Как устроена новая «IKEA Сити» И почему торговые центры за МКАД теряют свою актуальность

2 июля в торговом центре «Мозаика» заработала новая IKEA. Как и магазин шведской компании в «Авиапарке», это IKEA городского формата — магазин расположен в черте города, рассчитан в первую очередь на тех, кто приезжает на общественном транспорте, и скорее располагает к точечным покупкам, чем к массовой закупке мебели в новую квартиру. Вторую часть названия «Сити» новый магазин получил неслучайно: это новая концепция городских точек IKEA, которую в дальнейшем планируют масштабировать на другие города. Разбираемся, чем новая IKEA отличается от привычных гипермаркетов у МКАД.
Расположение
Шведскому мебельному магазину достались три этажа в малопримечательном торговом центре «Мозаика». Главные здешние точки притяжения — магазин Monki, соседствующий с ним крупный H&M (плюс дельный H&M Home) и гипермаркет «Лента», популярная в Петербурге сеть, где среди прочего можно найти не самые известные в столице продукты финских брендов. IKEA расположилась в торце торгового центра в противоположном углу от «Ленты». Впрочем, лучший ориентир — ручеек покупателей, стремящийся прямиком в мебельный. Остальные магазины на фоне переполненной IKEA кажутся еще более пустыми.
Несмотря на некоторое запустение торгового центра и скудное наполнение, шведская компания не прогадала с локацией. До «Мозаики» удобно добираться на такси или личном транспорте по ТТК, но еще проще — на метро и одном из самых приятных видов московского транспорта — МЦК. Прямо с перрона «Дубровки» попасть в торговый центр можно по надземному пешеходному переходу-трубе. Именно пассажиры общественного транспорта и должны составить, по задумке компании, основной трафик городской IKEA — некрупные товары можно увезти с собой, а мебель и габаритные предметы заказать с доставкой на дом. Причем стоимость доставки начинается от 399 рублей — такие условия особенно выгодны тем, кто живет в районе активно застраивающегося пояса ТТК и в центре, и платит существенные суммы за доставку из «замкадных» ИКЕА.

Что внутри
Начинка городской IKEA напоминает все остальные московские магазины сети, но в сжатом виде. Все то же круговое движение, которое начинается с постельного белья и отсека со светильниками и лампочками. Дальше дорожка с указателями ведет к спальне, рядам многодверных гардеробов, мягкой мебели и офисным стульям, товарам для организации пространства и игрушкам. Комнаты-экспозиции, множество мелочей в огромных металлических корзинах, плюшевые медведи, два этажа, отдел со шведскими продуктами, склад, ресторан IKEA — события в новом магазине разворачиваются по привычной схеме.
Правда, проходы между рядами вещей гораздо уже, и желания взять тележку для покупок не возникает. В целом в этом нет необходимости — все мелочи можно загрузить в икеевскую сумку «Фракта» и с ней же уйти, оплатив покупки. Все тяжелое — выбрав на складе, заказать домой с доставкой. Везут от пары дней до недели, стоимость рассчитывается индивидуально, но благодаря центральному расположению «IKEA Сити» она ниже, чем при заказе из замкадных магазинов сети.
На входе посетителям выдают перчатки и схему магазина — берите и то и другое. Первое — обязательный пункт безопасного посещения IKEA, о чем не устает напоминать спокойный голос из динамиков, второе — ключ к быстрому прохождению квеста по поиску «Марьюн» и «Хейне». Несмотря на интуитивно понятную и знакомую навигацию, плотная расстановка предметов поначалу сбивает с толку, и за рядами подушек и одеял легко не заметить банные полотенца и коврики для ванной.
Как и в больших IKEA, в «Сити» есть габаритная мебель: кровати, наполнение детских комнат, диваны и кресла, бытовая техника вроде плит и полноценный отдел с планированием кухонных проектов на втором этаже (попасть на него можно по широкой лестнице или на лифте). И все же в первую очередь в глаза бросается разнообразие мелочей и аксессуаров: корзины и коробки для хранения, органайзеры для офисного уголка дома, огромный выбор посуды и кухонной утвари, домашний текстиль, светильники, мягкие игрушки, вазы и кашпо. Искусственные растения вынесены в специальный раздел, а вот настоящих тут нет — для зеленых друзей в новой IKEA можно закупить разве что аккуратные лейки, горшки и подставки.

Современные технологии
Как и полагается всякой прогрессивной компании, с каждым годом магазины IKEA становятся все более технологичными. В «Сити» касс самообслуживания едва ли не больше, чем обычных, искать нужный отдел можно с помощью бесконечных указателей на полу и бумажного плана, а узнать больше о необходимых товарах — по QR-кодам на ценниках. Также предметы в IKEA помечены двумя типа карточек: красная означает, что товар доступен в магазине и его можно увезти с собой уже сегодня; желтая предупреждает о необходимости обратиться к продавцу для покупки товара.
Несмотря на небольшую по меркам шведских гипермаркетов площадь, самые загруженные зоны — кассы и входная — спроектированы таким образом, что здесь не скапливается толпа. Всюду расставлены бесконтактные диспенсеры с антисептиками, кассиры и консультанты по кухням сидят за прозрачными экранами. Можно сказать, что это временные поправки, вызванные эпидемией, но, скорее всего, это та реальность, с учетом которой будут проектироваться многие новые пространства в ближайшее время.
И даже вечный вопрос с очередями в шведском ресторане легко решили: вместо кассиров заказы принимают многочисленные экраны самообслуживания с меню, как в «Макдоналдсе» или KFC. Номер готового заказа высвечивается на табло — после этого поднос с фрикадельками и салатом можно нести за свой столик. Современно даже по меркам до недавнего времени самой технологичной IKEA в «Авиапарке», где заказы также объявляли с помощью экрана, но принимали их люди.

Кафе IKEA
Отдельное слово — про шведское бистро. В «IKEA Сити» оно гораздо меньше привычных икеевских столовых — никакого движения в очереди с подносом, салатов из-за стеклянных створок витрин и супа из огромного чана с половником. Впрочем, в новых посткоронавирусных реалиях на такое единение с толпой рассчитывать не приходится.
Меню получилось гораздо короче и проще, чем в классических IKEA. На экране можно выбрать фрикадельки с несколькими видами гарниров, салаты, выпечку и пару десертов. Есть отдельное меню завтраков, которое работает, как и в остальных IKEA, до 11:30. Хот-догов и мягкого мороженого по 20 рублей и половинок багета с сыром и ветчиной — классики икеевских киосков — в новом ресторане нет.
Также в меню добавили боулы – блюда, которые совмещают в себе салат и горячее в скандинавском стиле. В новой ИКЕА их шесть: с вегедельками, с креветками, с маринованным лососем, с мясными фрикадельками, с филе лосося, а также детский боул.
Еду можно взять с собой или съесть за столиком — ажиотажа вокруг них, как в крупных IKEA, не наблюдается. Попасть в кафе можно через отдельный вход на первом этаже — удобная опция, если перед покупками нужно подкрепиться или вы ехали целенаправленно за фрикадельками с овощами и боитесь обрасти ненужными покупками, пока дойдете до фуд-корта.
Как и всегда, после еды весь необходимый набор продуктов для приготовления шведского ужина можно купить в здешнем продуктовом. В холодильниках собраны фрикадельки, миндально-шоколадные торты Daim, замороженные картофельные оладьи и смесь для картофеля-пюре. На полках — джемы и соусы, маринованные огурцы, горчица и кетчуп в ярких упаковках.

Зачем все это нужно
До конца года в Москве появится третий магазин городского формата IKEA — в ТРК «Европолис». «Открытие „IKEA Сити“ — это логичное продолжение нашей стратегии по развитию омниканальной системы продаж. Решение о запуске магазина было принято во многом благодаря успешным результатам первого магазина IKEA городского формата в „Авиапарке“. В среднем ежемесячно его посещает более 380 тысяч человек», — заявил генеральный директор розничной сети ИКЕА в России Понтус Эрнтелл.
Времена мегамоллов за МКАД подходят к концу: жители крупных городов все чаще отказываются от личного транспорта, выбирают «жизнь на районе», а вместо выходного в торговом центре предпочитают парки, прогулки и более размеренный отдых. И пандемия лишь ускорила этот процесс.
Не слишком удаленные от центра торговые пространства в этом случае становятся компромиссом: поход в IKEA — больше не развлечение на весь день, а возможность купить все необходимое, сэкономив время на дорогу и долгое плутание между рядами товаров. Вместе с тем очарование аттракциона под названием «Поездка в IKEA» с непременным тестированием матрасов и примеркой комнат-экспозиций (смотрите также фильм «500 дней лета») и ужином в здешнем ресторане в городских магазинах шведской сети тоже пропало. Но дело, скорее всего, не в локации, а во времени.
Фотографии: ИКЕА