Даркстор (от английского «dark store» — «темный магазин») — это помещение, где хранят товары и собирают заказы для онлайн-магазинов. Выглядит даркстор как обычный торговый зал крупного супермаркета, «темным» его делает недоступность для покупателей — войти сюда могут только сотрудники. Такой формат на стыке склада и магазина появился в Англии в начале 2000-х, но сразу не прижился, и первый даркстор вскоре был закрыт. В 2009 году свои «темные магазины» запустила крупная британская сеть Tesco, и с тех пор с ними экспериментируют многие компании, в том числе и российские.

В сети «Перекресток» объединить магазин и склад впервые попытались в 2017 году. Тогда в Москве открылся гибридный даркстор: одну часть помещения отводили под обычный супермаркет, а другую — под склад, где сотрудники собирали интернет-заказы. Если нужного товара на складе не оказывалось, то сборщик искал его в торговом зале. После этого ретейлер построил еще два полноценных «темных магазина» в Москве и Петербурге. При их создании консультировались как раз с британскими коллегами из Tesco. А недавно в подмосковном поселке Вешки открылся самый большой даркстор «Перекрестка» площадью 18 тысяч квадратных метров, где хранится порядка 30 тысяч наименований. Мы побывали в новом «темном магазине» и рассказываем, как он устроен.

Фотографии

АННА ЛОБАНОВА

площадь

18 тысяч квадратных метров

Товары в наличии

25–30 тысяч наименований

Количество сотрудников

300 человек

Время работы

круглосуточно

Инвестиции

порядка 600 миллионов рублей

площадь

18 тысяч квадратных метров

Товары в наличии

25–30 тысяч наименований

Количество сотрудников

300 человек

Время работы

круглосуточно

Инвестиции

порядка 600 миллионов рублей

Под контролем системы

Главное отличие даркстора от склада — это способ хранения товаров. Здесь нет ящиков и коробок, все разложено и расставлено на полках по секторам, как в супермаркете. Но при этом собирать заказы в «темном магазине» получается намного быстрее и эффективнее, чем если бы сотрудник ретейлера ходил по торговому залу одного из «Перекрестков». Там ему бы мешали обычные покупатели и их поведение: кто-то может случайно повредить упаковку или переставить пакет молока в отдел бытовой химии. Более того, в супермаркете можно отслеживать наличие товара весьма приблизительно. Если человек взял что-то с полки, положил в корзину, но пока не оплатил, в системе будет отображаться, что товар есть в наличии, хотя фактически на месте его может не оказаться.

Систему управления даркстора разработали специально для онлайн-магазина «Перекрестка». Когда покупатель делает заказ, данные о нем автоматически попадают в систему, и она подсказывает сотрудникам, как его собирать. Отправляясь на склад, сборщик ставит на тележку несколько ящиков и сканирует штрихкод на каждом из них, чтобы система понимала, сколько заказов он может сформировать. В портативном терминале сбора данных, который удобно носить на запястье, сотрудник видит задание — система сообщает, к какой ячейке подойти, какой товар взять и в какой ящик положить.

Все ряды и полки здесь пронумерованы, а товары расставлены по принципу «от тяжелых к легким» — сначала сотрудник идет по рядам с пятилитровыми бутылками воды, постепенно доходит до пакетиков со специями и последний товар кладет в тележку уже перед зоной упаковки. Когда сборщик помещает что-то в ящик, он сканирует штрихкод — и информация о наличии обновляется моментально.

Системе известно не только местоположение каждого конкретного наименования, но и то, сколько заказов на него уже поступило. Потому она информирует сотрудников, когда нужно довезти что-то из распределительных центров, а потом также помогает раскладывать это по полкам — на терминале сбора данных отображается номер ряда, полки и ячейки, куда нужно поместить конкретный товар. Когда сотрудник собирает тележку со всем, что нужно разложить, он также сканирует штрихкоды на ящиках и индивидуальных упаковках. Система следит, чтобы в одной тележке оказалось только то, что лежит недалеко друг от друга, и сортировщику не пришлось обходить всю площадь даркстора.

От фруктов до тапочек

Традиционные складские комплексы обычно находятся далеко от города, и заказы оттуда приезжают к покупателям не сразу, а некоторые категории товаров, например мороженое, такую доставку просто не выдерживают. В отличие от склада, даркстор должен быть ближе к заказчикам — либо в черте города, либо рядом с ним. Это позволит работать со сложными категориями продуктов: свежими овощами, фруктами, мясом и рыбой. В дарксторе «Перекрестка» для них выделены две специальные зоны — просто холодная и морозильная, а в интернет-магазине можно заказать и хлеб из пекарни, которая находится здесь же.

В «темном магазине» есть второй этаж — мезонин. Его отвели для товаров, которые заказывают довольно редко, но они все равно востребованы у покупателей. В мезонине можно найти, например, пластиковые контейнеры для хранения, швабры, вешалки, стаканы, свечки для торта и домашние тапочки. Чтобы сборщикам не пришлось постоянно подниматься и спускаться, сотрудники со второго этажа просто отправляют наполненные ящики вниз по ленте конвейера.

Товары зоомагазина «Бетховен» или продукты «Ешь деревенское» не хранятся на складе, но их тоже можно заказать в онлайн-магазине «Перекрестка». В этом случае их привезут в «темный магазин» и соберут заказ на месте. Для этого здесь есть зона быстрой комплектации.

Пакет с подсказкой

Чтобы помочь клиенту сориентироваться в сроках годности, в «Перекрестке» используют пакеты разных цветов. Продукты и бытовая химия с сухого склада приезжает к покупателю в белом пакете, охлажденные продукты, которые нужно сразу положить в холодильник, — в зеленом. В желтый пакет с надписью «Обратите внимание» кладут товар-замену, если заказанной клиентом позиции не было на складе. Так покупатель может сразу решить, брать ли товар, и вернуть пакет курьеру. На красном пакете тоже есть надпись «Обратите внимание». В нем могут оказаться товары, к примеру, в помятой упаковке или с оставшимся сроком годности менее 50 %.

Такая система генерирует большое количество отходов. В «Перекрестке» пока не планируют отказываться от пластика или переходить на многоразовую упаковку, но все использованные пакеты можно вернуть курьеру. Он привезет их в даркстор, где их спрессуют, а потом отправят на переработку.

На темную сторону

В России дарксторы в разное время открывали «М.Видео» и «Утконос», а у «Яндекса» есть магазин-склад в Москве, где формируют заказы продуктов для жителей района Хамовники. Но небольшая «Яндекс.Лавка» и дарксторы крупных ретейлеров ориентированы на совершенно разные покупательские потребности. Директор по стратегии электронной коммерции «Перекрестка» Леонид Довладбегян объясняет, что в «темном магазине» в Хамовниках происходит дозакупка: человек заказывает небольшое число товаров, которые ему нужны прямо сейчас.

В интернет-магазине «Перекрестка» люди приобретают товары впрок. Они заказывают доставку примерно раз в две недели, покупают не только продукты, но и бытовую химию, товары для дома, детей и животных. Особенно востребованы минеральная вода, большие упаковки собачьего корма, туалетная бумага. Обычный заказ из онлайн-магазина «Перекрестка» весит порядка 27 килограммов, в нем оказывается больше 40 позиций. Средний чек составляет 3 208 рублей, в компании говорят, что его размер не отличается в зависимости от района Москвы — в центре люди покупают примерно то же, что на окраинах.

Сейчас рынок онлайн-торговли растет быстрее, чем классический ретейл, и пример «Перекрестка» это подтверждает: выручка интернет-магазина увеличилась в 4,5 раза по сравнению с первым кварталом 2018 года. Но заменить обычные походы по магазинам даркстор пока не может. В них часто идут не только за покупками, но и за ретейл-развлечениями — прогулками между рядами, чтением этикеток и квестом по поиску товаров по акции.