Российский дизайнер и иллюстратор Илья Кувшинов живет в Токио. Сейчас он разрабатывает персонажей для сериала «Призрак в доспехах», который выйдет на Netflix в марте. Кроме того, он рисует иллюстрации для соцсетей, и это, по его признанию, приносит больший доход. На его аккаунт в Instagram подписано 1,6 миллиона пользователей, а почти тысяча патронов на Patreon платят ему более 2 тысяч долларов в неделю. The Village поговорил с иллюстратором о карьере в Японии, работе над культовым аниме и успехе в соцсетях.

Начало

Все началось как раз с «Призрака в доспехах». Я посмотрел его, когда мне было шесть лет, и был впечатлен тем, что увидел. Я родился в Пензе, но в 11 лет переехал в Москву, там я начал учиться в художественном колледже. Параллельно я вращался в тусовке любителей японской анимации, познакомился с товарищем, у которого было много DVD с аниме, — я пересмотрел очень много всего.

В 17 лет я поступил в Суриковский институт на факультет архитектуры. С деньгами было очень туго, и я решил устроиться на работу — стал концепт-художником для онлайн-игр. Я разрабатывал и рисовал локации, предметы, объекты, персонажей. В итоге я решил не оканчивать институт, а углубиться в мир диджитал-иллюстрации и видеоигр, и ушел перед дипломным годом.


Я сначала был концепт-художником, потом мне досталась роль режиссера: я рисовал раскадровки, руководил всем процессом


Поработав некоторое время над игрой (которая так в итоге и не вышла), я понял что хочу заниматься работой с бОльшим упором на истории. Тогда я устроился в компанию NARR8, где как раз начался проект моушн-комиксов (гибрид комиксов и анимации, где персонажи совершают совсем немного движений, есть музыка и звуковые эффекты, но нет голосовой озвучки, часто выходят в формате сериала. — Прим. ред.). Я сначала был концепт-художником, потом мне досталась роль режиссера: я рисовал раскадровки, руководил всем процессом. Но после 25 выпусков сериал закрылся. Как раз тогда я решил переехать в Японию.

Переезд

Я очень много смотрел аниме и понимал, что в Японии собрались главные профессионалы — самые серьезные режиссеры, аниматоры и художники этого стиля. Я не думал, что переехать туда просто, но в интернете я познакомился с русской девушкой, которая работает в Токио, мы стали общаться. Она рассказала мне, что некоторые ее знакомые приехали в Японию на два года по студенческой визе. Они ходят в языковую школу по четыре часа в день — учат японский, а остальное время у них свободно.

Это был октябрь 2014 года, мне было 24, и у меня почти не было сбережений, но были постоянные заказчики: я рисовал обложки для американских комиксов. Но пары обложек в месяц не хватало для того, чтобы оплачивать школу, общежитие, еду — в Японии все дорого. Мне помог аккаунт на Patreon (онлайн-платформа, где производители контента могут размещать свои работы и получать донаты от подписчиков. — Прим. ред.).


Благодаря поддержке подписчиков я смог остаться в Японии и продолжил работать.


Однажды я потратил последние деньги из гонорара за комиксы, у меня остались 50 тысяч йен — я понял, что в следующем месяце не смогу оплатить школу и общежитие. Patreon был моей последней надеждой, и буквально первые 100 подписчиков принесли 500 долларов, а это те самые 50 тысяч йен, которые у меня оставались. Потом стало все потихоньку расти — благодаря поддержке подписчиков я смог остаться в Японии и продолжать работать.

Patreon

Я завел аккаунт почти сразу после переезда. Мои подписчики платят каждый месяц 1–5 долларов и получают все, что я могу дать: видео того, как я рисую, кисти, файлы, слои, на которых можно посмотреть, как все работает.

Но практически невозможно зарабатывать на Patreon, не имея своей аудитории. Лучше уже быть активным в соцсетях, потом сказать своим подписчикам: «Вот мой аккаунт на Patreon, вы можете поддерживать мое творчество и получать много бонусов от меня». У меня до этого было 30 тысяч подписчиков в инстаграме, аккаунты в Tumblr, Twitter и Facebook. Число подписчиков в инстаграме стало резко расти после того, как сделал фан-арт на фильм «Леон» — многим понравилась моя Матильда.

Во всех моих аккаунтах стоят ссылки на Patreon, чтобы люди знали, где и как можно поддержать меня. В самом Patreon есть система рекомендаций, когда людям предлагают подписаться на производителей контента с похожей тематикой, но это работает не так хорошо. Не бывает так, что ты только завел аккаунт, а у тебя уже тысяча подписчиков. Нужно разместить там достаточное количество работ — люди должны видеть, что у тебя уже есть.

Самое интересное, что я работаю для Patreon по два часа в день, а для студии делаю дизайн персонажей по 12–14 часов в день, и эти два часа приносят больше дохода — просто такая система.


Я работаю для Patreon по два часа в день, а для студии делаю дизайн персонажей по 12–14 часов в день, и эти два часа приносят больше дохода.


Работа в Японии

Сейчас я женился и живу в Японии по семейной визе. Несколько лет назад я начал работать с местными студиями. Недавно в японских кинотеатрах вышел наш анимационный фильм Birthday Wonderland. Я получил эту работу благодаря тому, что режиссер фильма, Кейити Хара, нашел мой артбук в книжном магазине — он вышел в ноябре 2016-го. Как раз тогда он искал дизайнера персонажей, увидел на обложке странное имя — сначала решил, что это псевдоним какого-то японца. Он решил со мной связаться и выяснить, кто я. Так он узнал, что я из России, но, к сожалению, не высокая блондинка. Он предложил нарисовать несколько персонажей на пробу — и в итоге взял меня в проект.

Сначала мне поручили только дизайн персонажей, но был еще нужен дизайн локаций — объектов, с которыми персонажи взаимодействуют, техники (автомобили, велосипеды, танки), и так далее. Мне задали вопрос: «Не знаешь, кто это мог бы сделать?» Я спросил, могу ли я сам попробовать? Они согласились. Взамен я попросил научить меня, как быть режиссером и рассказать, как это все работает. Кейити Хара согласился. Так я увидел все этапы производства фильма, даже те, где мне не нужно было участвовать.

Режиссер Birthday Wonderland также познакомил меня с множеством людей в индустрии. Частично благодаря этим связям мне удалось стать ведущим дизайнером в новом «Призраке в доспехах». Кейити Хара познакомил меня с президентом компании Production I.G Исикавой Мицухисой (это одна из крупнейших японских анимационных студий, которая выпускала «Призрака»). Я ему сказал, что большой фанат этого фильма, и он подарил мне книгу с кадрами из первого фильма с автографом режиссера. Я был очень рад.


Сейчас не хватает людей в анимационных сериалах и фильмах. Есть несколько десятков человек на всю Японию, которые могут потрясающе анимировать.


Потом я спросил его: «Я слышал, что вы делаете новый сериал по „Призраку“, — вам не нужен художник?» Он ответил, что нужен. Я по почте послал ему несколько эскизов, их показали режиссеру и в итоге предложили мне эту работу. Без того разговора я бы точно не получил ее. Исихава Мицухиса — пожилой человек, он вряд ли бы нашел меня в интернете.

Сейчас нехватка людей в анимационных сериалах и фильмах. Есть несколько десятков человек на всю Японию, которые могут потрясающе анимировать, но им нужно распределять нагрузку, они не могут вести сразу десять проектов, потому фильмов выходит мало. Художников, рисующих фан-арт, намного больше, но у них нет опыта в анимации. Здесь нужно посмотреть, как дизайнер нарисовал персонажей, что задумал режиссер и воплотить это в движении.

Люди в анимации работают по 12–16 часов в день и получают довольно мало. Поэтому здесь рады любой помощи — нет никакого негатива по поводу того, что я из России. Когда русский мальчик говорит, что хочет не только дизайн персонажей, но еще и другую работу, ему отвечают: «Мы не можем тебе отказать, ты нам очень поможешь».

Рабочий график

Над Birthday Wonderland и «Призраком в доспехах» я работал одновременно два года. Мой первый эскиз для «Призрака» показали недавно, хотя я нарисовал его два года назад и у меня есть новые. Обычно проекты анонсируют ближе к выходу, чтобы не успели о них забыть. Помимо этих проектов, я делал еще несколько других и дизайны персонажей для презентации инвесторам. Когда из старой манги хотят сделать новый фильм, нужно показать, как это может выглядеть.

Над «Призраком» сейчас работают 50 человек: аниматоры, моделлеры, операторы и еще человек десять на аутсорсе. Дизайнеров двое, я отвечаю за персонажей, мой коллега — за роботов, технику и автомобили. На аутсорсе еще есть человек, который рисует интерьеры и оружие. Я нарисовал около 60 персонажей: были бомжи и миллионеры, бабушки и солдаты. Режиссеры решают, какими будут эти персонажи, я делаю прототип, его отдают моделлерам, чтобы они знали, какой нужен цвет, форма лица и так далее. Они делают модель, которую потом утверждают режиссеры.


Были, конечно, неловкие ситуации, когда я неправильно прочитал описание задачи на японском и нарисовал что-то совсем не то.


Я все еще продолжаю изучать японский язык. Самое сложное — это читать иероглифы, но так как это очень важно для работы (читать сценарий, раскадровки и описания ТЗ), я стараюсь развиваться в этом направлении. Но были, конечно, неловкие ситуации, когда я неправильно прочитал описание задачи на японском и нарисовал что-то совсем не то.

Сериал по «Призраку в доспехах» выйдет на Netflix в марте. Я работаю и над другими проектами, но они выйдут года через два, и я не могу про них рассказывать по условиям соглашения. Мой график расписан на несколько лет вперед. В Россию я пока не ездил, нет времени. Но ко мне приезжают друзья и привозят тонны русского майонеза, вкуснее которого ничего нет.

Мой рабочий день начинается с фриланса — на него по утрам уходит часа два. Потом я иду в офис, где 8–10 часов занимаюсь рабочими задачами: мы утвердили дизайн одного персонажа и обговорили другого, теперь нужна фотография семьи, иногда нужен, например, дизайн маскота для детской одежды, дизайн фальшивой детской игры. Потом я пару часов рисую для соцсетей. Там я уже сам выбираю тему, настрой, идею. Делать то, что говорят другие, тоже интересно и там ниже уровень стресса. Когда я рисую для себя и для фанатов, то начинаю сомневаться, хорошо ли это, понравится ли это.

Patreon я веду не ради выгоды, но отдачи от него гораздо больше, чем от работы над анимационными фильмами и сериалами. Я очень благодарен моим патронам за их веру в меня, и это, наверное, моя самая большая мотивация двигаться вперед.


Обложка: Netflix