Владелец группы «Шоколадница» («Шоколадница», «Кофе Хауз», «Ваби Саби», Pizza Hut) Александр Колобов займется продвижением американской сети лапшичных ресторанов Panda Express в России. По данным «Коммерсанта», в этом году откроется пять-семь точек, еще столько же — в следующем. The Village узнал, что это за компания и нужна ли американская сеть китайской еды в России.

Что такое Panda Express

Американской сетью азиатской еды Panda Express управляют супруги Энди и Пегги Чернг. Оба приехали в США из Азии с родителями в поисках лучшей жизни, поступили в университет, но денег не хватало — Энди подрабатывал официантом в Нью-Йорке.

В 1972 году пара переехала в Калифорнию, Энди работал семь дней в неделю в заведении своего кузена за 800 долларов в месяц, пока Пегги получала PhD. Из-за разногласий с двоюродным братом, который даже не говорил по-английски, Энди пришлось уволиться. Тогда, в 1973 году, он нашел ресторан в Пасадене, который сдавался в аренду, занял у родственников 60 тысяч долларов и открыл свою лапшичную. В первом заведении Panda Express братья и сестры Энди работали бесплатно, его жена Пегги присоединилась к семейному делу через десять лет.

В начале 80-х Энди познакомился с девелопером Дэном Донахью и договорился об открытии точек в его торговых центрах. К 1985 году компания открывала по пять-девять заведений в год — это были лапшичные на фуд-кортах. Потом сеть вышла на улицу: основатели стремились, чтобы Panda Express была на каждом углу и открыта 24 часа в сутки.

В те времена китайские заведения были в основном семейными забегаловками, Чернги задались целью вывести свою сеть на другой уровень: они предлагали посетителям комбо-обеды, работали над вкусом блюд. Будучи инженером по профессии, Пегги первой из рестораторов стала использовать компьютер, чтобы изучать статистику заказов — это упростило закупки.

К 1997 года у компании было больше 250 точек по всей стране, она продавала франшизу, ее годовая выручка достигла 170 миллионов долларов, а к 2001-му — миллиарда.

Пегги признает, что вести бизнес всей семьей непросто: периодически возникают разногласия. Но основатели компании стараются не спорить о том, чья идея лучше, а искать общий путь, который в итоге окажется самым эффективным. Сейчас в сети более 2 тысяч заведений в разных странах мира, в ней работает более 25 тысяч человек.

Востребована ли азиатская еда


Андрей Лукашевич

управляющий директор Delivery Club

Сейчас доля заказов азиатской еды (без японских суши) в Delivery Club составляет всего несколько процентов, в то время как доля суши варьируется от 55 до 80 % в заказах в разные периоды. Мы доставляем заказы азиатских мест вроде Nhà, «Китайской грамоты», United Asia, «Точки дзы», Phố Phở, PhoBo и других.

Но надо понимать, что это локальные точки. У них своя аудитория, которая приходит именно на бренд ресторана. Если мы хотим развивать вкус и формировать привычку разнообразия в еде, нужны крупные сетевые игроки. У Александра Колобова отличный опыт в масштабировании крупных брендов. Доля заказов азиатской еды (без суши) в Delivery Club невелика, так что у Panda Express большой задел для роста.

Хватит ли места на рынке

Антон Красулин

гендиректор сети лапшичных «Воккер»

Для нас конкурентом является любой оператор, работающий на фуд-корте, будь то концепция, торгующая бургерами, курицей или супом фо-бо. Но в то же время мы оцениваем это событие как положительное, так как синергия позволит увеличить интерес потребителя к азиатскому формату и непосредственно лапше. Концептуально с Panda Express мы разные, поэтому не боимся потери своих гостей — наоборот, считаем, что вследствие открытия новой сети и у нас клиентов может стать еще больше.

В свое время я специально летал в Америку изучать этот концепт, там он, несомненно, пользуется огромной популярностью. Успех запуска в России зависит от нескольких факторов: какая цена будет установлена, каким будет маркетинг и насколько успешно получится всей этой историей операционно управлять. Panda в США — это аналог азиатского «Макдоналдса», ну а что получится в России, покажет время, так как не все концепции у нас приживаются. Кроме нас, профессиональных игроков в сфере китайской лапши на рынке России не было.

С точки зрения массового общественного питания у клиентов всегда будут востребованы места, где можно получить вкусную еду за адекватные деньги, быстро и вежливо. Если говорить про сегмент «Азия», потенциал огромный и места хватит всем.

Есть ли шанс на успех

Станислав Лисиченко

основатель «Китайских новостей»

Panda Express — прекрасный качественный проект, на нашем рынке близко нет аналогичных по качеству азиатских проектов в сегменте fast casual (рестораны быстрого питания). Была провальная попытка позаимствовать «Панду» под названием «Китайчи», но по качеству еды и эффективности управления это было за гранью добра и зла.

В условиях обнищания среднего класса и его исхода из сегмента casual (рестораны на каждый день) в более низкий ценовой сегмент fast casual (ресторан быстрого питания) я уверен, что Panda Express имеет хорошие шансы на успех. Только ребятам надо будет сильно адаптировать меню, я вижу на сайте компании американское меню и понимаю, что его себестоимость в наших условиях будет атомной: грибы, брокколи, цукини, сладкий перец, баклажаны, тофу — все это очень дорогие продукты, цены тянут на полноценный ресторан. Именно то, с чем Колобову предстоит конкурировать. Чем в итоге пожертвуют — своей прибылью, качеством блюд или смогут разработать новое меню под российские реалии?

Есть еще вопросы управления, аренды, технологии производства, которые предстоит решить Колобову. Справится ли его компания с этим? Учитывая его позитивный опыт с «Шоколадницей», а также провальный, но давший ему отличный опыт проект «Азия кафе» и дохловатый «Ваби Саби», я уверен, что есть все шансы на успех.



Фотографии: officialpandaexpress