засасывает, и это ощущается всем телом, без передышки. Впервые подобное ощущение осязаемости у меня возникло при просмотре работ Калеба Вуда — он в принципе оказал на меня самое большое влияние из всех аниматоров. Когда я делал первые шаги, он уже был популярен на Vimeo и произвел на меня колоссальное впечатление.

Stay Home from caleb wood on Vimeo.

Сейчас я не думаю об определенном стиле, к которому мог бы сознательно идти: не хочу формировать себя из увиденного вокруг, как конструктор. Я рисую так, как чувствую в данный конкретный момент. Если недоволен результатом, перерисовываю заново или просто не публикую работу. При этом моя графика, несомненно, меняется под воздействием того, что я вижу, что мне нравится. Это постоянный процесс, который я стараюсь не отслеживать, чтобы почувствовать большую степень свободы и не подгонять под предполагаемый результат. Очень важно, чтобы мои работы в конечном виде были сюрпризом для меня самого.

Многие люди считают, что мультфильмы — это продукция для детей. Считаю такую точку зрения совершенно нормальной. По сравнению с кино анимация требует от зрителя значительно большей гибкости мышления и душевного усилия, чтобы проникнуть и поверить в нарисованный мир. Эти гибкость и восприимчивость свойственны всем детям и с возрастом постепенно утрачиваются.

О вдохновении и процессе работы

Сейчас я зарабатываю фриланс-анимацией, но это очень нестабильный доход. Бывало, что я почти полгода сидел без заказов и заработка, а случалось и так, что за пару месяцев зарабатывал на полгода вперед. Как правило, заказчики находят меня сами, а когда я пишу сам, почти никогда не удается получить работу.

Я рисую на бумаге или в Adobe Flash — привык к нему, несмотря на то что в основном покадровая анимация создается сейчас в TV Paint. Flash — векторный, поэтому при необходимости там можно любой штришок повернуть или растянуть прямо на ходу — это очень экономит время: когда нужны мелкие правки, не надо заново кадр перерисовывать. Там я использую только самую простую кисть, так что по сути, технология ничем не отличается от бумаги, фотошопа или того же TV Paint, кроме вышеупомянутого бонуса. Плюс у Flash приятный интерфейс! В общем, там я как рыба в воде.

В моей работе крайне важно включать интуицию и стремиться развлечь себя

На каждый новый проект я возлагаю большие надежды, говорю себе: «Ну, в этот раз точно сделаю все идеально, чтобы ни о чем не сожалеть и чтобы все нравилось», — но из-за ограничений во времени приходится идти на компромисс. Поэтому лучшее — это гифки, нарисованные спонтанно в свободное время.

В моей работе крайне важно включать интуицию и стремиться развлечь себя. Чтобы это получилось, обычно достаточно иметь доступ к любимой музыке и кофе, поэтому я работаю в основном дома. Еще мне очень нравится рисовать в блокноте, когда нахожусь среди людей, но важно, чтобы мне было с ними хорошо.

Другими словами, мне не важно, что рисовать, важно — как. Также я почти всегда нахожу время на некоммерческие персональные работы, в которых отрываюсь и рисую все, что придет в голову. Как правило, я делаю это в самом коротком формате – в виде небольших зацикленных анимаций. Совсем не мечтаю о полном метре, потому что нет ничего настолько масштабного, о чем хотелось бы рассказать.

О важности звука

Звук осуществляет связь нарисованного изображения с реальностью: каким бы оно ни было абстрактным, по звуку можно понять, в чем суть вещей. Например, по линии ползет квадрат — непонятно, что это такое, а если слышен автомобиль или характерный скрип дерева или металла, изображение приобретает новое измерение, обрастает плотью.

Вообще музыка для меня стоит намного выше, чем анимация. Я даже раньше формулировал для себя такую цель: довести мультфильм до уровня музыки по силе воздействия. Поэтому работа со звуком тоже приносит огромное удовольствие, мне нравится, что есть моментальная отдача: нажал на кнопку — получил результат, и сразу приятно.


Вообще музыка для меня стоит намного выше, чем анимация. Я даже раньше формулировал для себя такую цель: довести мультфильм до уровня музыки по силе воздействия


Мне нравится диджеить, но, чтобы меня звали куда-то на тусы, надо все время тусоваться самому, а вот это уже мне нравится меньше. У меня есть проект «Дедушкины колбаски», где может быть задействован, кроме меня, кто угодно; в основном это пара друзей-музыкантов. Я с удовольствием пробую донести до них, как и что нужно сыграть, и в целом люблю придумывать разные мелодии.

Я знаю нескольких аниматоров, которые тоже работают со звуком, но обычно для моих коллег это очень больная тема, так как сложно найти хорошего звукорежиссера; и, даже если найдешь, сложно объяснить, чего ты хочешь, а звук в анимации — половина дела, так что мне повезло, что я могу все сам.

Что происходит с анимацией

С самого начала я находился вне какой-либо художественной среды. Как рисовать, как анимировать, где искать работу — все это я узнал из интернета, ориентируясь на то, как это делали интересные мне современные художники. Я черпал информацию в основном из иностранных ресурсов и почти ничего не знал о том, что происходит на русской анимационной сцене. Сейчас ситуация поменялась, я побывал на отечественных фестивалях, познакомился и подружился с коллегами, периодически принимаю участие в их проектах, мы помогаем друг другу. В целом в России все неплохо: «Крок», Суздальский фестиваль, Большой фестиваль мультфильмов — и это только основные события, посвященные анимации, существует еще множество. Работают разные школы-студии, факультеты, объединения: например, «Цех анимации», «Шар», «Союзмультфильм» и так далее. В них постоянно приходят молодые художники, проводятся групповые занятия, создаются новые работы. Сам я езжу читать лекции и проводить воркшопы в московских вузах. Также у меня появляются русские заказчики, например, сейчас рисую заставку для телеканала «2 х 2».

BOILER from Max Litvinov on Vimeo.

SUZDAL from Max Litvinov on Vimeo.

Буквально первый коллега, с которым я познакомился вживую (это случилось, когда у меня уже было много работ и некоторая популярность в интернете), рассказал мне, что во Франции есть школа La Poudriere — очень специфическая, без преподавателей и какого-то единого направления, куда приходят с мастер-классами люди из индустрии и помогают тебе качественнее воплотить собственные режиссерские амбиции. Я поехал туда учиться и выяснил, что это больше школа режиссуры, а самой технике анимации там не учат. У меня исключительно положительные впечатления от учебы, однако я понял, что не хочу рассказывать истории — меня больше интересует формальная часть, движение и звук в сочетании или сами по себе. А придумывать персонажей и доносить какие-либо идеи мне неинтересно.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Мы не чиновники»: как устроен Институт развития городской среды Нижегородской области
«Мы не чиновники»: как устроен Институт развития городской среды Нижегородской области Почему группа энтузиастов-архитекторов стала заниматься полноценным благоустройством города
«Мы не чиновники»: как устроен Институт развития городской среды Нижегородской области

«Мы не чиновники»: как устроен Институт развития городской среды Нижегородской области
Почему группа энтузиастов-архитекторов стала заниматься полноценным благоустройством города

20 фильмов весны
20 фильмов весны Последние «Мстители», «Дамбо», «Война Анны», «Синонимы» и другое кино, которое мы будем смотреть этой весной
20 фильмов весны

20 фильмов весны
Последние «Мстители», «Дамбо», «Война Анны», «Синонимы» и другое кино, которое мы будем смотреть этой весной

Карточная игра газеты «Селедка»
Карточная игра газеты «Селедка» Неплохой способ провести время дома, когда на улице не очень приятно
Карточная игра газеты «Селедка»

Карточная игра газеты «Селедка»
Неплохой способ провести время дома, когда на улице не очень приятно

«Как я месяц ела психоделики по заданию голландских ученых»
«Как я месяц ела психоделики по заданию голландских ученых» Каково работать и жить, находясь постоянно под действием грибов
«Как я месяц ела психоделики по заданию голландских ученых»

«Как я месяц ела психоделики по заданию голландских ученых»
Каково работать и жить, находясь постоянно под действием грибов

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

QR-Россия: Запреты, протесты и новые профессии

«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино

Чем заняться в Москве на этой неделе

«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»

Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран

Первая полоса

QR-Россия: Запреты, протесты и новые профессии
QR-Россия: Запреты, протесты и новые профессии Как электронные пропуска меняют жизнь в стране
QR-Россия: Запреты, протесты и новые профессии

QR-Россия: Запреты, протесты и новые профессии
Как электронные пропуска меняют жизнь в стране

«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино
«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино Чем заняться на выходных
«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино

«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино
Чем заняться на выходных

Чем заняться в Москве на этой неделе
Чем заняться в Москве на этой неделе
Чем заняться в Москве на этой неделе

Чем заняться в Москве на этой неделе

«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»
«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»
«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»

«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»

Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран
Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран Сколько стоят билеты и хорошо ли там жить
Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран

Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран
Сколько стоят билеты и хорошо ли там жить

Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить
Спецпроект
Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить
Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить
Спецпроект

Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить

Квартира на Патриарших прудах: Кино, коллекция графики и связи в мире килимов
Квартира на Патриарших прудах: Кино, коллекция графики и связи в мире килимов
Квартира на Патриарших прудах: Кино, коллекция графики и связи в мире килимов

Квартира на Патриарших прудах: Кино, коллекция графики и связи в мире килимов

«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы
«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы Гимн, награды и наказания для сотрудников
«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы

«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы
Гимн, награды и наказания для сотрудников

Продажа наркотиков, нелегальный алкоголь и пропаганда паразитизма: За что преследуют Моргенштерна
Продажа наркотиков, нелегальный алкоголь и пропаганда паразитизма: За что преследуют Моргенштерна И где сейчас находится рэпер
Продажа наркотиков, нелегальный алкоголь и пропаганда паразитизма: За что преследуют Моргенштерна

Продажа наркотиков, нелегальный алкоголь и пропаганда паразитизма: За что преследуют Моргенштерна
И где сейчас находится рэпер

Cruel Tie — о песнях на английском, усталости и своем новом альбоме «Simplicity You Lack»
Cruel Tie — о песнях на английском, усталости и своем новом альбоме «Simplicity You Lack»
Cruel Tie — о песнях на английском, усталости и своем новом альбоме «Simplicity You Lack»

Cruel Tie — о песнях на английском, усталости и своем новом альбоме «Simplicity You Lack»

Сколько россияне тратят на котов и собак
Сколько россияне тратят на котов и собак Что попадает в рацион питомцев и как часто они бывают у ветеринара
Сколько россияне тратят на котов и собак

Сколько россияне тратят на котов и собак
Что попадает в рацион питомцев и как часто они бывают у ветеринара

«Мой мальчик»: Как петербурженка усыновила чайку по имени Фёдор
«Мой мальчик»: Как петербурженка усыновила чайку по имени Фёдор
«Мой мальчик»: Как петербурженка усыновила чайку по имени Фёдор

«Мой мальчик»: Как петербурженка усыновила чайку по имени Фёдор

«Все пройдет»: Новый миниальбом эмо-группы «Сердоболь»

«Все пройдет»: Новый миниальбом эмо-группы «Сердоболь»

«Все пройдет»: Новый миниальбом эмо-группы «Сердоболь»

«Все пройдет»: Новый миниальбом эмо-группы «Сердоболь»

От лекционных циклов InLiberty до культурной афиши ДК «Рассвет»
Спецпроект
От лекционных циклов InLiberty до культурной афиши ДК «Рассвет» Как создавать значимые городские события
От лекционных циклов InLiberty до культурной афиши ДК «Рассвет»
Спецпроект

От лекционных циклов InLiberty до культурной афиши ДК «Рассвет»
Как создавать значимые городские события

Планшет пополам: Стоит ли покупать Samsung Galaxy Z Fold3
Планшет пополам: Стоит ли покупать Samsung Galaxy Z Fold3 Тестируем телефон с гибким экраном за 170 тысяч рублей
Планшет пополам: Стоит ли покупать Samsung Galaxy Z Fold3

Планшет пополам: Стоит ли покупать Samsung Galaxy Z Fold3
Тестируем телефон с гибким экраном за 170 тысяч рублей

Где жить в Москве на острове
Промо
Где жить в Москве на острове Новый квартал вдали от шума и в 100 метрах от воды
Где жить в Москве на острове
Промо

Где жить в Москве на острове
Новый квартал вдали от шума и в 100 метрах от воды

Как повторить образы из «Французского вестника» Уэса Андерсона

Как повторить образы из «Французского вестника» Уэса Андерсона

Как повторить образы из «Французского вестника» Уэса Андерсона

Как повторить образы из «Французского вестника» Уэса Андерсона

Любовь и медведи: Как Эль Фэннинг строила прекрасную Россию будущего
Любовь и медведи: Как Эль Фэннинг строила прекрасную Россию будущего Чем хорош новый сезон «Великой»
Любовь и медведи: Как Эль Фэннинг строила прекрасную Россию будущего

Любовь и медведи: Как Эль Фэннинг строила прекрасную Россию будущего
Чем хорош новый сезон «Великой»

«Без доверия ничего не получится»
Спецпроект
«Без доверия ничего не получится» Как родители популярных тиктокеров относятся к их творчеству
«Без доверия ничего не получится»
Спецпроект

«Без доверия ничего не получится»
Как родители популярных тиктокеров относятся к их творчеству

Запах метро, сырого теста 
и Санкт-Петербурга
Спецпроект
Запах метро, сырого теста и Санкт-Петербурга Как ароматы вызывают воспоминания
Запах метро, сырого теста 
и Санкт-Петербурга
Спецпроект

Запах метро, сырого теста и Санкт-Петербурга
Как ароматы вызывают воспоминания

Подпишитесь на рассылку