В книге «Не работайте с мудаками», отрывок из которой публиковал The Village, преподаватель Стэнфордской бизнес-школы Роберт Саттон советует не работать с токсичными людьми. Но распрощаться с важным и капризным клиентом или уволиться с любимой работы, на которой время от времени возникают конфликты, не всегда возможно и разумно. Мы собрали советы о том, что делать в таких случаях.

 Управляйте дедлайнами 

Некоторые руководители и заказчики практикуют подход «первый вариант никогда не бывает хорош». Даже если у них нет конкретных идей о том, как улучшить проект, они могут попросить «еще немного покреативить» или «поиграть со шрифтами». Проблема подобных расплывчатых комментариев в том, что вам предлагают угадать, какой именно вариант окажется верным при полном отсутствии подсказок. Но желание поиграть в такие игры сходит на нет с приближением дедлайна.

Эксперт по переговорам Игорь Рызов советует выяснить, когда наступает дедлайн у заказчика или руководителя, склонного давать неконкретные комментарии. Сдача работы ближе к этой дате позволит сократить количество итераций проекта.

 Готовьте план Б

Еще один способ справиться с людьми, требующими все переделать, — готовить сразу два варианта проекта. Второй вариант может лишь незначительно отличаться от первого, но это обычно удовлетворяет жажду изменений у начальников и клиентов.

Если вы работаете на фрилансе, стоит также заранее ограничить количество версий проекта в договоре, составить подробное техзадание, а также закреплять правки и промежуточные договоренности хотя бы электронными письмами, чтобы не было недопонимания.

 Не поддавайтесь на провокации

Токсичные люди, оказавшиеся на месте руководителя, могут попробовать вывести вас из себя разными способами. Одни громко кричат, другие в процессе разговора могут начать вас игнорировать. В любом случае стоит придерживаться своей позиции в переговорах и не выходить из себя.

Психолог Дэвид Бернс в ответ на эмоциональную критику советует не возмущаться, а для начала согласиться с некоторыми из доводов оппонента и потом сконцентрироваться на конкретных фактах, а не на взаимных оскорблениях. Это поможет вывести конфликт на уровень конструктивных переговоров.

 Готовьтесь к худшему

Автор книги «Не работайте с мудаками» советует тем, кто оказался в сложном коллективе, изменить свое отношение к ситуации. Вместо того чтобы эмоционально вовлекаться в нее, можно развивать в себе равнодушие.

Кроме того, полезно не ждать улучшения, а, наоборот, готовиться к худшему развитию событий. Тогда проблемы не станут неожиданностью, а внезапное улучшение ситуации будет приятным сюрпризом.

 Попробуйте мягкое перевоспитание

Роберт Саттон также советует тактику мягкого перевоспитания офисных монстров. Она состоит в том, чтобы спокойно объяснить свои требования и причины, по которым вы не обязаны выслушивать злобные тирады.

Более рискованная стратегия — открытая конфронтация, позволяющая поставить негодяя на место, а также разоблачить и дискредитировать его. Но здесь нужно действовать очень аккуратно, потому что агрессия порождает агрессию и вы рискуете запустить порочный круговорот оскорблений и личных нападок. Перед тем как наносить ответный удар, стоит подождать нужного момента.