Автоматы по приему бутылок и банок хорошо знакомы тем, кто бывает в Европе и заходит в местные супермаркеты. Там в цену пива или газировки изначально заложена цена упаковки, и при сдаче бутылки покупатель получает эту сумму назад. Само название «фандомат» (иногда его называют пандоматом) образовано от немецкого слова «pfand» — «залог». Недавно их установили в магазинах крупных торговых сетей в Москве, Петербурге и Краснодаре, в ближайшее время они появятся и в других миллионниках. The Village узнал, чем пандомат отличается от фандомата, куда отправится собранное вторсырье и на что дадут скидку за сдачу бутылки.

Все в сборе

Первым из российских торговых сетей автоматы для сбора вторсырья начал устанавливать «Вкусвилл». Прошлым летом сдать пластиковые бутылки и алюминиевые банки можно было только в одном из московских магазинов. Сейчас у ретейлера 12 пандоматов, причем не только в Москве: два из них находятся в Подмосковье, еще один — в Петербурге. Ими пользуются около 4 тысяч человек в месяц, каждый сдает в среднем пять бутылок или банок. Во «Вкусвилле» объясняют, что после контейнеров для сбора батареек захотели организовать для покупателей еще какой-нибудь экологичный сервис. В итоге автоматы появились в тех магазинах, где для них было достаточно места.

Пандоматами «Вкусвилла» пользуются около 4 тысяч человек в месяц, каждый в среднем сдает по пять бутылок или банок

В начале года автоматы установили и в супермаркетах «Лента» в Петербурге. В 11 магазинах принимают ПЭТ-бутылки и алюминиевые банки, которые потом отправляют на переработку на завод Wirhaben в Петергофе. Покупатели уже отнесли в пандоматы «Ленты» порядка 100 тысяч единиц тары. Также автоматы установлены и в шести супермаркетах «Магнит семейный» в Москве, Красногорске и Краснодаре. Пока больше всего собирает именно пандомат в краснодарском магазине: за первый месяц туда загрузили 2 400 бутылок и банок. Он расположен недалеко от головного офиса ретейлера, и автоматом активно пользуются сами сотрудники. В Москве самыми ответственными оказались посетители магазина на Профсоюзной улице.

Недавно 20 автоматов появилось и у X5 Retail Group: первые десять установили в «Пятерочках», семь — в «Перекрестках» и три — в «Каруселях». Пока в торговой сети называют проект пилотным — число точек увеличат, если посетители супермаркетов будут активно сдавать сырье. Чтобы их стимулировать, первое время рядом с автоматами лежали листовки с информацией об ответственном потреблении, промоутеры помогали сдать бутылки тем, кто не привык пользоваться сенсорными экранами.

Пандомат во «Вкусвилл»

Во всех супермаркетах установлены китайские автоматы для сбора вторсырья. Каждый из них в зависимости от комплектации (есть модели с большим и маленьким дисплеем, со встроенным прессом и без него) стоит от 400 до 800 тысяч рублей; подержанный фандомат из Европы обойдется еще дороже — около 20 тысяч евро. Поэтому торговые сети берут их в аренду у одной из компаний, специализирующихся на вывозе вторсырья. Сейчас их всего две — «Экотехнологии» и «Национальная экологическая система».

Они даже называют свои автоматы по-разному: в «Экотехнологиях» используют пришедшее из Европы слово «фандомат», а в «Национальной экологической системе» зарегистрировали товарный знак «Пандомат» и логотип с пандой. «Экотехнологии» работают с магазинами X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») и везут собранные бутылки на собственный Тверской завод вторичных полимеров. Сотрудники «Национальной экологической системы» обслуживают магазины «Лента» сами, а для работы с «Магнитом» и «Вкусвиллом» привлекли подрядчиков, которые взяли на себя логистику в обмен на сырье.

Как сдавать тару в автоматы

 Мыть бутылки и банки перед сдачей не обязательно, но желательно.

 Крышечки можно оставить.

 Этикетка должна быть на месте, так как автомат сканирует штрихкод на ней.

Совместными усилиями

Сбор банок и бутылок — это экологическая инициатива, которая не приносит ретейлерам прибыли и требует дополнительных расходов на аренду автоматов. Точные цифры торговые сети не раскрывают, но затраты могут быть существенными. Так, куратор экологических проектов «Вкусвилла» Александр Цыганков рассказывает, что желание поставить больше пандоматов «упирается в стоимость». Сейчас ретейлер ищет партнера, например производителя напитков, готового взять на себя часть расходов. Именно по такой схеме X5 Retail Group сотрудничает с Coca-Cola HBC и Unilever, а «Магнит» — с производителем пива AB InBev Efes.

Coca-Cola HBC планирует к 2030 году собирать и перерабатывать столько же упаковки, сколько она выпустила на рынок

Производителям напитков сбор использованной тары может дать льготы. «Например, компания по закону должна обеспечить переработку 15 % упаковок от своих товаров. Но если при их производстве она использовала 10 % вторичного пластика, то этот норматив уменьшается на эти же 10 %, компания ответственна уже не за 15 упаковок, а за 13,5», — говорит Анна Слободенюк, инвестиционный менеджер фонда «ТилТех Капитал», отвечающая за направления ретейла и фудтеха. Правда, пока государство уделяет этому недостаточно внимания.

Пандоматы в магазинах могут помочь производителям с реализацией экологических стратегий. Так, Coca-Cola HBC планирует к 2030 году собирать и перерабатывать столько же упаковки, сколько она выпустила на рынок. В прошлом году этот показатель достиг 27 %. За два с половиной года компания собрала в России 60 тысяч тонн отходов упаковки, что заметно меньше, чем в европейских странах.

Скидка за бутылки

Скидку за сдачу использованной тары предлагают X5 Retail Group и «Магнит». За каждую банку или бутылку в «Пятерочке» дают купон со скидкой 15 % на напитки компании Coca-Cola. В «Перекрестке» и «Карусели» предлагают купон на скидку 10 % на продукцию Unilever — чистящие средства для дома Domestos, Glorix и Cif. Эти же автоматы принимают упаковку от бытовой химии и шампуней. В «Магните» пандомат печатает купон со скидкой 10 % на напитки бренда «Белый медведь», которой могут воспользоваться только совершеннолетние покупатели. Купоны можно потратить только в магазинах той же торговой сети, в автоматы которой загружены банки и бутылки.

Предложить скидки на все товары ретейлеры не могут: выручка от продажи вторсырья не сможет компенсировать все затраты

Но предложить скидки за использованную тару на остальные товары ретейлеры не могут. Автоматы пока остаются для них дорогой экологической инициативой, а выручка от продажи вторичного пластика не сможет компенсировать все затраты на установку и обслуживание. Во «Вкусвилле» говорят, что отказались от скидки за сдачу сырья, потому что пришлось бы выдавать чек или купон на скидку, который потом отправится в мусорную корзину. Куратор экологических проектов сети Александр Цыганков рассказывает, что не получилось также интегрировать скидку в систему лояльности, чтобы люди получали бонусы на карту через приложение. Все программное обеспечение у пандоматов китайское, и разработчики «Вкусвилла» сделать с ним ничего не смогли.

Недавно заговорили и о массовой установке фандоматов, ими собирается заняться компания «РТ-Инвест» (входит в госкорпорацию «Ростех») и Российский экологический оператор. Обещают, что схема будет европейской: в цену напитков, продаваемых в пластиковой, стеклянной или алюминиевой упаковке, включат залог в размере пяти — десяти рублей. Их можно будет вернуть, сдав бутылку в автомате — планируется поставить 30 тысяч фандоматов в Москве и Подмосковье. По оценкам «РТ-Инвест», это обойдется в 20 миллиардов рублей.


Фотографии: обложка – Pixel_B – stock.adobe.com, 1 – «Вкусвилл»