26 июня, воскресенье
Москва
Войти

Кто плавает по Городскому пруду Екатеринбурга Байдарочники из секции «Динамо» рассказывают о соседстве с прогулочными катерами и тренировках на воде

Кто плавает по Городскому пруду Екатеринбурга

В Екатеринбурге, мегаполисе, где не хватает большой воды и открытых пространств, Городской пруд превратился в место столкновения светских и религиозных интересов. Возможно, через пять лет его облик изменится кардинально, однако сейчас он остается любимым местом отдыха горожан. В мае здесь начинается обычная летняя жизнь: ходят парусники и прогулочные катера, на пирсе дежурят рыбаки и тренируются строем байдарочники. The Village поговорил с молодыми спортсменами о тренировках, экзаменах и о том, каким они знают и любят Городской пруд.

Фотографии

СЕРГЕЙ ПОТЕРЯЕВ

Первые соревнования по гребле в свердловском спортивном обществе «Динамо» прошли почти 100 лет назад. За это время при «Динамо» вырастили более 30 мастеров спорта. Сейчас при детско-юношеской школе занимаются около 100 ребят, треть из них имеют спортивные разряды. Воспитанием спортсменов занимаются четыре тренера, а возглавляет секцию Нина Воробьева, заслуженный тренер России с сорокалетним стажем.

Байдарочники выходят на пруд с первыми проталинами. Они гребут и в дождь, и в ветер, и в жару, и в штиль. Спортсмены запрещают себе и другим использовать слово «плавать»: плавают пловцы, а байдарочники — гребут. Тренировки на пруду проходят ежедневно в течение пяти месяцев в году. Из-за холодов воспитанники ДЮСШ «Динамо» тренируются на воде в два раза меньше, чем их соперники из южных регионов. Поэтому зима является для уральских спортсменов главным врагом.

Занятия по гребле начинаются в августе. Первое задание для новичка — проплыть стометровку: тренер должен убедиться, что ребенок уверенно держится на воде. В секцию берут со справкой от врача: не пустят, например, если есть проблемы с сердцем или внутричерепным давлением. Новички занимаются четыре раза в неделю, и их тренировка длится от получаса до 50 минут. Через три года многие получают спортивный разряд и занимаются уже пять раз в неделю по часу. Спортсмены, которые планируют заниматься греблей профессионально, тренируются восемь раз в неделю по три часа.

Все тренировки проходят в самом сердце Екатеринбурга — на стрелке Городского пруда. Там гребцы хранят байдарки, весла и спасательные жилеты. В небольшом помещении стоят главные сокровища гребцов, одиночные судна весом 12 килограммов и большие четырехместные, 30-килограммовые. На территории комплекса есть раздевалка, душевая, тренажерный зал и бассейн. Зимой по выходным гребцы уезжают на базу «Биатлон», чтобы бегать 20-километровые кроссы на лыжах.

Семен Мардер, 16 лет

Сезон на воде открывается в марте, когда начинает сходить лед. Недавно мы ездили на соревнования в Магнитогорск и гребли при температуре минус 10 градусов — там теплую воду сливает ТЭЦ и озера не замерзают. В холодную погоду надеваем теплые носки, лосины, три пары термобелья, пару шарфов-баффов и обязательно шапку. Что в холод, что в жару, тренер не выпустит на воду без головного убора. Еще мы носим фартуки, которые защищают от ветра. Сильные порывы могут задувать в лодку и снижать скорость судна. Не холодно даже в мороз: когда интенсивно работаешь, выходишь на берег мокрым от пота.

Ежедневная тренировка начинается с того, что мы выносим байдарки, переодеваемся и ждем, пока все спустятся на воду. Тренер всегда рядом — или гребет сам, или едет на моторной лодке. Потом начинается разминка, во время которой нужно грести три минуты при высоком пульсе. Затем разные задания: на скорость, на скоростную выносливость, на силу. Так мы гребем по всей акватории пруда около двух часов. После отправляемся на пробежку или занимаемся на турниках.

Весной на руках всегда появляются мозоли. Нужно перетерпеть, и вскоре кожа заживет и станет грубой. Травмы случаются очень редко. Профессионалы могут что-то потянуть, но у нас такого нет. Страшнее всего — перевернуться. Мы называем это словом «выпадывать». Из байдарки поначалу выпадывают все, для этого новичкам выдают спасательные жилеты и отправляют грести вдоль берега.

Я живу по режиму. Утром просыпаюсь, завтракаю и иду в школу. После обеда — сразу на тренировку. Возвращаюсь домой уже в восемь или девять вечера и делаю домашние задания. Тренировки у меня шесть раз в неделю. Так что на личные дела остается только один день. Этого мало, но я сам выбрал такую жизнь. Путь спортсмена тяжелый, от многого приходится отказываться. Зато мы тут словно семья. Столько времени проводим вместе, что тренер уже как отец, а ребята стали братьями.

На личные дела остается только один день. Этого мало, но я сам выбрал такую жизнь

Летом два месяца я живу в спортивном лагере под Сысертью, готовлюсь к чемпионату России, который проводится в августе. Там выход к реке есть только у нас и никто не мешает тренироваться. Жизнь тоже построена по режиму: зарядка, завтрак, тренировка, обед, сон, тренировка, ужин.

Сезон на воде продолжается до октября. Зимой мы ходим в тренажерный зал, плаваем в бассейне и бегаем на лыжах. Еще есть тренировки на специальных тренажерах, которые имитируют греблю, однако на них сложно научиться хорошо грести. У спортсмена должно появится чувство воды, которое сложно описать словами. Чувство воды — это когда ощущаешь сопротивление воды и понимаешь связь тела с лодкой. У нас есть занятие под названием «сумерки». Оно проходит на лесной реке, когда начинает темнеть. Практически ничего не видишь, слушаешь лес вокруг, плывешь и совершенно по-особенному ощущаешь воду.

С учебой тяжело. Несмотря на то, что спорт дисциплинирует, на нее не остается сил. Тренер иногда ездит в школу и спрашивает, как мы учимся. Если есть долги — договаривается о пересдаче и не допускает до тренировки, пока все не подтянешь. Лично у меня проблемы возникают с математикой и физикой. Зато по физкультуре пятерка автоматом.

Гребля — красивый и романтичный спорт. Мы — единственные, кто смотрит на город с акватории пруда. Мне нравится, когда начинает темнеть и зажигаются фонари. Хотя времени оглядываться по сторонам особенно нет. На дистанции ты должен смотреть четко впереди себя, иначе потеряешь баланс или промахнешься веслом. Хороший гребец должен уметь концентрироваться и терпеть боль в мышцах на длинных дистанциях.

Своих детей я отдам в греблю. Она воспитывает характер и дисциплину. В моей семье династия гребцов: у отца КМС по гребле, две старшие сестры тоже занимались этим видом спорта.

Данил Попов, 15 лет

Когда мне было девять лет, у меня родился брат. Бабушка взяла коляску и повела нас гулять по Плотинке. Она училась в водном училище, и, когда увидела на берегу мальчиков с лодками, сразу предложила мне пойти на секцию. Я согласился и этим же вечером оказался на гребле. Первый раз меня посадили в каяк — это лодка-ведро, в которой невозможно перевернуться. Через несколько дней я пересел в лодку старого типа с самодельными поплавками из пятилитровых бутылок, а потом уже оказался в пластиковой гоночной лодке. Сейчас у меня есть личная байдарка. Нормальная гоночная лодка стоит как «Приора», около 250 тысяч рублей.

Я много раз падал в воду, но мне никогда не было страшно. Знаю, что всегда смогу доплыть до берега. Если оказываешься в воде в холодную погоду, сразу идешь переодеваться и больше в лодку не садишься, потому что организм уже потратил всю энергию, чтобы согреться. А если на улице тридцать тепла, то сел обратно и гребешь дальше.

Дно Городского пруда очень грязное. Когда выпадываю из лодки, ощущаю ступнями урны, выброшенные с набережной, бутылки, арматуру. Обувь остается на берегу, так что я шагаю очень аккуратно, чтобы не поранить ноги. А вода — нормальная, хоть и мутная. Мы с ребятами даже купаемся в жару возле Университета путей сообщения.

Мне нравится тренироваться в пасмурную погоду. Когда я выхожу на воду, чувствую свободу. Чувствую, что никакие обстоятельства и никакие проблемы мне не могут помешать. Еще я люблю побеждать в соревнованиях. Я уже побывал на соревнованиях в Краснодаре, Воронеже, Москве, Ростове-на-Дону, Казани. Спорт у меня на первом месте, а с учебой я не очень дружу. Родители меня поддерживают, учителя в основном понимают, хотя некоторые возмущаются. Недавно я вернулся со сборов и соревнований в Краснодаре и никто из преподавателей не был недоволен.

Во время тренировок я до мяса натираю руки веcлом. Чтобы мозоль заживала, мажу ее зеленкой. Перчатки не надеваю, потому что они мешают чувствовать опору. Если очень холодно, можно взять специальные варежки, которые надеваются поверх весла и защищают руки от ветра. Еще я не люблю грести в спасательном жилете, так как он сковывает движения. Однако чтобы его разрешили снять, нужно иметь первый разряд по плаванию. А новичков просят надеть жилет в холодную погоду, потому что даже если ты хорошо плаваешь, может свести ноги.

В основном в секции занимаются мальчики. Девочкам не очень нравится гребля, потому что, как правило, у профессионалок сильно растут плечи, а это для девочек не очень красиво. У нас в секции пять девочек, а мальчиков в три раза больше.

Иногда у нас случаются конфликты с обитателями пруда. Рыбаки нам не мешают, а вот ребята на катерах создают волну, которая тебя бьет в бок, и это очень неудобно. Но мы никак на них повлиять не можем, потому что пруд общий. Когда прохожие останавливаются, машут нам руками и фотографируют, — это приятно. А вообще хорошо, что мы тренируемся здесь. Благодаря тому, что нас все видят, в греблю идет больше людей и этот спорт развивается.

Я хочу зарабатывать греблей. Эта была бы та работа, которая мне приносит удовольствие и делает меня счастливым. Сейчас у меня цель — попасть в сборную России и оказаться на Евразиаде.

Если грамотно распределить время, после тренировки остается немного сил. В свободное время мы можем с друзьями посидеть во дворе или просто погулять по центру города. В общем, все как у обычных подростков, только еще и тренируемся шесть раз в неделю. Когда я гуляю по набережной с друзьями, друзья говорят: «Смотри, какой пруд красивый». А у меня, если честно, этот вид уже восторга не вызывает. Я привык.

Юлия Тимерханова, 17 лет

С 3 до 13 лет я занималась плаванием. Потом решила сменить тренера и ушла в другой бассейн. Там не было подходящих команд, и я подумала, что на этом мой спортивный путь окончен. Однако случайно кто-то предложил пойти в греблю, и вот уже два с половиной года я занимаюсь в «Динамо» и очень довольна. Чувствую, что это мой спорт, что могу добиться успеха.

На первом занятии было очень страшно. Меня посадили в лодку с плоским дном, я взяла неправильное весло, дул сильный ветер, и у меня ничего не получалось. Я вышла на берег вся мокрая и решила, что это не мое. Но после меня пересадили в байдарку и мне понравилось.

На второй тренировке я впервые упала в воду. Вывернулась, тренер кричал, чтобы я переворачивала лодку, а я ничего не могла понять, весло уплывало, я еле держалась ногами за дно. Боялась, что утоплю лодку и придется покупать новую. Добралась до берега и еле переборола себя, чтобы вновь сесть в байдарку. Еще я сильно боялась грести на середине пруда, до дрожи в коленях. Обычно те, кто послабее, гребут у берегов. Там даже психологически комфортней, потому что никто не может подрезать или обогнать. Сейчас я уже уверена в себе, хотя в сильный ветер по-прежнему страшно выходить на воду.

В гребле цепляет то, что ты никогда не знаешь, каким будет старт. Может быть штиль и солнце, а может — дождь и ураган. Каждый раз испытываешь себя заново. Еще здесь нет четких правил в технике. Есть цель — двигаться быстрее, и я сама решаю, как поставить весло, как сделать вынос, как подъехать. Мне нравится экспериментировать и искать что-то свое.

Катера в центре Екатеринбурга создают помехи, но я стараюсь воспринимать это как дополнительную тренировку баланса. Когда гребу, думаю о технике, а не любуюсь видом вокруг. Внимание обращаю только на то, как люди фотографируют пруд. А обычно есть только я, вода, лодка и весло.

В гребле мало девочек, потому что им тяжело грести. Плохо, что конкуренции мало, и ты тут первая среди трех

В школе я иду на золотую медаль. Буду сдавать ЕГЭ по биологии и обществознанию. Каждый день я встаю в шесть утра, делаю уроки до восьми, потом иду в школу, на тренировки, выполняю домашние задания. В свободное время помогаю маме: она бухгалтер и иногда приносит работу домой. Гулять я не люблю. Вдруг отправлюсь на прогулку, а потом потеряю один балл на ЕГЭ: мне это не нужно. Так что лучше не буду тратить время впустую, а почитаю книжку. Мне важно всегда что-то делать. Я считаю, что у человека должна быть цель и в спорте, и в жизни, и на каждый день.

Многим кажется, что мы гребем руками, но это не так. Руки — это только рычаг. Движение идет всем корпусом. А когда я встречаюсь с друзьями-пловцами, они шутят про весло, словно оно у меня с собой всегда.

Мне хочется добиться успехов в одиночке. Хотя в экипаже тоже есть свои плюсы. В Казани на соревнованиях я плавала с девочкой. Мы подходили к воде уставшие и вялые, а когда садились в лодку, начинали друг друга подбадривать. Силы и улыбки появлялись будто по волшебству. А вот если хоть один в команде настроен пессимистично, это почувствуют все.

Наверное, в гребле мало девочек, потому что им тяжело грести. Плохо, что конкуренции мало, и ты тут первая среди трех. А приезжаешь на всероссийские соревнования — и у спортсменок совсем другой уровень. Я хочу совмещать спорт и учебу, однако если придется выбирать, выберу спорт. Хочу поступить в Казань на тренера, но для этого надо хорошо сдать экзамены, пройти контрольные дистанции и быть в составе сборной России. Моя цель сейчас — хорошо сдать ЕГЭ и в августе собрать призы на соревнованиях.

скопировать ссылку

Читайте также:

Я живу в деревянном доме-гнезде с Дон Кихотом (Екатеринбург)
Я живу в деревянном доме-гнезде с Дон Кихотом (Екатеринбург) Жители квартала стрит-арта по улице Стрелочников — о жизни в столетних деревянных домах

Террасы, крыши, дворики: Новые и лучшие летние веранды Екатеринбурга
Террасы, крыши, дворики: Новые и лучшие летние веранды Екатеринбурга Куда идти и что заказывать на городских верандах в мае

Куда идти и что заказывать на городских верандах в мае

Лекция автора «Короля Льва», встреча с Лунгиным, инклюзивный концерт и Billy's Band на Уралмаше Куда сходить в Екатеринбурге с 22 по 28 мая

Куда сходить в Екатеринбурге с 22 по 28 мая

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

Невесело и точка. Как работает обновленный «Мак» под российским брендом

6 причин, почему разваливаются отношения

Первая полоса

Слово редакции
Слово редакции Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове» Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России

Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время ***** Исследование социологини Кати Дегтяревой

Исследование социологини Кати Дегтяревой

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут» Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе

Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум» И готовы ли платить дальше

И готовы ли платить дальше

«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»
«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком» Рассказ Вики Петровой, которая попала в СИЗО из-за антивоенного поста во «ВКонтакте»

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту С минимальными потерями

С минимальными потерями

6 причин, почему разваливаются отношения
6 причин, почему разваливаются отношения Отрывок из книги «Осознанные отношения. 25 привычек для пар, которые помогут обрести настоящую близость»

Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей В нем участвуют рестораны из пяти городов России

В нем участвуют рестораны из пяти городов России

Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей

«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****» The Village начинает публиковать литературные тексты

The Village начинает публиковать литературные тексты

Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние
Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние Собрали лучшие кадры астрономического явления

Собрали лучшие кадры астрономического явления

«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России

Гид по Beat Film Festival 2022
Гид по Beat Film Festival 2022 Что получилось привезти в этом году

Что получилось привезти в этом году

Как ***** и новые законы уничтожают литературу в России

«Котики-наркотики»: Как подростки помогают друг другу бороться с наркозависимостью

Невесело и точка. Как работает обновленный «Мак» под российским брендом
Невесело и точка. Как работает обновленный «Мак» под российским брендом Новый владелец сети обещает, что «хуже не будет»

Новый владелец сети обещает, что «хуже не будет»