Если у вас отключен блокировщик рекламы, наверняка хотя бы однажды вы видели на баннерах совсем нерелевантные и даже странные товары. Например, вы смотрели в интернете платья, а вам показывают рекламу кипы из крокодиловой кожи, которая еще и стоит 200 тысяч рублей на сайте ЦУМа. Вы искали гаджеты на AliExpress, но с баннера этой площадки на вас смотрит костюм человека на унитазе или упаковка сушеных насекомых. The Village разбирается, что это — ошибка алгоритма или попытка завлечь покупателей, которые уже игнорируют обычную рекламу.

Очень странные товары

Несмотря на то что на AliExpress покупатели часто идут за чем-то необычным, на его баннерной рекламе предлагаются вещи, покупка которых вряд ли могла прийти в голову обычному российскому пользователю. Костюм человека, сидящего на унитазе, накладные ягодицы, мужские колготки, шлем для курицы, трусы с карманом для денег, целый аквапарк, развесные сушеные жуки (которых автоматический переводчик почему-то назвал кротами) — вот далеко не полный список того, что покупатели заметили на рекламных баннерах AliExpress на сайтах и в соцсетях.

Но предлагает купить необычные вещи не только китайский маркетплейс. Так, на рекламном баннере ЦУМа несколько месяцев назад появилась кипа из крокодиловой кожи. Традиционный мужской головной убор, да еще и за 200 тысяч рублей, вряд ли то, за чем обычный горожанин заходил на сайт магазина. Кипа на баннере всплывала у совершенно разных людей, независимо от их вероисповедания, возраста или покупательских привычек. Иногда удивляет своих клиентов и интернет-магазин Farfetch: на его рекламных баннерах, например, можно встретить сумку-авоську почти за 20 тысяч рублей. Необычные товары вроде обогревателя для лица были замечены и на баннерах Ozon.

Клик на жука

Многие покупатели не блокируют рекламу в интернете. Благодаря баннерам магазинов, которые вы посетили, можно, например, отследить скидки на нужные товары. Но при этом каждый день мы видим такое количество рекламы в интернете, что привыкли не обращать на нее внимания. Если, конечно, нам не показывают что-то из ряда вон выходящее вроде сушеных жуков.

Человек переходит в магазин просто из любопытства и чтобы понять предназначение предмета

Необычные товары привлекают внимание: увидев на баннере что-то странное, на него хочется кликнуть. Человек переходит в магазин просто из любопытства и чтобы понять предназначение предмета. Непонятная вещь может быть и игрушкой для собак, и приспособлением для БДСМ-практик, и кухонной утварью. Высокая цена тоже вызывает желание разобраться, чем так хороша эта вещь, раз за нее просят столько денег. А там уже недалеко и до перехода к другим товарам и совершения покупки.

То, что нам покажут на баннерах, зависит и от общей популярности товаров на площадке. Специалист по диджитал-рекламе Марина Калмыкова объясняет, что определенные баннеры мы видим благодаря динамическим креативам — настройкам рекламы в Facebook и Instagram, при которых рекламодатель загружает несколько вариантов изображений и текста для автоматического подбора более эффективной комбинации. При этом учитываются действия всех пользователей, а не одного человека. Странные товары получают более высокий результат в выдаче, просто потому что на них чаще кликают.

Аналитик в сфере диджитал-маркетинга Петр Костюков подтверждает, что рекламный баннер в Facebook показывают пользователю по двум сценариям — персонализации (на основе поведения человека в соцсети) или оптимизации (на основе того, что выбирает статистическое большинство за время ротации рекламной кампании). В Ozon нам ответили, что все продавцы площадки получают равный доступ к рекламе в соцсетях. Именно их алгоритмы отбирают, какие товары показывать на баннерах, на основе кликов и покупок.

Alibaba и алгоритмы

«Нам жаль, что вас расстроил какой-то из наших товаров. Поверьте, не такого эффекта мы добивались», — ответили на запрос The Village в пресс-службе российского представительства AliExpress. Там объясняют, что подборки товаров в социальных сетях создает не человек, а алгоритм компании Alibaba. Когда на него накладываются еще и настройки соцсетей, получается такой эффект. Facebook и Instagram показывают шлем для курицы не тем, кто интересовался товарами для кур. Просто похожие по полу, возрасту и интересам пользователи кликали на сайте AliExpress именно на эти товары. Они, в свою очередь, стали популярными именно своей необычностью.

Очень вероятно, что скоро странные вещи с баннеров маркетплейса исчезнут и покупатели увидят что-то более знакомое и привычное. Сейчас в AliExpress Russia активно занимаются локализацией приложения и сайта. Недавно за дело взялась команда разработчиков, они должны исправить алгоритм так, чтобы в ленту попадали более релевантные и качественные товары.

В любом случае, похоже, дела у AliExpress идут неплохо. В логистическом операторе «Цайняо» (Cainiao Network, принадлежит Alibaba Group), который и доставляет в Россию товары с китайского маркетплейса, подсчитали, что за три месяца карантинных каникул количество посылок заметно выросло. Россияне получили 7 545 тонн отправлений, что на 61 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. К сожалению, мы не знаем, что было в этих посылках — товары первой необходимости, которые россияне ради экономии решили заказать из Китая, или компульсивно приобретенные странные вещи с баннеров.