Многие производители косметики и продуктов стараются привлечь внимание покупателей яркой упаковкой. Ее приходится выбрасывать сразу после покупки или придумывать, как сдать на переработку несколько слоев из разных материалов. Основательнице интернет-магазина Екатерине Колчановой удалось уговорить одного из поставщиков перейти с пластика на крафтовую бумагу. Она написала о том, как ей это удалось и как она пытается «переодеть» другие продукты.

Екатерина Колчанова

основательница бережного интернет-магазина «Осока высокая» и проекта «Теперь так»


Слишком упакованные

Мы сделали интернет-магазин «Осока высокая», чтобы можно было купить простые бытовые товары, не тратя время на выбор и чтение мелких текстов на упаковке. Чтобы кто-то взял и отсеял товары, которые выходят за рамки бережного быта. В «Осоке» для такого отсева работают три фильтра: товары должны быть российскими (это соответствует принципу поддержки местных производств), состав должен быть понятен без кандидатской степени по химии, и после их использования должно оставаться минимальное количество мусора.

И если с первыми двумя более-менее понятно, то с третьим пунктом пока не все так гладко. Мы много работаем с брендами из регионов, куда волна осознанности еще не докатилась.

30–80 %

может занимать стоимость упаковки в цене продукта

Мало кто задумывается о принципах устойчивости и о том, что упаковку, на которую тратится так много сил и денег, отправят в помойку уже через минуту после покупки. Многие производители продолжают подчеркивать уникальность своего продукта излишествами в упаковке. Тут как в сказке: крем в баночке, баночка — в коробке, а коробка — в пленке. Некоторые в эту «матрешку» кладут еще рекламный вкладыш.

С одной стороны, так, конечно, привычнее — снял да выбросил. А с другой — чтобы сделать даже бумажную упаковку (ее, как правило, считают менее вредной, чем пластик, но это не всегда так), в расход идет большое количество воды, энергии, древесного сырья и ядовитой химии, которую используют для отбеливания бумаги и в красках. Производство неизбежно сопровождается выхлопами, загрязнением сточных вод и транспортным следом. За все это платим мы — потребители. Чем изощреннее коробка, тем больше ресурсов и выше цена. На сайте Гринписа есть калькулятор упаковки, который поможет прикинуть наши регулярные расходы на нее.

Стоимость упаковки в цене продукта может занимать от 30 % до 80 % (а в некоторых случаях и больше). Но мы не думаем об этом, покупая баночку крема. В магазине или на производстве это уже совсем другой масштаб, который трудно не заметить.

Переодевание

Идея для «переодевания» упаковки родилась в обсуждении с командой проекта «Теперь так» — Машей Гельман и Антоном Ногиновым. «Раздеть» или «переодеть» — так мы называем работу с упаковкой товаров.

Первое, от чего нам показалось легче всего избавиться, — это пленка с бумажной коробки. Мы попросили нескольких производителей не использовать ее — они ответили, что пленка защищает коробку при транспортировке. Кроме того, известные бренды могут использовать пленку для дополнительной защиты от вскрытия или подделок. Но это точно не наш случай: мы продаем через интернет и работаем с отечественными марками, слава которых пока не так широка, чтобы их начал кто-то подделывать.

При этом менеджеры соглашаются с нашими аргументами и позитивно относятся к предложению «сэкономить на нас». Но пока дальше «мы передадим ваше пожелание на производство» мы не продвинулись — поставки продолжают приходить в пленке. Скорее всего, внутренняя мотивация компании к таким изменениям еще не созрела, а наших просьб недостаточно, но мы продолжим попытки.

Десерт без пластика

Один из самых популярных продуктов в «Осоке» — натуральные крымские десерты. Мы закупали их в фасовке по 130 граммов — в пластиковой подложке с припаянной к ней крышкой из композитного материла (толстый фольгированный картон). Пластиковую подложку еще можно сдать в переработку, а вот с крышкой уже ничего не сделаешь. Но самый большой недостаток этой упаковки был в том, что крышка так крепко припаивалась к подложке, что добраться до десерта без инструмента было невыполнимой задачей.

Продавать десерт в таком виде было немножечко стыдно, несмотря на весьма симпатичную концепцию продукта — разные вкусы посвящены местным достопримечательностям. Поэтому мы предложили «Крымскому десерту» подумать о более бережной и эргономичной упаковке. И спустя пару-тройку месяцев после первой же беседы с руководителем компании Юрием Легиным мы получили фото прототипа — десерта, завернутого в крафтовую бумагу и перевязанного джутовой веревкой. В ответ мы подыскали варианты того, как можно на новую упаковку нанести брендинг и прочую информацию, и уже через месяц получили первую пробную партию.

Крышка так крепко припаивалась к подложке, что добраться до десерта без инструмента было невыполнимой задачей.

Кстати, именно так в команде появилось правило «просто спроси». Суть которого в том, чтобы все-таки обсудить свою идею с партнером, вместо того, чтобы самому придумать причины «почему нет» и заранее принять за него отрицательное решение.

Теперь все десерты упакованы в неотбеленную бумагу, которую можно сдать на переработку, отправить в компост или даже использовать вторично. Изнутри упаковку пришлось проложить пищевой калькой, чтобы на внешней стороне бумаги не появлялись пятна влаги от десерта. Вместе с упаковкой изменилась и фасовка — теперь десерт фасуется по 150 граммов и не режется, благодаря чему он меньше подсыхает, дольше оставаясь свежим. Увеличение веса повлекло за собой небольшой рост цены: сейчас мы продаем десерты по 155 рублей вместо 140 рублей.


Юрий Легин

руководитель «Крымского десерта»

Пока для нас это только эксперимент, и, к сожалению, далеко не все наши оптовые покупатели готовы перейти с привычного пластика на бумагу. Исходные материалы для бумажной упаковки сами по себе дешевле, но пока упаковка не набрала популярности, мы делаем ее вручную, не очень крупными партиями, поэтому это никак не отразилось на цене. Несмотря на это, мы верим, что рано или поздно такая упаковка будет более востребована, и уже ищем более экологичные решения для фасовок другого веса и подарочных вариантов.


Мы уже успели получить первые отзывы о новой упаковке от постоянных покупателей — о том, что десерты стало легче открывать. Наша аудитория довольно осознанная, и, кажется, для нее «переодевание» в более бережные материалы — что-то само собой разумеющееся. Для нас, в общем-то, тоже, так что мы не ждем бури оваций, но это еще один шаг к более бережному потреблению.


ФОТОГРАФИИ: обложка — anastasiia agafonovastock.adobe.com, 1 — sirnength88 — stock.adobe.com, 2 — «Осока высокая»