В рубрике «Что нового?» The Village говорит с людьми, которые знают лучше других, что нового происходит в разных сферах жизни города: в образовании, на рынке труда и недвижимости, в культуре и личной жизни москвичей.

В этом выпуске корреспондент Александра Шевелева поговорила с врачом психиатром-наркологом, ассистентом кафедры наркологии и психотерапии ФГБОУ ДПО ИПК ФМБА России, врачом-психотерапевтом Московского городского психотерапевтического центра Еленой Шалаевой о недооценённой опасности алкоголя.

 

 

О причинах алкоголизма

— Почему алкоголь связан с центром удовольствия? Учёные это как-то уже объяснили?

— Алкоголь не всегда связан с центром удовольствия. Алкогольная зависимость развивается в стволовых и лимбических структурах мозга, где расположена система подкрепления. Она регулирует эмоциональные состояния, настроение и поведение. Дофамин, который вырабатывается во время приёма алкоголя, возбуждает систему подкрепления, наполняя человека положительными эмоциями. При истощении дофамина возникает вялость и апатия. Некоторые люди, например, не могут вступить в общение без употребления алкоголя. Алкоголь используется как средство для снятия «родительского» контроля. Теория транзактного анализа утверждает, что у каждого человека есть родительское состояние, взрослое и детское. «Родительское» состояние часто угнетает «детское», человеку некомфортно, когда он хочет, но не может познакомиться или поболтать с кем-то. Если говорить о психологии, то первое, что делает алкоголь, — убирает внутреннего критика. Подвыпивший человек ведёт себя как большой ребёнок: растормаживаются эмоции, он позволяет себе то, что не в состоянии сделать трезвым.

— А почему, когда выпьешь, так тянет совершить какой-нибудь подвиг, показать удаль?

— Мы изучаем структуру личности больных алкоголизмом или другими зависимостями. Могу сказать, что у таких людей были подавляющие индивидуальность родители. Выйти из-под родительского контроля в реальности у них не получалось. Повзрослев, эти люди продолжали подавлять внутреннего ребёнка самостоятельно. Если они под действием алкоголя совсем растормаживались, то совершали такие поступки, которые бы не сделали в другом состоянии: пели песни, знакомились с неподходящими людьми, чему с утра обычно ужасались.

Сложные взаимоотношения
в семье
одна из основных причин развития зависимостей 

 

— Есть теория, что в опьянении существует так называемая «точка Розанова», достигая которой, человек веселится, смеётся, радуется, а потом опять скатывается в грусть-тоску и засыпает. 

— Вы говорите о смене степеней опьянения. Существует график опьянения, но количество алкоголя и время для каждого человека будут индивидуальными. Лёгкая степень — примерно 20–100 ммоль алкоголя на 100 миллилитров крови, в средней степени опьянения настроение уже меняется с приподнято-эйфоричного на угрюмо-гневливое или равнодушное. В тяжёлой степени опьянения (более 400 ммоль) нарушается сознание. 

— Правильно ли я понимаю, что в этой точке эйфории надо переставать пить?

— Нет, неправильно. Надо раньше: ощущение насыщения организма запаздывает, поэтому человек может переедать. Так и здесь, с алкоголем.

— А сколько можно выпить?

— Я вообще алкоголь не рекомендую. Нормально, если это бокал хорошего вина, которое, может быть, люди сами сделали из своего винограда, в какие-то редкие праздничные дни. Кавказцы, кстати, очень редко болеют алкоголизмом, потому что они качественный алкоголь пьют с жирной едой. У них высокая толерантность к алкоголю.

— Получается, что авторитарные родители — частая причина алкоголизма?

— Да, сложные взаимоотношения в семье — одна из основных причин развития зависимостей: как химической, так и других (например, переедания или трудоголизма). Велика роль генетической предрасположенности, но в семьях, где через многие поколения передаётся алкоголизм, рождаются дети, которые им не страдают. В семьях, где алкоголь — норма, вероятность вырастить алкоголика, конечно, выше. Если смотреть на причины, то в России уже давно укоренилась алкогольная традиция, которую нелегко переменить. Вспомните советские фильмы: там выпивающий и курящий человек — норма. В «Ну, погоди!» даже волк курит!

— Но это ведь не то, что сценаристы из головы выдумали, это ведь действительно целая устоявшаяся культура. 

— Если говорить о культуре, то во времена богатырей вёдрами и ковшами пили «зелено вино», которое разводилось водой. По крепости оно было как «медовуха». Представление о том, что русский — это тот, кто может много пить, для многих наших пациентов «естественно».

 

 

 

О симптомах

— Какие критерии у алкогольной зависимости? Как вы её определяете?

— Алкоголизм — это хроническое заболевание, которое протекает с фазами обострений и ремиссий. Кроме патологического влечения к алкоголю, для него характерно наличие абстинентного синдрома, когда человеку необходимо принять вещество дополнительно, чтобы облегчить состояние.

— То есть опохмелиться?

— Да. Это означает, что зависимость уже сформировалось. Если есть повышенная тяга, если человек употребляет какое-нибудь вещество в ущерб другим социальным ролям, потребностям, значит он уже на первой стадии заболевания. Когда к этому присоединяется абстинентный синдром, это уже вторая стадия, когда человеку требуется медицинская помощь.

— Представление, что утром надо чуть-чуть выпить, чтобы хорошо себя чувствовать после вчерашнего и идти дальше работать, я слышу чуть ли не как совет здорового образа жизни. То есть даже если ты не хочешь, это способ снять неприятные ощущения.

— Это одна из традиций, сформированных в питейной культуре. Но это «норма» для человека, предрасположенного к формированию заболевания. У здорового человека нет такого представления.

— То есть пить с утра, чтобы опохмелиться, ни в коем случае не стоит?

— Я этого не говорила. Иногда это жизненно необходимо. Я говорю сейчас вещи, которые не принято говорить, но иногда, когда нет возможности снять это жуткое нарушение метаболизма в организме, немного алкоголя применяют. Но это когда человек находится на грани и нет других средств. 

— Это вы говорите об алкоголиках со стажем?

— Это уже третья стадия зависимости, когда алкоголь нарушает функционирование внутренних органов: развиваются циррозы, страдают сердечная мышца и поджелудочная железа. Человек может выпить столько алкоголя, что произойдёт серьёзное нарушение обмена веществ и ему будет необходима медикаментозная помощь.

 

 

Иначе он может умереть, даже не страдая алкогольной зависимостью (от угнетения дыхания). Такая сильная алкогольная интоксикация вызывает психические расстройства (в том числе делирий, или белую горячку). Люди, склонные опохмеляться, при продолжении этого пути, скорее всего, придут к такому расстройству.

Согласно официальной точке зрения, алкоголизм — неизлечимая болезнь

 

— Какие симптомы у белой горячки? 

— Выраженная тревога, обман восприятия (например, слуховые галлюцинации): человеку может казаться, что его преследуют. Пациент обычно слышит, как его ругают, к нему придираются. Наверное, вы видели: на улицах стоят люди и куда-то в сторону разговаривают.

— С воображаемым другом разговаривает?

— Да. Это проявления белой горячки.

 

 

 

О бурной молодости 

— Почему с возрастом нам всё тяжелее воспринимать алкоголь?

— Это индивидуально. У каждого организма свой биологический цикл. Некоторые люди доживают до самой смерти достаточно здоровыми, а у некоторых и в 30 развиваются серьёзные заболевания. К сожалению, один из моих пациентов в 36 лет умер от последствий употребления некачественного алкоголя. Развилось токсическое поражение печени — он знал, что нельзя, и в один из приёмов алкоголя умер.

— Почему в 20 пьёшь, гуляешь и веселишься всю ночь, а утром ещё и в университет собираешься, а в 30 выпиваешь вечером несколько бокалов вина и на следующий день не можешь встать? У нас усвояемость меняется?

— С возрастом меняется работа всех внутренних систем. Алкоголь — это же токсическое вещество, особенно в больших дозах. Если человек себя постоянно отравляет, организм слабеет. Употребление любого психоактивного вещества — это стремление к гибели, к саморазрушению. Поначалу человек испытывает эйфорию, приподнятое настроение, лёгкость общения. Затем всё меняется с точностью до наоборот. Хотя на самом деле вкус алкоголя — это ведь гадость невероятная. Лучший напиток для человека — простая вода.

 

 

 

О лечении

— Как-то изменились методы лечения алкогольной зависимости?

— Сейчас есть препараты, которые блокируют рецепторы, связанные с желаемыми реакциями на алкоголь. Человек может выпивать, но ожидаемого состояния не получит. Ему будет только плохо, смысл выпивки пропадёт. Эти препараты, правда, достаточно дороги, и люди не всегда могут их себе позволить. Но в любом случае их подбирает врач-нарколог.

— А вы как психотерапевт как работаете с такими больными?

— Человеку, попавшему в трудную ситуацию, важно осознать своё положение и получить поддержку в желаемых изменениях. Самое сложное в лечении — мотивация, особенно на ранних стадиях, когда человек даже не понимает, что у него формируется заболевание. Многие пациенты удивляются: «А что, разве у нас в стране возможно быть трезвым? Да ну, вы что, я не верю!» Беседуя с человеком, мы ищем, для чего ему нужна трезвость. Я прошу людей рассказать, какие потери они несут в результате такого образа жизни и что могло бы быть на этом месте. Поиск выпивки, компании, алкоголизация, похмелье — на это нужно время. Очнувшись, люди испытывают страдание: чувствуют вину и начинают понимать, от чего уходили в состоянии алкогольного опьянения.

— Сколько примерно длится лечение?

— Рекомендованное количество сеансов — 10–15, но чем дольше, тем лучше. К психотерапевту в Центр психотерапии и медицинской психологии и в наркологическом диспансере можно обратиться бесплатно. Это важно, особенно на ранних стадиях, когда ещё не ставят на учёт. Согласно официальной точке зрения, алкоголизм — неизлечимая болезнь, при которой поддержка необходима постоянно. Со временем человек научится оказывать поддержку самостоятельно.

— Мне кажется, главная проблема, что люди не осознают серьёзность взаимоотношений с алкоголем. Как будто это не про меня: я просто с друзьями по пятницам встречаюсь и пытаюсь снять накопленный за неделю стресс.

 

 

— Каждая карточка, которую я заполняю, начинается примерно с этих слов. Эти заблуждения застят людям глаза, как будто у них на глазах шоры: «Со мной такого не произойдёт. Алкоголизм — это ведь когда где-то там валяются пьяные, дурно пахнущие люди». А тот, который пьяный и неприятно пахнет, скажет: «Нет, у меня нет алкоголизма. Это у того, который в гробу лежит». Отсутствие понимания — это некоторая защита: если бы человек осознавал, что он делает, он бы себя не убивал.

Женщины стабильны, в том числе и в своих зависимостях

 

— Но что делать близким и родным людям? 

— Близким и родным людям надо прийти к профессионалу. Нередко родственники или друзья — созависимые, иногда им сложнее помочь, чем самому зависимому от психоактивного вещества. Созависимость мы даже в статистике отмечаем как болезнь, поэтому лучше приходить к психотерапевту вместе.

— Ну да, не всегда же понятно: «Она меня пилит, потому что я пью, или я пью, потому что она меня пилит».

— Примерно так, да. Люди функционируют как одна личность. Здоровому человеку хорошо как в паре со своим партнёром, так и отдельно, а люди с созависимостью плохо себя чувствуют в одиночестве, им обязательно нужна пара. Как правило, когда матери не дают своим детям нормально от них отделяться (сепарироваться), вырастает такой созависимый человек.

 

 

 

О пятничных вечеринках

— Если человек не пьёт запоем, а выпивает раз в неделю, по пятницам, например, у него есть шанс стать алкоголиком?

— Этот шанс есть у любого, кто регулярно употребляет алкоголь.

— Даже у тех, кто пьёт раз в неделю?

— Даже если раз в неделю. Но есть шанс и не стать — это зависит от многих факторов: каждый организм индивидуален. Сформируется абстинентный синдром у этого человека или нет? Может, и не сформируется — такое тоже бывает. Но с большей вероятностью сформируется. Если регулярно выпивать, последствия будут.

— Сколько лет надо пить каждую пятницу, чтобы стать алкоголиком?

— Заболевание возникает по-разному: например, спустя два-три года употребления — быстрое формирование, через пять-восемь лет — среднее, больше восьми лет — длительное. Чем дольше формируется заболевание, тем благоприятнее прогноз. Если абстинентный синдром сформировался быстро, прогноз тяжелее.

— Может и не вылечиться?

— Любой человек может «вылечиться». Если он привык пить после ссоры, от радости, по многим пустяковым поводам, то может легко вернуться к выпивке. Однако при определённой работе с врачом-психотерапевтом многих останавливает то, как много уже сделано, чтобы избавиться от болезни. 

 

 

 

О женском алкоголизме  

— Алкоголизм, если я правильно вас поняла, больше не мужская болезнь?

— Раньше в России соотношение заболевших мужчин и женщин было 5 к 1, но тенденция к росту женского алкоголизма есть. Женщины становятся более социально активными, часто живут одни, работают много и берут на себя мужские функции. Кроме того, биологические факторы: меньшее по сравнению с мужским организмом содержание воды в организме женщины приводит к более сильному токсическому действию одной и той же дозы алкоголя.

— Правда, что женский алкоголизм неизлечим, или это такой миф? 

— Считается, что болезнь неизлечима: женщине может стать лучше, но заболевание пожизненное. Другая крайняя точка зрения схожа с таковой известного психотерапевта Эрика Берна: «Если психотерапевт не вылечил шизофреника за один сеанс, ему надо идти и думать, что он сделал не так». Он, конечно, утрирует, но эффективная психотерапия даёт человеку возможность перестроиться, чтобы жить лучше и освободиться от зависимости. 

— Есть ли какие-то особенности лечения женщин или особенности развития болезни?

— Считается, что женский алкоголизм протекает тяжелее. Женщины стабильны, в том числе и в своих зависимостях. Женщине сложнее помогать. Смертность от последствий употребления алкоголя у них более чем наполовину выше, чем у мужчин. Помогая женщине преодолеть недуг, по моему мнению, стоит обращать больше внимания на индивидуальные, а не гендерные особенности.

— Чем женский алкоголизм тяжелее?

— Его сложнее лечить. Физиологически он быстрее формируется, в том числе из-за циклических гормональных особенностей. Женщины более эмоциональны. Алкоголь же эмоционально растормаживает. Со временем происходит нравственное разрушение человека, этические процессы страдают. Поэтому у больных появляется стереотипность, пропадает чувство юмора, происходит деградация. Когда страдают органы — сердечная мышца, поджелудочная железа, печень, — тогда психика, как правило, уже деградировала. Но даже на третьей стадии, если человек прекращает употреблять алкоголь, происходит постепенное восстановление, хотя, конечно, не до прежнего уровня.

— И сколько уйдёт на это восстановление?

— Пять-восемь лет, если это уже третья стадия.

— То есть если друзья стали не очень смешно шутить, то это повод задуматься.

— Повод задуматься есть.

 

 

 

О нашей стране

— Иногда в России так непросто жить, что даже здоровому человеку хочется уйти в запой. Как тут не выпить при виде всего, что совершается дома? 

— У людей, удовлетворённых в семье, в социуме, на работе, чаще нет такой потребности. Она возникает при стрессовых ситуациях, когда человек не чувствует себя способным справиться с жизненными задачами, когда не к кому обратиться за помощью: в семье и в социальной жизни куда ни пойдёшь — там тебя обругают, скажут, что сам виноват. Люди, у которых есть близкие или друзья, люди, чувствующие поддержку и понимание других, решают эти проблемы по-другому.

— Как наркологи относятся к двухнедельным новогодним праздникам?

— Наши люди воспринимают это как возможность отдохнуть «от всего», как каникулы, и некоторые уходят на десять дней в штопор. Нет другой традиции — понимания себя, своей жизни. Люди, склонные к злоупотреблениям, зачастую не умеют общаться так, чтобы это было радостно, приносило удовольствие, у них отсутствует способность относиться к себе и другим бережно. У русского пьющего человека ещё есть такая особенность — сводить на нет все свои усилия.

 

   

Фотографии: Иван Анисимов