В этом году автоматы с сырниками, салатами, сэндвичами и десертами DC Daily появились более чем в сотне московских бизнес-центров. Представители стартапа называют их кулинарными киосками. На каждом нарисован зеленый страус — логотип сервиса доставки еды Delivery Club. Эта компания дала имя проекту, но развивается он самостоятельно. The Village встретился с его основателем и узнал, как идут дела и сложно ли приучить офисных сотрудников покупать обед в автомате.

DC Daily

сеть кулинарных киосков


Дата основания: 2017 год

Число точек: более 150 в Москве

dc-daily

Автомат вместо столовой

Предприниматель Илья Филимонов до 2016 года жил в Петербурге и занимался бизнесом в сфере продаж. Переехав в Москву, он обнаружил много небольших и средних бизнес-центров, работники которых не могут купить нормальную еду — нет столовых и кафе поблизости. «У моего товарища был стартап, арендовавший помещение в небольшом офисном центре, и его сотрудники ходили за полкилометра, чтобы пообедать», — говорит предприниматель. При этом он заметил, что московские кулинарии предлагают достойный ассортимент: если бы в офисах можно было взять готовые блюда из «Ашана» или другой сети, проблема была бы решена.

Так у него возникла идея сети вендинговых автоматов Mamafood, в которых работники офисов могли бы покупать не снеки и газировку, а готовую еду: супы, второе, салаты, сэндвичи и десерты. Срок годности таких продуктов — 72 часа, потому для размещения решили выбирать офисы от 150 сотрудников: там больше шансов продать всю еду за это время или списать ее с минимальными потерями.

Сначала компания заказала пробную партию автоматов из США, но они не подошли — там была неудобная система, основанная на взвешивании продуктов. Одновременно начали разрабатывать свое решение — на базе обычного холодильника с прозрачной дверцей, который ставят в магазинах.


У моего товарища был стартап в небольшом офисном центре, и его сотрудники ходили за полкилометра, чтобы пообедать


Инвестор с именем

«Я начал один, но были люди, которые поверили в проект, дали небольшие деньги на тест», — вспоминает Илья. Привлечь первые инвестиции помог Артур Шамалов, также развивающий сервис автоматизации для кафе и ресторанов MixCart. За это он получил долю в проекте. Именно он организовал встречу с представителями Mail.ru Group — холдинг решил вложиться в стартап. «У них большой фокус на еду, и им интересны проекты в этой области на ранней стадии развития. Направление было новое, до нас в нем никого не было», — рассказывает Филимонов. Сейчас он привлек около 3 миллионов долларов от разных инвесторов, в основном они пошли на закупку оборудования.

Весной этого года Mamafood провела ребрендинг. Название стартапа изменили на DC Daily, а на автоматах появился логотип с зеленым страусом — такой же, как у сервиса доставки еды Delivery Club, принадлежащего Mail.ru Group. «Эту идею предложили мы, а в Mail.ru ее утвердили», — рассказывает Филимонов. Цель — максимально быстро завоевать доверие аудитории.

По словам управляющего партнера Delivery Club Руслана Гафурова, DC Daily - не конкурирует с сервисом доставки еды, а дополняет его. «Цель проекта очень правильная и схожа с нашей — доставлять еду быстро и дешево туда, где ее не хватает. В некоторых бизнес-центрах Москвы нет столовых и ресторанов, и автоматы выручают», — говорит он. Гафуров отмечает, что команда у проекта сильная, они советуются с Delivery Club по поводу маркетинга и стратегии, но развитием проекта занимаются сами. «Мы верим в ребят и будем внимательно следить за бизнес-результатами, которые зависят от качества, разнообразия готовой еды и доступности автоматов», — считает он.

Офисная еда

Убедить инвесторов дать деньги на проект помогло и то, что к тому моменту компания уже нашла поставщика еды — ей удалось договориться с сетью «Кулинариум». Правда, блюда для вендинговых автоматов надо было доработать, чтобы они не портились и не проливались в процессе транспортировки. Бренд-шеф компании, который ранее работал в сети «Прайм», раз в неделю приезжал на производство, чтобы разрабатывать новые рецепты и технологии. «Он подбирал специальные овощи, формат упаковки соусов — прорабатывалась каждая деталь», — говорит Филимонов. Проработав год с «Кулинариумом», компания решила запустить свое производство, его блюда постепенно вытесняют на полках автоматов продукцию кулинарии.

Сейчас упакованная еда поступает в распределительный центр, и водители развозят ее по точкам. В автоматах есть система инвентаризации: их пополняют каждый день, и если какие-то блюда не проданы за 48 часов, холодильник сообщает, что нужно их забрать. «Водитель не сможет загрузить новую еду, пока не спишет старую. Это процесс полностью автоматизирован, и человеческий фактор исключен», — говорит Филимонов. Всего компания установила более 150 автоматов в Москве, их число хотят довести до 500.


Сейчас успехом пользуется паста болоньезе, сырники с вишней и сгущенным молоком, салат нисуаз, муссы с семенами чиа и банановый крем-пудинг


Среди прочего они стоят в офисах Deloitte, Lenovo и Райффайзенбанка — все точки сети можно увидеть на карте в приложении сервиса. С его же помощью можно совершать покупки — по коду киоска, который отображается на экране. Но можно обойтись и банковской картой: достаточно приложить ее к терминалу. После авторизации дверь холодильника разблокируется, автомат распознает, что именно вы взяли, и списывает деньги.

Средний чек у DC Daily, как в офисной столовой, — 250–300 рублей. Компания старается найти баланс между здоровой едой и популярными, но не самыми полезными позициями — так, наряду с сырниками здесь продаются более калорийные десерты. «Не каждый оценит меню из одних фитнес-блюд», — говорит он. Ассортимент сети меняется в зависимости от сезона, бывают праздничные предложения и постное меню. Каждую неделю компания вводит в ассортимент новинки, которые в зависимости от спроса либо остаются на полке, либо покидают ее.

Сейчас успехом пользуется паста болоньезе, сырники с вишней и сгущенным молоком, салат нисуаз, муссы с семенами чиа и банановый крем-пудинг. Последний для компании делает Bakery by Men. Ее основатель Григорий Кочетков познакомился с руководством DC Daily в октябре, на корпоративе Mail.ru, куда пекарня поставляла капкейки. Предприниматели быстро договорились, и теперь на автоматы еды приходится 35–40 % оборота компании, которая ежедневно выпекает по 1 500 десертов. «Для нас это хороший старт: офисные работники знакомятся с нами, это наша аудитория, средний класс, нам не приходится отсеивать тех, кто не готов платить по 200 рублей за десерт», — говорит Кочетков.

Выгоднее кафе

Автоматы DC Daily ставят и в бизнес-центрах, где нечем перекусить, и там, где работает столовая или кафе. По вечерам они обычно закрыты, и засидевшиеся допоздна сотрудники могут поужинать едой из автомата. При этом затраты на установку холодильника ниже, чем на открытие небольшой точки с едой в офисном центре. «Холодильник стоит дорого, но если сравнивать с точкой, которая ставит витрину, вешает телевизор, обклеивается пос-материалами, мы выигрываем в два раза», — говорит Филимонов. Аренда одного квадратного метра площади под автоматом обходится ему в 5–10 тысяч рублей, в то время как мини-кафе тратит по 25–30 тысяч в месяц на аренду и 40 тысяч на зарплату.

Некоторые бизнес-центры сами обращаются в DC Daily и просят установить у них автомат. На другие выходит отдел продаж компании. Сейчас в ней работает более 50 человек. Автоматы DC Daily стали появляться и в жилых комплексах. Вместо готовой еды там продаются продукты. Так, в ТСЖ «Миракс» на проспекте Вернадского продаются три яблока за 99 рублей, две хурмы за 329 рублей и сырная тарелка за 349 рублей. Правда на этой неделе автоматы из жилых комплексов заберут — рынок пока не готов, говорят в компании.

Некоторые точки уже окупились, но проект в целом — пока нет (размер выручки компания не разглашает). Филимонов надеется, что с запуском своего производства в полную силу DC Daily быстрее выйдет в плюс.

После публикации герой потребовал удалить свои фотографии, так как они ему не понравились